Организация педагогического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 20:33, контрольная работа

Описание работы

Важнейшей видовой субъективно-объективной категорией является категория целостного педагогического процесса. Она важна не только сама по себе, как способ реализации взрослыми воспитания и образования подрастающего поколения, но и как главная системообразующая идея, позволяющая практической педагогике из хаотически перемешанных, перепутанных, логически разрозненных и не стыкующихся друг с другом эмпирических фактов структурироваться, вступать во взаимодействие и причинно-следственные связи, наконец, систематизироваться,

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………..………..4
1 Понятие о формах организации педагогического процесса…………….………..6
2 Возникновение и развитие классно-урочной системы обучения…………..…….9
2.1 Общая характеристика классно-урочной системы ………………………….….11
3 Общее характеристика урока……………………………………………..………..14
3.1 Урок- основная форма организации педагогического процесса…………...…..14
3.2 Дидактические, воспитательные, развивающие и организационные
требования к уроку…………………………………………………………..……15
3.3 Типология и структура урока……………………………………….……………17
3.4 Виды уроков………………………………………………………………….…….21
3.5 Тематическое и поурочное планирование учебного материала.
Подготовка учителя к уроку……………………………………………………....24
4 Дополнительные формы организации педагогического процесса…………….….31
4.1 Экскурсии………………………………………………………………….…….….31
4.2 Дополнительные занятия и консультации…………………………………...……32
4.3 Домашняя работа……………………………………………………………..…….33
4.4 Учебная конференция………………………………………………………………35
4.5 Школьная лекция………………………………………………................................36
4.6 Семинары и практикумы……………………………………………………………37
4.7 Факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы…………38
5Формы воспитательного процесса……………………………………………………39
Заключение………………………………………………………………………………47
Список литературы………………………………………………………………………48
Приложение ……………………………………………………………………………..49

Файлы: 1 файл

пед (2).docx

— 160.11 Кб (Скачать файл)

 

3 Общее понятие урока

 

     Урок –  динамичная и вариативная организационная форма обучения при которой в течение, точно установленного времени осуществляется взаимодействие учителя и постоянной группы учащихся (класса) в специально отведённом месте с учётом особенностей каждого ученика путём использования видов, средств и методов работы, создающих благоприятные условия для усвоения всеми учениками получаемых знаний непосредственно в процессе обучения и для воспитания и развития их познавательных способностей. Таких характеристик не имеет ни одна другая организационная форма, они отражают не только специфику, но и сущность урока.  Наполняемость класса не является обязательной характеристикой урока, но установлено, что для оптимальной  работы, как учащихся, так и учителя является группа, состоящая из 10 – 15 человек.

 

     Несмотря на малую длительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса – от качества отдельных занятий  в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки.

 

     Обучение на уроке происходит в учебных ситуациях, которые являются элементарными единицами урока.

 

     Чем больше осмыслен урок учителем в процессе подготовки к нему, чем точнее определена его структура, тем увереннее он будет себя чувствовать на нём. Заранее точно продумать урок – означает необходимость выявить по возможности все трудности, которые могут возникнуть на уроке, и установить соответствующие меры для их преодоления.

3.1 Урок - основная форма организации педагогического процесса

С позиций  целостности педагогического процесса урок необходимо рассматривать как основную форму его организации.  Именно  в уроке отражаются все преимущества классно-урочной системы. В форме урока возможна эффективная организация не только учебно-познавательной,  но  и  других  развивающих видов деятельности детей и подростков.  Не случайно в последние годы широкое распространение получили уроки гражданственности, культуры, труда, поэзии и т.п.  
Преимущества урока  как  формы  организации  педагогического процесса  состоят  в том,  что он имеет благоприятные возможности для сочетания фронтальной,  групповой  и  индивидуальной  работы; позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал,  управлять развитием познавательных способностей и формировать научное мировоззрение учащихся; стимулирует другие виды деятельности школьников, в том числе внеклассную и домашнюю; на уроке  ученики овладевают не только системой знаний,  умений и навыков,  но и самими методами познавательной деятельности; урок позволяет эффективно решать воспитательные задачи через содержание и методы педагогической деятельности. 
Урок -  это такая форма организации педагогического про цесса,  при которой педагог в течение точно  установленного  времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей  каждого  из них,  используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того,  чтобы все ученики овладевали  основами  изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения,  а также для воспитания и развития познавательных способностей и  духовных  сил школьников (по А.А.Бударному). 
В приведенном определении можно выделить специфические признаки,  отличающие урок от других организационных форм. Это постоянная группа учащихся;  руководство  деятельностью  школьников  с учетом особенностей каждого из них; овладение основами изучаемого непосредственно на уроке.  Эти признаки отражают не только специфику, но и сущность урока.

