Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 16:32, курсовая работа
Среди многообразия проблем современной педагогики, формирование социального опыта ребенка является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Взаимоотношение ребенка с социумом является важнейшим условием осуществления социализации его личности.
Деятельность учителя и ученика протекает, в основном, в школьном классе, который является одной из главных сфер жизнедеятельности для большинства школьников, ведь только во взаимодействии ребенок получает развитие. Класс – это один из важнейших институтов социализации личности после семьи, ведь именно в классе ребенок получает опыт социального взаимодействия благодаря многообразию взаимоотношений между детьми, что оказывает существенное влияние на его благополучие и дальнейшее развитие. [23]
ВВЕДЕНИЕ…………………………...........…………………………………….3
I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА КЛАССА
1.1 Коммуникативное пространство класса и его организация, способствующая формированию социального опыта детей………….…….6
1.2 Понятие «социализация» личности школьников в системе воспитания в классе……...…………………………………………………………………......13
1.3 Взаимодействие школьников в классе как условие формирования социального опыта……….…..……………....................................……..….......21
II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА КЛАССА
2.1 Анализ деятельности учителя иностранного языка по формированию коммуникативного пространства класса ……………………..…....................30
2.2 Разработка методических материалов, обеспечивающих деятельность учителя английского языка по формированию коммуникативного пространства класса………………………………………………………....….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….…………………...…………….……..............43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………...….………………….......…….....45
ПРИЛОЖЕНИЕ
Учитывая, что роль сверстников в социализации детей в последние годы неуклонно возрастает, класс наряду с семьей можно отнести к важнейшим микрофакторам социализации.
Функции группы сверстников в процессе социализации могут быть определены следующим образом: приобщение к культуре данного общества, к превалирующим в нем нормам; научение поролевому поведению; научение поведению, соответствующему этнической, религиозной, региональной, профессиональной, социальной принадлежности членов группы; помощь членам группы в достижении автономии от общества, от возрастных и социальных страт: создание условий своим членам для развития самосознания, для самоопределения, для самореализации и самоутверждения.
Класс — это педагогическая реальность наших дней. А поэтому параллельно с поисками альтернативы классу в учебном процессе нужно искать пути преодоления недостатков классно-урочной системы. Традиционно класс являлся общностью детей одного возраста, воспитание которых осуществлялось педагогом-профессионалом (классным руководителем и воспитателем, куратором) через организацию внеучебной деятельности, включение в общешкольные мероприятия, через корректировку отношений детей, обучающихся в классе, и их учителей, через связи с родителями.
Хотя класс в первую очередь — учебная единица, в нем, тем не менее, реализуются и воспитательные функции, связанные не только с усвоением знаний, умений и навыков, но и с формированием отношений к ним как ценностям. Вместе с тем класс — общность детей, связанных определенной системой межличностных отношений, влияющих, и весьма действенно, на процессы индивидуального развития входящих в него детей.
Каждый класс — потенциальный коллектив, но отнюдь не каждый класс — реально существующий коллектив и действующий как коллектив. Чтобы стать коллективом, класс должен превратиться в органическое единство организации и психологической общности, а не быть просто структурной единицей.
В рамках организации существует определенная внутренняя упорядоченность, адекватная задачам и специфике учебно-познавательного процесса в данной школе и особенностям состава учащихся. Как общности психологической, классу присущи функционально-ролевая структура, определенный состав лидеров, психологический климат, типичные конфликты. Подход к классному коллективу одновременно как к организации и как к психологической общности дает возможность рассматривать его как важнейший инструмент в рамках школьной воспитательной системы.
Интенсивное введение в последние годы дифференцированного обучения послужило тому, что широкое распространение получили воспитательные системы, системообразующей деятельностью которых является познание. Это также создает базу для формирования новых, особенных характеристик школьного класса.
Возраст учащихся также играет существенную роль в формировании особых черт школьного класса. Так, например, для класса младших школьников характерны слабая организованность, плохая способность к коллективной деятельности, эмоциональная неустойчивость, слабо выраженная половая дифференциация взаимоотношений в классе, неустойчивость дружеских групп. В целом, для класса младших школьников характерен оптимистический, мажорный настрой.
