Организация и содержание духовно - нравственного воспитания младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2015 в 07:34, курсовая работа

Описание работы

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие.
На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, «продовольственно-вещевые» по характеру, формируются вредные привычки у детей младшего школьного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.
1.1. Сущность духовно-нравственного воспитания………………7
1.2. Особенности и условия духовно-нравственного воспитания в младшем школьном возрасте………………………………………………..14
1.3. Содержание работы учителя по духовно-нравственному воспитанию младших школьников…………………………………………24
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ..................................................................................31

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1. Диагностика уровня сформированности нравственной воспитанности у учащихся начальных классов ...........................................32
2.2. Формирование нравственного опыта у младших школьников.......................................................................................................44
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ.....................................................................................49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................

Файлы: 1 файл

Кобченко Ю.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

Нравственные чувства, сознание  и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли.

О  нравственности  человека  обычно  судят  по  его  поведению,  но  поведение  –  понятие  весьма  широкое  и  охватывает  все  стороны  жизнедеятельности  личности.  Поэтому  для  раскрытия  его  нравственной  сущности  необходимо  выделить  какую-то  наименьшую  единицу,  которая  сохраняла  бы  свойства  целого.  Такой  наименьшей  единицей  поведения  может  служить  поступок.  Под  поступком  понимают  «какое-либо  действие  или  состояние  человека,  но  всякое  действие  или  состояние  становится  поступком  только  при  условии,  если  оно  рассматривается  во  взаимосвязи  с  порождающими  его  целями,  мотивами  и  намерениями  личности». [Подласый, 2010: 163]

 Таким  образом,  под  поведением  понимают  совокупность  поступков  человека,  выделяя  при  этом  внешние  действия  и  внутреннюю  обусловленность  поступков,  то  есть  их  мотивацию,  переживание.

Однако  нравственное  поведение  характеризуется  не  только  поступком,  но  и  системой  нравственных  привычек. Нравственная  привычка  –  это  способность  и  умение  произвести  действие  не  только  без  особого  на  то  контроля,  но  и  в  силу  выработанной  потребности  в  данной  деятельности. 

Нравственное  поведение  характеризуется  тем, что оно у каждого определяется  сознательным  выбором  тех  или  иных  действий.  Поведение  нравственно,  если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела,  выбирая  единственно  возможный,  верный  путь  решения  стоящей  перед  ним  проблемы. 

«Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность:  жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно - чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений  -  волевой стимул – поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты». [Подласый, 2010: 167]

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек.

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип последовательности реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.

Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.

Проанализировав  этот  вопрос,  мы  пришли  к  выводу,  что  основными  критериями  нравственности  человека  могут  являться  его  убеждения,  моральные принципы,  ценностные  ориентации,  а  также  поступки  по  отношению  к  близким  и  незнакомым  людям. 

Мы  считаем,  что  нравственным  следует  считать  такого человека,  для  которого  нормы,  правила  и  требования  морали  выступают  как  его  собственные  взгляды и  убеждения,  как  привычные  формы  поведения.

Анализ психолого-педагогической литературы привёл нас к пониманию того, что чаще стал использоваться термин «духовно-нравственное воспитание».

В объединении духовности и нравственности проявляется стремление соединить религиозное и светское понимание духовности (духовность – понятие религиозное, нравственность – светское). По мнению И.П. Подласого «в наше время, когда говорят о смысловых, идейных исканиях отдельного человека или целого культурного течения, но при этом желают подчеркнуть их автономность от религиозной сферы, термины «духовный» и «нравственный» зачастую соединяют, образуя новое слово: духовно-нравственный. Речь в подобных случаях идет все о том же поиске Истины и Смысла, который осуществляется и в религии, но при этом с опорой на интуитивный поиск самого человека, его совести, а не на то или иное религиозное учение или Откровение». [Подласый, 2010: 163]

Но в педагогической науке есть другое мнение, что нравственность распространяется на повседневную жизнь, а духовность – на жизнь в ее высшем качестве – бытии человека. Но думается, что причины здесь более глубокие. Надо, прежде всего разобраться, что такое духовность и нравственность? И всегда ли духовное воспитание может быть нравственным, а нравственное – духовным?

Духовность, на наш взгляд, – качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Это и особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в тонких движениях души, обостренном восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных связей между людьми, в основе которых – чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии. Недаром значение слова «дух» – (лат. spiritus) – дуновение, тончайший воздух, дыхание. Второе понятие, важное для осознания сущности духовного воспитания, – «духовная жизнь», или «духовное бытие» человека. «Духовность» и «духовное бытие» – взаимопроникающие, но не синонимичные понятия. Духовное бытие личности проявляет ее духовность, а духовность выступает основой и результатом ее духовного бытия.

Если религиозная традиция чаще всего рассматривает духовное бытие как трансцендентный выход человека за пределы своей реальной жизни, то светская включает в нее всю сферу духовно-практической жизнедеятельности личности: поиск и обретение смысла жизни, своего призвания; духовное самосовершенствование и обогащение внутреннего мира посредством приобщения к культуре, духовного общения между людьми; духовно-практическую деятельность, направленную на служение и помощь окружающим.

Было бы неоправданно сводить процесс становления человека как существа духовного лишь к способности совершенствовать свою духовную сущность на основе выхода за пределы собственного «я» и подготовки к иной, высшей цели своего бытия. Духовные искания могут привести человека как к просветлению, к совершенствованию своей человеческой природы, так и разрушению, фанатизму, отвержению всего человеческого, нарушению нравственных связей с близкими и другими людьми. Не случайно говорят о двойственном характере духовного становления, о светлой и темной духовности.

По мнению русских философов (И. Ильина, В. Соловьева, Г. Федотова и др.), истинная духовность не существует вне нравственности. Высшая духовность невозможна без душевности – эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему.

Итак, по И.П. Подласому содержание духовно-нравственного воспитания заключается в следующем:

«В отношении к Родине (патриотизм) – любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется.

В отношении к труду (трудолюбие) – предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности и ее, понимание пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании.

В отношении к обществу (коллективизм) – умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчинятся и умение руководить.

В отношении к себе – уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность.

В человеколюбии или гуманности.

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность». [Подласый, 2010: 163]

Таким образом, в качестве рабочего понятия духовно-нравственного воспитания нами было взято следующее: духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни,  создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

 

1.2. Особенности  и условия духовно-нравственного  воспитания в младшем школьном возрасте

     

Рассмотрев характеристики духовно-нравственного воспитания перейдем непосредственно к особенностям морального воспитания учащихся начальной школы.

Большая  часть  детей  приходит  в  1  класс  из  детского  сада,  где  ребята  получают  достаточный  запас  нравственных  представлений  и  привычек.  Дети  имеют  широкий  круг  представлений  о  хороших  и  плохих  поступках,  навыки  вежливого  отношения  к  окружающим.  Стремление  детей  стать  школьниками  является  хорошим  стимулом  для  нравственного  воспитания.  С  приходом  детей  в  школу  круг  их  общения  и  обязанностей  расширяется.  Главным  для  детей, как уже было сказано,  становится  учеба.  Кроме  того в школе  они  должны  научиться  строить  нравственные  отношения  с  товарищами  по  классу и с учителем. Осознание  важности,  нужности  новых  обязанностей  и  дел  предопределяет  готовность  ребенка  выполнять  новые  требования  взрослых:  добросовестно  готовить  школьные  задания,  старательно  овладевать  знаниями,  активно  участвовать  в  жизни  класса.

Психологи  установили,  что  «младший  школьный  возраст  характеризуется  также  повышенной  восприимчивостью  к  усвоению  нравственных  правил  и  норм.  Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности  в  младшем  школьном  возрасте,  является  формирование  гуманистического  отношения  и  взаимоотношения  детей,  опора  на  чувства,  эмоциональную  отзывчивость». [Каирова, 2009: 36]

На  пороге  школьной  жизни  возникает  новый  уровень  самосознания  детей,  наиболее  точно  выражаемый  словосочетанием  «внутренняя  позиция».  Факт  становления  такой  позиции  внутренне  проявляется  в  том,  что  в  сознании  ребенка  выделяется  система  нравственных  норм,  которым  он  следует  или  старается  следовать  всегда  и  везде,  независимо  от  обстоятельств.

В период  5-12  лет  представления  ребенка  о  нравственности  меняются  от  нравственного  реализма  к  нравственному  релятивизму.  «Нравственный  реализм –   это  твердое,  непоколебимое  и  однозначное  понимание  добра  и  зла,  разделяющее  все  существующее  только  на  две  категории  –  хорошее  и  плохое  –  и  не  усматривающее  никаких  полутеней  в  нравственных  оценках.

