Организация коммуникативного пространства класса как условие формирования социального опыта школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Среди многообразия проблем современной педагогики, формирование социального опыта ребенка является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Взаимоотношение ребенка с социумом является важнейшим условием осуществления социализации его личности.
Деятельность учителя и ученика протекает, в основном, в школьном классе, который является одной из главных сфер жизнедеятельности для большинства школьников, ведь только во взаимодействии ребенок получает развитие. Класс – это один из важнейших институтов социализации личности после семьи, ведь именно в классе ребенок получает опыт социального взаимодействия благодаря многообразию взаимоотношений между детьми, что оказывает существенное влияние на его благополучие и дальнейшее развитие. [23]

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………...........…………………………………….3
I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА КЛАССА
1.1 Коммуникативное пространство класса и его организация, способствующая формированию социального опыта детей………….…….6
1.2 Понятие «социализация» личности школьников в системе воспитания в классе……...…………………………………………………………………......13
1.3 Взаимодействие школьников в классе как условие формирования социального опыта……….…..……………....................................……..….......21
II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА КЛАССА
2.1 Анализ деятельности учителя иностранного языка по формированию коммуникативного пространства класса ……………………..…....................30
2.2 Разработка методических материалов, обеспечивающих деятельность учителя английского языка по формированию коммуникативного пространства класса………………………………………………………....….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….…………………...…………….……..............43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………...….………………….......…….....45
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Организация коммуникативного пространства класса как условие формирования социального опы.doc

— 266.00 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим теперь параметры (компоненты, показатели) микроклимата.

От того, как одноклассники относятся к школьнику, в зна­чительной степени зависит его психологическая комфортность в классе. Особенно характерна эта зависимость для подростка в силу изложенных выше причин. Именно отношение к нему однокласс­ников определяет в первую очередь, насколько защищенным он чувствует себя в своем классе.

Признаки психологической защищенности, ее качественные стороны имеют довольно широкие рамки: от уверенности подростка в том, что его не обидят и не унизят в классе, до действительного оказания ему помощи и поддержки со стороны однокласс­ников в трудный момент.

Таким образом, можно назвать первый параметр микроклима­та — это защищенность школьника в классе.

Далеко не каждый класс обладает чувством «Мы»; иногда этих «Мы» несколько, и называются они микрогруппами, иногда и вовсе наблюдаются только отдельные «Я», объединяющиеся изредка и ненадолго. В то же время, как неоднократно подчеркивалось ранее, наличие чувства «Мы» еще не говорит о качестве мик­роклимата: и криминальные подростковые группы спаяны доста­точно крепко, однако эта спаянность направлена на нивелирова­ние личности, подавление «Я» и жесткое его подчинение иерар­хии и «законам стаи». Да и школьный класс, как мы убедились, может обладать не гуманистическим, а корпоративным «Мы», весь­ма неблагоприятно влияющим на самочувствие в нем школьника.

Учитывая это, выделим, тем не менее, второй параметр микро­климата класса — его сплоченность. Если в классе с ней все в порядке, то и чувство защищенности школьника многократно уси­ливается.

Если школьник чувствует себя достаточно защищенным в клас­се, если он вполне удовлетворен своей принадлежностью к обще­му «Мы», то у него возникает не просто благорасположение к классу, а потребность действовать, т.е. активно выражать свое от­ношение. Эта активность неразрывно связана с потребностью в самоутверждении, которая движет каждой мыслью и каждым по­ступком подростка.

При благоприятном микроклимате класс становится катализа­тором самореализации школьника, т.е. проявляет такое группо­вое качество, как интрагрупповая активность. И наоборот, если состояние первых двух параметров микроклимата неблагоприятно для школьника, то всякие проявления его активности будут пря­мо или косвенно гаситься. Чтобы избежать подобной ситуации, следует помнить, что только в связке с защищенностью и сплоченностью развивается активность школьника в классе. Именно ее мы и будем считать третьим параметром микроклимата.

