Организация педагогического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 20:33, контрольная работа

Описание работы

Важнейшей видовой субъективно-объективной категорией является категория целостного педагогического процесса. Она важна не только сама по себе, как способ реализации взрослыми воспитания и образования подрастающего поколения, но и как главная системообразующая идея, позволяющая практической педагогике из хаотически перемешанных, перепутанных, логически разрозненных и не стыкующихся друг с другом эмпирических фактов структурироваться, вступать во взаимодействие и причинно-следственные связи, наконец, систематизироваться,

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………..………..4
1 Понятие о формах организации педагогического процесса…………….………..6
2 Возникновение и развитие классно-урочной системы обучения…………..…….9
2.1 Общая характеристика классно-урочной системы ………………………….….11
3 Общее характеристика урока……………………………………………..………..14
3.1 Урок- основная форма организации педагогического процесса…………...…..14
3.2 Дидактические, воспитательные, развивающие и организационные
требования к уроку…………………………………………………………..……15
3.3 Типология и структура урока……………………………………….……………17
3.4 Виды уроков………………………………………………………………….…….21
3.5 Тематическое и поурочное планирование учебного материала.
Подготовка учителя к уроку……………………………………………………....24
4 Дополнительные формы организации педагогического процесса…………….….31
4.1 Экскурсии………………………………………………………………….…….….31
4.2 Дополнительные занятия и консультации…………………………………...……32
4.3 Домашняя работа……………………………………………………………..…….33
4.4 Учебная конференция………………………………………………………………35
4.5 Школьная лекция………………………………………………................................36
4.6 Семинары и практикумы……………………………………………………………37
4.7 Факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы…………38
5Формы воспитательного процесса……………………………………………………39
Заключение………………………………………………………………………………47
Список литературы………………………………………………………………………48
Приложение ……………………………………………………………………………..49

Файлы: 1 файл

пед (2).docx

— 160.11 Кб (Скачать файл)

Самостоятельно работая на уроке с текстом учебника, историческим документом, наглядными пособиями, материалами периодической печати, учащиеся устно или письменно формируют и закрепляют умения анализировать и выделять главное, обобщать, сравнивать, делать выводы, устанавливать взаимосвязи между явлениями и событиями, давать им нравственную и правовую оценку. В процессе лабораторных уроков вырабатываются умения извлекать информацию из текстовых и внетекстовых компонентов учебника и других источников, оформлять план, тезисы, рефераты и т. д.

Для Х—XI классов наряду с уже отмеченными типами уроков (лабораторные, семинарские, уроки обобщения), где наиболее наглядно обнаруживаются знания и умения старшеклассников, приобретают значение и такие формы, как собеседования, консультации. Они открывают возможности как для проверки знаний и умений, так и для индивидуального обучения.

 

3.5 Тематическое и поурочное планирование учебного материала. Подготовка учителя к уроку

Подготовка учителя к уроку складывается из двух органически связанных между собой этапов: планирование системы уроков по теме и конкретизации этого планирования применительно к каждому уроку, продумывание и составление планов отдельных уроков. Тематическое планирование предназначено для определения оптимальных путей реализации образовательной, развивающей и воспитательной функций учебно-воспитательного процесса в системе уроков и внеурочных занятий по данной теме или разделу учебной программы. В эту систему, в зависимости от основной дидактической цели, могут войти как уроки различного типа и вида, так и другие формы организации внеклассной и внеурочной работы учащихся. Успех тематического планирования зависит главным образом от того, насколько четко учитель представляет себе, что должны учащиеся твердо усвоить, с чем познакомиться, что уметь, что знать и т.д. Поэтому тематическое планирование начинается с тщательного изучения учителем учебной программы по предмету, образовательных стандартов, выделения основных воспитательных целей и целей развития учащихся в рамках изучения предмета в целом и в ракурсе решения дидактических задач по данной теме. "Поскольку результаты воспитания и развития учащихся проявляются не сразу после проведения того или иного урока, планировать эти задачи надо на более длительный период, т.е. по курсу в целом (что определено программой), и по целой теме или разделу (что намечает сам учитель, исходя из знания им особенностей учащихся того или иного класса".1

 Только в результате такой предварительной работы можно увидеть и понять значение каждого "рождающегося" в тематическом плане урока. В противном случае вместо системы взаимосвязанных уроков получится случайный "набор" уроков.

