Организация исследовательской деятельности учителей сельской школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 10:35, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: разработать теоретическую модель организации исследовательской деятельности в сельской школе и апробировать ее на практике.
В соответствии с предметом и целью исследования нами определена следующая гипотеза, предполагающая, что исследовательская деятельность учителей в сельской общеобразовательной школе будет организована эффективно:
- если в школе будут созданы условия для систематического повышения теоретического и методического уровня учителей;
- если будет преобразована структура методической службы;
- если будет организована совместная исследовательская деятельность учителей и учеников;

Содержание работы

Введение
Глава 1
Теоретическое обоснование организации исследовательской деятельности учителя
1.1.
Исследовательская деятельность как предмет психолого-педагогического анализа
1.2.
Особенности организации исследовательской деятельности в школе
1.3.
Задачи, содержание и формы организации научно-методической работы учителей
1.4.
Учитель-исследователь – новый тип творчески работающего педагога. Исследовательский подход в управленческой деятельности
Глава 2
Основные направления организации исследовательской деятельности учителей в Солонцовской средней общеобразовательной школе
2.1.
Анализ научно-методической работы школы
2.2.
Модель методической службы Солонцовской школы
2.3.
Организация совместной деятельности учителей и учеников
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .doc

— 232.50 Кб (Скачать файл)

Успех определяется двух основных условий:

- во-первых, необходимо  иметь соответствующую нормативно-организационную  базу (положения о научно-исследовательской,  опытно-экспериментальной работе в школе, о научно-методическом совете, экспертной комиссии, положение о НОУ, договор о сотрудничестве с вузами, центрами и т.п.);

- во-вторых, целесообразно  создать организационную структуру,  координирующую данную работу органов (научно-методический совет, экспертная комиссия, совет НОУ, секции НОУ, и т.д.).

Следует определить полномочия, права, ответственность и содержание деятельности каждой подструктуры.

Огромную помощь в  практике организации исследовательской  деятельности в школе окажут материалы, помещенные в журнале "Завуч", кандидата педагогических наук, ведущего сотрудника Института общего образования МОПОРФ Т.В. Орловой. [34].

Вторым аспектом исследовательской  деятельности в современной школе  являются исследования учащихся, сопровождающиеся получением новых знаний, развитием их творческих способностей. Учителя часто пользуются методами исследовательской деятельности в учебном процессе (лабораторные работы, написание рефератов и т.п.), но формализуя эту работу, не достигают достаточной эффективности. Это вполне можно объяснить отсутствием навыка научного исследования у самих педагогов. Не возможно передать опыт той деятельности, которую не освоил сам.

"Не добросовестное  отношение учителя к организации  исследовательской деятельности, а  проще – имитация такой деятельности – справедливо утверждает И.Д. Чечель, - может быть навсегда привьет стойкое отвращение к исследованиям и творчеству будущего В. Патона или А. Мигдала, А. Сахарова или И. Курчатова"[54, с 88].

В педагогической структуре  опыт организации учебно-исследовательской деятельностью школьников представлен в работах И.Д. Чечель.

Под учебно-исследовательской  деятельность понимается такая форма  организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой, исследовательской задачей с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. [2, с 80].

Ведущее место среди  форм организации научно-исследовательской деятельности принадлежит научному обществу учащихся (НОУ). Содержание работы НОУ определяется опытом деятельности, наличием материально-технической базы, готовностью и способностью руководителей и участников и выполнению научных исследований. Наиболее распространенными формами организации данной работы являются научно-практические конференции разного уровня, защиты рефератов, проектов, конкурсы мастерства, школьные симпозиумы, дни наук, дискуссии, выставки творческих работ, дебаты, встречи с учеными, изобретателями, рационализаторами, всевозможные турниры, олимпиады, интеллектуальные игры и марафоны, аукционы идей, "круглые столы", публикации наиболее интересных ученических работ и прочие.

