Организация предметно-развивающей среды ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 11:52, реферат

Описание работы

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
Определяющим моментом создания среды является педагогическая идея, цель. Достижение этой цели осуществляется через реализацию выбранной образовательной программы.

Файлы: 1 файл

predmetno-razvivayushchaya_sreda_dou.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОУ

Нет такой стороны  воспитания, на которую

обстановка  не оказывала бы влияния,

 нет способности,  которая  не находилась бы 

в прямой зависимости  от непосредственно 

окружающего ребенка  конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку,

 облегчит  свой труд в высшей степени. 

Среди нее ребенок  будет жить – развиваться 

собственной самодовлеющей  жизнью,

его духовный рост будет совершенствоваться

из самого себя, от природы…

Е.И. Тихеева

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Определяющим  моментом создания среды является педагогическая идея, цель. Достижение этой цели осуществляется через реализацию выбранной образовательной программы.

Создавая развивающую  среду, важно учитывать особенности  детей, посещающих группу: возраст, уровень  развития, интересы, склонности, способности, состав, личностные особенности. Если в группе окажется мальчиков больше, чем девочек, - среда должна быть иной, чем там где девочек больше.

Особенности среды  во многом определяются личностными  особенностями и педагогическими  установками воспитателя. Если воспитатель  знаток своего города, любит изучать его вместе с детьми, конечно, это найдет отражение в обстановке. Другой педагог предпочитает уделять внимание изобразительной деятельности – это также будет заметно в созданной среде.

Таким образом, нет жестких, детализированных требований к построению среды в разных образовательных учреждениях, поскольку образовательные программы, состав детей, педагогические кадры могут существенно отличаться друг от друга. Вместе с тем, можно выделить наиболее общие положения (требования) при создании развивающей среды в дошкольных учреждениях, основанные на современных подходах к образованию.

Требования  к организации предметно-развивающей  среды

  1. В каждой возрастной группе нужно создавать условия для самостоятельной активной целенаправленной деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театральной).
  2. Организация и размещение предметов развивающей среды должны отвечать возрастным особенностям детей и их потребностям. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Среда организуется так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как во что играть. Подбор оборудования и материалов для групп определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сензитивными периодами. Например, для детей третьего года жизни нужно свободное, достаточно большое пространство, где можно удовлетворить потребность в активном движении: катании, игры с крупными двигателями. Группе четырехлетних необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с большим количеством атрибутов. У детей среднего дошкольного возраста ярко проявляется потребность в игре со сверстниками, создании своего мира в укромных уголках. Поэтому дети пятого года жизни будут с удовольствием уютные домики и другие сооружения, рассчитанные на игру 2 – 3 человек. В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают совместные игры, оборудование необходимо размещать так, чтобы было удобно организовывать совместную деятельность.
  3. Динамичность – статичность среды. Развивающая среда не может быть построена окончательно. Примерно раз в два месяца часть необходимо заменять, переставлять оборудование. В группе нужно иметь «запасник ценных вещей», где в неглубоких коробках, ящиках сосредоточены разные полифункциональные предметы, материалы, куски ткани, которые позволят детям самостоятельно изменять пространственную среду с позиции своих интересов.
  4. Функциональность предметов развивающей среды. В обстановке группы должны находиться только те материалы, которые востребованы детьми и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будет использовано, его следует вынести. Группа не должна походить на склад для хранения материалов и пособий.
  5. Среда должна быть наполнена развивающим содержанием, соответствующим:

- интересам  мальчиков и девочек. Например, для старшего дошкольного возраста  в центре ручного труда и  конструирования следует разместить  образцы изготовления различной  техники (мальчикам), сумочки, куклы  с гардеробом вещей, предметы  быта (девочкам);

- «зоне ближайшего  развития». В обстановку группы  кроме предметов, предназначенных  детям определенного возраста, должно  быть включено приблизительно 15 % материалов, ориентированных на более старший возраст.

6. Во всех  возрастных группах должно быть уютное место для отдыха. Это могут быть подиумы с мягкими подушками, легкие воздушные беседки из прозрачной ткани, мягкая мебель в тихой зоне возле цветов, аквариумов.

Развивающая предметная среда группы должна способствовать реализации цели, задач и содержания выбранной программы. В РФ утверждено несколько комплексных программ («Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой; «Радуга» Т.Н. Дороновой; «Детский сад – дом радости» Н.М. Крыловой; «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой). Цели образования дошкольников в этих программах существенно отличаются друг от друга, а следовательно организация жизненного пространства детей в каждом случае имеет свои особенности.

Программа «Детство»

ЦЕЛИ

  1. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, готовность к проявлению гуманного отношения.
  2. Развивать познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению умственные способности и речь.
  3. Стимулировать творческую активность детей, воображение, желание включиться в деятельность.

Девиз программы: «Чувствовать – познавать – творить».

Создание среды  в соответствии с содержанием  образовательной программы «Детство» требует ориентации на концепцию целостного развития дошкольника как субъекта детской деятельности, что предполагает:

- последовательное  изменение предметно-игровой среды  в соответствии с возрастом  детей;

- учет половых  особенностей и предпочтений  детей;

- направленность  на развитие ребенка в соответствии  с общечеловеческими ценностями, создание положительных отношений между детьми;

- стимулирование  творческих замыслов детей, индивидуальных  творческих проявлений. Предметно-развивающая  среда должна побуждать к фантазии  и воображению.