Наиболее удачную, научно аргументированную схему тематического планирования предложил в свое время известный отечественный дидакт М.И.Махмутов. Содержательно эта схема выглядит следующим образом 2:

Схема тематического планирования

Номера уроков

1-Й урок

2-й урок и последующие

1. название темы

-Цель (общая дидактическая) уроков или системы уроков

-Тип урока (уроков)

-Общие методы обучения (репродуктивные или продуктивные)

______________________________________________________________

1Ильина Т.Н. Педагогика. М., 1984. С. 363-364.

2Махмутов М.И. Современный  урок. М.,1985. С. 147

 

 

-Оборудование и основные источники информации

-Виды контрольных работ  по системе уроков

2. актуализация

-Опорные знания (понятия и факты) и способы действий

-Типы самостоятельных работ

3. формирование новых понятии и способов действии

-Новые понятия и способы действия

-Основные и второстепенные проблемы и типы самостоятельных работ

4. применение (формирование умений и навыков)

-Типы самостоятельных работ

-Межпредметные связи

5. домашнее задание

-Повторение (объем учебного материала)

-Типы самостоятельных работ

В основу приведенной схемы тематического планирования М.И. Махмутов положил дидактическую структуру урока, компоненты которой содержат элементы знаний (понятия) и способов действий, типы самостоятельных работ, т.е. содержание и способы обучения. Оговоримся, однако, что данная схема тематического плана не является педагогической догмой, а дает только направления для творческого поиска приемов, и способов реализации основных его требований. Приступая к планированию системы уроков по очередной теме, учитель должен ясно представлять, какими опорными знаниями, навыками и умениями уже овладели учащиеся, какие виды преемственных связей (внутрипредметные, межпредметные) могут и должны на их основе актуализироваться. И только

после такого диагноза можно разрабатывать конкретные программы работы учащихся по данной теме. В этих программах учитель четко намечает, какими основными знаниями, а также навыками и умениями по их применению должны овладеть учащиеся при изучении материала данной темы. В программе перечисляются основные понятия и закономерности, которые вводятся по данной теме (или изучаются неизвестные признаки ранее введенных понятий) важнейшие сведения об изучаемых явлениях, процессах, событиях и т.д., характеризуются типы задач, которые учащиеся должны научиться решать, а также предлагаемые приращения в знаниях, умениях и навыках учащихся, которые должны произойти в результате изучения темы. Одновременно учитель планирует формирование у учащихся умений учебно-исследовательской деятельности, намечает основные задачи воспитания ответственного отношения учащихся к изучаемому содержанию темы, к тем видам деятельности, которые предстоит школьникам выполнять в ходе изучения данной темы.

Вот такая целеустремленность учителя в тематическом планировании, конкретизация им ближайших задач обучения, и есть, по сути дела, управление процессом учебно-познавательной деятельности учащихся в системе уроков, основа его творческого подхода к поурочному планированию структуры и содержания предстоящей деятельности на уроке, к определению системы и последовательности собственных действий и действий учащихся на каждом уроке. Только после того, когда дидактические задачи определены при изучении темы в целом, можно приступать к подготовке конкретного урока.

В чем же заключается непосредственная подготовка учителя к уроку? Что такое поурочное планирование?

Непосредственная подготовка учителя к уроку — это планирование урока, конкретизация тематического планирования применительно к каждому отдельно взятому уроку, продумывание и составление плана и конспекта урока после того, как определено основное содержание и направленность урока. План урока необходим каждому учителю, независимо от его стажа, эрудиции и уровня педагогического мастерства. Составляется он на основе тематического плана, содержания программы, знания учителем учащихся, а также уровня их подготовки. В планировании урока и разработке технологии его проведения выделяются

две взаимосвязанные части:

- обдумывание цели урока, каждого его шага;

- запись в специальной тетради в той или иной форме плана урока.