Существенное преобладание отрицательных характеристик над положительными можно выделить у класса старших школьников.
Нежелание участвовать в коллективной деятельности носит массовый характер; приоритет межличностных отношений между мальчиками и девочками; проявление немотивированной жестокости в отношениях; преобладание в классной жизни «уличной морали»; пренебрежение ученическими обязанностями как коллективное явление; интерес к общению за пределами школы; расслоение на группы по материальному признаку.
Из положительных характеристик необходимо прежде всего отметить способность к самостоятельной, творческой деятельности, к самоорганизации.
Безусловно, практически в любом классе есть дети, влияние класса на которых минимально. Их количество увеличивается с возрастом учащихся.
Класс может влиять на школьника непосредственно и косвенно. Непосредственное влияние почти всегда связано с конкретной ситуацией и с предоставлением ребенку возможности играть в классе ту или иную роль. Косвенное влияние реализуется через создание в классе общественного мнения, через выработку коллективных ценностей и норм поведения, через создание эмоционального климата.
В итоге все это находит отражение в структуре и характере взаимоотношений, формирующихся в классе, которые и служат самым мощным фактором влияния на личность школьника. Конечно, когда положение ребенка в коллективе класса благоприятно, его статус достаточно высок, когда коллектив видит в нем личность яркую, оригинальную, интересную, признает ее право на самобытность, самостоятельность, класс является благоприятной средой развития для личности такого ребенка. [17]
Итак, создавая воспитательную систему, мы постоянно должны помнить о необходимости определения роли и места каждого класса в ней, об интеграции и дифференциации влияния класса и воспитательной системы на личность ребенка. Проявляя заинтересованность в развитии класса, воспитательная система создает дополнительные условия для своего влияния, а также для собственного развития через совершенствование структурных компонентов, каковым является и класс.
Взаимодействие является универсальной формой развития, обоюдного изменения явлений как в природе, так и в обществе, приводящего каждое звено в новое качественное состояние. Взаимодействие отображает широкий круг процессов окружающей действительности, посредством которых реализуются причинно-следственные связи, происходит «обмен» между взаимодействующими сторонами, их взаимное изменение.
В школьном коллективе идет освоение социального наследия, созданного предыдущими поколениями, а также тех ценностей, которые отличают данную школу. Коллектив, имеющий свои традиции, высокую нравственную атмосферу, всегда отличается особым взаимодействием педагогов и учащихся, а также процессом передачи опыта. Так, в школе, где сохраняется сотрудничество старших и младших, взаимопомощь, поддержка, забота друг о друге становятся нормой в коллективе. Эта атмосфера способствует сохранению положительных достижений, укрепляет преемственные связи в коллективе. [24]
В условиях школьного коллектива передача опыта, общечеловеческих ценностей идет, по крайней мере, в двух направлениях: в процессе взаимодействия педагогов и учащихся, т. е. в специально организованном учебно-воспитательном процессе, а также в совместной деятельности старших и младших школьников. Чем теснее и многообразнее контакты, чем выше уровень сотрудничества школьных поколений, тем успешнее развиваются преемственные связи между ними. Старшие, педагоги, являются носителями культурного наследия, традиций в школе, но станет ли это достоянием младших поколений — зависит от характера взаимодействия педагогов и учащихся.
В любом взаимодействии, как правило, одна сторона активнее другой с точки зрения «обмена» информацией, энергией, деятельностью. В данном аспекте педагоги и школьники, старшие и младшие находятся в неравном положении. На их отношениях существенно сказываются различия социального статуса и жизненного опыта. Этим обусловлена руководящая роль педагогов (в скрытой или открытой форме) в процессе их взаимодействия. Однако направляющая позиция одних не предопределяет пассивность других. Часто именно школьники существенно влияют на деятельность взрослых, стимулируют пересмотр педагогических позиций и установок, дают толчок для роста педагогического мастерства учителей. Информация, полученная от школьников, является главной при определении перспектив, выборе содержания и форм работы воспитателей, вносит существенные коррективы в их замыслы.
Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе одновременно происходит в разных системах: между школьниками (между сверстниками, старшими и младшими), между педагогами и учащимися, между учителями. Все системы взаимосвязаны, влияют друг на друга, поэтому для них характерны некоторые общие черты. В то же время каждая из этих систем имеет свои особенности и относительную самостоятельность. Среди названных систем направляющую роль по отношению к другим выполняет взаимодействие педагогов и учащихся. В то же время стиль отношений педагогов и школьников зависит от характера отношений в педагогическом коллективе и определяется особенностями взаимоотношений между детьми в ученическом коллективе. Стиль взаимодействия в педагогическом коллективе проецируется на все другие системы взаимодействия в школьном коллективе. [21]
В качестве ведущей цели взаимодействия педагогов и школьников мы рассматриваем развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализацию его воспитательных возможностей.
Основными характеристиками взаимодействия считают: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние.
Все характеристики взаимодействия взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личных и деловых отношений, для того, чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях. Активные совместные дела педагогов и учащихся, в свою очередь, позволяют лучше узнать друг друга, способствуют усилению их влияния друг на друга.
Сущность взаимодействия помогает раскрыть такие интегративные его характеристики, как срабатываемость и совместимость. Срабатываемость — феномен, характеризующий совместную деятельность людей с точки зрения ее успешности: количества, качества, скорости, оптимальной координации действий партнеров, основанной на взаимном содействии. Сработавшиеся люди показывают наименьшую речевую продуктивность, наименьшее число эмоциональных высказываний типа «сомнение». Совместимость характеризуется прежде всего максимально возможной удовлетворенностью партнеров друг другом, значительными эмоционально-энергетическими затратами на взаимодействие, высокой когнитивной идентификацией. Для совместимости ведущим является эмоциональный компонент взаимодействия. При оптимальной срабатываемости главным источником удовлетворения взаимодействием является совместная работа, при оптимальной совместимости этим источником служит процесс общения. [18]
Типы взаимодействия
Основные характеристики взаимодействия по-разному проявляются в зависимости от условий и ситуаций, в которых осуществляется взаимодействие участников педагогического процесса, что позволяет говорить о множестве типов взаимодействия. Существуют различные основания для классификации.
Взаимодействия выделяют прежде всего по субъекту и объект - субъекту:
личность — личность (ученик — ученик, педагог — ученик, педагог — педагог, педагог — родитель и т.д.);
коллектив — коллектив (коллектив младших — коллектив старших, класс — класс, ученический коллектив — педагогический коллектив и т.д.).
Каждый из этих типов имеет свои особенности в зависимости от возраста: одновозрастное и разновозрастное взаимодействие, взаимодействие в коллективе младших и старших школьников и т. д.
Наиболее эффективным для развития коллектива и личности является сотруднический тип взаимодействия, который характеризуется объективным знанием, опорой на лучшие стороны друг друга, адекватностью их оценок и самооценок; гуманными, доброжелательными и доверительными, демократичными взаимоотношениями; активностью обеих сторон, совместно осознанными и принятыми действиями, положительно взаимным влиянием друг на друга, иначе говоря, высоким уровнем развития всех его компонентов.
Сотрудничество участников воспитательного процесса — это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. Сотрудничество не допускает бессмысленной, нерезультативной работы. При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия, но они разрешаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют интересов взаимодействующих сторон, позволяют подняться коллективу, его членам на новый качественный уровень. У школьников формируется отношение к себе и другим людям как творцам общей пользы, как единомышленникам и товарищам по общей работе . [26]
Большим воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций партнеров, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу, характеризуется преобладанием в его структуре когнитивного или эмоционального компонентов. Такое взаимодействие помогает «чувствовать партнера», лучше узнать, понять и мысленно встать на его позицию, прийти к согласию. Принятие партнера таким, каков он есть, уважение и доверие к нему, искренний обмен мнениями позволяют выработать в результате сходные убеждения, установки, взгляды на ту или иную ситуацию. Эффективность диалогу обеспечивают его открытость, искренность, эмоциональная насыщенность, отсутствие предвзятости. [30]