Детские центры развития

ИГРОВОЙ ЦЕНТР

  1. Игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр,
  2. Оборудование для режиссерской игры:

- многофункциональные  кубики;

- макеты (объемные  – домики, гаражи, плоскостные –  карты-схемы игрового пространства, ширмы);

- наборы образных (объемных и плоскостных) игрушек  небольшого размера: человечки, солдатики, герои мультфильмов и книг, игровое оборудование (мебель, посуда);

- животные (сказочные,  реалистичные; в старшей группе  – фантастические существа);

- неоформленный  игровой материал: кубики, шарики, колечки  от пирамидок, бутылочки;

- символы пространства (реки, солнце, скамейки, цветы, грибы;  в старшей группе – неопознанные  предметы и объекты; в подготовительной  к школе группе – мелкие  плоскостные изображения и несколько  игровых полей).

 ЦЕНТР  ГРАМОТНОСТИ

Литературный  центр

  1. Книги, рекомендованные для чтения детям этого возраста:

- произведения  фольклора,

- сказки русские  народные и народов мира;

- произведения  русской и зарубежной классики;

- произведения  современных авторов (рассказы, сказки, стихи).

2. Книги, любимые  детьми этой группы.

3. Сезонная литература.

4. Обменный фонд (для выдачи на дом).

5. Детские журналы  (старшая группа).

6. Детские рисунки.

7. Словесное  творчество (альбомы загадок, рассказов,  составленных детьми).

8. Увлечение  детей (открытки, календари).

Центр речевого творчества

Игры  и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма.

  1. Тактильные дощечки, разные на ощупь (5\10 см). Наклеить кусочек искусственного меха, наждачную бумагу, кусочек мягкой ткани, воск от свечи, чтобы на поверхности образовались застывшие капли, кусок веревки или толстый шнурок, спички или маленькие толстые палочки, скорлупки от орехов, фольгу или целлофан, бархат или бархатистую ткань, рубчатую ткань, крупу, чешуйки от шишки.
  2. Коллаж – лист картона, на который наклеиваются или накладываются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры.
  3. Настольно-печатные игры.
  4. «Волшебная книга» (составляется из рассказов детей и оформляется их иллюстрациями).

Театрализованная  деятельность

  1. Шапочки, маски для игр-драматизаций на темы любимых сказок.
  2. Кукольный театр.
  3. Театр из игрушек-самоделок.
  4. Театр резиновых игрушек.
  5. Пальчиковый, перчаточный, варежковый театры.
  6. Клубковый театр.
  7. Театр марионеток.
  8. Плоскостной театр.
  9. Теневой театр.
  10. «Уголок ряженья»: костюмы, украшения – кулоны, бусы, пояски, браслеты, манжеты, короны, бабочки, жабо, платочки с кружевами, косыночки, шарфики, шляпки, ленточки на ободках.
  11. Атрибуты для театрализованных и режиссерских игр (элементы костюмов).
  12. Книги с картинками-липучками, наборы вырезанных картинок, не соотносящиеся по размеру, цвету.
  13. Игры, разрезанные картинки.

Центр науки

Детское экспериментирование и опыты

  1. Материалы по разделам: песок и вода, звук, магниты, бумага, стекло, резина.
  2. Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы.
  3. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема.
  4. Мерные ложки (от детского питания).
  5. Сита и воронки.
  6. Резиновые груши разного объема.
  7. Половинки мыльниц.
  8. Формы для льда.
  9. Резиновые перчатки.
  10. Медицинские материалы (пипетки с закругленными концами, шприцы без игл, колбы, деревянные палочки).
  11. Гибкие пластиковые или резиновые трубочки, соломки для коктейля.
  12. Гигиенические безопасные детские шампуни, растворимые, ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки).
  13. Взбивалка, деревянные лопатки и шпатели для размешивания.
  14. Разноцветные стаканы из-под йогурта, сметаны или плоские емкости-упаковки (для рассматривания песчинок, глины).
  15. Лупы.
  16. Клеенчатые фартуки.
  17. Нарукавники.
  18. Щетка, совок, тряпки.
  19. Технический материал – гайки, скрепки, винтики.
  20. Разные виды бумаги.
  21. Прочие материалы: воздушные шары, масло, свечи.
  22. Природный материал.
  23. Утилизированный материал (кусочки кожи, дерева, винтики).
  24. Карточки-схемы проведения экспериментов.
  25. Индивидуальные дневники для экспериментирования.
  26. Условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки (по правилам работы в уголке экспериментирования).
  27. Персонажи, наделенные определенные определенными чертами (в младшей группе – любознательный, в средней – удивляющийся, в старшем возрасте – задающий вопросы почемучка), от имени которых моделируется проблемные ситуации.

Уголок  природы

  1. Комнатные и искусственные растения.
  2. Аквариум.
  3. Декоративные птицы, млекопитающие.
  4. Сезонный растительный материал.
  5. Место для труда.
  6. Календарь наблюдений.
  7. Ящики с посадками.
  8. Календарь природы.
  9. Макеты.
  10. Музейный и коллекционный материал.
  11. Модель времена года.

ЦЕНТР СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫХ ИГР

  1. Конструкторы с разными способами крепления деталей.
  2. Игры типа «Танграм».
  3. Силуэты, картинки, альбомы, конструктивные карты (поэтапное выполнение работы).
  4. Простейшие чертежи.
  5. Опорные схемы.
  6. Необходимые для игр материалы и инструменты.

ЦЕНТР ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ (ИГРОТЕКА)

  1. Семейные и групповые альбомы.
  2. Стенд с семейными фотографиями детей группы, сопровождаемые именами и датами рождения.
  3. Фишки, символические предметы для моделирования пространственного расположения участников фотографий.
  4. Ростомеров, изготовленные в виде силуэтов куклы, медвежонка (раз<span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020_0441_043f_0438_0441_043a_0430__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-

Информация о работе Организация предметно-развивающей среды ДОУ