Цель урока определяется, исхода из содержания материала программы, материальной базы школы и характера той деятельности учащихся с учебным материалом, которую можно организовать в данной учебной ситуации. В этой части подготовки урока учитель на основе мысленного эксперимента осуществляет прогнозирование будущего урока, его мысленное проигрывание, разрабатывает своеобразный сценарий своих собственных действий и действий учащихся в их единстве. И только после определения основного содержания и направленности собственной деятельности и деятельности учащихся на уроке учитель отбирает необходимый и достаточный материал, который должны усвоить ученики, намечает последовательность введения в оборот тех или иных понятий, которые будут отрабатываться на уроке. Подбирает наиболее емкий и яркий материал, необходимый для возбуждения активности учащихся при работе с намечаемыми понятиями, намечает ориентиры в виде обобщенных вопросов, проблемные задачи, предопределяет структуру урока, исходя из объема предстоящей работы. Оценивает возможности учащихся и свои собственные, готовит себя психологически к возможным изменениям занятия в связи с меняющимися условиями на уроке, с введением в содержание урока дополнительной информации. В ходе подготовки урока усиливается внимание учителя к педагогическому предвидению, к прогнозированию поворотов мысли учащихся. Подготовка учителя к уроку охватывает, таким образом, не только тщательный анализ учебного материала, его структурирование в соответствии с этапами его изучения, но и возможные вопросы, ответы, суждения самих учащихся в ходе работы с этим материалом — его восприятия, осмысливания и т.п. Чем тщательнее проведен такой анализ, тем меньше вероятности встретиться с совершенно неожиданными ситуациями в процессе проведения урока.

После такого тщательного анализа, обдумывания композиции урока учитель осуществляет запись плана-конспекта урока. При этом конспект урока, особенно для начинающего учителя, разрабатывается довольно подробно, развернуто. Такой конспект может служить опорой в его работе не только в одном классе, а во всех классах одной параллели. Опытные учителя ограничиваются краткой записью урока: фиксированием того, что нужно не забыть и использовать самому учителю в работе с учащимися на уроке в данном конкретном классе. Это иногда вынуждает отдельных учителей составлять такие планы даже на каждый класс одной и той же параллели, так как учащиеся классов чаще всего заметно отличаются по своим особенностям, уровню подготовленности.

Иногда и в среде ученых-педагогов и учителей-практиков разгораются споры о том, нужен ли учителю план урока? Не сковывает ли план урока творчество учителя? Можно ли учителю пользоваться планом-конспектом во время урока? Не влияет ли это отрицательно на авторитет учителя у учащихся?

Споры такого рода в принципе беспредметны! И это потому, что учителя своим примером приучают учащихся к организованности в работе, к работе по плану, к работе с краткими записями-тезисами, заранее подготовленными. План урока, разумеется, не должен являться своеобразными шорами для учителя, не должен сковывать его инициативу, гибкость в работе с учащимися. Урок -это творческий акт, а следовательно, недопустима фетишизация плана урока в работе учителя. План урока является только руководством к действию, и когда на уроке требуется внести те или иные изменения по ходу урока, учитель не только вправе, а он обязан отступить от плана для того, чтобы обеспечить максимальную эффективность урока. Но одно - отступить от намеченного плана и совсем другое - не иметь никакого плана. Отступая от намеченного, учитель прежде всего соотносит все продуманные, многократно проигранные в уме детали содержания учебного материалы, собственные действия и действия учащихся с этим материалом, характер их взаимодействия и только соотнося все это с создавшейся на уроке ситуацией, он привносит коррективы в ходе заедания урока. Но эти коррективы являются не стихийными, а соотносятся с неожиданно возникшей новой ситуацией и ранее запланированными видами работы приобретают характер планомерного привнесения изменений а структуру урока и в содержание деятельности учителя и учащихся в соответствии с ранее запланированными целями и дидактическими задачами урока.

