Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 16:32, курсовая работа
Среди многообразия проблем современной педагогики, формирование социального опыта ребенка является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Взаимоотношение ребенка с социумом является важнейшим условием осуществления социализации его личности.
Деятельность учителя и ученика протекает, в основном, в школьном классе, который является одной из главных сфер жизнедеятельности для большинства школьников, ведь только во взаимодействии ребенок получает развитие. Класс – это один из важнейших институтов социализации личности после семьи, ведь именно в классе ребенок получает опыт социального взаимодействия благодаря многообразию взаимоотношений между детьми, что оказывает существенное влияние на его благополучие и дальнейшее развитие. [23]
ВВЕДЕНИЕ…………………………...........…………………………………….3
I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА КЛАССА
1.1 Коммуникативное пространство класса и его организация, способствующая формированию социального опыта детей………….…….6
1.2 Понятие «социализация» личности школьников в системе воспитания в классе……...…………………………………………………………………......13
1.3 Взаимодействие школьников в классе как условие формирования социального опыта……….…..……………....................................……..….......21
II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА КЛАССА
2.1 Анализ деятельности учителя иностранного языка по формированию коммуникативного пространства класса ……………………..…....................30
2.2 Разработка методических материалов, обеспечивающих деятельность учителя английского языка по формированию коммуникативного пространства класса………………………………………………………....….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….…………………...…………….……..............43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………...….………………….......…….....45
ПРИЛОЖЕНИЕ
2.2 Разработка методических материалов, обеспечивающих деятельность учителя английского языка по формированию коммуникативного пространства класса
Поскольку коммуникативному пространству уделяется мало внимания в литературе, прессе и других средствах массовой информации, а его возможности в воспитательном отношении необычайно велики, мы разработали материалы, способствующие организации полноценного коммуникативного пространства класса в контексте деятельности начинающего учителя иностранного языка.
Приложение №2 содержит разработанный конспект урока английского языка по теме «Christmas in Great Britain» («Рождество в Великобритании»), приуроченный к календарному празднику. Данный урок имеет большое развивающее и воспитательное значение для вовлечения детей в иноязычную культуру и развития взаимодействия между ними. Подробный анализ дан в §2.1. Помимо этого мы разработали консультацию для педагогов по теме «Коммуникативное пространство класса как фактор социализации личности школьника» (приложение №3). В ней мы описываем роль коммуникативного пространства в формировании социального опыта подростков, а также описываем связь английского языка с данным процессом, так как специфика иностранного языка состоит в том, что овладение иноязычной речевой деятельностью представляет собой весьма трудоемкий умственный процесс, требующий от учащихся мобилизации их внимания, памяти, целеустремленности, воли, а кроме того – сам процесс овладения иностранным языком стимулирует дальнейшее познание мира и духовных ценностей народов других стран, их психологии, образа жизни. Также мы даем советы молодым учителям, выпускникам педагогических заведений, по организации коммуникативного пространства, раскрываем его понятие и характеристики.
Кроме того, мы включили в блок разработки внеклассных воспитательных занятий на английском языке, которые, на наш взгляд способствуют развитию духа коллективизма, чувства «Мы» и укреплению взаимоотношений внутри класса. (Приложение №4)
Данные методические разработки призваны содействовать организации жизни класса, формированию его коммуникативного пространства, установлению дружеских отношений между учащимися как условия формирования их социального опыта.
Работа, проведенная в рамках исследования, позволяет сделать следующие выводы.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что в настоящее время в России процесс социализации личности школьников осложняется теми социальными проблемами, которые происходят в обществе. Это неминуемо приводит к нарушению отношений детей в классе со сверстниками и учителями.
Нами было установлено, что школьный класс является одним из важнейших институтов социализации личности. Это подтверждается исследованиями Караковского В.А., Ясницкой В.Р. Именно в классе ребенок получает опыт социального взаимодействия благодаря многообразию взаимоотношений между детьми.
