Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 16:32, курсовая работа
Среди многообразия проблем современной педагогики, формирование социального опыта ребенка является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Взаимоотношение ребенка с социумом является важнейшим условием осуществления социализации его личности.
Деятельность учителя и ученика протекает, в основном, в школьном классе, который является одной из главных сфер жизнедеятельности для большинства школьников, ведь только во взаимодействии ребенок получает развитие. Класс – это один из важнейших институтов социализации личности после семьи, ведь именно в классе ребенок получает опыт социального взаимодействия благодаря многообразию взаимоотношений между детьми, что оказывает существенное влияние на его благополучие и дальнейшее развитие. [23]
ВВЕДЕНИЕ…………………………...........…………………………………….3
I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА КЛАССА
1.1 Коммуникативное пространство класса и его организация, способствующая формированию социального опыта детей………….…….6
1.2 Понятие «социализация» личности школьников в системе воспитания в классе……...…………………………………………………………………......13
1.3 Взаимодействие школьников в классе как условие формирования социального опыта……….…..……………....................................……..….......21
II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА КЛАССА
2.1 Анализ деятельности учителя иностранного языка по формированию коммуникативного пространства класса ……………………..…....................30
2.2 Разработка методических материалов, обеспечивающих деятельность учителя английского языка по формированию коммуникативного пространства класса………………………………………………………....….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….…………………...…………….……..............43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………...….………………….......…….....45
ПРИЛОЖЕНИЕ
В основе соглашения лежит договоренность взаимодействующих сторон об их роли, позиции и функциях в коллективе, в конкретной деятельности. Участники взаимодействия знают возможности и потребности друг друга, понимают необходимость договориться, скоординировать свои действия в целях достижения положительного результата. В ряде случаев этот тип взаимодействия является наиболее эффективным и приемлемым, если, например, между взаимодействующими сторонами существует психологическая несовместимость, что вполне естественно. Заинтересованность в положительном результате работы, понимание необходимости вклада каждой стороны в общий итог побуждает партнеров договариваться.
Взаимодействие в классе — это организация совместных действий взрослых, школьников и микрогрупп, направленных на достижение совместных целей в процессе выполнения общей работы. [24]
Однако сама по себе эта связь может и не возникнуть: для этого нужны специальные педагогические действия. Такие условия классному руководителю и его воспитанникам предоставляет методика коллективного творческого воспитания, технологическим ядром которой является коллективное творческое дело (КТД).
КТД — это такое взаимодействие взрослых и детей, которое опирается на коллективную организацию деятельности, Коллективное творчество ее участников, формирует отношения общей заботы и эмоционально насыщает жизнь коллектив. [37]
Изначально применение технологии КТД было основано на коммунарских идеях (педагогика заботы), и в этом контексте был возможен лишь классический вариант коллективной деятельности с приоритетом ценности социума перед ценностью развития личности. В то время это было идеологически оправданным, и технология КТД в единстве с идейной направленностью в воспитании имела широкое распространение. За последние двадцать лет страна стала другой, ценности и идеи в обществе претерпели огромные изменения, а технология коллективно-творческих дел, потеряв идейную основу, оказалась невостребованной и была незаслуженно забыта. На современном этапе развития образования она должна рассматриваться с новых позиций. Для этого необходимо изменить идейную основу технологии в соответствии с задачами системы образования в целом и личными интересами каждого воспитанника. При реализации этих условий вновь окажется возможным и эффективным использование на практике технологии КТД.
В современном мире возросла ценность личности, а значит, необходимым становится использование личностно-ориентированных подходов, как в обучении, так и в воспитании детей. Это важный приоритет для педагогов, в направлении которого, как нам кажется, следует развивать КТД.
Педагогу важно установить отличия традиционного и личностно-ориентированного КТД.
Отличия личностно-ориентированного КТД от классического КТД должны заключаться в смещении акцента в совместной деятельности с задач, представляющих в основном коллективный интерес, на задачи личностного развития. Наше понимание этих различий отражает таблица. (Приложение №1)
Каждый этап такого дела имеет свои задачи и особенности, но есть некоторые сквозные педагогические идеи, пронизывающие все этапы. Это -ориентация педагога на познание потребностей, идеалов, интересов школьника: совместная деятельность учителей и учащихся, возможность выбора дел, групп, ролей, вплоть до участия - неучастия в общем деле; подчеркивание вклада каждого, признание ценности мнений и позиций всех ребят.
Основные этапы: коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение творческого дела, коллективный анализ. Эти этапы становятся личностно-ориентированными, если проведена соответствующим образом специфическая предварительная работа: ценностная диагностика и коллективное целеполагание.
Затем следует коллективное целеполагание - совместная, ребят и взрослых, воспитанников и воспитателей, выборка целей, идеалов, норм коллективной жизни и выбор на их основе дел и деятельностей. На собраниях, в дискуссиях, в анкетах, деловых играх педагог постоянно спрашивает: «Зачем это надо нам, мне, тебе?». «Помогут ли эти цели, дела, нормы что-то в себе изменить, развить, совершенствовать?». Результатом совместного целеполагания может быть не только выбор общего дела, а решение о проведении ряда дел с правом выбора у членов коллектива, в каких из них участвовать.
