Организация исследовательской деятельности учителей сельской школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 10:35, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: разработать теоретическую модель организации исследовательской деятельности в сельской школе и апробировать ее на практике.
В соответствии с предметом и целью исследования нами определена следующая гипотеза, предполагающая, что исследовательская деятельность учителей в сельской общеобразовательной школе будет организована эффективно:
- если в школе будут созданы условия для систематического повышения теоретического и методического уровня учителей;
- если будет преобразована структура методической службы;
- если будет организована совместная исследовательская деятельность учителей и учеников;

Содержание работы

Введение
Глава 1
Теоретическое обоснование организации исследовательской деятельности учителя
1.1.
Исследовательская деятельность как предмет психолого-педагогического анализа
1.2.
Особенности организации исследовательской деятельности в школе
1.3.
Задачи, содержание и формы организации научно-методической работы учителей
1.4.
Учитель-исследователь – новый тип творчески работающего педагога. Исследовательский подход в управленческой деятельности
Глава 2
Основные направления организации исследовательской деятельности учителей в Солонцовской средней общеобразовательной школе
2.1.
Анализ научно-методической работы школы
2.2.
Модель методической службы Солонцовской школы
2.3.
Организация совместной деятельности учителей и учеников
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .doc

— 232.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Факультет повышения квалификации и 

профессиональной подготовки работников образования

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

 

 

 

 

   

Выполнил:  слушатель

146 потока Лубкова Г.А.

   

 

Принял: научный руководитель

к.п.н., доцент Саволайнен Г.С.


 

 

 

 

Красноярск - 2001

Содержание

 

Введение

Глава 1

Теоретическое обоснование организации  исследовательской деятельности учителя

1.1.

Исследовательская деятельность как  предмет психолого-педагогического  анализа

1.2.

Особенности организации исследовательской  деятельности в школе

1.3.

Задачи, содержание и формы организации  научно-методической работы учителей

1.4.

Учитель-исследователь – новый  тип творчески работающего педагога. Исследовательский подход в управленческой деятельности

Глава 2

Основные направления организации  исследовательской деятельности учителей в Солонцовской средней общеобразовательной школе

2.1.

Анализ научно-методической работы школы

2.2.

Модель методической службы Солонцовской школы

2.3.

Организация совместной деятельности учителей и учеников

Заключение

Список используемой литературы

Приложения


 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социальные изменения, происходящие в современном мире требуют все в большей степени от каждого человека способности быстро адаптироваться к новым условиям, самостоятельно принимать решения и эффективно притворять их в жизнь.

Новая ситуация в экономике, в идеологической и политической жизни России, болезненный переход к рыночным отношениям создали чрезвычайно сложное положение в сфере образования. Эти отношения требуют от учителя резкого роста самостоятельности, умения, оказавшись один на один со сложными задачами, решать их самому не глядя "наверх" в ожидании приказа. В образовании происходит смена типа социально-культурного наследия. Если прежде в нем господствовало воспроизводство готового опыта, то сегодня непрерывные стремительные перемены обязывают обеспечить создание нового над копированием старого.

Национальная доктрина образования  в Российской Федерации, научные  исследования в области образования определяют одно из приоритетных направлений развития сферы образования – интеграцию научных исследований с образовательным процессом.

Признавая ведущую роль педагога в  достижении целей образования, государство должно обеспечить привлечение в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, вести научные исследования. [32]

В федеральной программе  развития образования России отмечается, что главными задачами, которые сегодня  должны решаться в системе образования, являются повышение уровня профессионального  мастерства педагога, активизация научно-педагогических исследований.

демократические перемены последних лет, законодательно закрепленное право учителя на свободу педагогического  творчества освободили от запретов искусственно сдерживаемый долгие годы творческий потенциал.

В психолого-педагогической литературе серьезное внимание уделяется творческой, исследовательской направленности педагогического труда. Таким образом, процесс перемен в школе – это процесс перемен в учителе в его взглядах, методах, решениях организационных проблем и т. д. [24. с 119].

Основы педагогической деятельности, ее структура, проблемы формирования педагогического мастерства исследованы в трудах известных ученых Н.В. Кузьминой, В.Т. Лихачева, В.А. Сластенина, С.Д. Смирнова и др.