Класс структурирует возможности достижения безопасности и самореализации. Поэтому можно утверждать, что он обладает большим воспитательным потенциалом, как в воспитании, так и в процессе социализации личности. В то же время, на основе изучения психолого-педагогических исследований по данной проблеме, мы выявили, что в массовой школе класс не всегда реализует данный потенциал. Среди основных проблем успешной социализации личности в классе следует отметить неудовлетворенность детей участием в жизни класса, отсутствие продуманной организации социального опыта школьников через создание быта и коммуникативного пространства класса, а также проблемы во взаимодействии школьников.
Для преодоления названных противоречий необходима систематическая целенаправленная работа по формированию коммуникативного пространства класса как одного из механизмов социализации личности.
В нашей работе мы доказали, что иностранный язык оказывает огромное влияние на формирование социального опыта школьников.
Каждый класс имеет свое уникальное коммуникативное пространство в силу того, что дети в нем не только получают знания, но и приобретают социальный опыт в ходе постоянного взаимодействия друг с другом и с учителем. При этом следует учитывать, что данное пространство будет успешно формироваться лишь в том случае, когда дети будут привлечены к сотрудничеству. Этому наилучшим образом способствуют как учебные занятия, на которых расширяется лексический запас учеников, увеличивается уровень владения практическим курсом языка, приобретается коммуникативная компетенция, так и специальные формы сотрудничества школьников в воспитательном процессе. Наиболее эффективной формой работы является проведение КТД. При этом необходимо учитывать, что КТД является эффективным при том условии, что оно будет имеет личностную направленность, и в него будут вовлекаться дети из разных возрастных групп.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута. Мы рассмотрели основные направления осуществления воспитания в условиях класса и разработали методические материалы, обеспечивающие деятельность педагога по эффективности процесса социализации личности школьников.
Практическая значимость нашей работы состоит в систематизации и обобщении теоретических аспектов изучаемой проблемы и разработки методических материалов, которые могут быть использованы в деятельности начинающих педагогов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», - М., 2003.
2. Андриенко К.Н. Социальная психология / Под ред. В.А.Сластенина. - М., 2001.
3. Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин П.А. и др. Педагогика. - М.,1988.
4. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. - М., 2001. .
5. Дереклеева Н.Н. Справочник классного руководителя (5-9 классы) / Под ред. И.С. Артюховой. – М, 2005.
6. Дик Н.Ф. Классные часы в 8 классах. – Ростов – на – Дону, 2003.
7. Дмитриев А.Е. Педагогика: Хрестоматия /сост. А.Е. Дмитриев. - М., 1985.
8. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М.: Педагогика, 1989.
9. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика воспитательных систем. - М.: Новая школа, 1996.
10. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. – М., 1988.
11. Латышина Д.И. Традиции воспитания детей у русского народа. – М.: Школьная Пресса, 2004.
12. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М.: Педагогика,1988.
13. Методика воспитательной работы / Ю.П. Азаров, Л.М. Байтенова, Е.П.Белозеров и др.; под ред. Л.И.Рувинского. – М.,1989.
14. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников: Кн. для клас. руководителей. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1981.
15. Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
16. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
17. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива. - М., 1988.
18. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. - М., 1978.
19. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 1990.
20. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие / под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
21. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996.
22. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов. - М., 2003.
23. Поляков С.Д. Технологии воспитания: Учеб.-метод. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
24. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
25. Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993.
26. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А.Смирнова. - М., 1998.
27. Селевко Г.И. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005.
28. Селевко Г.К. Самосовершенствование личности: Методическое пособие по преподаванию курса. М.: Народное образование, 2000.
29. Селиванова Н.Л. Коллектив в современной школе. Нужен ли он?// Народное образование. - 2004. - №2.
30. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика / Под ред. В.А. Слаетенина.. - М., 2002.
31. Смелзер Н.Ю. Социология. - М.: Феникс, 1994.
32. Социальная психология/ Под ред. А.В. Петровского - М.: Просвещение, 1987.
33. Степанов Е.А.., Алексеева Н.В.// Воспитание школьников. - 2004. - №10.
34. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой. – М.: Педагогическое общество России, 1999.
35. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/ Под ред. А.В. Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
36. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел: Методический материал для работы с детьми. – 2-е изд., перераб. – М.: Новая школа, 1994.
37. Ясницкая В.Р. Социальное воспитание в классе/ Под ред. А.В.Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.