Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 10:35, дипломная работа
Цель исследования: разработать теоретическую модель организации исследовательской деятельности в сельской школе и апробировать ее на практике.
В соответствии с предметом и целью исследования нами определена следующая гипотеза, предполагающая, что исследовательская деятельность учителей в сельской общеобразовательной школе будет организована эффективно:
- если в школе будут созданы условия для систематического повышения теоретического и методического уровня учителей;
- если будет преобразована структура методической службы;
- если будет организована совместная исследовательская деятельность учителей и учеников;
Введение
Глава 1
Теоретическое обоснование организации исследовательской деятельности учителя
1.1.
Исследовательская деятельность как предмет психолого-педагогического анализа
1.2.
Особенности организации исследовательской деятельности в школе
1.3.
Задачи, содержание и формы организации научно-методической работы учителей
1.4.
Учитель-исследователь – новый тип творчески работающего педагога. Исследовательский подход в управленческой деятельности
Глава 2
Основные направления организации исследовательской деятельности учителей в Солонцовской средней общеобразовательной школе
2.1.
Анализ научно-методической работы школы
2.2.
Модель методической службы Солонцовской школы
2.3.
Организация совместной деятельности учителей и учеников
Заключение
Список используемой литературы
Ученые- методологи, рассматривая педагогическое исследование в его движении, в динамике, как процесс перехода от незнания к знанию, представили общую логику педагогического исследования в виде модели отношения педагогической деятельности к ее отображению в педагогической науке. (см. схему 2). [37, с 43].
Схема 2
Логика педагогического
Как итог всей работы, разрабатывается проект будущей педагогической деятельности, в который входят конкретные материалы и указания для практики.
Т.И. Шамова в своих работах обосновывает
необходимость исследовательско
Сравнивая исследовательскую и управленческую деятельность она пришла к выводу, что "управленческая деятельность – это специфический вид педагогического труда, который по своей сущности имеет исследовательскую направленность. [8, с 107].
Единство исследовательской и управленческой деятельности в том, что:
- во-первых, они протекают в единой логике (анализ, цель, задачи, планирование, инструктивно-организаторская работа, контроль, сбор и анализ информации о ходе выполнения плана, соотнесение результатов с поставленными задачами, внесение коррективов в организаторскую деятельность);
- во –вторых, они имеют единую методологическую основу (изучение педагогического явления с целью распознавания причинно-следственных связей, их возникновение и развитие);
- в-третьих, конечная цель всяко
- в-четвертых, они направлены на преобразование объекта.
Отличительной особенностью этих видов деятельности является их результат ". ..результат управленческой деятельности объективно не всегда имеет новизну, чаще всего он субъективен. Кроме того, управленческая деятельность осуществляется в регламентированных условиях, и ее результат должен быть всегда положительным. Исследовательская же деятельность может протекать в условиях свободного поиска и допускает возможность получения отрицательного результата". [8, с 107].
За счет усиления исследовательской направленности можно повысить результативность управленческой. Это возможно при условии, если директор школы достаточно компетентен, хорошо знает сущность процессов, которыми управляет, владеет методами сбора и анализа информации о ходе управляемых процессов; обладает системным видением педагогического процесса, умением выделить составляющие звенья, связи между ними. Повышение обоснованности всех управленческих решений, таким образом, является главным фактором усиления исследовательской направленности управленческой деятельности директора школы. "Для этого необходима объективность оценки соблюдаемой директором педагогической информации, доказательность выводов, что возможно только при условии построения достоверной исследовательской методики, владения методами исследования, умения выбирать их комплекс в соответствии с поставленной целью". [8, с 107].
В практической деятельности руководителей школы нередко имеет место нечеткая постановка цели управленческой деятельности, отсутствие целостной методики изучения конкретных вопросов, выпадение из управленческого цикла целых звеньев. Исследовательский подход помогает избежать этих недостатков. Он требует глубоких знаний в области методологии, педагогики, психологии, частных методик, школьной практики. Все это обеспечивает повышение научного уровня управленческой деятельности директора школы, ее результативность.
Пусть каждый директор (или завуч) ответит себе на вопрос: "Как он может помочь учителю в освоении нового, если он сам этим новым не владеет?". Ответ тут один – только находясь в состоянии напряженного одиночества. [52, с 13-14].
Находясь на пути исканий, исследователям становится, очевидно, что это деятельность для них – это принцип работы, и стиль жизни, и способ деятельности. У ищущего человека появляется особая исследовательская позиция, когда он становится чуток и внимателен ко всему происходящему. И если в обычной деятельности естественным является четкая детальная программа действий, порою даже некий алгоритм, ясное представление ожидаемых результатов, то в исследовательской – все иначе. В данном случае некоторая ситуация неопределенности не просто неизбежна, но и необходима. Именно тогда возможны удивления и открытия, именно тогда состоится творчество.
