Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 10:35, дипломная работа
Цель исследования: разработать теоретическую модель организации исследовательской деятельности в сельской школе и апробировать ее на практике.
В соответствии с предметом и целью исследования нами определена следующая гипотеза, предполагающая, что исследовательская деятельность учителей в сельской общеобразовательной школе будет организована эффективно:
- если в школе будут созданы условия для систематического повышения теоретического и методического уровня учителей;
- если будет преобразована структура методической службы;
- если будет организована совместная исследовательская деятельность учителей и учеников;
Введение
Глава 1
Теоретическое обоснование организации исследовательской деятельности учителя
1.1.
Исследовательская деятельность как предмет психолого-педагогического анализа
1.2.
Особенности организации исследовательской деятельности в школе
1.3.
Задачи, содержание и формы организации научно-методической работы учителей
1.4.
Учитель-исследователь – новый тип творчески работающего педагога. Исследовательский подход в управленческой деятельности
Глава 2
Основные направления организации исследовательской деятельности учителей в Солонцовской средней общеобразовательной школе
2.1.
Анализ научно-методической работы школы
2.2.
Модель методической службы Солонцовской школы
2.3.
Организация совместной деятельности учителей и учеников
Заключение
Список используемой литературы
Успех определяется двух основных условий:
- во-первых, необходимо
иметь соответствующую
- во-вторых, целесообразно
создать организационную
Следует определить полномочия, права, ответственность и содержание деятельности каждой подструктуры.
Огромную помощь в практике организации исследовательской деятельности в школе окажут материалы, помещенные в журнале "Завуч", кандидата педагогических наук, ведущего сотрудника Института общего образования МОПОРФ Т.В. Орловой. [34].
Вторым аспектом исследовательской деятельности в современной школе являются исследования учащихся, сопровождающиеся получением новых знаний, развитием их творческих способностей. Учителя часто пользуются методами исследовательской деятельности в учебном процессе (лабораторные работы, написание рефератов и т.п.), но формализуя эту работу, не достигают достаточной эффективности. Это вполне можно объяснить отсутствием навыка научного исследования у самих педагогов. Не возможно передать опыт той деятельности, которую не освоил сам.
"Не добросовестное
отношение учителя к
В педагогической структуре опыт организации учебно-исследовательской деятельностью школьников представлен в работах И.Д. Чечель.
Под учебно-исследовательской деятельность понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой, исследовательской задачей с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. [2, с 80].
Ведущее место среди
форм организации научно-
Особый интерес в настоящее время возник к совместной исследовательской деятельности учителей и учащихся (исследовательские проекты, исследование органов ученического самоуправления и др.), последовательность работы над такими проектами представлена в таблице 3 (см. приложение 1).
Учитель, вовлекающий школьников в научные исследовании, помогает им овладеть технологиями проектирования и организации исследовательской работы. Сотрудничество и партнерство учителей и старшеклассников приносит хорошие результаты. Школьники участвуют в разработке местных и региональных проблем во время экспедиций и лабораторий, которые организуют учителя совместно с учеными, открывают новые имена и страницы истории родного края во время краеведческих исследований, делают настоящие открытия в истории нашей страны во время археологических экспедиций, создают или усовершенствуют приборы в ходе исследований по физике и т.д.
Таким образом, научно-исследовательская деятельность становится мощным и действенным фактором, влияющим на результативность труда школьного коллектива, развитие педагога и ребенка, уровень культуры и образованности общества.
1.3. Задачи, содержание и формы организации
научно-методической работы учителей
В современной школе возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта.
Поэтому организация методической работы, а в дальнейшем переход ее в научно-методическую работу является одним из важнейших направлений развития школы и способствует активизации деятельности педагогов.
Методическая работа в школе, по мнению академика РАО М.М. Поташника, - это целостная система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя. [52, c167].
Основными задачами методической работы в школе являются изучение и внедрение передового педагогического опыта, ознакомления с достижениями психолого-педагогической науки с целью повышения научного уровня учителя, повышение уровня профессионального мастерства учителя.
При преобразовании методической работы в научно-методическую к вышеназванным задачам добавляются:
- включение учителя в инновационную деятельность;
- включение учителя в научно-исследовательскую деятельность;
- включение учителя
в опытно-экспериментальную
По мнению авторов сборника "Педагогическая экспертиза школы", научно -методическая работа – это комплекс педагогической деятельности, включающий в себя:
- анализ и аттестацию работы учителей и воспитателей;
- повышение профессиональной квалификации учителей;
- организацию педагогических исследований;
- планирование и организацию
работы методических
В.П. Симонов в работе "Педагогический менеджмент" приводит следующее определение, - "Методическая работа в школе – это специальный комплекс практических мероприятий, базирующихся на достижениях науки, передового педагогического опыта и направлений на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя". Этот комплекс ориентирован прежде всего на повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете - на повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и развития учащихся. [46, с 175].
