Организация и содержание духовно - нравственного воспитания младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2015 в 07:34, курсовая работа

Описание работы

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие.
На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, «продовольственно-вещевые» по характеру, формируются вредные привычки у детей младшего школьного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.
1.1. Сущность духовно-нравственного воспитания………………7
1.2. Особенности и условия духовно-нравственного воспитания в младшем школьном возрасте………………………………………………..14
1.3. Содержание работы учителя по духовно-нравственному воспитанию младших школьников…………………………………………24
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ..................................................................................31

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1. Диагностика уровня сформированности нравственной воспитанности у учащихся начальных классов ...........................................32
2.2. Формирование нравственного опыта у младших школьников.......................................................................................................44
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ.....................................................................................49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................

Файлы: 1 файл

Кобченко Ю.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

1. Нашедший деньги сказал: «Ты  словно Маша - растеряша, не будешь  деньги терять!»- и не отдал  деньги.— 0 баллов.

2. Первый ученик отдал второму 1 монетку, а другую оставил себе  —1 балл

3. Первый ученик отдал обе  монеты, но сказал: «Скажи всем,  что это я нашел и вернул  тебе деньги» — 2 балла

4. Первый ученик отдал монетки  и сказал: «Не плачь! Вот твои  монетки, ты обронил их на лестнице». —3 балла.

Экспериментальная работа показала, что в 1 классе низкий уровень сформированности сопереживания другому  человеку в беде имели 2 человека. Эти дети не захотели расстаться с монетами, оставив сверстника наедине со своим горем. Возможно, так произошло в силу того, что семья, в которой живут эти  дети, имеет не очень большой достаток. Однако, через год учащихся с низким уровнем сформированности сопереживания не зафиксировано.

 Средний уровень выявлен  в 9 случаях (1 замер). Здесь дети больше хотели обратить внимание на себя (5 человек из 9 выбрали ответ «Скажи всем, что это Я нашел...»). Но 4 человека решили разделить находку поровну. Интересно, что через год, 3 человека не изменили своего решения. («Скажи всем, что это Я нашел...»), но к ним еще примкнули 4 человека, согласившись с этим утверждением. Все эти дети желают выделить свою значимость (Я нашел, Я отдал) и этим поднять свой авторитет среди сверстников, не понимая, что авторитет можно поднять только действиями, поступками, а не словами.

Высокий уровень сформированности сопереживания другому человеку, показали в 1 классе - 8 человек, а во 2 классе - 4. Динамика роста нравственной воспитанности, хоть и небольшая,  но есть (+4).

Проведенные мероприятия дали динамику развития нравственных качеств школьников в сторону увеличения.

Диаграмма 2

 

 

Уровень сформированности нравственности у младших школьников во 2 Б классе



 

 

 

 

Анализируя данные всех 3-х пунктов диагностики, мы составили следующую таблицу: «Уровень сформированности нравственности у младших школьников в 2014-2015 учебных годах». (См. Приложение 4).

Как видно из данной таблицы динамика роста нравственности у учащихся очевидна. К концу 2 класса на низком уровне не осталось ни одного человека. На среднем уровне было - 14 человек, стало - 5 человек. А на высоком уровне стало 16 человек, хотя в 1 классе учащихся с высоким уровнем нравственности было лишь 5 человек.

Наша исследовательская работа показала необходимость проведения занятий по нравственному воспитанию с младшими школьниками. Хотя в опытном 2 «Б» классе теоретические знания преобладают над практическими умениями, все же работу по формированию нравственности надо продолжать, чтобы теоретические знания вошли в зону «актуального развития».

 

  2.2. Формирование нравственного опыта у младших школьников

 

Данная экспериментальная часть работы посвящена непосредственно формированию у младших школьников ответственности и доброжелательности, обогащению внутреннего мира детей, стимулированию интереса к общественно-полезной и значимой деятельности и апробации методов и приемов организации учебно-воспитательной деятельности, приемлемых в процессе нравственного воспитания младших школьников.

При этом содержание учебной деятельности не изменялось, менялся только характер ее протекания.

Для проведения формирующего этапа исследования выбран 2  «Б» класс МКОУ СРШ № 2. В классе 21 человек.