3.2  Дидактические, воспитательные, развивающие и организационные  требования к уроку

К уроку как форме организации обучения предъявляются дидактические, воспитательные и организационные требования. 
К дидактическим, или образовательным, требованиям относятся: 
1. Четкое определение образовательных задач урока в целом и его составных элементов, а также места конкретного урока в общей системе уроков. 
2. Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы по предмету и целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся, прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке в целом, так и на от дельных его этапах. 
3. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального взаимодействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью учащихся. 
4 Осуществление на уроке принципов и условий успешного обучения, в частности межпредметных связей..

Воспитательные требования к уроку: 
1. Постановка воспитательных задач урока, обеспечение идейно-политической направленности, коммунистической идейности и партийности. 
2. Формирование у учащихся на основе приобретенных научных знаний диалектико-материалистического мировоззрения, высоких моральных качеств и эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью, с практикой коммунистического строительства. 
3. Формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями переноса знаний, творческой инициативы и активности. 
4. Всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся (типа мышления, памяти, внимания, наличия эмоций, воображения и др.) 
5. Соблюдение учителем педагогического такта. 
Следует иметь в виду, что требования, выражающие воспи тательные задачи школы, реализуются и в других формах организации обучения и во всей системе в не учебной воспитательной работы с учащимися, проводимой школой и семьей.

Организационные требования к уроку: 
1 Наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования. 
2. Организационная четкость проведения урока (своевре менность начала, максимальное использование каждой его мину ты, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность, сознательная дисциплина учащихся на протяжении всего урока). 
3. Подготовка и рациональное использование различных средств обучения, в том числе и ТСО. 
Выполнение перечисленных требований является необходи мым условием эффективности урока, т. е достижения же лаемых результатов. Учитель должен хорошо знать эти требования, обеспечивать их выполнение при подготовке к уроку и его проведении.

