Организация исследовательской деятельности учителей сельской школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 10:35, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: разработать теоретическую модель организации исследовательской деятельности в сельской школе и апробировать ее на практике.
В соответствии с предметом и целью исследования нами определена следующая гипотеза, предполагающая, что исследовательская деятельность учителей в сельской общеобразовательной школе будет организована эффективно:
- если в школе будут созданы условия для систематического повышения теоретического и методического уровня учителей;
- если будет преобразована структура методической службы;
- если будет организована совместная исследовательская деятельность учителей и учеников;

Содержание работы

Введение
Глава 1
Теоретическое обоснование организации исследовательской деятельности учителя
1.1.
Исследовательская деятельность как предмет психолого-педагогического анализа
1.2.
Особенности организации исследовательской деятельности в школе
1.3.
Задачи, содержание и формы организации научно-методической работы учителей
1.4.
Учитель-исследователь – новый тип творчески работающего педагога. Исследовательский подход в управленческой деятельности
Глава 2
Основные направления организации исследовательской деятельности учителей в Солонцовской средней общеобразовательной школе
2.1.
Анализ научно-методической работы школы
2.2.
Модель методической службы Солонцовской школы
2.3.
Организация совместной деятельности учителей и учеников
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .doc

— 232.50 Кб (Скачать файл)

Библиографический подход основан на необходимости получать информацию об имеющихся  публикациях, отбирать работы по определенным направлениям, темам, проблемам, выявлять круг вопросов, которые изучались или обсуждались авторами.

Науковедческий подход дает возможность учитывать взаимоотношения  между наукой, техникой, производственной деятельностью, цели, задачи, результаты исследования.

Все подходы правомерны. Они отражают объективные потребности  различных лиц в той или иной информации. В зависимости от подхода строится и соответствующая классификация. [40, с 11].

И.Т. Огородников выделял  три группы исследовательских работ:

- обобщающие исследования, которые подводят итоги теоретических  и практических достижений педагогики;

- работы, направленные  на углубленное изучение отдельных  сторон, вскрытие закономерностей многосторонней практической деятельности;

- нормативные и инструктивные  методические разработки (учебные  программы, объяснительные записки к ним, методические пособия, учебники), имеющие целью непосредственное руководство практикой обучения и воспитания подрастающего поколения в отдельных типах учебно-воспитательных учреждений.

М.А. Данилов в статье "Основные методологические проблемы педагогики" предложил классифицировать исследования на три группы:

- исследования, направленные  на изучение отдельных сторон  и функций процессов воспитания  и обучения, вскрывающие влияние  тех или иных приемов и методов,  применяемых учителями;

- исследования, главным  назначением которых является изучение процессов воспитания, образования и развития в более широком плане – обучения как процесс, связь классной и внеклассной работы и ее влияние на развитие учащихся и т.п.;

- исследования, в которых  воспитание рассматривается в  целом, как  система, включающая основные элементы в их определенных взаимоотношениях.

Большинство же ученых, в  том числе В.В. Краевский и  В.М. Полонский  делят исследования на следующие типы. [48, с 58],

 

 

Таблица 1

Классификация педагогических исследований

Фундаментальные

раскрывают закономерности процесса воспитания, направлены на углубление научных знаний, развитие методологии, науки, открытие ее новых областей и не преследуют непосредственно практических целей

 

Прикладные

решают отдельные теоретические  и практические задачи, связанные с формированием содержания, воспитания и образования, разработкой педагогических технологий, связывают науку и практику, фундаментальные исследования и разработки

 

Разработки

имеют целью создание программ, учебников, пособий, инструктивно-методических рекомендаций по воспитанию и обучению, формам и методам организации деятельности учащихся  и педагогов, управлению воспитательными системами


 

Теоретические

 

Экспериментальные


В школе же, как считают авторы пособия "Исследовательская деятельность в школе" можно выделить, как минимум два типа исследований.

Первый – это научно-педагогическое исследование, которое можно назвать эмпирическим, оно представляет целостное осмысление своего опыта.

Второй -  это прикладной, данные исследования "обслуживают" какую либо актуальную задачу жизни школы.

Прикладные исследования  могут быть четырех видов:

Диагностические исследования  (что происходит? почему так?), которое помогает сориентироваться в проблеме, обнаружить противоречия и тенденции какого-либо явления. Кроме того, это может быть диагностика результатов целенаправленных действий, их эффективности. Примером подобной диагностики может быть исследование уровня агрессивности и тревожности учащихся.