Формирование ответственности проводилось по следующим направлениям:

●      организация взаимной деятельности учащихся;

●     анализ и оценка учителем процесса выполнения и результатов заданий с нравственной точки зрения;

●  организация взаимоанализа и взаимооценки учащихся результатов учебной работы.

Доброжелательность формировалась следующим образом:

●    организация взаимопомощи учащихся при выполнении заданий;

● систематическое проведение учителем анализа и оценки взаимоотношений между учащимися во время выполнения заданий.

Как видно из указанных направлений формирования мы старались избегать прямого научения школьников, создавали условия только для расширения и углубления нравственного опыта, для развития нравственного сознания и самосознания учащихся.

Беседа. Обсуждали вопрос о дружбе с героем литературного произведения или фильма.

-С кем бы хотел подружиться

-Почему? Какие качества привлекают в герое?

(Дети хотят дружить с сильными личностями, желательно со сверхъестественными возможностями – Человек паук и Супермен. Считают, что этому можно научиться, что эти герои, будучи друзьями, могут прийти на помощь в трудную минуту.)

-А кто вам в жизни помогает в трудную минуту?

-А чем могут помочь телевизионные и литературные герои?

(Делается вывод, что помогают в трудные минуты близкие люди – мама, папа, друзья, родственники. Вымышленные герои могут помочь только показав пример силы или находчивости в выходе из критической ситуации.)

Пример. Детям предлагалось вспомнить ситуации, когда они чему-то научились у учителя, родителей, посмотрев телевизор или прочитав книгу. Вспомнили много фактов, подтверждающих изученное по школьной программе.

Используется также метод незаконченных рассказов.Ученикам зачитывается рассказ, в котором герою необходимо было действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого испытуемого просили представить, что действующим лицом является он сам. Ученик должен был закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновывать их.

Учащимся предлагались такие ситуации, в которых они должны были помочь товарищу:

Если бы ты гулял во дворе вместе с другими и кто–нибудь из ребят упал около тебя и очень сильно ушиб ногу. Что бы ты сделал?

Дети играли в группе, некоторые рисовали, рассматривали картинки в книге. Таня сидела одна, очень грустная…

Если бы ты строил что – то из дощечек и рядом Витя тоже строил. Ему не хватало кубиков. Что бы ты сделал? При ответе, что дал бы свой, задавался дополнительный вопрос: «А если бы тебе тоже нужны были эти дощечки, тебе бы тоже не хватило?»

Вечер, холодный февральский ветер стучит в окно. Миша, ученик 3 класса, только что приготовил уроки и сидит сейчас, читая интересную книгу. Посмотрев на часы, он вспоминает, что не купил хлеб. Он решает, что до прихода мамы он еще успеет это сделать. В это время кто – то позвонил в дверь. Посмотрев в глазок, Миша увидел, что это старый знакомый папы – дядя Сережа. Он работает с папой и часто заходит к нам. Увидев, что это дядя Сережа, Миша…

·«Ваш товарищ на уроке затруднялся решить задание и просит вас помочь ему. Ваши действия?»

Урок изобразительного искусства.

«Раскрасьте варежки (даются заготовки – варежки, из расчета одна пара на двоих детей и цветные карандаши, каждого цвета по два. Дается инструкция: «Сейчас мы будем раскрашивать варежки, Вы сидите вдвоем, чтобы варежки получились красивыми и одинаковыми, ведь это одна пара, вы должны договорится между собой, как будете раскрашивать, какой рисунок рисовать, чтобы он понравился обоим».

Была проведена система внеклассных мероприятий по формированию нравственного опыта в экспериментальном классе (Приложение 5)

После организации формирующего эксперимента для выявления динамики нравственной воспитанности младших школьников мы организовали контрольный этап педагогического эксперимента.

Прежде всего, проанализируем изменения нравственного опыта во 2 «Б» классе. Как и на первом этапе исследования, испытуемые разделились на три группы – с низким, средним, и высоким уровнем нравственного опыта.

В то же время изменился их количественный состав. Так во 2 Б экспериментальном классе количество учащихся с низким уровнем нравственного опыта составляет 16% от выборки, со средним уровнем – 57%, и с высоким – 27%.