Определив основные структурные параметры микроклимата, дадим ему следующее определение: микроклимат школьного клас­са — это система отношений, связывающих одноклассников и опре­деляющих их защищенность, сплоченность и активность в классе. [35]

        Исходя из этого определения, отметим следующие:

      микроклимат — главная составляющая третьего «лица» школь­ного класса, т. е. его ведущая социально-психологическая характери­стика;

      каждый класс, независимо от уровня его развития, обладает своим микроклиматом, однако качество этого микроклимата мо­жет колебаться от максимально неблагоприятного до максимально способствующего развитию личности школьника, его успешной социализации;

      общая окраска, качество микроклимата зависит от состоя­ния его взаимосвязанных параметров, т. е. оценивать это качество можно по тому, насколько защищенным чувствует себя в классе школьник, насколько ребята сплочены, насколько активно и ка­кими способами каждый из них проявляет свое отношение к классу;

      защищенность и сплоченность школьников в классе — необ­ходимые условия их социальной адаптации, а их активность — главное условие позитивного обособления. Значит, от микрокли­мата в целом зависит успешность социализации школьника в классе.

Таким образом, правильно организованное коммуникативное пространство класса помогает обеспечить благоприятное взаимодействие школьников. Задача классного руководителя — не только отслеживать этот слож­ный процесс, но и пытаться воздействовать на него различными педагогическими средствами с тем, чтобы отношения в классе постоянно «очеловечивались».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Понятие «социализация» личности школьников в системе воспитания в классе

Прежде чем рассмотреть систему воспитания школьников в классе, обратимся к основным понятиям исследования. Одним из них является «социализация». Термин  социализация не имеет однозначного толкования и в настоящее время все чаще определяется как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в определенную социальную среду. С другой – в процессе социализации он воспроизводит систему социальных связей за счет вхождения в среду. Иными словами, не только обогащается опытом, но и реализует себя. «В идеале, - отмечает А.В. Мудрик, - социализированный человек должен быть способен противостоять если не обществу, то тем или иным жизненным обстоятельствам». [8]

Изучением процесса  социализации  личности на разных этапах развития общества занимались многие ученые. Среди них З.Фрейд, Ж.Пиаже, Б.Г.Ананьев, Б.П.Парыгин, С.Л.Рубинштейн, К.А.Альбуханова-Славская, И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн, М.В.Демин, Н.П.Дубинина, А.Ф.Полис. Каждый из них в соответствии со своей концепцией давал различные определения понятия «социализация».

В психологическом словаре дается следующее опреде­ление: «социализация - это эволюционный процесс, с ориентацией на итог овладения и воссоздания субъектом социального опыта, который сам субъект осуществляет в факторах коммуникации, в индивидуальной деятельности». [37]

В социологии существует другая интерпретация данного понятия. Так, под социализацией понимается «процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе». [31] В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.

А.В.Мудрик дает следующее определение рассматриваемого понятия: социализация – это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, происходящее во взаимодействии человека со стихийными, относительно направленными и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. [32]

В процессе социализации индивид не просто усваивает социальные нормы и культурные ценности общества, но он изначально подразумевается субъектом собственного развития (Г.М.Андреева, И.С.Кон, А.В.Мудрик и др.)

Итак, социализация – это процесс формирования и развития личности, происходящий под воздействием вос­питательной и обучающей деятельности. В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности». 

Воспитание и обучение  - это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта ребенку и формирования у него определенных, социально желательных стереотипов по­ведения, качеств и свойств личности. [12]

Процессы воспитания и социализации протекают параллельно и в то же время независимо друг от друга, хотя и направлены на становление личности, обретение человеком своего места в жизни. Различие между этими процессами заключается в том, что воспитание, которое осуществляется в семье, в детском саду, в школе, может прерываться, а вот социализация идет непрерывно. [7] Например, разговор взрослых о своих проблемах может достаточно сильно повлиять на ребенка, но это едва ли можно назвать воспитательным процессом.

Таким образом, для данной работы наиболее приемлемым является следующее определение. Социализация – это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными.

Социализация человека зависит от множества условий и об­стоятельств, как внешних, так и внутренних.

Факторы социализации школьника — это условия внешней по отношению к нему среды, активно влияющие на его развитие и нахо­дящиеся в более или менее постоянном взаимодействии с ним.