Нравственный релятивизм, проявляющийся у  детей  приблизительно  с  11  лет,  основан  на  убеждении,  что  каждый  человек  имеет  право  на  справедливое  и  уважительное  отношение  к  себе и  в  каждом  его  поступке  можно  усмотреть  нравственно  оправданное  и  осуждаемое.  Реалист  мыслит  категориями авторитета  и  полагает,  что  законы  нравственности  установлены  властью  и  незыблемы,  что  они  абсолютны  и  не  имеют  исключений,  что  их  нельзя  менять. В  период  нравственного  реализма  дети  судят  о  действиях  людей  по  их  следствиям, а  не  по  намерениям. Для  них  любой  поступок,  приведший  к  отрицательному  результату,  является  плохим  независимо  от  того,  совершен  он  случайно  или  намерено,  из  плохих  или  хороших  побуждений.  Однако  при  явных  отрицательных  следствиях  поступков  они  способны  в  определенной  степени  принимать  в  расчет  намерения  человека,  давая  нравственную оценку  его  действиям». [Каирова, 2009: 36]

Важную  роль  в  духовно-нравственном  развитии  ребенка  играет  эмпатия  –  способность  человека  эмоционально  отзываться  на  переживания  другого.  Эмпатия  как  свойство  личности  выступает  мотивом  различных  форм  поведения. Сочувствие –  устойчивое  свойство,  оно  побуждает  человека  к  альтруистическому  поведению,  так  как  в  его  основе  лежит  нравственная  потребность  в  благополучии  других  людей,  на  его  основе  формируется  представление  о  ценности  другого.  [Болдырев, 2009: 156]

С  возрастом  способность  ребенка  переживать  за  другого  развивается  и  переключается  с  реакции  на  физический  ущерб  человека  на  реакцию  на  его  чувства  и  далее  –  на  реакцию  на  жизненную  ситуацию  в  целом.  В  младшем  школьном  возрасте  наряду  с  развивающимся  чувством  «Я»  у  ребенка  складывается  представление  о  «Я»  других  людей,  отличном  от  собственного.  В  этот  период  важно  научить  ребенка  учитывать  интересы  других,  их  потребности,  представленные  переживаниях.  Для  развития  эмпатии  очень  важно  учитывать,  что  в  этом  возрасте  ребенок  особенно  восприимчив  к  воздействиям  взрослого.  Но  для  этого  нужно,  чтобы  сам  воспитатель  был  эмоционально  отзывчив  на  переживания  ребенка,  умел  вовремя  прийти  ему  на  помощь.

Через  эмпатию  при  перевоспитании  ребенка  возможно  формирование  непроизвольной  нравственной  мотивации.  Если  ребенок  совершает  нравственный  поступок  из  потребности  в  самоутверждении,  то  его  все  равно  необходимо  похвалить.  «Видя  радость  человека,  которому  он  помог,  он  переживает удовлетворение.  В  результате  повторения  таких  ситуаций  произойдет  сдвиг  мотива:  он  будет  стремиться  удовлетворить  потребности  других  людей ради  их  благополучия». [Болдырев, 2009: 156]

Духовно-нравственное  развитие  младших  школьников  отличается  заметным  своеобразием.  В  их  моральном  сознании  преобладают  императивные  (повелительные)  элементы,  обусловливаемые  указаниями,  советами  и  требованиями  учителя.  Оно  фактически  функционирует  в  форме  этих  требований,  причем  при  оценке  поведения  дети  исходят,  главным  образом,  из  того,  что  не  надо  делать.  Именно  поэтому  они  замечают  малейшие  отклонения  от  установленных  норм  поведения  и  немедленно  стремятся  доложить  о  них  учителю.  С  этим  же  связана  и  другая  черта.  Остро  реагируя  на  недочеты  в  поведении  своих  товарищей,  дети  зачастую  не  замечают  собственных  недочетов  и  некритически  относятся  к  себе.  Самосознание  и  самоанализ  у  младших  школьников  находятся  на  низком  уровне,  и  их  развитие  требует  от  учителей  внимания  и  специальной  педагогической  работы.

Информация о работе Организация и содержание духовно - нравственного воспитания младших школьников