Организация коммуникативного пространства класса как условие формирования социального опыта школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Среди многообразия проблем современной педагогики, формирование социального опыта ребенка является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Взаимоотношение ребенка с социумом является важнейшим условием осуществления социализации его личности.
Деятельность учителя и ученика протекает, в основном, в школьном классе, который является одной из главных сфер жизнедеятельности для большинства школьников, ведь только во взаимодействии ребенок получает развитие. Класс – это один из важнейших институтов социализации личности после семьи, ведь именно в классе ребенок получает опыт социального взаимодействия благодаря многообразию взаимоотношений между детьми, что оказывает существенное влияние на его благополучие и дальнейшее развитие. [23]

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………...........…………………………………….3
I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА КЛАССА
1.1 Коммуникативное пространство класса и его организация, способствующая формированию социального опыта детей………….…….6
1.2 Понятие «социализация» личности школьников в системе воспитания в классе……...…………………………………………………………………......13
1.3 Взаимодействие школьников в классе как условие формирования социального опыта……….…..……………....................................……..….......21
II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА КЛАССА
2.1 Анализ деятельности учителя иностранного языка по формированию коммуникативного пространства класса ……………………..…....................30
2.2 Разработка методических материалов, обеспечивающих деятельность учителя английского языка по формированию коммуникативного пространства класса………………………………………………………....….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….…………………...…………….……..............43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………...….………………….......…….....45
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Организация коммуникативного пространства класса как условие формирования социального опы.doc

— 266.00 Кб (Скачать файл)

1.      Базарова Юлия – the cleverest (самая умная)

2.      Бугримова Ксения – the most talented (самая талантливая)

3.      Будакова  Юлия – the most gentle (самая нежная)

4.      Глянцев Александр – the strongest (самый сильный)

5.      Иродова Анна – the most modest (самая скромная)

6.      Киреева Дарина – the most charming (самая обаятельная)

7.      Киреев Дмитрий – the quietest (самый спокойный)

8.      Косухина Юлия - the most hardworking (самая трудолюбивая)

9.      Малахова Дарья – the most active (самая активная)

10. Мусаханян Наира – the most reasonable (самая рассудительная)

11. Панасюк Петр – the most diligent (самый старательный)

12. Пивикова Маргарита – the most sociable (самая общительная)

13. Самсонова Наталья – the most successful (самая удачливая)

14. Сысоева Ксения – the kindest (самая добрая)

15. Черников Евгений – the fastest (самый быстрый)

16. Шилкин Ян – the most courageous (самый мужественный)

Класс получил позитивный урок – увидеть в человеке хорошее, даже если он тебе не близкий друг.

Отдельно рассмотрим воспитательные возможности уроков, проводимых в условиях лингафонного кабинета, где дети проводят большую часть школьного времени и где создается особое коммуникативное пространство.

Иностранный язык как учебная дисциплина существенно отличается от любого другого школьного предмета. Вступая в иноязычную коммуникацию, человек получает знания социокультурного характера, таким образом, язык является средством решения социальных, жизненных, научных проблем.

Учитывая эту особенность, для достижения успеха в обучении иностранному языку преподавателю следует так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы учащиеся использовали изучаемый язык как инструмент для решения собственных, личностно-значимых для них проблем, имели возможность проследить взаимосвязь между всеми предметами учебного цикла. В основу такой организации учебного процесса должны быть положены принципы личностно - деятельностного подхода и педагогического сотрудничества.

Работа в современном лингафонном кабинете преследует цель - предоставить учащимся возможность интенсивно упражняться в выработке умений и навыков устной речи, которые формируются в результате практики. Данная цель достигается через формирование умений и навыков понимания речи на слух, через правильное произношение звуков, правильную интонацию, ритм.

Лингафонный кабинет предполагает взаимосвязанное обучение слушанию и говорению. Лингафонный кабинет – источник повышения мотивации учения и приобретения более высоких показателей профессионального мастерства. Технические средства используются для интенсификации учебного процесса.

Ученики привыкают к прямому общению друг с другом и с учителем. Однако, часть детей чувствовала себя уютно, спокойно, обыденно в индивидуальной кабинке, другая же, напротив, отмечала неудобства, как правило вследствие внутренних комплексов.  Даша М., Маргарита П., Наира М. чувствуют себя комфортно в любой аудитории – они яркие, коммуникабельные, активные девочки. Дима К. не поддерживает их мнение, ему трудно общаться с учителем, нет надежды на других – нужно справляться со всеми сложностями в одиночку. Рассудительная  Ксения С. отметила, что не место красит человека, а человек место, и если современные тенденции предлагают заниматься в лингафонном кабинете для овладения практическим курсом английского языка, значит не стоит этому противиться, а следует просто подчиниться.

