Организация коммуникативного пространства класса как условие формирования социального опыта школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Среди многообразия проблем современной педагогики, формирование социального опыта ребенка является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Взаимоотношение ребенка с социумом является важнейшим условием осуществления социализации его личности.
Деятельность учителя и ученика протекает, в основном, в школьном классе, который является одной из главных сфер жизнедеятельности для большинства школьников, ведь только во взаимодействии ребенок получает развитие. Класс – это один из важнейших институтов социализации личности после семьи, ведь именно в классе ребенок получает опыт социального взаимодействия благодаря многообразию взаимоотношений между детьми, что оказывает существенное влияние на его благополучие и дальнейшее развитие. [23]

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………...........…………………………………….3
I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА КЛАССА
1.1 Коммуникативное пространство класса и его организация, способствующая формированию социального опыта детей………….…….6
1.2 Понятие «социализация» личности школьников в системе воспитания в классе……...…………………………………………………………………......13
1.3 Взаимодействие школьников в классе как условие формирования социального опыта……….…..……………....................................……..….......21
II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА КЛАССА
2.1 Анализ деятельности учителя иностранного языка по формированию коммуникативного пространства класса ……………………..…....................30
2.2 Разработка методических материалов, обеспечивающих деятельность учителя английского языка по формированию коммуникативного пространства класса………………………………………………………....….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….…………………...…………….……..............43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………...….………………….......…….....45
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Организация коммуникативного пространства класса как условие формирования социального опы.doc

— 266.00 Кб (Скачать файл)

Учитывая, что роль сверстников в социализации детей в по­следние годы неуклонно возрастает, класс наряду с семьей мож­но отнести к важнейшим микрофакторам социализации.

Функции группы сверстников в процессе социализации могут быть определены следующим образом: приобщение к культуре данного общества, к превалирующим в нем нормам; научение поролевому поведению; научение поведению, соответствующему этнической, религиозной, региональной, профессиональной, социальной принадлежности членов группы; помощь членам группы в достижении автономии от общества, от возрастных и социальных страт: создание условий своим членам для развития самосознания, для самоопределения, для самореализации и самоутверждения.

Класс — это педагогическая реальность наших дней. А поэто­му параллельно с поисками альтернативы классу в учебном про­цессе нужно искать пути преодоления недостатков классно-уроч­ной системы. Традиционно класс являлся общностью детей од­ного возраста, воспитание которых осуществлялось педагогом-профессионалом (классным руководителем и воспитателем, куратором) через организацию внеучебной деятельности, вклю­чение в общешкольные мероприятия, через корректировку отно­шений детей, обучающихся в классе, и их учителей, через связи с родителями.

Хотя класс в первую очередь — учебная единица, в нем, тем не менее, реализуются и воспитательные функции, связанные не только с усвоением знаний, умений и навыков, но и с формиро­ванием отношений к ним как ценностям. Вместе с тем класс — общность детей, связанных определенной системой межличност­ных отношений, влияющих, и весьма действенно, на процессы индивидуального развития входящих в него детей.

Каждый класс — потенциальный коллектив, но отнюдь не каждый класс — реально существующий коллектив и действую­щий как коллектив. Чтобы стать коллективом, класс должен пре­вратиться в органическое единство организации и психологиче­ской общности, а не быть просто структурной единицей.

В рамках организации существует определенная внутренняя упорядоченность, адекватная задачам и специфике учебно-позна­вательного процесса в данной школе и особенностям состава уча­щихся. Как общности психологической, классу присущи функци­онально-ролевая структура, определенный состав лидеров, психо­логический климат, типичные конфликты. Подход к классному коллективу одновременно как к организации и как к психологи­ческой общности дает возможность рассматривать его как важ­нейший инструмент в рамках школьной воспитательной системы.

Интенсивное введение в последние годы дифференцированно­го обучения послужило тому, что широкое распространение полу­чили воспитательные системы, системообразующей деятельно­стью которых является познание. Это также создает базу для фор­мирования новых, особенных характеристик школьного класса.

Возраст учащихся также играет существенную роль в форми­ровании особых черт школьного класса. Так, например, для класса младших школьников характерны слабая органи­зованность, плохая способность к коллективной деятельности, эмоциональная неустойчивость, слабо выраженная половая дифференциация взаимоотношений в классе, неустойчивость дружеских групп. В целом, для класса младших школьников характерен оптимистический, мажорный настрой.

Существенное преобладание отрицательных характеристик над положительными можно выделить у класса старших школьников.

