Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 16:32, курсовая работа
Среди многообразия проблем современной педагогики, формирование социального опыта ребенка является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Взаимоотношение ребенка с социумом является важнейшим условием осуществления социализации его личности.
Деятельность учителя и ученика протекает, в основном, в школьном классе, который является одной из главных сфер жизнедеятельности для большинства школьников, ведь только во взаимодействии ребенок получает развитие. Класс – это один из важнейших институтов социализации личности после семьи, ведь именно в классе ребенок получает опыт социального взаимодействия благодаря многообразию взаимоотношений между детьми, что оказывает существенное влияние на его благополучие и дальнейшее развитие. [23]
ВВЕДЕНИЕ…………………………...........…………………………………….3
I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА КЛАССА
1.1 Коммуникативное пространство класса и его организация, способствующая формированию социального опыта детей………….…….6
1.2 Понятие «социализация» личности школьников в системе воспитания в классе……...…………………………………………………………………......13
1.3 Взаимодействие школьников в классе как условие формирования социального опыта……….…..……………....................................……..….......21
II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА КЛАССА
2.1 Анализ деятельности учителя иностранного языка по формированию коммуникативного пространства класса ……………………..…....................30
2.2 Разработка методических материалов, обеспечивающих деятельность учителя английского языка по формированию коммуникативного пространства класса………………………………………………………....….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….…………………...…………….……..............43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………...….………………….......…….....45
ПРИЛОЖЕНИЕ
3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………...........…
I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА КЛАССА
1.1 Коммуникативное пространство класса и его организация, способствующая формированию социального опыта детей………….…….6
1.2 Понятие «социализация» личности школьников в системе воспитания в классе……...…………………………………………………
1.3 Взаимодействие школьников в классе как условие формирования социального опыта……….…..…………….............
II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА КЛАССА
2.1 Анализ деятельности учителя иностранного языка по формированию коммуникативного пространства класса ……………………..…...................
2.2 Разработка методических материалов, обеспечивающих деятельность учителя английского языка по формированию коммуникативного пространства класса………………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….…………………...………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………...….…………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ
Среди многообразия проблем современной педагогики, формирование социального опыта ребенка является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Взаимоотношение ребенка с социумом является важнейшим условием осуществления социализации его личности.
Деятельность учителя и ученика протекает, в основном, в школьном классе, который является одной из главных сфер жизнедеятельности для большинства школьников, ведь только во взаимодействии ребенок получает развитие. Класс – это один из важнейших институтов социализации личности после семьи, ведь именно в классе ребенок получает опыт социального взаимодействия благодаря многообразию взаимоотношений между детьми, что оказывает существенное влияние на его благополучие и дальнейшее развитие. [23]
Разные ученые в разное время обращались к проблеме школьного класса, его месту и роли в системе обучения и воспитания, его значению в жизни ребенка. По мнению Караковского В.А., класс формирует личность или разрушает ее, поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Класс структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Он указывает границы идентификации, способствует развитию у личности образа своего “Я”. [9] Таким образом, можно утверждать, что класс обладает большим потенциалом, как в воспитательном отношении, так и в плане социализации личности.
Именно в классе создается уникальный феномен – коммуникативное пространство, благодаря которому класс превращается в важный социальный институт – институт формирования личности в нем. Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, с помощью коммуникативного пространства через непосредственное общение школьников со значимыми людьми (педагогами, сверстниками и т.д.) приходит становление человеческой личности, формирование важнейших её свойств, нравственной сферы, мировоззрения. [37] Можно ли использовать этот механизм для решения более узких, конкретных задач, в частности для усвоения школьниками коммуникативного опыта при освоении иностранного языка?
Таким образом, проблема изучения особенностей организации коммуникативного пространства класса становится все более актуальной в настоящее время. Это тем более важно, если учесть недостаточную разработанность практических аспектов организации деятельности педагогов по осуществлению конкретных направлений воспитательного процесса, способствующих активной социализации личности школьника.
Все это обусловило выбор темы исследования: «Организация коммуникативного пространства класса как условие формирования социального опыта школьников».
Цель исследования : определить основные методы и формы организации коммуникативного пространства, способствующие формированию социального опыта школьников и разработать отдельные из них в системе работы учителя английского языка.