3.3 Типология и структура уроков

В каждом уроке можно выделить его основные элементы (звенья, этапы),  которые характеризуются различными  видами  деятельности учителя и учащихся.  Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях и определяют таким образом построение урока, взаимосвязь между этапами урока, т.е. его структуру. 
Под структурой урока следует понимать соотношение  элементов  урока  в  их  определенной последовательности и взаимосвязи между  собой ..  Она может быть простой и довольно сложной, что зависит от содержания учебного материала,  от дидактической цели (или целей) урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Многообразие структур уроков, методов их проведения и дидактических целей предполагает разнообразие и их типов. 
Типы уроков,  простые по своему строению,  т.е. имеющие одну доминирующую дидактическую цель,  более всего применимы в средних и старших классах.  В начальных классах, учитывая возраст учащихся, приходится комбинировать различные виды учебной работы, сочетать сообщение новых знаний с первичным закреплением, повторением ранее изученного.  Даже контрольные уроки довольно часто включают в себя другие виды работы: устное сообщение материала, чтение интересного  рассказа  и  др.  Приведем  классификацию  уроков  (по Б.П.Есипову). 
Урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения  (изучения) новых знаний .. Это такой урок, содержанием которого является новый,  неизвестный учащимся материал,  включающий в  себя относительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение.  На таких уроках в зависимости от их содержания,  конкретной дидактической цели и подготовленности учащихся к самостоятельной работе в одних случаях учитель сам излагает новый  материал,  в других - проводится самостоятельная работа учащихся под руководством учителя,  в третьих - практикуется и то, и другое. Структура урока ознакомления с новым материалом: повторение предыдущего материала, являющегося основой для изучения нового;  объяснение  учителем  нового материала и работа с учебником; проверка понимания и первичное  закрепление  знаний;  задание  на дом. 
Урок закрепления знаний. Основным содержанием учебной работы на  этом уроке является вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их упрочения.  Учащиеся в одних случаях осмысливают и углубляют свои знания по новым источникам,  в других - решают новые задачи на известные им правила, в третьих - устно и письменно воспроизводят  ранее  приобретенные знания,  в четвертых - делают сообщения по отдельным вопросам из пройденного с целью более глубокого и прочного их усвоения и т.п. Структурно такие уроки предполагают прохождение следующих этапов:  проверка домашнего  задания; выполнение устных и письменных упражнений; проверка выполнения заданий; задание на дом. 
С уроками закрепления знаний тесно связаны уроки выработки и закрепления умений и навыков ..  Процесс закрепления умений и навыков  идет  на  нескольких уроках подряд,  а затем в дальнейшем он долго имеет свое продолжение,  когда класс занимается другими темами.  От урока к уроку материал должен усложняться,  чтобы действительно было видно,  что учащиеся справляются с данной  учебной задачей все успешнее и успешнее.  Если в начале работы упражнения будут выполняться детьми с большой помощью учителя и с  предварительной  большой  проверкой того,  как дети поняли задание,  то в дальнейшем учащиеся должны будут сами  устанавливать,  где  какое правило требуется применить,  они должны научиться применять умения и навыки в самых разнообразных ситуациях,  в том  числе  и  в жизненной практике. Структура уроков выработки и закрепления умений и навыков:  воспроизведение теоретических знаний;  выполнение практических заданий и упражнений; проверка выполнения самостоятельных работ; задание на дом. 
На обобщающих  уроках  (обобщения  и  систематизации знаний) систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала,  восполняются имеющиеся пробелы в знаниях учащихся и раскрываются важнейшие идеи изучаемого  курса. Такие уроки проводятся в конце изучения отдельных тем, разделов и учебных курсов в  целом.  Их  обязательными  элементами  являются вступление и заключение учителя.  Само повторение и обобщение может проводиться в форме рассказа,  кратких сообщений,  чтения отдельных мест из учебника или беседы учителя с учащимися. 
Уроки проверки знаний, умений и навыков (контрольные) . позволяют  учителю выявить уровень обученности учащихся в определенной области,  установить недостатки в овладении материалом,  помогают наметить  пути  дальнейшей  работы.  Контрольные уроки требуют от учащегося применения всех его знаний,  умений и навыков по данной теме.  Проверка может осуществляться как в устной,  так и в письменной форме. 
В практике работы школы, особенно в начальных и младших подростковых классах,  наибольшее распространение получили уроки, на которых  решаются несколько дидактических задач.  Такой тип урока называется комбинированным  или  смешанным ..  Примерная  структура комбинированного урока:  проверка домашней работы и опрос учащихся;  изучение нового материала; первичная проверка усвоения; закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений; повторение ранее изученного в виде беседы;  проверка и оценка знаний учащихся; задание на дом. 
Обязательными элементами всех охарактеризованных выше уроков являются организационный момент и подведение итогов урока.  Организационный момент предполагает постановку целей и обеспечение их принятия учащимися, создание рабочей обстановки, актуализацию мотивов учебной деятельность и установок на восприятие, осмысление, запоминание материала. На этапе подведения итогов урока важно зафиксировать достижение целей,  меру участия в их достижении  всех учащихся и каждого в отдельности, оценить работу учащихся и определить перспективы дальнейшей работы. 
На структуру  уроков  кроме оказывают влияние также сложившийся в школе  учебно-воспитательный  режим  и  ее классно-комплектность.  В данном случае речь идет об уроках в школах продленного дня и уроках в малокомплектной школе. 
В большинстве  школ  продленного  дня  обязательная  учебная часть целостного учебно-воспитательного режима не  отличается  от обычных  школ.  Вместе  с  тем  имеется опыт сближения во времени учебной работы под руководством учителя и самостоятельной учебной работы, т.е. самоподготовки. В результате обычный урок распадается на две части по 30 минут в начальных классах и по  35-в  старших.  Если самоподготовкой руководит учитель класса,  то она, как правило, превращается в урок, в чем и состоит основной недостаток этого  варианта.  Имеются  варианты и другого сочетания сдвоенных уроков по 35 минут,  где первый - объяснение нового и его первичное  закрепление в тренировочных упражнениях с последующей устной проверкой, а второй - выработка умений и навыков путем выполнения самостоятельных  работ с дифференцированными заданиями и творческих работ на основе внеурочных занятий.  Однако большинство педагогов  выступают  за 45-минутный урок с паузами для дидактических игр при условии выделения одного часа на учебные занятия во  второй половине дня. 
В малокомплектной начальной школе, где обучаются дети разного возраста в одной классной комнате, сложились три основных типа уроков. 1. Урок, на котором в обоих классах изучается новый материал.  2. Урок, на котором в одном классе изучается новый материал, а в другом классе организуется работа по закреплению знаний и умений,  повторение изученного или учет знаний и умений детей. 3. Урок,  на котором в обоих классах проводится работа по повторению изученного ранее (по И.Т.Огородникову). 

3.4 Виды уроков

Каждый из названных типов уроков в зависимости от характера деятельности учителя и учащихся и используемых источников знаний подразделяется на уроки различного вида. При этом вид урока определяется основным методом организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и преобладающим на данном уроке источником знаний.

Так, уроки изучения нового материала имеют следующие виды: лекция, беседа, самостоятельная работа- с учебником или с текстом исторического документа, кино- или телеурок, урок-экскурсия, семинарское занятие. Повторительно - обобщающие уроки могут быть посвящены обобщению и систематизации знаний по отдельной теме, или проблеме курса, или же итоговому повторению основных тем (проблем) всего изученного в данном классе курса. Различны и виды таких уроков: развернутая беседа с классом, обзорная лекция учителя (при подготовке к выпускным экзаменам), семинарское занятие, урок - экскурсия.