Проблема формирования педагогических умений рассмотрена  в исследованиях Л.Н. Давыдовой, Р.Л. Кричевского, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиенова и др.

В педагогической науке  активно обосновываются ведущие  положения гуманистической парадигмы образования. (А.Г. Асмолов, В.А. Болотов, Е.В. Бондаревская, В.И. Загвязинский, Ю.В. Сенько, М.И. Шилова и др.).

Особое внимание уделено  проблеме целепологания  и проектирование педагогической деятельности (В.В. Арнаутов, Т.Г. Богданова, Г.И. Петрова, Г.П. Щедровицкий и др).

Интенсивно осуществляется научный поиск в области инновационной деятельности  в системе образования, различные аспекты этой проблемы исследованы в работах (К. Ангеловски, В.Я. Ляудис, А.А. Орлова, С.Д. Полякова, О.Г. Хомерики и др).

Современная образовательная  практика выдвигает более высокие  требования к организации процесса управления общеобразовательной школой, что освещается в научных трудах В.И. Зверевой, В.Г. Куценко, В.С. Лазарева, М.М. Поташника, Т.И. Шамовой, З.К. Ушакова, Е.И. Ямбурга и др.

Подходы к формированию нового управленческого мышления рассматриваются в работах О.С. Анисимова, Ю.А. Конаржевского, Р.Х. Шакурова и др.

Проблему сущности и  особенности педагогических исследований раскрывали в своих трудах ведущие педагоги –ученые  Ю.Н. Бабанский, Л.В. Занков, В.В. Краевский И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина и др.

Новые подходы к исследованию и моделированию воспитательных школьных систем разрабатывали В.А. Караковский, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, Е.А. Ямбург.

Анализ научных исследований свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме развития исследовательской деятельности в школе.

Вместе с тем специальных  работ, рассматривающих организационно-педагогические условия становления исследовательской  деятельности в общеобразовательной школе в изучаемой литературе не обнаружено.

Таким образом, анализ научной литературы и изучение опыта работы педагогического коллектива школы свидетельствуют о наличии противоречий между:

- заказом государства  на развитие исследовательской  деятельности в школе и отсутствием  специальной научной литературы, посвященной вопросам организации этой деятельности;

- потребностью (желанием) педагогов школы заниматься научно-исследовательской  деятельностью и отсутствием  у них исследовательских умений;

- практикой инновационной  и экспериментальной деятельности  в школе и недостаточно высоким уровнем теоретической подготовки учителей для решения насущных школьных проблем.

Таким образом, основную проблему исследования составил поиск  путей повышения эффективности организации исследовательской деятельности учителей в школе. На наш взгляд, в научной литературе недостаточно внимания уделяется важному направлению научно-методической работы школы – организации исследований, а  в отношении сельской школы этот вопрос вообще не рассматривается. Это обусловило выбор темы нашего исследования: " Организация исследовательской деятельности учителей сельской общеобразовательной школы".

Объект исследования: научно-методическая работа сельской школы.

Предмет исследования: организация исследовательской деятельности в сельской школе.

Цель исследования: разработать теоретическую модель организации исследовательской деятельности в сельской школе и апробировать ее на практике.

В соответствии с предметом  и целью исследования нами определена следующая гипотеза, предполагающая, что исследовательская деятельность учителей в сельской общеобразовательной школе будет  организована эффективно:

- если в школе будут  созданы условия для систематического  повышения теоретического и методического  уровня учителей;

- если будет преобразована  структура методической службы;

- если будет организована  совместная исследовательская деятельность  учителей и учеников;

При создании этих условий  активизируется включение педагогов  в исследовательскую деятельность, актуализируется их творческое саморазвитие и удовлетворятся их потребности в самореализации, субъективируется отношение педагогов к научно-исследовательской деятельности.

В соответствии с целью, предметом и выделенной гипотезой  определены следующие задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.

2. Выявить состояние  проблемы организации исследовательской  деятельности в сельской школе.

3. Разработать модель  методической службы сельской  школы.

4. Определить в ходе  опытно-экспериментальной работы  пути организации совместной исследовательской деятельности учителей и учеников школы.

Методологической и  теоретической базой нашего исследования послужили идеи В.В. Краевского, М.Н. Скаткина, В.М. Полонского, В.И. Загвязинского, И.Д. Чечель.