Объект исследования – процесс формирования социального опыта школьников через организацию коммуникативного пространства класса.
Предмет – организации коммуникативного пространства, способствующие формированию социального опыта школьников.
Задачи исследования :
1. Осуществить анализ социально-философских и психолого-педагогических взглядов на сущность понятия коммуникативного пространства класса.
2. Изучить способы формирования социального опыта школьников через организацию взаимодействия между ними в коммуникативном пространстве класса, осуществить самоанализ деятельности по его созданию.
3. Разработать методические материалы, способствующие организации полноценного коммуникативного пространства класса в контексте деятельности начинающего учителя иностранного языка.
Методологическую основу исследования составили философские, социологические, культурологические, педагогические концепции, раскрывающие научные категории: «социализация», «воспитание» в контексте характеристики личности как субъекта социализации и воспитания в современном образовательном учреждении, конкретно в классе, как основного его звена.
В своей работе мы опирались на исследования таких ученых как А.В.Петровский, Н.Смелзер, А.В.Мудрик, Г.М.Андреева, Н.В.Андреенкова, которые определили сущность процесса социализации; Л.М.Митина, И.Н.Зарецкая, Т.Е.Конникова, раскрывающих взаимосвязь социализации, обучения и воспитания; В.Р. Ясницкая, В.А. Канн-Калик, Н.А. Березовин, Н.Н. Обозов, И.П.Иванов – рассматривавших коммуникативное пространство в контексте формирования социального опыта школьников.
I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА КЛАССА
Коммуникативное пространство представляет собой систему внутреннего и внешнего общения класса на личностном, групповом и коллективном уровнях. [35]
Каждый класс имеет свое коммуникативное пространство, включающее сеть взаимоотношений (микроклимат), а также содержание и способы взаимодействия на каждом из названных уровней. Существует несколько видов коммуникативных связок внутри школьного класса:
Классный руководитель — класс
Лидеры — класс
Мальчики—девочки
Микрогруппа — микрогруппа
«Классный руководитель — класс».
В классе может присутствовать три основных стиля взаимоотношений (разработаны А.В.Мудриком): противостояние, безопасный диалог и попустительство. [15]
Возможность отношений противостояния заложена в самой природе классного руководства. Во-первых, классный руководитель представляет мир взрослых, олицетворяя в той или иной степени извечную проблему «отцов и детей». Во-вторых, он — не просто взрослый, а взрослый руководитель, облеченный определенными властными полномочиями в соответствии со своей должностью и являющийся официальным лицом.
В случае, если классный руководитель — начальник, спускающий директивы и требующий их неукоснительного выполнения, диалог с классом, предполагающий обмен идеями, нормами и ценностями, невозможен. С точки зрения такого воспитателя, вполне достаточно одностороннего воздействия, монолога, а класс должен беспрекословно подчиняться. Сомнительной выглядит и идея сотрудничества, основанного на демократическом равенстве сторон, — ведь педагог и воспитанник изначально не равны!
Отношения попустительства складываются тогда, когда классный руководитель идет на поводу у воспитанников. Стараясь завоевать расположение ребят любой ценой, потакая им во всем, такой педагог очень быстро теряет свою популярность и авторитет в классе. Если ему и удается в дальнейшем выровнять эту ситуацию, то с большим трудом.
Кроме того отношения попустительства могут возникнуть из-за внутренней неуверенности, страха воспитателя во взаимоотношениях с классом. Можно не сомневаться, что класс довольно быстро почувствует слабость классного руководителя и либо, как и в первом случае, начнет манипулировать им, либо потеряет к нему всякий интерес, и дистанция между воспитателем и воспитанниками превратится со временем в пропасть.
Третьим стилем общения является безопасный диалог. Безопасность взаимодействия педагога с классом предполагает не отсутствие требовательности, а ее «разумное сочетание с безусловным уважением к воспитанникам» (А.С.Макаренко) [27]. Это значит, что, прежде чем предъявить требования к классу, воспитатель должен принять ребят такими, каковы они есть, не отвергая их даже при наличии явных недостатков — ведь чаще всего в этом виноваты не дети, а обстоятельства, в которых они оказались.