Другой вариант практического  исследования – это проектированное исследование (что это может собой представлять? как это лучше сделать?). Которое можно условно назвать стратегической разведкой. Такое исследование является основой проектирования, моделирования, разработки стратегии.

Существует еще один вариант исследования, который называют поисково-рефлективным (что важно и ценно для меня и для других? как нам понять друг друга?). Прежде всего, такое исследование предполагает установление обратной связи (например, между учителями и школьниками, между родителями и детьми, между администрацией и педагогами) для налаживания общения, позволяющего обмениваться мнениями, знаниями, сомнениями, информацией и т.д. Важно, что сама ситуация поиска в таком исследовании стимулирует активность людей. Данное исследование становится способом актуализации самопознания, так как сопоставление различных точек зрения позволяет человеку лучше понять собственные мысли, собственную позицию. Практически каждый педагогический совет создает условия для самосознания педагогом личностно-профессиональной позиции. Описание учителем своего опыта работы тоже можно отнести к поисково-рефлексивной деятельности.

Авторы пособия "Исследовательская  деятельность в школе" еще один вспомогательный вариант исследования – эмоционально-установочный (что наиболее важно будет в предстоящем действии? как настроить аудиторию на размышление и работу?). Такое исследование помогает создать эмоциональный настрой, актуализирует определенную тему, проблему, способствует включению участников общей работы в ситуацию "здесь и теперь", снижает тревожность  и возможное недовольство. Примером экспресс - исследования может быть обращение к аудитории с рядом вопросов: - "Поднимите, пожалуйста, руку те из вас, кто…", или видеоролик  с экспресс опросом ребят, учителей, родителей по какой либо проблеме (например, отношению к здоровью или здоровому образу жизни). Такое исследование же претендует на достоверность результатов. оно является лишь средством для решения выше указанных задач. [21, с 75].

Таким образом, научно-исследовательская работа в школе ни в коей мере не заменяет специальную сферу деятельности ВУЗов, НИИ, НИЦ и т.п., занимающихся истинно научной работой как творением научного знания.

Педагогические исследования в школе в отличии от исследований научных коллективов имеют следующие особенности, выделенные Л.К. Гребенкиной и Н.С. Анциперовой в пособии "Технология управленческой деятельности заместителя директора школы".

1. Они носят прикладной  характер, направлены на разработку  и освоение новшеств, на конкретные цели и задачи совершенствования учебно-воспитательного процесса и на этой основе на повышение его результативности в данном образовательном учреждении.

2. Субъектами научно-исследовательской  работы являются педагоги. Заместители директора школы организуют учителей на педагогический поиск инновационных преобразований учебно-воспитательного процесса, устанавливают деловые связи с вузами, научно-методическими центрами, привлекают к исследованию учебных проблем учащихся, объединяя их в НОУ, родителей.

3. Уровень обобщения  итогов школьной опытно-экспериментальной  работы, как правило, не претендует  на выявление научных закономерностей,  отличается простотой оформления. [2, с 75].

Как организационно подготовить  коллектив школы к исследовательской  деятельности?

Руководителю учебного заведения следует определить прежде всего, что необходимо изменить в школе. Затем весь коллектив педагогов, руководителей и учащихся необходимо мотивировать на эту деятельность. а учителям и администрации предстоит включиться в самую настоящую исследовательскую деятельность: проектировать, моделировать, экспериментально апробировать, наблюдать, измерять и т.д.

В школьных преобразованиях, как считает И.Д. Чечель может  быть вовлечен весь педагогический коллектив, а может быть активизирована лишь часть учителей (предметники одного направления, преподаватели старших классов, учителя начальной школы и т.п.). Но при этом все в школе должны быть сторонниками реформаторов. [54, с 27].

В школах, функционирующих  по старым, устоявшимся традиционным подходам и правилам ее ведут отдельные педагоги – исследователи, творчески работающие учителя, совершенствующие свои методики, содержание учебно-воспитательного процесса, ищущие пути повышения его эффективности в силу своей личностной потребности в творческой деятельности и самореализации.  Хотя творческий поиск в таких школах присущ многим педагогам, он лишь совершенствует уже созданную и удовлетворяющую большинство педагогического коллектива систему школы (педагогическую и управляющую).