Нежелание участвовать в коллективной деятельности носит массовый характер; приоритет межличностных отношений между мальчиками и девочками; проявление немотивированной жесто­кости в отношениях; преобладание в классной жизни «уличной морали»; пренебрежение ученическими обязанностями как кол­лективное явление; интерес к общению за пределами школы; рас­слоение на группы по материальному признаку.

Из положительных характеристик необходимо прежде всего отметить способность к самостоятельной, творческой деятельно­сти, к самоорганизации.

Безусловно, практически в любом классе есть дети, влияние класса на которых минимально. Их количество увеличивается с возрастом учащихся.

Класс может влиять на школьника непосредственно и косвенно. Непосредственное влияние почти всегда связано с конкретной ситу­ацией и с предоставлением ребенку возможности играть в классе ту или иную роль. Косвенное влияние реализуется через создание в классе общественного мнения, через выработку коллективных ценностей и норм поведения, через создание эмоционального климата.

В итоге все это находит отражение в структуре и характере вза­имоотношений, формирующихся в классе, которые и служат са­мым мощным фактором влияния на личность школьника. Конечно, когда положение ребенка в коллективе класса благоприятно, его статус достаточно высок, когда коллектив видит в нем лич­ность яркую, оригинальную, интересную, признает ее право на самобытность, самостоятельность, класс является благоприятной средой развития для личности такого ребенка. [17]

Итак, создавая воспитательную систему, мы постоянно долж­ны помнить о необходимости определения роли и места каждого класса в ней, об интеграции и дифференциации влияния класса и воспитательной системы на личность ребенка. Проявляя заинте­ресованность в развитии класса, воспитательная система создает дополнительные условия для своего влияния, а также для собст­венного развития через совершенствование структурных компо­нентов, каковым является и класс.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Взаимодействие  школьников в классе как условие формирования социального опыта

      Взаимодействие является универсальной формой развития, обоюдного изменения явлений как в природе, так и в обществе, приводящего каждое звено в новое качественное состояние. Взаимодействие отображает широкий круг процессов окружа­ющей действительности, посредством которых реализуются причинно-следственные связи, происходит «обмен» между вза­имодействующими сторонами, их взаимное изменение.

В школьном коллективе идет освоение социального насле­дия, созданного предыдущими поколениями, а также тех цен­ностей, которые отличают данную школу. Коллектив, имею­щий свои традиции, высокую нравственную атмосферу, всегда отличается особым взаимодействием педагогов и учащихся, а также процессом передачи опыта. Так, в школе, где сохраня­ется сотрудничество старших и младших, взаимопомощь, поддержка, забота друг о друге становятся нормой в коллективе. Эта атмосфера способствует сохранению положительных дос­тижений, укрепляет преемственные связи в коллективе. [24]

В условиях школьного коллектива передача опыта, общече­ловеческих ценностей идет, по крайней мере, в двух направле­ниях: в процессе взаимодействия педагогов и учащихся, т. е. в специально организованном учебно-воспитательном процессе, а также в совместной деятельности старших и младших школь­ников. Чем теснее и многообразнее контакты, чем выше уро­вень сотрудничества школьных поколений, тем успешнее раз­виваются преемственные связи между ними. Старшие, педаго­ги, являются носителями культурного наследия, традиций в школе, но станет ли это достоянием младших поколений — за­висит от характера взаимодействия педагогов и учащихся.

В любом взаимодействии, как правило, одна сторона актив­нее другой с точки зрения «обмена» информацией, энергией, деятельностью. В данном аспекте педагоги и школьники, стар­шие и младшие находятся в неравном положении. На их отно­шениях существенно сказываются различия социального ста­туса и жизненного опыта. Этим обусловлена руководящая роль педагогов (в скрытой или открытой форме) в процессе их взаи­модействия. Однако направляющая позиция одних не предо­пределяет пассивность других. Часто именно школьники существенно влияют на деятельность взрослых, стимулируют пе­ресмотр педагогических позиций и установок, дают толчок для роста педагогического мастерства учителей. Информация, по­лученная от школьников, является главной при определении перспектив, выборе содержания и форм работы воспитателей, вносит существенные коррективы в их замыслы.

  Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллек­тиве одновременно происходит в разных системах: между школьниками (между сверстниками, старшими и младшими), между педагогами и учащимися, между учителями. Все систе­мы взаимосвязаны, влияют друг на друга, поэтому для них ха­рактерны некоторые общие черты. В то же время каждая из этих систем имеет свои особенности и относительную самосто­ятельность. Среди названных систем направляющую роль по отношению к другим выполняет взаимодействие педагогов и учащихся. В то же время стиль отношений педагогов и школь­ников зависит от характера отношений в педагогическом кол­лективе и определяется особенностями взаимоотношений меж­ду детьми в ученическом коллективе. Стиль взаимодействия в педагогическом коллективе проецируется на все другие системы взаимодействия в школьном коллективе. [21]

В качестве ведущей цели взаимодействия педагогов и школь­ников мы рассматриваем развитие личностей взаимодейству­ющих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализацию его воспитательных возможностей.

Основными характеристиками взаимодействия считают: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаим­ные действия, взаимовлияние.

Все характеристики взаимодействия взаимосвязаны и вза­имообусловлены. Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования по­ложительных личных и деловых отношений, для того, чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях. Активные совместные дела педагогов и учащихся, в свою оче­редь, позволяют лучше узнать друг друга, способствуют усиле­нию их влияния друг на друга.

Сущность взаимодействия помогает раскрыть такие интегративные его характеристики, как срабатываемость и совмес­тимость. Срабатываемость — феномен, характеризующий со­вместную деятельность людей с точки зрения ее успешности: количества, качества, скорости, оптимальной координации действий партнеров, основанной на взаимном содействии. Сра­ботавшиеся люди показывают наименьшую речевую продук­тивность, наименьшее число эмоциональных высказываний типа «сомнение». Совместимость характеризуется прежде всего максимально возможной удовлетворенностью партнеров друг другом, значительными эмоционально-энергетическими затра­тами на взаимодействие, высокой когнитивной идентификаци­ей. Для совместимости ведущим является эмоциональный ком­понент взаимодействия. При оптимальной срабатываемости главным источником удовлетворения взаимодействием явля­ется совместная работа, при оптимальной совместимости этим источником служит процесс общения. [18]

Типы взаимодействия

Основные характеристики взаимодействия по-разному про­являются в зависимости от условий и ситуаций, в которых осу­ществляется взаимодействие участников педагогического про­цесса, что позволяет говорить о множестве типов взаимодей­ствия. Существуют различные основания для классификации.

Взаимодействия выделяют прежде всего по субъекту и объект - субъекту:

      личность — личность (ученик — ученик, педагог — уче­ник, педагог — педагог, педагог — родитель и т.д.);

      коллектив — коллектив (коллектив младших — коллек­тив старших, класс — класс, ученический коллектив — педа­гогический коллектив и т.д.).

Каждый из этих типов имеет свои особенности в зависимос­ти от возраста: одновозрастное и разновозрастное взаимодей­ствие, взаимодействие в коллективе младших и старших школьников и т. д.

Наиболее эффективным для развития коллектива и личнос­ти является сотруднический тип взаимодействия, который ха­рактеризуется объективным знанием, опорой на лучшие сто­роны друг друга, адекватностью их оценок и самооценок; гу­манными, доброжелательными и доверительными, демокра­тичными взаимоотношениями; активностью обеих сторон, со­вместно осознанными и принятыми действиями, положитель­но взаимным влиянием друг на друга, иначе говоря, высоким уровнем развития всех его компонентов.

Сотрудничество участников воспитательного процесса — это совместное определение целей деятельности, совместное пла­нирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. Сотрудничество не допускает бессмысленной, нерезультативной работы. При сотрудничестве возможны кон­фликты, противоречия, но они разрешаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют интересов взаи­модействующих сторон, позволяют подняться коллективу, его членам на новый качественный уровень. У школьников фор­мируется отношение к себе и другим людям как творцам об­щей пользы, как единомышленникам и товарищам по общей работе . [26]

  Большим воспитательным потенциалом обладает диалого­вое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций парт­неров, уважительное, положительное отношение взаимодей­ствующих сторон друг к другу, характеризуется преобладани­ем в его структуре когнитивного или эмоционального компо­нентов. Такое взаимодействие помогает «чувствовать партне­ра», лучше узнать, понять и мысленно встать на его позицию, прийти к согласию. Принятие партнера таким, каков он есть, уважение и доверие к нему, искренний обмен мнениями позво­ляют выработать в результате сходные убеждения, установки, взгляды на ту или иную ситуацию. Эффективность диалогу обеспечивают его открытость, искренность, эмоциональная насыщенность, отсутствие предвзятости. [30]

Информация о работе Организация коммуникативного пространства класса как условие формирования социального опыта школьника