Не стоит забывать, что к числу таких обстоятельств нередко относится и сама школа. Принятие воспитанника и оптимистическая вера в то, что он может стать лучше, - вот основа уважения, о котором говорил А. С. Макаренко, доказавший собственным опытом возможность сочетания требовательности и уважения к детям даже в самых тяжелых ситуациях. Это — главное условие конструктивного диалога и сотрудничества учителя с классом и с каждым школьником отдельно.
Отметим, что приведенные стили общения проявляются и в других коммуникативных связках, о которых пойдет речь дальше. Подчеркнем также, что именно преобладающий стиль классного руководителя во многом будет определять, как сложится общение в этих связках.
«Лидеры — класс».
Успешность общения в данной коммуникативной связке зависит от того, насколько соотносятся формальное и неформальное лидерство в классе (в предыдущих главах мы уже говорили об этом условии). Идеальным стилем общения лидеров с классом является «общение-сотрудничество», но в практике довольно часто встречаются варианты «общение-дистанция» и «общение-заигрывание».
«Мальчики—девочки».
Если общение в предыдущей связке является преимущественно деловым, то здесь оно выступает в первую очередь как межличностное неформальное. Рассматривая ранее полоролевую социализацию, мы уже говорили об актуальности и распространенности проблемы общения мальчиков и девочек в школьном классе. И если классный руководитель проигнорирует эту проблему, то, скорее всего, стиль общения будет варьироваться от «дистанции» (наиболее распространенная ситуация в классе) до «заигрывания» или даже «вседозволенности».
«Микрогруппа — микрогруппа».
Класс никогда не является однородной коммуникативной группой: даже на этапе «Песчаная россыпь» в нем намечается взаимное притяжение между отдельными ребятами. В целом же любой класс — это совокупность различных по составу, численности и направленности микрогрупп, поэтому общение между ними — одна из важнейших составляющих коммуникативного пространства класса. Значит, еще одной важнейшей задачей классного руководителя является гуманизация этой составляющей, т.е. налаживание отношений и взаимодействия между микрогруппами внутри класса. Что же необходимо учесть для более успешного решения этой задачи?
В старших классах неформальные микрогруппы основаны на устойчивых дружеских связях и общности интересов; практически все они являются разнополыми. Нередко в это время в классе образуются пары, причем отношения юношей и девушек достаточно серьезны, они требуют, чтобы окружающие (в том числе и классный руководитель) относились к ним с уважением, исключающим нездоровый интерес и нетактичное вмешательство.
До сих пор речь шла о неформальных микрогруппах, образующихся на основе взаимных симпатий в классе. В современных школах почти не встречаются микрогруппы официальные, т. е. с закрепленным составом и какими-то деловыми функциями. Раньше их роль выполняли обязательные в каждом школьном классе октябрятские «звездочки» или пионерские «звенья», реже — комсомольские «бригады» в старших классах. Чаще всего эти структурные единицы образовывались формально (например, по рядам в классе), да и деловые функции выполнялись ими поверхностно, от случая к случаю: кроме строгих списков «звеньев», в отрядном уголке ребят почти ничего не объединяло.
А теперь подробнее рассмотрим понятие «микроклимата» и его влияния на организацию коммуникативного пространства в целом.
Среди социально-психологических групповых качеств микроклимат является наиболее важным для школьного класса: именно в нем пересекаются все другие свойства, функции и особенности детского коллектива, именно он в значительной степени определяет проявление этих функций и особенно в процессе социализации школьника.
Микроклимат группы определяют как качественную сторону взаимоотношений в ней. Это определение, данное А. В. Петровским, относится и к более общему понятию — «социально-психологический климат» (СПК). [2] Данный термин употребляется по отношению к общности любого порядка, т.е. и к обществу в целом, и, например, к школе. Словом же «микроклимат» мы будем обозначать СПК малой группы, в данном случае — школьного класса.
Чисто географический термин «климат» как нельзя лучше подходит к рассматриваемому социально-психологическому понятию: климат — это тепло и холод, соотношение ясных и пасмурных дней, это в целом — погода в доме. А так как школьный дом слишком велик, то его климат влияет на самочувствие ребенка не столько напрямую, сколько через более близкую для него общность — школьный класс. Поэтому мы и применяем по отношению к классу термин «микроклимат», подчеркивая тем самым его близость к школьнику, непосредственное влияние на него.