При сравнении с первым этапом исследования оказалось, что группа с низким уровнем уменьшилась на 27%, со средним увеличилась на 7%, и с высоким увеличилась на 20%. Более детальное сравнение позволило проследить изменение состава учащихся в группах разных уровней от первого этапа исследования по второй. Так 24% испытуемых бывших в группе с низким уровнем попали в группу со средним уровнем, и 3% - в группу с высоким уровнем. Из группы со средним уровнем на первом этапе исследования 17% испытуемых попали в группу с высоким уровнем.

В целом 44% испытуемых изменили свое положение, и попали в группы с более высоким уровнем нравственного опыта. Этот факт свидетельствует о том, что в результате формирующего эксперимента у школьников 2 «Б» нравственный опыт повысился.

 

 

 

 

Диаграмма 3

Уровень развития нравственного опыта у 2 Б класса

 

Помимо количественного изменения, у некоторых испытуемых отмечались и некоторые качественные особенности нравственного опыта. Прежде всего, школьники, обосновывали свои ответы, стали чаще ориентироваться на содержание нравственной нормы. Повысилась способность выделять нравственную проблему в ситуациях нравственного выбора. Оценки поступков стали более критичны не только по отношению к другому человеку, но и к самому себе.

В контрольном классе 2 «А», каких – либо изменений, как качественных, так и количественных обнаружено не было (в сравнении с результатами первого этапа эксперимента). Это позволяет сделать вывод о том, что приращение нравственного опыта у испытуемых во 2 «Б» экспериментальном классе произошло в результате целенаправленной формирующей работы.

 

 

 

ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ

 

Проводя диагностику уровня сформированности нравственного опыта у учащихся в начальных классах, мы ставили цель – выявить взаимосвязь нравственного опыта и уровня нравственной воспитанности младших школьников. Цель конкретизировалась в следующих задачах: исследовать уровень сформированности нравственного опыта у младших школьников, разработать коррекционную программу для повышения уровня воспитательной подготовки учащихся в школе, обеспечивая развитие нравственных качеств личности.

Исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Для диагностики методами  исследования были выбраны: наблюдение, беседа, рассказ, опрос и анкетирование.

Для этого на первом этапе исследования учащимся 2 А и 2 Б классов было предложено ответить на  вопросы, с целью проверки знаний о таких нравственных нормах как «доброжелательность» и «ответственность».

На основе полученных результатов был сделан вывод о недостаточной степени развития у школьников 2 «Б» класса нравственного опыта. Проведённое нами ранжирование основных причин недостаточного уровня сформированности составило следующий ряд убывания: недостаточно высокий уровень использования возможностей нравственного воспитания  на уроках и во внеурочное время, недостаточная разработанность методической базы; недостаточная подготовленность педагогов к работе в этом направлении.

Была проведена вторая (экспериментальная) часть работы, посвященая непосредственно формированию у младших школьников ответственности и доброжелательности, обогащению внутреннего мира детей, стимулированию интереса к общественно-полезной и значимой деятельности и апробации методов и приемов организации учебной деятельности, приемлемых в процессе нравственного воспитания младших школьников.

Проведенные мероприятия дали динамику развития нравственного опыта за 1 учебный год.

Были использованы следующие методики: метод ранжирования, диагностический метод «Работа над ошибками», метод диагностической ситуации «Эксперимент». Таким образом, исследование показало следующие результаты: к концу второго класса, на низком уровне не осталось ни одного человека, на среднем уровне было четырнадцать человек, стало – пять человек, а на высоком уровне – стало шестнадцать человек, хотя в начале первого класса, учащихся с высоким уровнем нравственности, было всего лишь пять человек.

Делая общий вывод, мы пришли к тому что необходимо проводить занятия по духовно-нравственному воспитанию с младшими школьниками, так как теоретические знания преобладают над практическими умениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблему духовно-нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна. Эффективность духовно-нравственного воспитания школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной.

В процессе нашего исследования мы изучили психолого–педагогическую литературу по проблеме исследования, рассмотрели сущность, содержание и основные понятия духовно-нравственного воспитания, а также характеристики младшего школьного возраста, раскрыли особенности духовно-нравственного воспитания в младшем школьном возрасте, изучили методы, формы и приемы духовно-нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности, произвели анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему в литературе и пришли к следующим выводам:

Информация о работе Организация и содержание духовно - нравственного воспитания младших школьников