Самостоятельно
работая на уроке с текстом учебника, историческим
документом, наглядными пособиями, материалами
периодической печати, учащиеся устно
или письменно формируют и закрепляют
умения анализировать и выделять главное,
обобщать, сравнивать, делать выводы, устанавливать
взаимосвязи между явлениями и событиями,
давать им нравственную и правовую оценку.
В процессе лабораторных уроков вырабатываются
умения извлекать информацию из текстовых
и внетекстовых компонентов учебника
и других источников, оформлять план, тезисы,
рефераты и т. д.
Для Х—XI классов
наряду с уже отмеченными типами уроков
(лабораторные, семинарские, уроки обобщения),
где наиболее наглядно обнаруживаются
знания и умения старшеклассников, приобретают
значение и такие формы, как собеседования,
консультации. Они открывают возможности
как для проверки знаний и умений, так
и для индивидуального обучения.
3.5
Тематическое и поурочное планирование
учебного материала. Подготовка учителя
к уроку
Подготовка учителя к уроку
складывается из двух органически связанных
между собой этапов: планирование системы
уроков по теме и конкретизации этого
планирования применительно к каждому
уроку, продумывание и составление планов
отдельных уроков. Тематическое планирование
предназначено для определения оптимальных
путей реализации образовательной, развивающей
и воспитательной функций учебно-воспитательного
процесса в системе уроков и внеурочных
занятий по данной теме или разделу учебной
программы. В эту систему, в зависимости
от основной дидактической цели, могут
войти как уроки различного типа и вида,
так и другие формы организации внеклассной
и внеурочной работы учащихся. Успех тематического
планирования зависит главным образом
от того, насколько четко учитель представляет
себе, что должны учащиеся твердо усвоить,
с чем познакомиться, что уметь, что знать
и т.д. Поэтому тематическое планирование
начинается с тщательного изучения учителем
учебной программы по предмету, образовательных
стандартов, выделения основных воспитательных
целей и целей развития учащихся в рамках
изучения предмета в целом и в ракурсе
решения дидактических задач по данной
теме. "Поскольку результаты воспитания
и развития учащихся проявляются не сразу
после проведения того или иного урока,
планировать эти задачи надо на более
длительный период, т.е. по курсу в целом
(что определено программой), и по целой
теме или разделу (что намечает сам учитель,
исходя из знания им особенностей учащихся
того или иного класса".1
Только в результате такой
предварительной работы можно увидеть
и понять значение каждого "рождающегося"
в тематическом плане урока. В противном случае
вместо системы взаимосвязанных уроков
получится случайный "набор" уроков.
Наиболее удачную, научно аргументированную
схему тематического планирования предложил
в свое время известный отечественный
дидакт М.И.Махмутов. Содержательно эта
схема выглядит следующим образом 2:
Схема тематического планирования
Номера уроков
1-Й урок
2-й урок и последующие
1. название темы
-Цель (общая дидактическая)
уроков или системы уроков
-Тип урока (уроков)
-Общие методы обучения (репродуктивные
или продуктивные)
______________________________________________________________
1Ильина Т.Н. Педагогика. М.,
1984. С. 363-364.
2Махмутов М.И. Современный
урок. М.,1985. С. 147
-Оборудование и основные источники
информации
-Виды контрольных работ
по системе уроков
2. актуализация
-Опорные знания (понятия и факты)
и способы действий
-Типы самостоятельных работ
3. формирование новых понятии
и способов действии
-Новые понятия и способы действия
-Основные и второстепенные
проблемы и типы самостоятельных работ
4. применение (формирование
умений и навыков)
-Типы самостоятельных работ
-Межпредметные связи
5. домашнее задание
-Повторение (объем учебного
материала)
-Типы самостоятельных работ
В основу приведенной схемы
тематического планирования М.И. Махмутов
положил дидактическую структуру урока,
компоненты которой содержат элементы
знаний (понятия) и способов действий,
типы самостоятельных работ, т.е. содержание
и способы обучения. Оговоримся, однако,
что данная схема тематического плана
не является педагогической догмой, а
дает только направления для творческого
поиска приемов, и способов реализации
основных его требований. Приступая к
планированию системы уроков по очередной
теме, учитель должен ясно представлять,
какими опорными знаниями, навыками и
умениями уже овладели учащиеся, какие
виды преемственных связей (внутрипредметные,
межпредметные) могут и должны на их основе
актуализироваться. И только
после такого диагноза можно
разрабатывать конкретные программы работы
учащихся по данной теме. В этих программах
учитель четко намечает, какими основными
знаниями, а также навыками и умениями
по их применению должны овладеть учащиеся
при изучении материала данной темы. В
программе перечисляются основные
понятия и закономерности, которые вводятся
по данной теме (или изучаются неизвестные
признаки ранее введенных понятий) важнейшие
сведения об изучаемых явлениях, процессах,
событиях и т.д., характеризуются типы
задач, которые учащиеся должны научиться
решать, а также предлагаемые приращения
в знаниях, умениях и навыках учащихся,
которые должны произойти в результате
изучения темы. Одновременно учитель планирует
формирование у учащихся умений учебно-исследовательской
деятельности, намечает основные задачи
воспитания ответственного отношения
учащихся к изучаемому содержанию темы,
к тем видам деятельности, которые предстоит
школьникам выполнять в ходе изучения
данной темы.
Вот такая целеустремленность
учителя в тематическом планировании,
конкретизация им ближайших задач обучения,
и есть, по сути дела, управление процессом
учебно-познавательной деятельности учащихся
в системе уроков, основа его творческого
подхода к поурочному планированию структуры
и содержания предстоящей деятельности
на уроке, к определению системы и последовательности
собственных действий и действий учащихся
на каждом уроке. Только после того, когда
дидактические задачи определены при
изучении темы в целом, можно приступать
к подготовке конкретного урока.
В чем же заключается непосредственная
подготовка учителя к уроку? Что такое
поурочное планирование?
Непосредственная подготовка
учителя к уроку — это планирование урока,
конкретизация тематического планирования
применительно к каждому отдельно взятому
уроку, продумывание и составление плана
и конспекта урока после того, как определено
основное содержание и направленность
урока. План урока необходим каждому учителю,
независимо от его стажа, эрудиции и уровня
педагогического мастерства. Составляется
он на основе тематического плана, содержания
программы, знания учителем учащихся,
а также уровня их подготовки. В планировании
урока и разработке технологии его проведения
выделяются
две взаимосвязанные части:
- обдумывание цели урока, каждого
его шага;
- запись в специальной тетради
в той или иной форме плана урока.
Цель урока определяется, исхода
из содержания материала программы, материальной
базы школы и характера той деятельности
учащихся с учебным материалом, которую
можно организовать в данной учебной ситуации.
В этой части подготовки урока учитель
на основе мысленного эксперимента осуществляет
прогнозирование будущего урока, его мысленное
проигрывание, разрабатывает своеобразный
сценарий своих собственных действий
и действий учащихся в их единстве. И только
после определения основного содержания
и направленности собственной деятельности
и деятельности учащихся на уроке учитель
отбирает необходимый и достаточный материал,
который должны усвоить ученики, намечает
последовательность введения в оборот
тех или иных понятий, которые будут отрабатываться
на уроке. Подбирает наиболее емкий и яркий
материал, необходимый для возбуждения
активности учащихся при работе с намечаемыми
понятиями, намечает ориентиры в виде
обобщенных вопросов, проблемные задачи,
предопределяет структуру урока, исходя
из объема предстоящей работы. Оценивает
возможности учащихся и свои собственные,
готовит себя психологически к возможным
изменениям занятия в связи с меняющимися
условиями на уроке, с введением в содержание
урока дополнительной информации. В ходе
подготовки урока усиливается внимание
учителя к педагогическому предвидению,
к прогнозированию поворотов мысли учащихся.
Подготовка учителя к уроку охватывает,
таким образом, не только тщательный анализ
учебного материала, его структурирование
в соответствии с этапами его изучения,
но и возможные вопросы, ответы, суждения
самих учащихся в ходе работы с этим материалом
— его восприятия, осмысливания и т.п.
Чем тщательнее проведен такой анализ,
тем меньше вероятности встретиться с
совершенно неожиданными ситуациями в
процессе проведения урока.
После такого тщательного анализа,
обдумывания композиции урока учитель
осуществляет запись плана-конспекта
урока. При этом конспект урока, особенно
для начинающего учителя, разрабатывается довольно
подробно, развернуто. Такой конспект
может служить опорой в его работе не только
в одном классе, а во всех классах одной
параллели. Опытные учителя ограничиваются
краткой записью урока: фиксированием
того, что нужно не забыть и использовать
самому учителю в работе с учащимися на
уроке в данном конкретном классе. Это
иногда вынуждает отдельных учителей
составлять такие планы даже на каждый
класс одной и той же параллели, так как
учащиеся классов чаще всего заметно отличаются
по своим особенностям, уровню подготовленности.
Иногда и в среде ученых-педагогов
и учителей-практиков разгораются споры
о том, нужен ли учителю план урока? Не
сковывает ли план урока творчество учителя?
Можно ли учителю пользоваться планом-конспектом
во время урока? Не влияет ли это отрицательно
на авторитет учителя у учащихся?
Споры такого рода в принципе
беспредметны! И это потому, что учителя
своим примером приучают учащихся к организованности
в работе, к работе по плану, к работе с
краткими записями-тезисами, заранее подготовленными.
План урока, разумеется, не должен являться
своеобразными шорами для учителя, не
должен сковывать его инициативу, гибкость
в работе с учащимися. Урок -это творческий
акт, а следовательно, недопустима фетишизация
плана урока в работе учителя. План урока
является только руководством к действию,
и когда на уроке требуется внести те или
иные изменения по ходу урока, учитель
не только вправе, а он обязан отступить
от плана для того, чтобы обеспечить максимальную
эффективность урока. Но одно - отступить
от намеченного плана и совсем другое
- не иметь никакого плана. Отступая от
намеченного, учитель прежде всего соотносит
все продуманные, многократно проигранные
в уме детали содержания учебного материалы,
собственные действия и действия учащихся
с этим материалом, характер их взаимодействия
и только соотнося все это с создавшейся
на уроке ситуацией, он привносит коррективы
в ходе заедания урока. Но эти коррективы
являются не стихийными, а соотносятся
с неожиданно возникшей новой ситуацией
и ранее запланированными видами работы приобретают характер планомерного
привнесения изменений а структуру урока
и в содержание деятельности учителя и
учащихся в соответствии с ранее запланированными
целями и дидактическими задачами урока.
План урока — это начало творческого
поиска, средство эффективности урока,
реализация замысла учителя, фундамент
вдохновения и талантливой импровизации.
В нем отражается тема урока и класс, в
котором он проводится, цель урока с конкретизацией
его дидактических задач, краткое содержание
материала, изучаемого на уроке, определяются
форма организации учебно-познавательной
деятельности учащихся, методы, средства
обучения, система заданий и задач, в ходе
выполнения которых успешно будет осуществляться
актуализация ранее усвоенных опорных
знаний и способов деятельности, формирование
новых научных понятий и способов деятельности
и их применение в различных ситуациях
обучения, контроль и коррекция учебной
деятельности учащихся- и их поступательное
движение от незнания к знанию, от неумения
к умению совершать на этом пути необходимые
и достаточные познавательные и практические
действия при решении запланированных
на уроке учебно-познавательных и практических
задач. В плане урока уточняется его структура,
определяется примерная дозировка времени
на различные виды работы, предусматриваются
приемы проверки успешности учения школьников,
конкретизируются их фамилии, кого планируется
опросить, проверить и т.п.
Успех урока зависит не только
от тщательной подготовки к нему учителя,
но и от подготовки им самих учащихся к
работе на предстоящем уроке, от того психологического
настроя, с каким они приходят на урок.
Подготовка учащихся к следующему уроку
в системе уроков предполагает:
-ознакомление учащихся с планом
их работы на предстоящих в системе уроков
по теме;
-ориентация учащихся на их
предварительное знакомство с отдельными
разделами или темами учебника, чтению
научно-популярной и художественной литературы
по проблемам очередного урока, проведение
наблюдений и несложных доступных опытов,
которые могут способствовать изучению
нового материала.
4. Дополнительные
формы организации педагогического процесса
Урок как основная форма органично
дополняется другими формами организации
учебно-воспитательного процесса. Часть
из них развивалась параллельно с уроком,
т.е. в рамках классно-урочной системы
(экскурсии, консультации, домашняя работа,
учебные конференции, дополнительные
занятия), другие заимствованы из лекционно-семинарской
системы и адаптированы с учетом возраста
учащихся (лекции, семинары, практикумы,
зачеты, экзамены).
4.1Экскурсии
Экскурсия - это специфическое учебно-воспитательное
занятие, перенесенное в соответствии
с определенной образовательной или воспитательной
целью на предприятие, в музей, на выставку,
в поле, на ферму и т.п. Как и урок, она предполагает
особую организацию взаимодействия педагога
и учащихся. На экскурсии наряду с наблюдениями
учащихся используются рассказ, беседа,
демонстрация и другие методы.
Образовательно-воспитательное значение
экскурсий состоит в том, что они служат
накоплению наглядных представлений и
жизненных фактов, обогащению чувственного
опыта воспитанников; помогают установлению
связи теории с практикой, обучения и воспитания
с жизнью; способствуют решению задач
эстетического воспитания, развитию чувства
любви к родному краю.
В зависимости от объектов наблюдения
экскурсии можно классифицировать как
производственные, природоведческие,
краеведческие, литературные, географические
и т.п. По образовательно-воспитательным
целям они могут быть обзорными и тематическими.
По месту и структуре педагогического
процесса - вводными или предваряющими,
текущими (сопровождающими) и итоговыми.
Любой из видов экскурсий не является
самоцелью, а входит в общую систему учебно-воспитательной
работы, применяется в связи с уроками
и другими организационными формами. Экскурсия
- важное звено в целостном педагогическом
процессе, поэтому педагог должен заранее
определять, при изучении каких тем, рассмотрении
каких вопросов она наиболее целесообразна,
заранее намечать задачи, план и методы
проведения.
При подготовке к экскурсии педагог определяет
ее содержание и конкретизирует задачи,
выбирает объект, тщательно знакомится
с ним сам и решает вопрос о руководстве
экскурсией. Экскурсию может проводить
сам педагог или экскурсовод (инженер,
бригадир и др.), получивший инструктаж.
При этом педагог остается организатором
и руководителем познавательной деятельности
детей на протяжении всей экскурсии.
В плане проведения экскурсии должны отмечаться
этапы работы (беседа, наблюдения, обобщения
учителя, обработка материала), перечень
объектов наблюдения и материалов, которые
должны быть собраны, необходимое оснащение
и оборудование, распределение времени
по этапам, форма организации учащихся
(фронтальная, групповая или индивидуальная).
Продолжительность экскурсии зависит
от ее характера. Она может занимать от
40 - 50 мин до 2-2,5 ч. Заключительным этапом
экскурсии является подведение ее итогов
в ходе беседы с целью приведения полученных
знаний в систему.