Коллективное планирование. Его результат общий коллективный,
неиндивидуализированный план. В предлагаемом нами подходе сохраняется
общая идея: от предложений каждого к плану действий коллектива, но, в то же
время, вносятся новые акценты: подчеркнутое авторство идей, предложений;
планирование не только на основе проектов, предложений микрогрупп, но и
индивидуальных проектов; подчеркнутое признание ценности, особенностей
как принятых, так и не принятых идей; признание вклада в коллективное
планирование не только авторов идей, но и ребят, выполняющих другие роли:
критиков, организаторов, технических работников; возможность разработки
альтернативных проектов для альтернативных дел, «работающих» на общую
идею.
Подготовка коллективного творческого дела включает в себя те же акценты, что и в планировании, плюс добровольность принятия на себя поручений по подготовке дела вплоть до исключения из общего дела тех фрагментов, деталей, на которые не нашлось добровольцев (что не исключает коллективного осмысления данных ситуаций на совместном анализе прошедшего дела); поручения не только групповые, но и подчеркнуто индивидуальные; максимальное разнообразие и индивидуализация поручений вплоть до введения специальных ролей для конкретных школьников.
Проведение коллективного творческого дела. Те же акценты, что в планировании и подготовке, плюс направленность общих дел на конкретных ребят («Сюрприз для именинника», «Расскажем о нашем товарище» и т.п.); сочетание индивидуальных и групповых заданий, конкурсов, дающих возможность для личного и группового самовыражения; публичное признание достижений и позитивного вклада каждого через систему разнообразных символов; максимальное разнообразие ролей в общей деятельности, добровольность участия в коллективных делах (что не исключает тонкую педагогическую политику по стимулированию этой добровольности, не носящую характер морального принуждения).
Коллективный анализ. Его цель - не единое мнение, а углубление взаимопонимания и понимания себя. Поэтому общий анализ того, как прошло дело, дополняется анализом отношений, переживаний, мыслей через постановку соответствующих вопросов («Что тебе дало участие в общем деле? Какие вызвало мысли? Какие чувства? Что ты для себя понял?» и др.), через право выбора, - на какие вопросы отвечать, о чем размышлять. Включение в обсуждение пассивных, выявление всех точек зрения.
Таким образом, КТД – это одна из технологий, позволяющих строить эффективное взаимодействие школьников. Рассмотрим, каким образом можно организовать взаимодействие одноклассников не в процессе деятельности, а в процессе «чистого» общения.
Обучение взаимодействию осуществляются несколькими путями. В первую очередь ребята приобретают знания, способы и потребности, связанные с взаимодействием, в процессе совместной деятельности, т.е. в быту и жизнедеятельности своего класса. Не менее важную роль в формировании такого опыта могут сыграть педагогические ситуации, возникающие в классе. А возникать они могут двумя путями: во-первых, когда классный руководитель придает воспитательную направленность стихийно сложившейся в классе ситуации, а во-вторых, когда ситуация создается педагогом специально.
Так называемая работа классного руководителя с активом имеет своей целью не только улучшение организации жизнедеятельности класса, но и наставничество в вопросах взаимодействия ров со сверстниками.
Учитель может использовать в качестве способа обучения детей взаимодействию организованное общение, т. е. специально планируемые и организуемые педагогом формы коллективного общения, направленные на «окультуривание» коммуникативного опыта воспитанников. К таким формам можно отнести дискуссии, некоторые ролевые и деловые игры, а также тренинги общения.
Итак, организованным общением называют такое взаимодействие школьников, которое осуществляется под управлением классного руководителя в специальных формах, проявляющихся вне рамок совместной деятельности, и имеет своей целью обучение ребят гуманному взаимодействию. [30]
Организованное общение является способом увеличения воспитательного потенциала класса, т. е. более успешной реализации им своих социализирующих функций. Тем не менее, мы выделяем в качестве ведущей задачи организованного общения именно обучение ребят такому взаимодействию, которое должно осуществляться в данном случае более целенаправленно, энергично и интенсивно, чем в процессе совместной деятельности.
Таким образом, организация взаимодействия детей и педагогов является важным условием формирования наилучшего коммуникативного пространства класса и одной из эффективных форм его организации является коллективное творческое дело, построенное на принципах личностно ориентированного воспитания. В заключении можем сказать, что процесс формирования социального опыта школьников неразрывно связан с процессом социализации его личности, при этом педагог – воспитатель должен опираться не только на индивидуальные качества подростка, но и на его способность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, добиваясь желаемых результатов в формировании коммуникативного пространства.