Школа, работающая в режиме развития, вносит коренные изменения в педагогическую и управляющую системы в соответствии с концепцией. Концепция либо принимается самим педагогическим коллективом, либо принимается инновационная идея, выдвинутая учеными или педагогами-практиками и ставшая привлекательной для большинства учителей конкретной школы. В этом случае создаются творческие исследовательские группы, занимающиеся инновационной, научно-исследовательской и экспериментальной работой. Таких групп в школе может быть много, когда осуществляются комплексные изменения во всей педагогической системе школы, но их может быть  и 2 – 3, если изменения носят модульный характер (например, качественные изменения в системе начального образования, вводится новый учебный курс в нескольких классах, внедряется новая технология преподавания какого либо учебного предмета и т.д.). [38, с 140].

 Процесс подготовки  инновационных преобразований –  очень важный этап в деятельности  администрации школы, так как   он определяет во многом успех  результата. Директор школы вместе со своими заместителями, и особенно с замам по науке или экспериментальной работе, определяют школьные проблемы, ранжируют их по значимости и первостепенности разрешения, выделяют 2-3 направления, которые представляются особенно важными в настоящее время.

Далее продумывается  стратегия и тактика включения  педагогов в проектирование новой школы. Для этого руководитель вместе с заместителем должен:

- определить и лично  осознать тотальную необходимость  преобразований, то есть конкретизировать, что следует реформировать и с какой целью;

- определить четко  границы нововведений (вся школа,  начальная школа, средняя школа,  гуманитарные предметы и т.п.) и субъектов реализации инноваций  (конкретные учителя: индивидуалы  -творцы, предметники определенного направления, педагоги старшей школы и т.л.);

- определить группу  поддержки и группу оппозиции,  т.е. те силы, которые будут  на стороне реформаторов или  по другую сторону;

- определить возможные  причины сопротивления, формы  его выражения, последствия этого, продумать способы мотивации педагогов;

- продумать возможную  стратегию инновационных преобразований (создание исследовательского проекта, экспериментальная апробация, мониторинг эффективности и т.п.);

- продумать условия  (материальные, кадровые) успешной реформаторской деятельности;

- продумать последствия  как успеха, так и неудачи при  реализации проекта;

- продумать политику  включения педагогического коллектива  в исследовательскую деятельность вообще и на решение конкретных проблем – в частности, при этом важно предусмотреть ориентацию и мотивацию педагогов именно на те проблемы, осознание которых было выбрано руководством с позиции панорамного видения ситуации.

И.Д. Чечель подробно описывает  подготовительный этап исследовательской  деятельности, так как от него в значительной мере зависят ее результаты. Особое внимание на этом этапе руководитель должен обратить на анализ мотивации (или отсутствия оной) педагогов на исследовательскую деятельность. Основные и весьма возможные для каждого коллектива причины сопротивления инновациям он изложил в таблице (см. приложение 1, таблица 1).

Первая причина объясняется  свойствами отдельных людей думать о своих личных интересах, забывая  об интересах и проблемах школы. Реакция в виде "политического поведения" не опасно до тех пор, пока не образуются группы людей такого плана, целью которых становится разрушение инноваций, крах заявленной идеи.

Вторая группа может  быть устранена путем индивидуальной работы с каждым, предоставления широкой информации.

В третьем случае необходимо индивидуальное разъяснение позиции руководства, их согласование по инновационным преобразованиям с оппонентами.

В последнем случае устранение причины сопротивления возможно путем повышения профессионализма педагога,  включения его в  активную исследовательскую деятельность через серию посильных исследовательских заданий.

В любом случае следует  проанализировать возможные причины  сопротивления инновациям и продумать пути устранения этих явлений (приложение 1, таблица 2).

Таким образом, мотивация педагогов – феномен, который следует в первую очередь проанализировать руководителю школы на подготовительном этапе исследовательской деятельности.

Добиться качественной постановки исследовательского обеспечения  всей работы коллектива можно на основе следующих основных принципов:

- актуальности;

- научной обоснованности;

- системности;

- мобильности;

- дифференцированности;

- личностно - ориентированного  подхода;

- рефлективности;

- многообразия форм  подведения итогов;

- продуктивности. [2, с  75-76].

Только осознанная, системная, рефлективная деятельность, продиктованная потребностями и перспективами развития школы, основанная на достижениях теоретической науки и передового опыта, осуществляемая с учетом особенностей, возможностей педагогического коллектива в целом и каждого его участника в отдельности, обеспечит желаемый результат.

Информация о работе Организация исследовательской деятельности учителей сельской школы