План урока — это начало творческого поиска, средство эффективности урока, реализация замысла учителя, фундамент вдохновения и талантливой импровизации. В нем отражается тема урока и класс, в котором он проводится, цель урока с конкретизацией его дидактических задач, краткое содержание материала, изучаемого на уроке, определяются форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методы, средства обучения, система заданий и задач, в ходе выполнения которых успешно будет осуществляться актуализация ранее усвоенных опорных знаний и способов деятельности, формирование новых научных понятий и способов деятельности и их применение в различных ситуациях обучения, контроль и коррекция учебной деятельности учащихся- и их поступательное движение от незнания к знанию, от неумения к умению совершать на этом пути необходимые и достаточные познавательные и практические действия при решении запланированных на уроке учебно-познавательных и практических задач. В плане урока уточняется его структура, определяется примерная дозировка времени на различные виды работы, предусматриваются приемы проверки успешности учения школьников, конкретизируются их фамилии, кого планируется опросить, проверить и т.п.

Успех урока зависит не только от тщательной подготовки к нему учителя, но и от подготовки им самих учащихся к работе на предстоящем уроке, от того психологического настроя, с каким они приходят на урок. Подготовка учащихся к следующему уроку в системе уроков предполагает:

-ознакомление учащихся с планом их работы на предстоящих в системе уроков по теме;

-ориентация учащихся на их предварительное знакомство с отдельными разделами или темами учебника, чтению научно-популярной и художественной литературы по проблемам очередного урока, проведение наблюдений и несложных доступных опытов, которые могут способствовать изучению нового материала.

4. Дополнительные формы организации педагогического процесса

Урок как основная форма органично дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса. Часть из них развивалась параллельно с уроком, т.е. в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции,  дополнительные  занятия),  другие  заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возраста  учащихся (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены). 
 

4.1Экскурсии 
Экскурсия - это специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное  в  соответствии  с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятие,  в музей, на выставку, в поле, на ферму и т.п. Как и урок, она предполагает особую организацию взаимодействия педагога и учащихся.  На  экскурсии  наряду  с наблюдениями учащихся используются рассказ,  беседа, демонстрация и другие методы. 
Образовательно-воспитательное значение  экскурсий  состоит в том,  что они служат накоплению наглядных представлений и жизненных фактов, обогащению чувственного опыта воспитанников; помогают установлению связи теории с практикой,  обучения и  воспитания  с жизнью; способствуют решению задач эстетического воспитания, развитию чувства любви к родному краю. 
В зависимости от объектов наблюдения экскурсии можно классифицировать как производственные, природоведческие, краеведческие, литературные,  географические  и т.п.  По образовательно-воспитательным целям они могут быть обзорными и тематическими.  По месту и  структуре педагогического процесса - вводными или предваряющими, текущими (сопровождающими) и итоговыми. 
Любой из  видов экскурсий не является самоцелью,  а входит в общую систему учебно-воспитательной работы, применяется в связи с уроками  и  другими организационными формами.  Экскурсия - важное звено в целостном педагогическом процессе, поэтому педагог должен заранее  определять,  при изучении каких тем,  рассмотрении каких вопросов она наиболее  целесообразна,  заранее  намечать  задачи, план и методы проведения. 
При подготовке к экскурсии педагог определяет ее  содержание и конкретизирует задачи, выбирает объект, тщательно знакомится с ним сам и решает вопрос о руководстве экскурсией. Экскурсию может проводить сам педагог или экскурсовод (инженер,  бригадир и др.), получивший инструктаж.  При этом педагог остается организатором и руководителем  познавательной  деятельности  детей  на протяжении всей экскурсии. 
В плане  проведения экскурсии должны отмечаться этапы работы (беседа, наблюдения, обобщения учителя, обработка материала), перечень объектов наблюдения и материалов, которые должны быть собраны, необходимое оснащение и оборудование, распределение времени по этапам, форма организации учащихся (фронтальная, групповая или индивидуальная). Продолжительность экскурсии зависит от ее характера.  Она может занимать от 40 - 50 мин до 2-2,5 ч. Заключительным этапом экскурсии является подведение ее итогов в ходе  беседы с целью приведения полученных знаний в систему. 

Информация о работе Организация педагогического процесса