Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2015 в 07:34, курсовая работа
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие.
На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, «продовольственно-вещевые» по характеру, формируются вредные привычки у детей младшего школьного возраста.
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.
1.1. Сущность духовно-нравственного воспитания………………7
1.2. Особенности и условия духовно-нравственного воспитания в младшем школьном возрасте………………………………………………..14
1.3. Содержание работы учителя по духовно-нравственному воспитанию младших школьников…………………………………………24
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ..................................................................................31
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1. Диагностика уровня сформированности нравственной воспитанности у учащихся начальных классов ...........................................32
2.2. Формирование нравственного опыта у младших школьников.......................................................................................................44
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ.....................................................................................49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................
Духовно-нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Оно включает формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения.
Мы считаем, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.
Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Ведущим видом деятельности в данном возрасте становится учение, хотя по-прежнему много времени дети уделяют игре. Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становится оценка учителя, успехи в учебе.
Работая над проблемами духовно-нравственного воспитания детей нужно учитывать их возрастные и психо-социальные особенности.
Обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета. Мы выяснили, что методы нравственного воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве.
В ходе диагностики нами были использованы следующие методики: метод ранжирования, диагностический метод «Работа над ошибками», метод диагностической ситуации «Эксперимент».
Результаты нашей исследовательской работы по изучению и совершенствованию нравственного опыта младших школьников подтвердили выдвинутую нами гипотезу. Проведенные мероприятия в нашей исследовательской работе дали динамику развития нравственного опыта школьников в сторону увеличения. Это видно из таблицы: «Уровень сформированности нравственности у младших школьников в 2014-2015 учебных годах». (См. Приложение 4).
Таким образом, исследование показало следующие результаты: к концу второго класса, на низком уровне не осталось ни одного человека, на среднем уровне было четырнадцать человек, стало – пять человек, а на высоком уровне – стало шестнадцать человек, хотя в начале первого класса, учащихся с высоким уровнем нравственности, было всего лишь пять человек.
В процессе нашего исследования мы провели работу, непосредственно посвященную формированию у младших школьников ответственности и доброжелательности, обогащению внутреннего мира детей, стимулированию интереса к общественно-полезной и значимой деятельности и апробации методов и приемов организации учебно-воспитательной деятельности, приемлемых в процессе нравственного воспитания младших школьников.
Проведенная работа в МКОУ СОШ № 1 г. Михайловки Волгоградской области показала необходимость проведения занятий по духовно-нравственному воспитанию с младшими школьниками. Хотя в опытном 2 «Б» классе теоретические знания преобладают над практическими умениями, все же работу по формированию нравственности надо продолжать, чтобы теоретические знания вошли в зону «актуального развития» (по теории развития Выготского).
Мы пришли к выводу, что успешному формированию нравственного опыта способствуют:
●Личный пример учителя.
●Полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности.
●Использование различных форм, методов и видов нравственного воспитания.
●Так же компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления, включенные в содержание работы.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.
Для успешного формирования у младших школьников нравственного опыта мы рекомендуем:
Итак, чтобы добиться успеха в обучении, воспитании и развитии младших школьников, необходимо своевременно начать формировать нравственность, самостоятельность, инициативность творческого отношения в деятельности.
Таким образом, цель достигнута,
задачи решены или во всяком
случае не противоречат
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Организация и содержание духовно - нравственного воспитания младших школьников