Для решения поставленных задач применялся комплекс методов педагогического исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, синтез, классификация, сравнительный метод, моделирование, изучение опыта учителей–исследователей, опрос, наблюдение, беседы, анализ нормативно-методической базы школы.

  Опытно-экспериментальной   базой исследования являлась  Солонцовская средняя общеобразовательная  школа Емельяновского района.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

Теоретическое обоснование  организации

 исследовательской  деятельности учителя

1.1. Исследовательская  деятельность 

как предмет психолого-педагогического  анализа.

Многие ученые обращали внимание на творческую, исследовательскую направленность педагогического труда. Выдающиеся педагоги всех времен и народов отмечали эту обязательную составляющую педагогической деятельности.

Ян Амос Коменский, основоположник дидактики, писал еще в XVII веке :" каждый учитель должен в особенности иметь перед глазами цель и задачи своего плана, чтобы хорошо зная, чего он должен достигнуть, все направлять своеобразно с этим…"[22.с 558].

В трудах Адольфа Дистервега крупнейшего  немецкого педагога отмечалось:" без стремления к научной работе учитель элементарной школы попадает под власть трех педагогических демонов: банальности, механичности, рутинности. Он деревенеет, каменеет, опускается ". [11, с 322]. Это высказывание стоит положить под стекло письменного стола каждому руководителю школы, вывесить в учительской для всех педагогов.

Василий Александрович Сухомлинский в одной из классических работ "Разговор с молодым директором" высказал свое отношение к исследовательской работе в школе. По его мнению, дело не только и не столько в принципиальной теоретической новизне, сколько в исследовании проблем, каждый раз открывающихся по-новому, в самой привычке исследовательской работы. Для Сухомлинского исследование – не экзотическая приправа, а черный хлеб нормальной школьной работы.

По самой своей логике, по философской  основе, пл творческому характеру  педагогический труд невозможен без  элемента исследования, и прежде всего, потому, что каждая человеческая индивидуальность, с которой мы имеем дело, это в определенной мере глубоко своеобразный, неповторимый мир мыслей, чувств, интересов.

Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы  повседневное проведение уроков не превратилось в скучную, однообразную повинность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследования. Становится мастером педагогического труда, скорее всего тот, кто почувствовал в себе исследователя. [51, с 27].

При этом В.А. Сухомлинский делает оговорку, что речь идет не о научно-исследовательской работе в строгом смысле этого слова. Можно работать творчески, но не заниматься исследованиями в том смысле, который вкладывается в это понятие там, где изучение фактов ведет к научным обобщениям. "Мы имеем в виду исследование проблем, решенных педагогической наукой, но каждый раз открывающихся  перед творчески работающим учителем по-новому, как только он становится посредником между теорией и практикой". [51, с 28].

На вопрос посильно ли это каждому педагогическому коллективу, и как молодому, начинающему директору заниматься исследовательской работой в процессе обучения и воспитания, великий отечественный педагог отвечает, что –" сильным и опытным становится педагог который умеет анализировать свой труд. Исследовательская работа не является для учителя чем-то таинственным и недостижимым. Не бойтесь исследований. В самой своей основе педагогический труд – настоящий творческий труд – стоит близко к научному исследованию. Эта близость, родство заключается прежде всего в анализе фактов и необходимости предвидеть. Учитель, умеющий проникать мысленно в сущность фактов, в причинно -следственные связи между ними, предотвращает многие трудности и неудачи…"[51, с 71].

Анализ социально-философской, психолого-педагогической и управленческой литературы позволил выявить сущность и структуру понятий "деятельность", "исследование", "организация".

Прежде всего, остановимся на понятии "деятельность". Наиболее общим  пониманием деятельности в философии является ее трактовка как конкретно исторически обусловленного способа существования, бытия человека. Это одновременно и единица бытия, объединяющая в себе объективно-социальное и субъективное, психологическое начало, обладающее своеобразной внутренней структурой и организацией. Деятельность предметна, сознательна и целенаправленна, что позволяет  отграничить ее от разнообразных актов поведения. В реальной жизни она выступает всегда в той или иной качественно определенной форме (трудовая, познавательная, педагогическая, исследовательская, инновационная и т.п.)*

Информация о работе Организация исследовательской деятельности учителей сельской школы