Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2015 в 07:34, курсовая работа
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие.
На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, «продовольственно-вещевые» по характеру, формируются вредные привычки у детей младшего школьного возраста.
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.
1.1. Сущность духовно-нравственного воспитания………………7
1.2. Особенности и условия духовно-нравственного воспитания в младшем школьном возрасте………………………………………………..14
1.3. Содержание работы учителя по духовно-нравственному воспитанию младших школьников…………………………………………24
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ..................................................................................31
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1. Диагностика уровня сформированности нравственной воспитанности у учащихся начальных классов ...........................................32
2.2. Формирование нравственного опыта у младших школьников.......................................................................................................44
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ.....................................................................................49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................
Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, – ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все так делают» и т. п.
Разъяснение применяется:
а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения;
б) для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.
«В практике школьного духовно-нравственного воспитания разъяснение опирается на внушение. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения. Как уже было отмечено, младшие школьники особенно внушаемы. Педагог, опираясь на эту специфику психики, должен использовать внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки». [Иванова, 2006: 18]
Необходимо отметить, что при неквалифицированном применении рассказ, разъяснение, внушение могут принимать форму нотации. Она, как известно, никогда не достигает цели, а скорее вызывает противодействие у воспитанников, желание действовать вопреки. Нотация не становится формой убеждения.
В работе с учащимися различных возрастных групп широко применяется этическая беседа. В педагогической литературе она рассматривается и как метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок, и как форма разъяснения школьникам принципов нравственности и их осмысления, и как средство формирования системы моральных представлений и понятий, которые в свою очередь выступают в качестве основы для формирования нравственных взглядов и убеждений.
Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников.
Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий. Беседа должна носить проблемный характер. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно учить детей с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.
«В начальной школе этическая беседа имеет простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода» [Иванова, 2006: 17]
Пример – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово – второй. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей – родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых.
Психологической основой примера служит подражательность. Подражательность – деятельность индивида. Иногда очень трудно определить черту, где заканчивается подражание и где начинается творчество. Часто творчество и проявляется в особенном, своеобразном подражании.
Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Согласно данным психологов, неизменную симпатию младших школьников вызывают люди смелые, волевые, находчивые, обладающие большой физической силой, стройной фигурой, приятной манерой общаться, правильными чертами лица. При выборе моральных примеров, учитывая эти закономерности восприятия личности, следует добиваться того, чтобы носители добрых начал были приятны и симпатичны, а носители пороков вызывали неприязнь.
Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.
Естественно, что воспитание зависит и от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Известно, что для большинства младших школьников авторитет учителя абсолютен, они готовы подражать ему во всем. Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно, без расхождений между словом и делом, доброжелательно.
В педагогической литературе описывается и такой метод формирования сознания личности, как диспут. Он представляет собой живой горячий спор на какую-то тему, волнующую воспитанников. Диспуты ценны тем, что убеждения, мотивы вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения. Этот метод сложный, используется в основном в средних и старших классах. В начальной школе его можно использовать как прием, например, в этической беседе.
Мы проанализировали способы формирования нравственного воспитания младших школьников. Нужно отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в изолированном виде. Но без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели.
Итак, рассматривая нравственное воспитание младших школьников в учебной деятельности, мы пришли к выводу, что школе принадлежит приоритетная роль в нравственном процессе. Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для младшего школьника значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботиться о выполнении следующих условий:
Опираться на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности.
Обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников.
Создает атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху.
Утверждает радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности.
Учитывает положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения.
Заботиться о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших школьников: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.
ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ
Нравственность, как черта личности, закладывается в раннем детском возрасте. В формировании личности младшего школьника, с точки зрения С. Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных норм, составляющих основу поведения.В этом возрасте ребёнок не только познаёт сущность нравственных норм, но и учится оценивать их знания в поступках и действиях окружающих, собственных поступков.
Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности.
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов.
Процесс воспитания строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности, возможно при её длительном участии в деятельности.
Овладевая азбукой нравственной культуры, дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.
Нравственность предлагает не только выполнение каждым человеком моральных норм, но и активную борьбу против индивидуализма, эгоизма, несправедливости. Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственный опыт, а возникающее отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностных ориентаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.
Таким образом, нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1. Диагностика
уровня сформированности
Учебная деятельность значима на всех возрастных этапах, но особенно в младшем школьном возрасте, так как в данном школьном возрасте начинает формироваться учебная деятельность, а от уровня сформированности зависит успех всего обучения не только в начальном звене, но и в старших классах, поскольку учебная деятельность является ведущей, в процессе которого формируются основные новообразования, психическое развитие ребенка идет интенсивно.
Мы провели диагностику сформированности нравственного опыта у учащихся 2 классов МКОУ СОШ №1 г. Михайловки Волгоградской области.
Целью нашей исследовательской работы является выявление взаимосвязи нравственного опыта и уровня нравственной воспитанности младших школьников.
Исследование состоит из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
На констатирующем этапе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определение изначального уровня нравственных представлений, складывающихся из личного опыта детей
2. Выявление процентного соотношения учащихся с разным уровнем нравственных представлений.
3. Определить степень эффективности педагогических условий в процессе формирования нравственных норм в ходе учебной работы.
Для диагностики и выявления уровня сформированности нравственного опыта учащихся начальной школы методами исследования были выбраны: наблюдение, беседа, рассказ, опрос и анкетирование.
На констатирующем этапе, в беседе с завучем по работе с начальными классами был выявлен учитель, проводящий целенаправленную работу по нравственному воспитанию у детей (2 «А» класс). Второй учитель, участвующий в эксперименте, был выбран нами произвольно (2 «Б» класс).
В беседе с этими учителями выяснилось, что учитель 2 «А» класса в работе по нравственному воспитанию использует множество разнообразных методов и приемов:
1) этические беседы (на уроках внеклассного чтения, если позволяет материал, во внеурочное время),
2) рассказы на этическую тему,
3) диспуты (проводятся раз в месяц, при этом дети выбирают тему из предложенных учителем),
4) письменные размышления на нравственную тему (некоторые из сочинений зачитываются перед классом),
5) пример (герои художественных произведений, герои «Ералаша» и т. п.),
6) встречи с «интересными» людьми (в класс приходили милиционер, врач, пожарник).
Учитель 2 Б класса – такие:
1) разъяснение (в основном индивидуальное, после совершения плохого поступка),
2) рассказ на этическую тему,
3) сочинения на нравственную тему (некоторые также зачитываются вслух),
4) пример.
Мы видим, что большее разнообразие методов формирования нравственного поведения у учителя 2 «А» класса.
В качестве исходного материала, на котором изучался нравственный опыт младших школьников, были выбраны такие моральные нормы, как «ответственность» и «доброжелательность», которые, как показало вышеописанное исследование, очень актуальны на современном этапе жизни общества. Анализ литературы по исследуемой проблеме позволил выделить основные содержательные характеристики этих норм. При определении ответственности указывалось на добровольное принятие обязательств, при появлении объективной необходимости, строгое соблюдение принятых обязательств с учетом реальных условий, готовность отчитаться за текущие и перспективные результаты своей деятельности, соотнесение своих условий и их возможных последствий с интересами других людей.
Информация о работе Организация и содержание духовно - нравственного воспитания младших школьников