Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 10:35, дипломная работа
Цель исследования: разработать теоретическую модель организации исследовательской деятельности в сельской школе и апробировать ее на практике.
В соответствии с предметом и целью исследования нами определена следующая гипотеза, предполагающая, что исследовательская деятельность учителей в сельской общеобразовательной школе будет организована эффективно:
- если в школе будут созданы условия для систематического повышения теоретического и методического уровня учителей;
- если будет преобразована структура методической службы;
- если будет организована совместная исследовательская деятельность учителей и учеников;
Введение
Глава 1
Теоретическое обоснование организации исследовательской деятельности учителя
1.1.
Исследовательская деятельность как предмет психолого-педагогического анализа
1.2.
Особенности организации исследовательской деятельности в школе
1.3.
Задачи, содержание и формы организации научно-методической работы учителей
1.4.
Учитель-исследователь – новый тип творчески работающего педагога. Исследовательский подход в управленческой деятельности
Глава 2
Основные направления организации исследовательской деятельности учителей в Солонцовской средней общеобразовательной школе
2.1.
Анализ научно-методической работы школы
2.2.
Модель методической службы Солонцовской школы
2.3.
Организация совместной деятельности учителей и учеников
Заключение
Список используемой литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет повышения квалификации и
профессиональной подготовки работников образования
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Выполнил: слушатель 146 потока Лубкова Г.А. | ||
Принял: научный руководитель к.п.н., доцент Саволайнен Г.С. |
Красноярск - 2001
Содержание
Введение | |
Глава 1 |
Теоретическое обоснование организации исследовательской деятельности учителя |
1.1. |
Исследовательская деятельность как
предмет психолого- |
1.2. |
Особенности организации исследовательской деятельности в школе |
1.3. |
Задачи, содержание и формы организации научно-методической работы учителей |
1.4. |
Учитель-исследователь – новый
тип творчески работающего |
Глава 2 |
Основные направления |
2.1. |
Анализ научно-методической работы школы |
2.2. |
Модель методической службы Солонцовской школы |
2.3. |
Организация совместной деятельности учителей и учеников |
Заключение | |
Список используемой литературы | |
Приложения |
Введение
Социальные изменения, происходящие в современном мире требуют все в большей степени от каждого человека способности быстро адаптироваться к новым условиям, самостоятельно принимать решения и эффективно притворять их в жизнь.
Новая ситуация в экономике, в идеологической и политической жизни России, болезненный переход к рыночным отношениям создали чрезвычайно сложное положение в сфере образования. Эти отношения требуют от учителя резкого роста самостоятельности, умения, оказавшись один на один со сложными задачами, решать их самому не глядя "наверх" в ожидании приказа. В образовании происходит смена типа социально-культурного наследия. Если прежде в нем господствовало воспроизводство готового опыта, то сегодня непрерывные стремительные перемены обязывают обеспечить создание нового над копированием старого.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации, научные исследования в области образования определяют одно из приоритетных направлений развития сферы образования – интеграцию научных исследований с образовательным процессом.
Признавая ведущую роль педагога в достижении целей образования, государство должно обеспечить привлечение в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, вести научные исследования. [32]
В федеральной программе развития образования России отмечается, что главными задачами, которые сегодня должны решаться в системе образования, являются повышение уровня профессионального мастерства педагога, активизация научно-педагогических исследований.
демократические перемены последних лет, законодательно закрепленное право учителя на свободу педагогического творчества освободили от запретов искусственно сдерживаемый долгие годы творческий потенциал.
В психолого-педагогической литературе серьезное внимание уделяется творческой, исследовательской направленности педагогического труда. Таким образом, процесс перемен в школе – это процесс перемен в учителе в его взглядах, методах, решениях организационных проблем и т. д. [24. с 119].
Основы педагогической деятельности, ее структура, проблемы формирования педагогического мастерства исследованы в трудах известных ученых Н.В. Кузьминой, В.Т. Лихачева, В.А. Сластенина, С.Д. Смирнова и др.
Проблема формирования педагогических умений рассмотрена в исследованиях Л.Н. Давыдовой, Р.Л. Кричевского, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиенова и др.
В педагогической науке активно обосновываются ведущие положения гуманистической парадигмы образования. (А.Г. Асмолов, В.А. Болотов, Е.В. Бондаревская, В.И. Загвязинский, Ю.В. Сенько, М.И. Шилова и др.).
Особое внимание уделено проблеме целепологания и проектирование педагогической деятельности (В.В. Арнаутов, Т.Г. Богданова, Г.И. Петрова, Г.П. Щедровицкий и др).
Интенсивно осуществляется
научный поиск в области иннова
Современная образовательная практика выдвигает более высокие требования к организации процесса управления общеобразовательной школой, что освещается в научных трудах В.И. Зверевой, В.Г. Куценко, В.С. Лазарева, М.М. Поташника, Т.И. Шамовой, З.К. Ушакова, Е.И. Ямбурга и др.
Подходы к формированию нового управленческого мышления рассматриваются в работах О.С. Анисимова, Ю.А. Конаржевского, Р.Х. Шакурова и др.
Проблему сущности и особенности педагогических исследований раскрывали в своих трудах ведущие педагоги –ученые Ю.Н. Бабанский, Л.В. Занков, В.В. Краевский И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина и др.
Новые подходы к исследованию и моделированию воспитательных школьных систем разрабатывали В.А. Караковский, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, Е.А. Ямбург.
Анализ научных исследований свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме развития исследовательской деятельности в школе.