     Таким образом, лингафонный кабинет способствует направленной работе с учащимися, а кроме того, позволяет устроить общение с классом таким образом, что дети чувствуют себя непринужденно и в то же время, спокойно. Все это способствует благоприятной организации взаимодействия с учащимися, повышает эффективность учебного процесса, создает условия для дифференцированного обучения учащихся, обеспечивает высокую мотивацию обучения, устанавливает благоприятный психологический климат на уроке.

Иногда бывает очень сложно убедить мальчишек и девчонок, что знания английского им пригодятся в будущем. Поэтому очень много времени приходится уделять мотивации к изучению предмета. В этом Ольге Валерьевне помогают ролевые игры, работа над проектами, создание портфеля ученика, использование информационных технологий. А еще – участие в различных конкурсах. В своей работе преподаватель старается так строить свои уроки, чтобы ребята реально общались, а не просто повторяли зазубренные тексты или фразы.

На наш взгляд, есть несколько условий, которые нужно обязательно принять во внимание при обучении ребят общению:

1) психологический климат на уроке

Учебный процесс – это двусторонний процесс – “учитель и ученик”. Есть такая английская пословица: “You can lead the horse to the water but you can’t make it drink” (“можно привести лошадь к водоему, но заставить ее пить нельзя”). Это об образовании. Если учитель желает научить, а ученик желает научиться, то успех гарантирован. Самое главное, с первых уроков необходимо доказать ребятам, что знания английского им пригодятся в жизни, заинтересовать их предметом с помощью различных методов проведения уроков. Не умаляя сложности предмета, постараться вселить в них уверенность, что выучить иностранный язык и общаться на нем под силу каждому, было бы желание и соблюдение  основных требований:  внимания на уроке;  систематической работе; раскрепощенности при общении. Можно говорить все, что ты думаешь, если даже твое мнение не совпадает с мнением всего класса и даже с мнением самого учителя.

На большем количестве уроков присутствовала комфортная, доброжелательная атмосфера.  Преподаватель  помогает осознать ребятам, что над ошибками друг друга ни в коем случае нельзя смеяться,  исправлять ошибки следует корректно, не обижая говорящего. На уроке Ольга Валерьевна стремится быть только партнером по общению, помощником, сотрудником, а не диктатором. Её стиль общения с детьми демократичный.

2) Обязательное заучивание разговорных клише

С первых же уроков преподаватель знакомила ребят со словами, словосочетаниями, репликами, фразами, которые необходимы для общения. Например, такие как:“in my opinion” (“По-моему”), “I’m agree with you” (“Я согласен”), “I’m not agree with you” (“Я не согласен”), “First, Second” (“Во-первых, во-вторых”), “Besides” (“Кроме того”),  “Moreover” (“Более того”), “On the one hand” (“С одной стороны”), “On the other hand” (“С другой стороны)”, “I have an other opinion” (“Я имею другое мнение”).

В начале уроков, проводя речевую зарядку, преподаватель учит ребят использовать эти реплики в речи, аргументировано, логично и убедительно. Использование этих фраз заставило учеников работать творчески, мыслить, строить личное высказывание на основе личного опыта, а не повторять бездумно зазубренные темы.

3) Как можно больше практики в общении.

На уроках преподаватель создавала как можно больше ситуаций, при которых ребятам очень хотелось бы высказаться. В этом ей помогали драмматизирование, ролевые игры, проведение уроков проектного и интерактивного обучения. Такие уроки, как праздник, классу очень понравились. Каждый смог раскрыть свои таланты и способности. Исполняя какие-либо роли, ребята представляли себя в различных ситуациях, которые могут встретиться в жизни, учились отстаивать свою точку зрения, убеждать, соглашаться, отказываться, делать комплименты, приглашать к какому-либо действию и т.п.

За время моих наблюдений я провела в данном классе около 10 уроков. Наиболее интересным получился урок по теме «Праздники в Британии и России». Произошла активизация лексических и грамматических навыков и умений по данной теме. Созданные на уроке ситуации были интересны ребятам, они с удовольствием включались в любой вид работы. (Приложение №2)

Особенно было приятно наблюдать, как учащиеся свободно обменивались мнениями по любому вопросу не только на уроке, но и вне его, что является свидетельством наличия того самого коммуникативного пространства, к установлению которого стремился преподаватель.

Огромное внимание на уроках уделялось также групповой работе, обучению в сотрудничестве.

Во-первых, это повысило мотивацию учащихся (каждый учащийся чувствовал свою ответственность перед “командой”, зная, что от его участия зависит результат работы всех).

Во-вторых, помогло привлечь больше внимания, сосредоточенности учащихся на уроке (а иначе нельзя, подведешь товарищей!)

В-третьих, позволило увеличить количество времени для выполнения задания.