Уроки учета и оценки знаний учащихся в обучения истории проводятся редко, главным образом в конце учебной четверти, полугодия, года, когда необходимо проверить и оценить знания большого количества учащихся. Однако очень важно, чтобы эти уроки не сводились только к проверке знаний отдельных школьников, а помогали совершенствованию и закреплению знаний и умений всего класса.

Большой объем подлежащего изучению материала, а также необходимость органической связи вновь изучаемых фактов и явлений с ранее изученными ведут к тому, что в обучении истории (особенно в V—VIII классах) наиболее распространенным типом урока является комбинированный. При этом виды его могут быть различна. Часто он начинается с проверки и оценки знаний учащихся по заданному для домашней работы материалу, что одновременно должно служить подготовке учащихся к изучению нового. Основное время отводится изучению и закреплению нового учебного материала. Возможна и иная структура такого урока. После краткой беседы или вводного слова учителя организуется изучение нового материала, а затем проводится проверка первичного усвоения изучаемой темы в сочетании с проверкой выполнения домашнего задания. Такая структура целесообразна на уроке, непосредственно продолжающем изучение темы предыдущего занятия. В ряде случаев проверка и оценка знаний проводятся в процессе изучения нового учебного материала, когда при рассмотрении того или иного вопроса необходимо актуализировать имеющиеся у учащихся знания.

В старших классах необходимы уроки, целиком посвященные изучению нового учебного материала, так как раскрытие изучаемой темы здесь зачастую требует значительного времени, что не может быть осуществлено в рамках комбинированного урока.

Семинарские занятия также имеют место в старших классах. Наиболее характерные черты таких уроков: предварительное углубленное изучение учащимися рекомендованной учителем литературы и подготовка сообщений по основным вопросам семинара; коллективный разбор, на занятии заранее поставленных вопросов; коллективное обсуждение сообщений, подготовленных учащимися.

Уроки, целиком посвященные изучению нового материала (лекции), и уроки семинарского типа, открывающие возможности для всех видов самостоятельной работы учащихся, применения их знаний и умений в новых ситуациях, должны занять одно из главных мест среди других типов уроков.

Семинарские занятия характеризуются большей, чем любой другой тип урока, степенью самостоятельности учащихся в подготовке к семинару. Урочное время за исключением кратких вводного и заключительного слов учителя целиком предоставляется учащимся для обсуждения темы семинара.

За неделю до семинара учитель сообщает классу его тему, дает план и перечень основных источников знаний для подготовки. Некоторые вопросы, требующие углубленного освещения, по поручению учителя готовят заранее отдельные ученики. На семинаре по своему желанию или по вызову учителя учащиеся освещают основные вопросы плана. Класс участвует в их обсуждении. Заслушиваются и обсуждаются подготовленные сообщения, содержащие дополнительную информацию по теме семинара. В заключительном слове учитель оценивает качество подготовки учащихся к семинару и обобщает главное в его содержании.

Уроки-семинары успешно осуществят все свои задачи, если у учащихся будут сформированы на достаточно высоком уровне необходимые для таких занятий умения. Наиболее интенсивно они отрабатываются на специальных уроках применения знаний и формирования умений. Учитель вооружает учащихся рациональными приемами учебной деятельности и создает условия для их применения на все более высоком уровне трудности. Эти уроки могут иметь в основе небольшой по объему и нетрудный 1ю содержанию новый учебный материал, могут они строиться и на пройденном материале, но на новых для учащихся источниках знаний. В практике преподавания такие уроки называют лабораторными. Основное время такого урока (30—35 мин) учащиеся работают самостоятельно по теме урока с указанными учителем источниками учебной информации.

На первых порах школьники пользуются подсказанными учителем приемами, а затем по собственному выбору применяют свои. умения в новых ситуациях. Учитель осуществляет преимущественно управленческую функцию, организуя работу учащихся. Деятельность учителя определяет степень продуктивности учебной деятельности учащихся. Она заключается, во-первых, в целесообразности выбора темы урока для организации лабораторной работы учащихся с учетом ее объема, степени известности материала, уровня сформированности умений учащихся. Во-вторых, важно четко и целесообразно спланировать содержание структурных элементов урока, предусмотрев характер источников знаний, с которыми будут работать учащиеся, сформулировать вопросы и задания так, чтобы они обеспечивали формирование запланированных умений. В завершающей части урока учителю необходимо оценить его результативность, чтобы на последующем уроке подобного типа еще раз закрепить те или иные умения, слабо усвоенные на данном уроке, или включить новые, более сложные умения.

Информация о работе Организация педагогического процесса