Особый интерес в  настоящее время возник к совместной исследовательской деятельности учителей и учащихся (исследовательские проекты, исследование органов ученического самоуправления и др.), последовательность работы над такими проектами представлена в таблице 3 (см. приложение 1).

Учитель, вовлекающий  школьников в научные исследовании, помогает им овладеть технологиями проектирования и организации исследовательской работы. Сотрудничество и партнерство учителей и старшеклассников приносит хорошие результаты. Школьники участвуют в разработке местных и региональных проблем во время экспедиций и лабораторий, которые организуют учителя совместно с учеными, открывают новые имена и страницы истории родного края во время краеведческих исследований, делают настоящие открытия в истории нашей страны во время археологических экспедиций, создают или усовершенствуют приборы в ходе исследований по физике и т.д.

Таким образом, научно-исследовательская  деятельность становится мощным и действенным  фактором, влияющим на результативность труда школьного коллектива, развитие педагога и ребенка, уровень культуры и образованности общества.

 

1.3. Задачи, содержание  и формы организации 

научно-методической работы учителей

В современной школе возросла потребность  в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта.

Поэтому организация  методической работы, а в дальнейшем переход ее в научно-методическую работу является одним из важнейших  направлений развития школы и способствует активизации деятельности педагогов.

Методическая работа в школе, по мнению академика РАО  М.М. Поташника, - это целостная система  взаимосвязанных мер, действий и  мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя. [52, c167].

Основными задачами методической работы в школе являются изучение и внедрение передового педагогического  опыта, ознакомления с достижениями психолого-педагогической науки с целью повышения научного уровня учителя, повышение уровня профессионального мастерства учителя.

При преобразовании методической работы в научно-методическую к вышеназванным задачам добавляются:

- включение учителя  в инновационную деятельность;

- включение учителя  в научно-исследовательскую деятельность;

- включение учителя  в опытно-экспериментальную деятельность. [19, с 6].

По мнению авторов  сборника "Педагогическая экспертиза школы", научно -методическая работа – это комплекс педагогической деятельности, включающий в себя:

- анализ и аттестацию работы учителей и воспитателей;

- повышение профессиональной  квалификации учителей;

- организацию педагогических  исследований;

- планирование и организацию  работы методических объединений  (кафедр). [4, с 86].

В.П. Симонов в работе "Педагогический менеджмент" приводит следующее определение, - "Методическая работа  в школе – это специальный комплекс практических мероприятий, базирующихся на достижениях науки, передового педагогического опыта и направлений на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого учителя". Этот комплекс ориентирован прежде всего на повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете -  на повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и развития учащихся. [46, с 175].

Следует отметить не только возрастание роли методической работы и ее значения в условиях реорганизации  школы, но и имеющиеся негативные явления: неконкретность постановки целей  и задач, заорганизованность, однообразие форм и методов этой работы, недостаточный учет особенностей и возможностей конкретных учебных заведений и преподавателей, бессистемность, невнимание к созданию благоприятных условий для повышения квалификации и мастерства педагогов, слабая связь теории и практики в методической работе. Все эти недостатки снижают действенность и результативность методической работы, ослабляют ее роль в деле совершенствования образовательного процесса.

Исходя из того, что  главная цель методической работы – это непрерывное совершенствование квалификации учителя, непрерывное содействие его эрудиции и компетентности в области определенной науки (учебного предмета) и методики его преподавания, Симонов указывает на следующие задачи этой работы в средних учебных заведениях:

- повышение профессионального  и культурного уровня преподавателя;

- стимулирование его  служебной и общественной активности;

- обновление и совершенствование  знаний в области преподавания  учебной дисциплины;

- совершенствование педагогического и методического мастерства на основе идей педагогов-новаторов и творчески работающих преподавателей;

- совершенствование методов  и стиля взаимодействия с учащимися  на принципах гуманизации, демократизации и гласности;

- совершенствование деятельности  по организации и содействию творческой, активной, самостоятельной работы учащихся как на занятиях, так и во внеучебное время (в технической, спортивной, исследовательской и других видах деятельности);

- формирование умений  и навыков анализа образовательного процесса в целом и самоанализа своей учебно-воспитательной деятельности в частности;

-  выявление, обобщение   и внедрение передового опыта;

- приобщение учителей  к исследовательской деятельности  на основе доступных и понятных ему методик.