Следует отметить не только возрастание роли методической работы и ее значения в условиях реорганизации школы, но и имеющиеся негативные явления: неконкретность постановки целей и задач, заорганизованность, однообразие форм и методов этой работы, недостаточный учет особенностей и возможностей конкретных учебных заведений и преподавателей, бессистемность, невнимание к созданию благоприятных условий для повышения квалификации и мастерства педагогов, слабая связь теории и практики в методической работе. Все эти недостатки снижают действенность и результативность методической работы, ослабляют ее роль в деле совершенствования образовательного процесса.
Исходя из того, что главная цель методической работы – это непрерывное совершенствование квалификации учителя, непрерывное содействие его эрудиции и компетентности в области определенной науки (учебного предмета) и методики его преподавания, Симонов указывает на следующие задачи этой работы в средних учебных заведениях:
- повышение профессионального
и культурного уровня
- стимулирование его
служебной и общественной
- обновление и
- совершенствование педагогическ
- совершенствование методов
и стиля взаимодействия с
- совершенствование
- формирование умений
и навыков анализа
- выявление, обобщение и внедрение передового опыта;
- приобщение учителей
к исследовательской
Все эти задачи решаются не за один год, а являются основными направлениями методической работы на ряд лет, например, на пятилетку. Определенная научно-практическая направленность образовательного процесса определяет и первую задачу методической работы – повышение научно-методического уровня преподавания. [46, с 176].
Правильное определение целей и задач методической службы поможет выбрать оптимальное содержание и формы организации работы с педколлективом. Содержание должно работать на реализацию программ развития школы и базисного учебного плана, отвечать требованиям современной школы и, выполняя общие задачи страны, города, региона, должно быть сугубо индивидуальным, применительным к условиям каждого образовательного учреждения.
Содержание методической работы, как считает Л.П. Ильенко, должно формироваться на основе следующих источников:
1) законов РФ, нормативных документов, инструкций, приказов Министерства образования РФ и регионов РФ, определяющих цели и задачи всей методической работы;
2) новой программы развития школы, стандартов и базисного учебного плана, авторских альтернативных программ, учебников и учебных пособий, позволяющих расширить, обновить традиционное содержание методической службы;
3) новых психолого-
4) инноваций, нововведений, новшеств, по-новому раскрывающих содержание методической работы;
5) диагностики и прогнозирования
состояния учебно-
6) использование информации о массовом и передовом опыте методической службы в школах города, региона, республики, помогающей избавляться от ошибок;
7) максимально творческого подхода в выборе содержания и планирования методической работы. [19, с 8].
Структура методической службы в школе определяется ее спецификой (общеобразовательное учреждение, лицей, колледж, гимназия и т.д.)
В научно-методической литературе широко представлены разнообразные модели и структуры методической службы. [13,14, 19].
Цели, задачи и содержание методической службы в образовательных учреждениях находятся в прямой зависимости от ее форм разнообразных занятий (заседаний) они определяются структурой методической службы, взаимосвязью всех ее звеньев, хотя и обладают некоторой самостоятельностью. Эти цели и задачи либо способствуют эффективной реализации программы службы, либо обрекают ее на провал.
Формы методической работы могут быть коллективными индивидуальными. Они должны оптимально сочетаться. К индивидуальным формам работы относятся индивидуальные консультации, стажировки, наставничество, самообразование, работа над личной творческой темой и т.д.
Коллективные формы
Теоретические формы методической работы |
Практико-ориентированные формы методической работы | |
- курсовая переподготовка |
- конкурс "Учитель года" | |
очно-заочная |
- научно-педагогические фестивали | |
проблемные курсы |
- научно-методические конференции | |
тематические курсы |
- методические объединения | |
экстернат |
- проблемные группы | |
стажировка и др. |
- творческие группы и мастер-классы | |
- лекции |
- школы управленческого мастерства | |
- педагогические чтения |
- школы молодого специалиста | |
- теоретические семинары |
- экспериментальные площадки | |
- ВНИКи |
- семинары-практикумы | |
- научно-исследовательские кафедры |
- тренинги | |
- ОДИ | ||
- деловые игры, ролевые игры | ||
- "мозговые штурмы" | ||
- творческие отчеты отдельных преподавателей | ||
- педагогические советы | ||
- экспертные группы | ||
- диспуты, дискуссии | ||
- урок-панорама | ||
- "круглые столы" |
Информация о работе Организация исследовательской деятельности учителей сельской школы