Вместе с тем специальных
работ, рассматривающих
Таким образом, анализ научной литературы и изучение опыта работы педагогического коллектива школы свидетельствуют о наличии противоречий между:
- заказом государства
на развитие исследовательской
деятельности в школе и
- потребностью (желанием)
педагогов школы заниматься
- практикой инновационной
и экспериментальной
Таким образом, основную проблему исследования составил поиск путей повышения эффективности организации исследовательской деятельности учителей в школе. На наш взгляд, в научной литературе недостаточно внимания уделяется важному направлению научно-методической работы школы – организации исследований, а в отношении сельской школы этот вопрос вообще не рассматривается. Это обусловило выбор темы нашего исследования: " Организация исследовательской деятельности учителей сельской общеобразовательной школы".
Объект исследования: научно-методическая работа сельской школы.
Предмет исследования: организация исследовательской деятельности в сельской школе.
Цель исследования: разработать теоретическую модель организации исследовательской деятельности в сельской школе и апробировать ее на практике.
В соответствии с предметом и целью исследования нами определена следующая гипотеза, предполагающая, что исследовательская деятельность учителей в сельской общеобразовательной школе будет организована эффективно:
- если в школе будут
созданы условия для
- если будет преобразована структура методической службы;
- если будет организована
совместная исследовательская
При создании этих условий активизируется включение педагогов в исследовательскую деятельность, актуализируется их творческое саморазвитие и удовлетворятся их потребности в самореализации, субъективируется отношение педагогов к научно-исследовательской деятельности.
В соответствии с целью, предметом и выделенной гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическ
2. Выявить состояние
проблемы организации
3. Разработать модель методической службы сельской школы.
4. Определить в ходе
опытно-экспериментальной
Методологической и теоретической базой нашего исследования послужили идеи В.В. Краевского, М.Н. Скаткина, В.М. Полонского, В.И. Загвязинского, И.Д. Чечель.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов педагогического исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, синтез, классификация, сравнительный метод, моделирование, изучение опыта учителей–исследователей, опрос, наблюдение, беседы, анализ нормативно-методической базы школы.
Опытно-экспериментальной
базой исследования являлась
Солонцовская средняя
исследовательской деятельности учителя
1.1. Исследовательская деятельность
как предмет психолого-
Многие ученые обращали внимание на
творческую, исследовательскую направленнос
Ян Амос Коменский, основоположник дидактики, писал еще в XVII веке :" каждый учитель должен в особенности иметь перед глазами цель и задачи своего плана, чтобы хорошо зная, чего он должен достигнуть, все направлять своеобразно с этим…"[22.с 558].
В трудах Адольфа Дистервега крупнейшего немецкого педагога отмечалось:" без стремления к научной работе учитель элементарной школы попадает под власть трех педагогических демонов: банальности, механичности, рутинности. Он деревенеет, каменеет, опускается ". [11, с 322]. Это высказывание стоит положить под стекло письменного стола каждому руководителю школы, вывесить в учительской для всех педагогов.
Василий Александрович Сухомлинский в одной из классических работ "Разговор с молодым директором" высказал свое отношение к исследовательской работе в школе. По его мнению, дело не только и не столько в принципиальной теоретической новизне, сколько в исследовании проблем, каждый раз открывающихся по-новому, в самой привычке исследовательской работы. Для Сухомлинского исследование – не экзотическая приправа, а черный хлеб нормальной школьной работы.
По самой своей логике, по философской основе, пл творческому характеру педагогический труд невозможен без элемента исследования, и прежде всего, потому, что каждая человеческая индивидуальность, с которой мы имеем дело, это в определенной мере глубоко своеобразный, неповторимый мир мыслей, чувств, интересов.
Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превратилось в скучную, однообразную повинность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследования. Становится мастером педагогического труда, скорее всего тот, кто почувствовал в себе исследователя. [51, с 27].
При этом В.А. Сухомлинский делает оговорку, что речь идет не о научно-исследовательской работе в строгом смысле этого слова. Можно работать творчески, но не заниматься исследованиями в том смысле, который вкладывается в это понятие там, где изучение фактов ведет к научным обобщениям. "Мы имеем в виду исследование проблем, решенных педагогической наукой, но каждый раз открывающихся перед творчески работающим учителем по-новому, как только он становится посредником между теорией и практикой". [51, с 28].
На вопрос посильно ли это каждому педагогическому коллективу, и как молодому, начинающему директору заниматься исследовательской работой в процессе обучения и воспитания, великий отечественный педагог отвечает, что –" сильным и опытным становится педагог который умеет анализировать свой труд. Исследовательская работа не является для учителя чем-то таинственным и недостижимым. Не бойтесь исследований. В самой своей основе педагогический труд – настоящий творческий труд – стоит близко к научному исследованию. Эта близость, родство заключается прежде всего в анализе фактов и необходимости предвидеть. Учитель, умеющий проникать мысленно в сущность фактов, в причинно -следственные связи между ними, предотвращает многие трудности и неудачи…"[51, с 71].
Анализ социально-философской, психолого-педагогической и управленческой литературы позволил выявить сущность и структуру понятий "деятельность", "исследование", "организация".
Прежде всего, остановимся на понятии "деятельность". Наиболее общим пониманием деятельности в философии является ее трактовка как конкретно исторически обусловленного способа существования, бытия человека. Это одновременно и единица бытия, объединяющая в себе объективно-социальное и субъективное, психологическое начало, обладающее своеобразной внутренней структурой и организацией. Деятельность предметна, сознательна и целенаправленна, что позволяет отграничить ее от разнообразных актов поведения. В реальной жизни она выступает всегда в той или иной качественно определенной форме (трудовая, познавательная, педагогическая, исследовательская, инновационная и т.п.)*
Информация о работе Организация исследовательской деятельности учителей сельской школы