По степени приближенности к человеку различают мегафакторы (космос, планета, мир), макрофакторы (страна, этнос, обще­ство, государство), мезофакторы (регион, вид поселения, сред­ства массовой коммуникации и другие) и микрофакторы, влия­ющие на социализацию индивида непосредственно и, по сути, являющиеся «проводниками» факторов более высоких уровней: это семья, ближайший социум, группы сверстников, воспитатель­ные организации, а также различные общественные, религиозные, государственные и другие (как просоциальные, так и антисоциальные) организации (А.В.Мудрик). [37]

Разнообразие перечисленных факторов определяет специфи­ку влияния каждого из них на процесс социализации школьника. В соответствии с этой спецификой можно выделить следующие компоненты социализации, которые можно рассматри­вать и как ее виды, и как источники самоизменения человека:

      стихийная социализация, осуществляемая под влиянием разнонаправленных факторов окружающей среды (близких и дальних) и определяемая социально-экономическими и социокультурными характеристиками общества, которому принадлежит человек, на протяжении всей его жизни;

      относительно направляемая социализация, определяемая как косвенное объективное влияние государства на обстоятельства жизни человека посредством различных законодательных, эконо­мических и организационных мер;

      относительно социально контролируемая социализация — целенаправленное создание государством и обществом специальных (материальных, правовых, организационных и других) условий для развития человека.

  Именно этот, последний компонент социализации и можно отождествлять с понятием воспитания в самом широком смысле.

Следующее ниже определение воспитания, предложенное  А. В. Мудриком, на наш взгляд, отражает социальную направленность воспитания.

Воспитание — относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее его адаптации в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется. [13]

Если воспитание осуществляется в воспитательных организаци­ях, специально создаваемых на государственном и негосударствен­ном уровнях, то речь пойдет уже о социальном воспитании.

Социальное воспитание — это взращивание человека в процессе планомерного создания условий для его целенаправленного по­зитивного развития и духовно-ценностной ориентации. [23]

Еще раз подчеркнем, что такие условия создаются педагогами-профессионалами в воспитательных организациях (в первую оче­редь — в школе) и предполагают активное взаимодействие вос­питателей и воспитанников, а также воспитуемых между собой. Это взаимодействие осуществляется в процессе организации соци­ального опыта школьников, их образования и индивидуальной помощи.

   Воспитание осуществляется в одном из важнейших институтов – школьном классе. Каждый из нас учился в школьном классе, а возможно, и не в одном. Так или иначе, почти каждый растущий человек проводит важнейший период своей жизни — с 6 —7 до 17 лет — в стенах своего класса. Но редко кто из школьников задумывается о том, что класс — это не только стены (хотя и они играют не послед­нюю роль), что за этим словом скрывается очень важный аспект его начинающейся жизни, от которого во многом зависит, как эта жизнь сложится дальше.

С точки зрения А.В. Мудрика, класс можно рассматривать, по меньшей мере, с позиций трех «лиц».  [37]   Позиция первого «лица» — школьный класс является струк­турной ячейкой учебно-воспитательного учреждения — школы, призванной выполнять государственный (или общественный) заказ: дать будущему гражданину базу (стандарт) образования, которая бы позволила ему в дальнейшем реализоваться с пользой для себя и общества.

Другое «лицо», когда класс является компонентом воспитатель­ной организации, каковой является школа наряду со своим пред­назначением первого «лица». Следовательно, он, с одной сторо­ны, «впитывает» в себя и транслирует культуру этой воспитатель­ной организации, а с другой — сам является «мини-организаци­ей» со своим укладом, культурой, лидерством и т. п. Заметим, что эти два «лица» характеризуют класс как формализованную, офи­циальную группу.

Наконец, любой школьный класс обладает и третьим, весьма своеобразным «лицом», неразрывно связанным с первыми двумя и в то же время в значительной степени определяющим их «выра­жение». Речь идет о рассмотрении класса как социально-психологи­ческой группы, т.е. человеческой общности, объединенной по оп­ределенному признаку. В этом случае на первое место выступают не государственный заказ, не организационные цели, а межлич­ностные отношения в группе. Это третье «лицо» представляет класс как неформальную группу и указывает на относительность и ус­ловность границ между его формальными и неформальными со­ставляющими.

Еще точнее класс можно назвать особой группой сверстников. В ряду разнообразных групп, к которым может принадлежать школьник, класс, являясь одновременно и официальной, и не­формальной группой, занимает совершенно специфическое мес­то, потому что, во-первых, одноклассники проводят здесь значи­тельную часть своего времени, во-вторых, желая того или нет, они постоянно вступают во взаимодействие друг с другом, в-треть­их, в классе они выступают, по меньшей мере, в двух важнейших для себя ролях — ученика и человека.

Информация о работе Организация коммуникативного пространства класса как условие формирования социального опыта школьника