В-четвертых, работа в сотрудничестве научила реальному общению (как высказаться, выслушать, убедить, согласиться, отказаться), а не просто зазубрить какой-то огромный текст на иностранном языке, не понимая  о чем в нем идет речь.

А самое главное, обучение в сотрудничестве улучшило межличностные отношения учащихся.

Самой сложной частью работы  во время моего наблюдения стало выявление коллективных интересов класса, способствование сплочению учащихся в ходе проведения коллективного творческого дела, приуроченного к  празднованию Рождества в Великобритании .(Приложение № 2  )

Руководствуясь основными принципами и принимая во внимание специфику предмета “иностранный язык”, преподаватель использовала одну из форм организации воспитательного процесса, а именно коллективное творческое дело (КТД), для внеклассной работы в школе.

Внеклассное мероприятие должно оставить след в сердцах и памяти учащихся, мотивировать на новые КТД, стимулировать интерес к изучению иностранного языка. Следовательно, оно должно быть ярким, красочным, запоминающимся. Благодаря выбранной теме преподаватель систематизировала знания учащихся по иностранному языку, но и повысила внутреннюю учебную мотивацию, предложив учащимся использовать иностранный язык в общении на тему, актуальную для любого возраста.

КТД явилось эффективной и наиболее целесообразной формой организации учебного сотрудничества, т.к. она обеспечила преемственность различных этапов овладения иноязычной коммуникативной деятельностью, возможность учета уровня языковой подготовки учащихся и их психофизиологических особенностей, создала условия для реализации учебной деятельности общественного характера в различных видах взаимодействий (ученик-ученик; учитель-ученик; учитель-учительский коллектив).

Так как целью проведения мероприятия была реализация принципов личностно - деятельностного подхода и педагогического сотрудничества, то работа по планированию праздника, подбору необходимой информации и материала выполнялась с особой тщательностью. Это был важный и ответственный момент. Успех мероприятия, реализация его целей могли быть обеспечены лишь в случае их совпадения с личностными установками самих учащихся, использования видов деятельности, являющихся ведущими для данного конкретного возраста.

Таким образом, был составлен следующий план проведения праздника “Рождество в Великобритании”  :

5 класс - изготовление праздничных открыток своими руками, знакомство с вариантами поздравлений.

6 класс – разучивание поздравлений к празднику.

7 класс – украшение зала для празднования Рождества.

8 класс – ведущие праздничного конкурса.

В подготовке и проведении праздника были задействованы учащиеся 5-8 классов, учителя музыки, изобразительного искусства, иностранного языка.

На подготовительном этапе была проведена большая организационная работа. Обсуждение с учащимися и администрацией школы характера и содержания мероприятия, время и место его проведения стало первым шагом в разработке КТД.

Учащиеся 5 классов работали над изготовлением поздравительных открыток на уроках изобразительного искусства. Впоследствии лучшие работы были представлены на выставках. Учащиеся 8 классов проводили репетиции мероприятия, готовили костюмы . 7 классы подбирали материал для своих стенгазет, обсуждали содержание и дизайн. Шестиклассники разучивали поздравления . Учитель музыки поводил репетиции песен на английском языке, которые были исполнены учащимися 7-8 классов на празднике.

К празднику актовый зал  школы была празднично оформлен стенгазетами, воздушными шарами, снежинками . В этот день уроки английского языка проводились в нетрадиционной форме. Так, например, учащиеся восьмых классов, выполняли проектную работу “Поздравительная открытка”. Им было предложено сделать открытку и написать на ней одно из предложенных учителем поздравлений, подарить открытку своим родителям, учителям, друзьям.

В конце учебного дня был организован праздник. Использование КТД во внеклассной работе по иностранному языку стало примером слияния учебного и воспитательного процессов в школе, взаимосвязи различных учебных дисциплин, удачным способом повышения мотивации учащихся, средством развития творческих и познавательных способностей, формой организации педагогического учебного сотрудничества через создание разновозрастного коммуникативного пространства.

Праздник всегда создает хорошее настроение, приносит радость. Праздник в школе, организованный совместными усилиями всего школьного коллектива, доставляет удовольствие вдвойне. Проведенное мероприятие  сблизило учеников. Во время подготовки они часто организовывали репетиции, небольшие совещания, помогали друг другу. Знания языка были расширены, как и  кругозор детей.

Только в сотрудничестве и при  тщательном   соблюдении пошаговых разработок учитель может привлечь детей  к взаимодействию, сделать диалог простым и доступным, обеспечить обратную связь и рефлексию с классом, а это значительным образом повлияет на организацию благоприятного коммуникативного пространства класса и приобретения школьниками социального опыта.

Информация о работе Организация коммуникативного пространства класса как условие формирования социального опыта школьника