— традиционные
(регулярно повторяющиеся).
По времени подготовки
можно говорить об экспромтных формах,
то есть проводимых с учащимися без включения
их в предварительную подготовку, а также
о формах, предусматривающих предварительную
работу, подготовку учащихся.
Можно различать
формы по видам деятельности — формы учебной,
трудовой, спортивной, художественной
деятельности; по способу влияния педагога
— непосредственные и опосредованные.
По субъекту
организации классификация форм может
быть следующая:
— организаторами
детей выступают педагоги, родители и
другие взрослые;
— деятельность
организуется на основе сотрудничества;
— инициатива
и ее реализация принадлежит детям.
По результату
все формы можно разделить на следующие
группы:
— результатом
является информационный обмен;
— результатом
является выработка общего решения (мнения);
— результатом
является общественно значимый продукт.
По количеству участников формы могут
быть:
— индивидуальные
(воспитатель — воспитанник);
— групповые (воспитатель — группа детей);
— массовые (воспитатель
— несколько групп, классов).
Невозможно перечислить и тем более охарактеризовать
все формы воспитательной работы. Отметим
лишь некоторые из них, действующие во
всех видах их совместной деятельности
и являющиеся наиболее распространенными.
Индивидуальные
формы пронизывают всю внеурочную деятельность,
общение педагогов и детей. Они действуют
в групповых и коллективных формах и в
конечном итоге определяют успешность
всех других форм. К индивидуальным формам
работы относятся: беседа, задушевный
разговор, консультация, обмен мнениями
(это формы общения), выполнение совместного
поручения, оказание индивидуальной помощи
в конкретной работе, совместный поиск
решения проблемы, задачи. Эти формы могут
действовать самостоятельно, а чаще всего
они сопровождают друг друга. Каждая из
них имеет свою инструментовку, но перед
педагогами в индивидуальных формах работы
стоит одна из важнейших задач: распознать
ученика, открыть его таланты, обнаружить
все ценное, что присуще его характеру,
устремлениям, а также все, что мешает
ему проявить себя. С каждым из них необходимо
взаимодействовать по-разному, для каждого
нужен свой конкретный, индивидуализированный
стиль взаимоотношений. Важно расположить
к себе подростка, вызвать его на откровенность,
завоевать доверие, разбудить желание
поделиться с педагогом своими мыслями,
сомнениями. В индивидуальных формах работы
заложены большие воспитательные возможности.
Разговор по душам может оказаться для
ребенка полезнее, чем несколько проведенных
коллективных дел.
К групповым
формам работы можно отнести советы дел,
творческие группы, органы самоуправления,
микрокружки. В этих формах педагог проявляет
себя как рядовой участник или как организатор.
В отличие от коллективных форм влияние
его на детей более заметно, так как на
него в большей мере обращено внимание
школьников. Главная задача педагога,
с одной стороны, помочь каждому проявить
себя, а с другой — создать условия для
получения в группе ощутимого положительногорезультата,
значимого для всех членов коллектива.
Влияние педагогов в групповых формах
направлено также на развитие гуманных
взаимоотношений между детьми, формирование
у них коммуникативных умений. В этой связи
важным средством является пример демократичного,
уважительного, тактичного отношения
к детям самого педагога.
К коллективным
формам работы педагогов со школьниками
относятся прежде всего различные дела,
конкурсы, спектакли, концерты, агитбригады,
походы, турслеты, спортивные соревнования
и др. В зависимости от возраста учащихся
и ряда других условий педагоги могут
выполнять различную роль при использовании
этих форм: ведущего участника, организатора;
рядового участника деятельности, воздействующего
на детей личным примером; участника-новичка,
воздействующего на школьников личным
примером овладения опытом более знающих
людей; советчика, помощника детей в организации
деятельности.
Все классификации
взаимосвязаны, и в зависимости от подхода
одна и та же форма может быть отнесена
к любой из этих классификаций. Так, например,
школьный кооператив — одна из комплексных
форм трудовой деятельности, включающая
в себя индивидуальные, групповые и коллективные
формы воспитательной работы.
Дежурство по
классу на первом этапе является формой
непосредственного взаимодействия педагога
со всем коллективом детей. Учитель организует
коллективное обсуждение положения о
дежурстве по классу. Сами школьники под
его руководством вырабатывают правила
дежурства, права и обязанности дежурных.
В некоторых ситуациях дежурство полностью
организуется и регулируется самими детьми
без явного участия педагога.
По рассмотренным
выше признакам можно охарактеризовать
каждую форму.
Предлагаем схему
характеристики формы воспитательной
работы:
1) название,
2) продолжительность
проведения,
3) предварительная
подготовка или экспромтное проведение,
4) количество
участников,
5) кто организует
деятельность,
6) характер влияния
педагога,
7) результат совместной
деятельности.
Делая попытки
классифицировать формы воспитательной
работы, следует также иметь в виду, что
существует такое явление, как взаимопереход
форм из одного типа в другой. Так, например,
экскурсия или конкурс, рассматриваемые
чаще как мероприятие, могут стать коллективным
творческим делом, если эти формы будут
разработаны и проведены самими детьми.
Заключение
Педагогический
процесс – сложный, многокомпонентный
процесс, составляющими которого являются
обучение и воспитание, имеющие свои имманентные
свойства, не противоречащие его целостности
и единству. Основные характеристики педагогического
процесса – целостность, двусторонность,
целенаправленность. Его функции (развивающая,
образовательная, воспитательная) реализуются
с учетом определенных закономерностей
и в соответствии с системой принципов.
Высшим этапом целостного педагогического
процесса является самовоспитание и самообразование,
а его результат – воспитанность как интегрированная
особенность личности.
Для того, чтобы
человеческое общество развивалось, оно
должно передавать свой социальный опыт
новым поколениям. Передача социального
опыта может происходить по-разному. В
первобытном обществе это осуществлялось
в основном через имитацию, повторение,
копирование поведения взрослых. В средние
века такая передача осуществлялась чаще
всего через зазубривание текстов. Со
временем человечество пришло к убеждению,
что механическое повторение или заучивание
– не самые лучшие способы для передачи
социального опыта. Наибольший эффект
достигается при активном участии самого
человека в этом процессе, при включении
в его творческую деятельность, направленную
на познание, освоение и преобразование
окружающей действительности.
Список литературы
1. Бабанский Ю.К. Педагогика.
- М.: Просвещение, 1999. - 368с.
2. Коджаспирова Г.М. Педагогика.
- М.: Владос, 2004. - 352с.
3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров
А.Ю. Словарь по педагогике. - Москва-Ростов-на-Дону:
Март, 2005. - 426с.
4. Лихачев Б.Т. Педагогика.
- М.: Юрайт-М, 2001. - 607с.
5. Педагогика: большая современная
энциклопедия. - Минск: Современное
слово, 2005. - 547с.
6. Педагогика. / В.А.Сластенин,
И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - М.: Школа-пресс,
1998. -512с.
7. Подласый И.П. Педагогика.
- М.: Высшее образование, 2006. - 540с.
Приложение 1
Рис. 1. Эмблема издательства "Педагогика"
Приложение 2
Формы организации воспитательного процесса.
Приложение 3