II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА КЛАССА
2.1 Анализ деятельности учителя иностранного языка по формированию коммуникативного пространства класса
Практическая часть нашей работы была направлена на диагностику коммуникативного пространства класса. Работа – исследование проводилась в МОУ «СОШ №21» города Старый Оскол в 8«Б» классе. Наше наблюдение за классом началось с просмотра показательных уроков, проведенных учителем английского языка Ординой Ольгой Валерьевной . На первый взгляд, в классе сформировалось достаточно положительное коммуникативное пространство.
На уроке по теме «British holidays» («Британские праздники») дети общались непринужденно, строили логически верные высказывания, активно отстаивали свою точку зрения, словарный запас соответствовал плановым показателям, а большая часть класса без труда могла вести речевое общение на любую предложенную тему (погода, семья, праздники и т.д.). В большинстве своем уроки велись на английском языке, и учитель создавал благоприятную атмосферу для работы. Было видно, что ребятам интересно на уроках данного преподавателя.
После просмотра показательных уроков я пообщалась с классом, преимущественно с девочками. Оказалось, что в классе сложился достаточно тесный круг взаимоотношений. Дети часто участвуют в жизни школы, посещают различные внеклассные мероприятия, большая группа сверстников считает себя сплоченным коллективом. Затем последовала моя беседа с учителем английского языка Ольгой Валерьевной. Однако, по словам учителя, в классе нет той самой значительной коллективности и чувства локтя, как мне описали учащиеся. Класс она взяла 2 года назад. Способности к языку у большинства детей достаточно высокие, это показывают и отметки школьников, но вот система взаимоотношений выстроена не совсем верно. По ее мнению, 6 девочек – активисток как раз и составляют костяк класса, глядя на который можно сразу сказать о положительном микроклимате. Однако есть дети, которые живут сами по себе, не участвуют в жизни класса, а остальные не пытаются привлечь их к работе. Классный руководитель Валентина Михайловна сообщила, что структура общения между детьми неодинакова. Группа детей часто участвует в жизни школы, общается за ее пределами, другая часть чувствует себя отделенными от основного состава класса. Для выявления характера взаимоотношений, определения фактических лидеров я подготовила анкеты – опросники. Работа проводилась в одной из подгрупп класса, в ее составе 16 человек.
Вопросы были следующие:
1. На необитаемом острове вас двое. Ты… Кто с тобой? Почему?
2. Ты летишь в космос. Можешь взять одну вещь. Какую? Почему?
3. Мы идем в поход. Кого выберем командором? Почему?
4. Представь, что у тебя скоро день рождения. Сколько одноклассников и кто именно будет у тебя на празднике?
5. Какое дело тебе по душе?
Одни дети быстро ответили на вопросы анкеты, другие сомневались и размышляли достаточно долго, прежде чем записать ответ. Анализ анкет показал, что в классе лидерами являются Дарья М., Наира М. и Ксения С. Именно их имена чаще других фигурировали в ответах учеников. В числе аутсайдеров оказались Анна И., Дима К, Юлия К. и Дарина К. Анна, как оказалось, самая юная ученица, она прекрасно знает английский язык, но в силу своей скромности неинтересна одноклассникам. Дима К. не проявляет никакого интереса к учебе, часто пропускает занятия, а Юлия К. и Дарина К. не принимают никакого участия в жизни класса – этим был обусловлен выбор девочек и мальчиков.
Таким образом, в классе на первый взгляд сложилась достаточно крепкая структура взаимоотношений и благоприятная обстановка для развития наилучшего коммуникативного пространства. У него есть свой неповторимый микроклимат, атмосфера. Но в данном классе, как и в большинстве подобных, социальный опыт, направленный на знакомство с иноязычной культурой, не формируется в достаточной степени, чему препятствует недостаточный уровень владения иностранным языком отдельными учащимися. Причина этого отчасти в том, что классным руководителем является преподаватель математики. Для меня, как для будущего учителя английского языка, задача вовлечь детей в коммуникативное пространство с использованием иностранного языка показалась весьма интересной.
Сближение учащихся, открытие новых сторон своей личности –это главное на что обращает своё внимание преподаватель английского языка Ольга Валерьевна. После занятия преподаватель вместе с классным руководителем организовали посещение импровизированного «фотоателье» для создания коллективного и индивидуальных снимков (в качестве «фотоателье» выступил обычный цифровой фотоаппарат). На классном часе было проведено собрание, на котором каждому фото был придуман эпитет в зависимости от личностных качеств подростков. Эпитеты подбирались совместно. Ребятам были предложены номинации, и они сами должны были распределить их среди членов коллектива. Дети проявили себя активно, им понравился данный вид работы. Быстрее всего нашли своих обладателей титулы «The most active» («самая активная») и «The most reasonable» («самая рассудительная»). Их приобрели Даша М. и Наира М., которые, по мнению большинства, как нельзя лучше соответствуют номинациям. Так, шаг за шагом, каждый ученик стал обладателем определенного титула. По результатам собрания в классе был оформлен стенд с индивидуальными фотографиями, под которыми только положительные эпитеты на английском языке: