Организация педагогического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 20:33, контрольная работа

Описание работы

Важнейшей видовой субъективно-объективной категорией является категория целостного педагогического процесса. Она важна не только сама по себе, как способ реализации взрослыми воспитания и образования подрастающего поколения, но и как главная системообразующая идея, позволяющая практической педагогике из хаотически перемешанных, перепутанных, логически разрозненных и не стыкующихся друг с другом эмпирических фактов структурироваться, вступать во взаимодействие и причинно-следственные связи, наконец, систематизироваться,

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………..………..4
1 Понятие о формах организации педагогического процесса…………….………..6
2 Возникновение и развитие классно-урочной системы обучения…………..…….9
2.1 Общая характеристика классно-урочной системы ………………………….….11
3 Общее характеристика урока……………………………………………..………..14
3.1 Урок- основная форма организации педагогического процесса…………...…..14
3.2 Дидактические, воспитательные, развивающие и организационные
требования к уроку…………………………………………………………..……15
3.3 Типология и структура урока……………………………………….……………17
3.4 Виды уроков………………………………………………………………….…….21
3.5 Тематическое и поурочное планирование учебного материала.
Подготовка учителя к уроку……………………………………………………....24
4 Дополнительные формы организации педагогического процесса…………….….31
4.1 Экскурсии………………………………………………………………….…….….31
4.2 Дополнительные занятия и консультации…………………………………...……32
4.3 Домашняя работа……………………………………………………………..…….33
4.4 Учебная конференция………………………………………………………………35
4.5 Школьная лекция………………………………………………................................36
4.6 Семинары и практикумы……………………………………………………………37
4.7 Факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы…………38
5Формы воспитательного процесса……………………………………………………39
Заключение………………………………………………………………………………47
Список литературы………………………………………………………………………48
Приложение ……………………………………………………………………………..49

Файлы: 1 файл

пед (2).docx

— 160.11 Кб (Скачать файл)

4.2 Дополнительные занятия и консультации 
Дополнительные занятия проводятся с отдельными учащимися или группой учащихся с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков,  удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету. 
При отставании в учебе прежде всего необходимо  вскрыть  его причины, что и будет определять конкретные формы, методы и приемы работы с учащимися.  Это могут быть несформированность  умений  и навыков  учебной работы,  утрата интереса к учебному предмету или общее замедленное развитие.  На дополнительных  занятиях  опытные учителя  практикуют различные виды помощи:  разъяснение отдельных вопросов,  прикрепление слабых учеников к сильным, повторное объяснение темы.  При этом в одних случаях требуется большее использование наглядности, а в других - словесной конкретизации. 
Для удовлетворения познавательного интереса и более глубокого изучения отдельных предметов с отдельными учащимися проводятся занятия,  на которых решаются задачи повышенной трудности, обсуждаются научные проблемы,  которые выходят за  рамки  обязательных программ,  даются рекомендации по самостоятельному освоению интересующих проблем. 
С дополнительными  занятиями  тесно связаны консультации.  В отличие от первых они,  как правило, эпизодические, поскольку организуются по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие (например,  при подготовке к экзаменам или  зачетам) консультации.  Консультации в школе обычно групповые, что не исключает, конечно, и индивидуальных консультаций. Нередко практикуется  выделение специального дня консультаций,  хотя часто в этом нет особой необходимости, поскольку педагоги и учащиеся находятся в постоянном общении и имеют возможность оговорить время проведения консультаций по мере необходимости. 

4.3 Домашняя работа 
Необходимость домашней работы учащихся обусловлена не столько решением чисто дидактических задач (закрепления знаний, совершенствования умений и навыков и т.п.),  сколько задачами формирования навыков самостоятельной работы и  подготовки  школьников  к самообразованию. Поэтому утверждения, что в домашних заданиях нет необходимости,  поскольку основное должно быть изучено на  уроке, несостоятельны.  Домашняя работа имеет не только образовательное, но и большое воспитательное значение,  формируя  чувство  ответственности за порученное дело,  вырабатывая аккуратность,  усидчивость и другие социально ценные качества. 
Домашняя учебная работа учащихся принципиально отличается от классной прежде всего тем,  что протекает  без  непосредственного руководства учителя,  хотя и по его указаниям. Ученик сам определяет время выполнения задания,  выбирает наиболее приемлемый  для него ритм и темп работы.  Работая самостоятельно в домашних условиях,  которые значительно отличаются от классных,  ученик  лишен тех  средств,  которые может использовать учитель,  чтобы сделать работу более увлекательной;  дома нет коллектива, который благотворно влияет на создание рабочего настроения,  стимулирует здоровое соперничество. 
Исходя из  дидактических целей,  можно выделить три вида домашних заданий:  подготавливающие к восприятию нового  материала, изучению новой темы; направленные на закрепление знаний, выработку умений и навыков;  требующие применения полученных  знаний  на практике.  Особым  видом  являются  задания творческого характера (написание изложений,  сочинений, выполнение рисунков, изготовление поделок, наглядных пособий и т.п.). Могут быть индивидуальные домашние задания и задания отдельным группам учащихся. 
Методика организации домашней работы - одно из слабых мест в деятельности школы и семьи.  Часто задавание уроков на дом вообще не выделяется как самостоятельный этап урока. Между тем задавание уроков на дом должно помогать  учащимся  самостоятельно  учиться. Домашние  задания должны даваться с учетом возможностей их выполнения школьником в следующих пределах: 1 класс -до 1 ч; II-до 1,5 ч;  III-IV классы -до 2 ч; V-VI-до 2,5 ч; VII-до 3 ч; VIII -XI-до 4 ч.  Чтобы не перегружать учащихся домашними заданиями, их целесообразно строить по принципу "минимум - максимум". Задания-минимум обязательны для всех. Задания-максимум необязательны, рассчитаны на учеников, интересующихся предметом, имеющих к нему склонность. 
В практике работы школы сложились следующие виды инструктажа при задавании уроков на дом:  предложение выполнить таким же способом,  каким выполнялись аналогичные работы в классе; объяснение способа выполнения задания на двух-трех примерах; разбор наиболее трудных элементов домашнего задания. 
Особенности приготовления уроков в школах-интернатах и школах продленного дня 
Преимущества самоподготовки состоят в том,  что она проходит в продуктивные для самостоятельной работы часы (обычно после  отдыха,  прогулки);  общее руководство самоподготовкой осуществляет педагог (можно обратиться за помощью);  учитель может контролировать ход выполнения домашней работы и учитывать результаты в последующей работе на уроке (если самоподготовкой руководит  учитель класса);  можно  мобилизовать силу коллектива на создание общественного мнения,  организовать взаимоконтроль,  взаимопомощь; учитель  класса  может  сразу проверить выполнение домашней работы и тем самым высвободить время на уроке. 
Однако самоподготовка не лишена недостатков. Так, в частности,  возможно списывание и подсказки,  порождающие  иждивенческие настроения отдельных учащихся;  выполнившие задание, как правило, находятся в том же помещении,  что и другие (мешают, вызывают торопливость); усложняется процесс подготовки устных заданий.  
Нередко самоподготовкой руководит учитель.  С одной стороны, это  хорошо,  но  с  другой - самоподготовка часто превращается в урок, так как внимание обращается на ликвидацию пробелов, исправление  недоработок.  В настоящее время для руководства самоподготовкой все больше привлекаются штатные воспитатели.  Они рекомендуют целесообразный порядок выполнения задания; подсказывают приемы работы; организуют взаимоконтроль и взаимопомощь. 

4.4 Учебная конференция 
Редко практикуемой в школах,  но довольно действенной формой организации педагогического процесса, имеющей своей целью обобщение материала по какому-либо разделу программы,  является учебная конференция. Она требует большой (прежде всего длительной) подготовительной  работы (проведение наблюдений,  обобщение материалов экскурсий,  постановка опытов, изучение литературных источников и т.п.). 
Конференции могут проводиться по всем учебным предметам и  в то же время далеко выходить за рамки учебных программ.  В них могут принимать участие учащиеся других (прежде всего параллельных) классов,  учителя,  представители производства,  участники войны, ветераны труда. 

4.5 Школьная лекция 
В старших классах и особенно в вечерних и сменных школах используется лекция - адаптированная к условиям школы основная форма лекционно-семинарской системы.  Школьные лекции успешно применяются при изучении как гуманитарных,  так  и  естественнонаучных дисциплин. Как правило, это вводные и обобщающие лекции, реже они представляют собой модификацию урока сообщения новых знаний. 
В условиях  школы  лекция во многом приближается к рассказу, но значительно продолжительнее по  времени.  Она  может  занимать урочное время целиком. Обычно лекция используется, когда учащимся необходимо дать дополнительный материал или обобщить его  (например,  по истории,  географии, химии, физике), поэтому она требует записи. 
В начале лекции учитель сообщает тему и записывает план.  На этапе слушания и фиксирования лекции на первых порах учащимся необходимо  указывать,  что  записывать,  но не превращать лекцию в диктовку.  В дальнейшем они должны самостоятельно по интонации  и темпу  изложения выделять подлежащее записи.  Учащихся необходимо учить записывать лекции,  а именно: показывать приемы конспектирования, использования общеупотребительных сокращений и обозначений,  учить дополнять материал лекций, применять необходимые схемы, чертежи, таблицы.  
Школьной лекции должна предшествовать подготовка учащихся  к восприятию.  Это может быть повторение необходимых разделов программы, выполнение наблюдений и упражнений и т.п. 

4.6  Семинары и практикумы 
Семинарские занятия  проводятся в старших классах при изучении гуманитарных предметов.  При этом используются два вида семинаров:  в  форме докладов и сообщений;  в вопросо-ответной форме. Сущность семинаров заключается в коллективном обсуждении  предложенных вопросов,  сообщений,  рефератов, докладов, подготовленных учащимися под руководством учителя. 
Семинарскому занятию  предшествует длительная заблаговременная подготовка.  Сообщается план занятия, основная и дополнительная литература,  намечается работа каждого ученика и класса в целом.  Структурно семинары довольно просты. Они начинаются с краткого вступления учителя (введение в тему),  затем последовательно обсуждаются объявленные вопросы. В конце занятия учитель подводит итог, делает обобщение. Если готовились сообщения или доклады, то обсуждение строится на их основе при активном участии оппонентов, которые  тоже  готовятся  заранее и предварительно ознакомились с содержанием сообщений. 
Особой формой семинара является семинар-диспут.  Его отличие от внеучебных диспутов в том,  что сохраняется постоянный  состав класса,  диспутом всегда руководит учитель и сохраняются традиции коллективной работы учащихся на  уроке.  Семинар-диспут  имеет  и особую цель - формирование оценочных суждений,  утверждение мировоззренческих позиций. 
Практикумы или практические занятия применяются при изучении дисциплин естественнонаучного цикла,  а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки.  Они проводятся в  лабораториях  и мастерских,  в  учебных кабинетах и на учебноопытных участках,  в ученических производственных комбинатах и ученических  производственных бригадах учащихся. Обычно работа строится в парах или индивидуально по инструкции или алгоритму,  предложенному учителем. Это могут быть измерения на местности,  сборка схем, ознакомление с приборами и механизмами, проведение опытов и наблюдений и т.п.  
Практикумы во  многом  способствуют решению задач политехнического образования и трудовой подготовки школьников.

4.7 Факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы

К вспомогательным формам организации педагогического процесса относятся те из них, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в  соответствии  с  их склонностями.  К ним относятся факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы. 
Эффективной формой дифференцированного обучения и воспитания являются факультативы. Их основная задача - углубление и расширение знаний,  развитие способностей и интересов учащихся, проведение планомерной профориентационной работы. Распределение учащихся по  факультативам  добровольное,  но состав остается стабильным в течение года (или двух лет). Факультатив работает по определенной программе,  которая не дублирует учебную. Эффективным на занятиях факультатива является сочетание лекций его руководителя с различными видами самостоятельной работы учащихся (практические,  реферативные работы,  проведение небольших исследований, обзоры книжных новинок, дискуссии в группах, выполнение индивидуальных заданий, обсуждение докладов учащихся и др.). 
Проверка и оценка знаний на факультативных занятиях являются больше  обучающими,  чем  контролирующими.  Отметка  выставляется только в том случае, когда она является результатом большой работы, проведенной учащимися, и выставляется чаще всего в виде зачета. 
Занятия в кружках и клубах по интересам,  так же как  и  факультативные  занятия,  предполагают  определенную программу деятельности.  Однако она менее строгая и допускает внесение существенных коррективов в зависимости от пожеланий детей, изменяющихся обстоятельств деятельности и других факторов. Кружковая и клубная работа строится на принципах добровольности,  развития инициативы и самодеятельности детей,  романтики и игры,  учета возрастных  и индивидуальных особенностей. Наряду с постоянно действующими формами  организации  внеучебной  деятельности  большое  значение  в структуре целостного педагогического процесса имеют и эпизодические мероприятия, такие, как олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревнования, выставки, экспедиции и т.п. 

5  Формы воспитательного процесса

 

 В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. Во-первых, многозначно определяется само понятие, во-вторых, есть множество классификаций форм воспитательной работы. В начале семидесятых годов шла многолетняя дискуссия на страницах журнала «Советская педагогика» об основаниях этой классификации, которая ни к чему не привела.

В словаре С.И. Ожегова дается девять значений слова «форма». Это и внешнее сочетание, и установленный образец и т. п. Говоря о форме воспитательной работы, мы прежде всего имеем в виду выражение содержания воспитательной работы через определенную структуру отношений педагогов и учащихся. Е.В. Титова определяет форму воспитательной работы как устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы.

Для того чтобы разобраться в сущности понятия «форма воспитательной работы», целесообразно определить, какое место этот феномен занимает в педагогическом процессе, каковы его функции.

Первая функция — организаторская. Любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора может выступать как педагог, так и учащиеся. Организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников. Существуют обобщенные методики (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы, которые стали традиционными и используются многими педагогами (беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, инсценировки и т. д.). Эти методики предполагают последовательное прохождение ряда стадий, этапов организаторской деятельности. Как считает В.С. Безрукова, педагогическая форма — это завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Но организация, по нашему мнению, не единственная функция формы.

Вторая функция формы — регулирующая. Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между педагогами и учащимися, так и между детьми. Различные формы по-разному влияют на процесс сплочения группы школьников. Благодаря формам, где заранее закладывается необходимость взаимодействия, происходит формирование норм социальных отношений.

Третья функция — информативная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение учащимся той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту.

Исходя из функционального подхода, форму воспитательной работы можно определить как регулирующий отношения педагогов и учащихся основной компонент организации педагогического процесса.

Форма по сути организационно обеспечивает реализацию целей, содержания, принципов и методов воспитания детей. В то же время одна и та же форма может отражать разное содержание, иногда даже не соответствующее первоначальному замыслу. Примером этого является трансформация конкурсов веселых и находчивых «Что, где, когда» в конкурсы по предметам, в конкурсы профессионального мастерства и т.п. В связи с этим следует говорить о непротиворечивости формы и содержания, а не об их единстве.

В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы. Некоторые методисты стремятся собрать как можно больше названий форм и даже насчитывают несколько тысяч таких названий. Попытка собрать такую коллекцию не имеет никакого смысла. Перечислить все формы воспитательной работы невозможно, да и нет такой необходимости. Каждая форма не повторяет другую, а лишь может быть похожа на нее.

Оригинальна предложенная Е.В. Титовой классификация форм воспитательной работы. Она считает, что существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.

Мероприятия — это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Она выделяет характерные признаки такого типа форм. Это прежде всего созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и т.п., то это и есть мероприятие.

Понятие «мероприятие» исходно состоит из двух: «мера» и «принимать». Как считает В.С.Безрукова, изначальный смысл мероприятия заключается в том, чтобы обозначить дозировку применяемых к воспитаннику мер. Впоследствии сам термин получил негативный смысловой оттенок как обозначающий формальное действие.

Ко второй группе форм воспитательной работы Е.В. Титова относит так называемые «дела». Дела — это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

 

   Игры  — это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Мы считаем, что, прежде чем говорить о классификации форм воспитательной работы, необходимо определить то, что отличает одну форму от другой, то есть определить признаки формы.

Такими признаками могут быть количественные: формы отличаются друг от друга временем их подготовки и проведения, количеством участников.

Когда мы говорим об отличии форм по времени, то имеем в виду, что воспитательные отношения его участников зависят от дозировки во времени. Важно выяснить, насколько продолжительны эти отношения, сколько времени говорит педагог и сколько ученик, как часто используется в воспитательной работе данная форма.

По времени проведения все формы можно разделить на:

— кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов);

— продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель);

Информация о работе Организация педагогического процесса