Список использованной литературы
1. Асионашвили Ш.А., Загвязинский В.И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования. //Педагогика – 2000 -№2, с 11-16.
2. Анциперова Н.С., Гребенкина Л.К.
Технология управленческой
3. Бабанский Ю.К. Проблемы
4. Бухвалов В.А., Плинер Я.Г. Педагогическая
экспертиза школы. – М: Педагог
5. Валеев Г.Х. Гипотеза
6. Вершинин В. Эксперимент
7. Вильвовская А. Модель
8. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики. / под ред Т.И. Шамовой. М: Педагогика, 1991 – 192 с.
9. Вырягаева Т.Л., Нурмухаметов Е.Н. Об организации методической работы в школе. // Завуч- 2000. - №8-с. 4-10.
10. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладнуюфилософию. –М: Школа-Пресс, 1995. – 448 с.
11. Дистервег А. Избранные
12. Дудников В. Как сделать методическую работу в школе направленной на развитие учителя? // Народное образование. – 1999. - № 7-8. – с. 125-132.
13. Евченко Е.Г. Организационная
структура системы управления
научно-методической
14. Жуковский И. Методическая служба: структура и технология управления. //Директор школы. 1999 - №4 – с. 97-117.
15. Журавлев А.Л. Концептуальные
представления о совместной
16. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М: -1980 – 96 с.
17. Загвязинский В.И. Новое в жизни, науке, технике. //Педагогика и психология. –1987 - №4 – с. 3-10.
18. Ивлев С.А. Вхождение в
19. Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях.: Книга для учителя. – М: АРКТИ – 199- 48 с.
20. Ильенко Л.П. Структура
21. Исследовательская
22. Каменский Я.А. Избранные
23. Керженцев П.М. Принципы
24. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. – М: Педагогический поиск, -2000 – 224 с.
25. Коротаева Е. Зам по науке: видимый и невидимый фронт деятельности. //Директор школы, - 1999 - №5 – с. 14-23.
26. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Пособие для педагога – исследователя. –Самара –СамГПИ,- 1994- 165 с.
27. Леонтович А. Учебно-
28. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М: - МГУ , 1972 – 575 с.
29. Лизинский В.М. Идеи к проектам и практике управления школой . _ М: Педагогический поиск, -1999 – 160 с.
30. Ломов Б.Ф. К проблеме
31. Ломов Б.Ф. Методологические
и теоретические проблемы
32. Национальная доктрина
33. Обухов А. Исследовательская
деятельность как способ
34. Орлова Т.В. Технологические
основы нового способа
35. Орлова Т.В. Целевое,
36. Орловская Л.М. Способы
37. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей под ред. П.И. Пидкасистого. – М: –ПОР , 1998 – 640 с.
38. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. Учеб. пособие ,- под ред. И.К. Гребенкиной, Л.А. Байловой. – М: ПОР , - 2000 – 256 с.
39. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. – М: Педагогика - , 1987 – 144 с.
40. Полонский В.М. Критерии
41. Поташник М.М. Право на
42. Поташник М.М. Разумное сеять разумно. (о модах в педагогике). // Народное образование. – 1990 - №11 –с. 7-19
43. Психологическая наука в
44. Реморенко И. Конструирование миров. // Сельская школа со всех сторон. – 2001- № 12 – с. 4-5.
45. Сергеева В.П. Управление
46. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. Учеб пособ. – М: ПОР , -1999 – 430 с.
47. Скаткин М.Н. Методология и
методика педагогических
48. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М: ПОР ,- 1999 – 416 с.
49. Справочник администрации школы по организации учебного процесса. часть 3. – М6 Педагогический поиск. –2001 – 160 с.
50. Степанов С., Сухоруков А. Рождение нестандартных идей и действий. // Директор школы. – 1999 -№ 5 – с. 3-13.
51. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М% Просвещение 1973.
52. Управление развитием
школы. Пособие для
53. Ушаков К.М. Управление школьной организацией. – М6 Сентябрь , -2000 – 144 с.
54. Чечель И.Д. Управление
исследовательской
55. Шадриков В.Д. Проблема
системного анализа
56. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека. Учеб. пособ. – М6 Логос, -1996 – 320 с.
57. Шамова Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. – М: 1991 – 421 с.
58. Штульман Э.А. Методический аппарат исследований. // Советская педагогика, -1988 - № 11 с. 15-24.
Информация о работе Организация исследовательской деятельности учителей сельской школы