Все эти задачи решаются не за один год, а являются основными направлениями методической работы на ряд лет, например, на пятилетку. Определенная научно-практическая направленность образовательного процесса определяет и первую задачу методической работы – повышение научно-методического уровня преподавания. [46, с 176].

Правильное определение  целей и задач методической службы поможет выбрать оптимальное содержание и формы организации работы с педколлективом. Содержание должно работать  на реализацию программ развития школы и базисного учебного плана, отвечать требованиям современной школы и, выполняя общие задачи страны, города, региона, должно быть сугубо индивидуальным, применительным к условиям каждого образовательного учреждения.

 Содержание методической  работы, как считает Л.П. Ильенко, должно формироваться на основе следующих источников:

1) законов РФ, нормативных  документов, инструкций, приказов Министерства образования РФ и регионов РФ, определяющих цели и задачи всей методической работы;

2) новой программы  развития школы, стандартов и базисного учебного плана, авторских альтернативных программ, учебников и учебных пособий, позволяющих расширить, обновить традиционное содержание методической службы;

3) новых психолого-педагогических, психолого-физиологических и методических исследований, повышающих научный уровень методической службы;

4) инноваций, нововведений, новшеств, по-новому раскрывающих  содержание методической работы;

5) диагностики и прогнозирования  состояния учебно-воспитательного  процесса, уровня обученности, воспитанности и развития, учащихся данной школы, помогающих определить методическую тему, основные задачи, проблемы методической работы и самообразования;

6) использование информации  о массовом и передовом опыте  методической службы в школах  города, региона, республики, помогающей избавляться от ошибок;

7) максимально творческого  подхода в выборе содержания  и планирования методической  работы. [19, с 8].

Структура методической службы в школе определяется ее спецификой (общеобразовательное учреждение, лицей, колледж, гимназия и т.д.)

В научно-методической литературе широко представлены разнообразные  модели и структуры методической службы. [13,14, 19].

Цели, задачи и содержание методической службы в образовательных  учреждениях находятся в прямой зависимости от ее форм разнообразных занятий (заседаний) они определяются структурой методической службы, взаимосвязью всех ее звеньев, хотя и обладают некоторой самостоятельностью. Эти цели и задачи либо способствуют эффективной реализации программы службы, либо обрекают ее на провал.

Формы методической работы могут быть коллективными индивидуальными. Они должны оптимально сочетаться. К индивидуальным формам работы относятся индивидуальные консультации, стажировки, наставничество, самообразование, работа над личной творческой темой и т.д.

Коллективные формы методической работы представлены в следующей  таблице.

Таблица 2

Формы методической работы в школе

Теоретические формы  методической работы

Практико-ориентированные  формы методической работы

- курсовая переподготовка

- конкурс "Учитель года"

 

очно-заочная

- научно-педагогические  фестивали

 

проблемные курсы

- научно-методические  конференции

 

тематические курсы

- методические объединения

 

экстернат

- проблемные группы

 

стажировка и др.

- творческие группы  и мастер-классы

- лекции

- школы управленческого  мастерства

- педагогические чтения

- школы молодого специалиста

- теоретические семинары

- экспериментальные площадки

- ВНИКи

- семинары-практикумы

- научно-исследовательские  кафедры

- тренинги

 

- ОДИ

 

- деловые игры, ролевые игры

 

- "мозговые штурмы"

 

- творческие отчеты  отдельных преподавателей

 

- педагогические советы

 

- экспертные группы

 

- диспуты, дискуссии

 

- урок-панорама

 

- "круглые столы"

Информация о работе Организация исследовательской деятельности учителей сельской школы