Создание предметно - пространственной среды в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 22:16, реферат

Описание работы

Ребенок - это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель, увлеченный исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать все, что ему дано для разнообразных видов активной деятельности.
Предназначение педагога - дать каждому малышу возможность жить полноценной жизнью здесь и сейчас.

Содержание работы

1.Введение.
2.Образовательная и предметно- пространственная среда в ДОУ.
3.Требования к организации предметно- пространственной среды в ДОУ.
4.Конструирование предметно- пространственной среды в соответствии с возрастными особенностями детей
5.Заключение.
6. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 29.41 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Тема: "Создание предметно - пространственной среды в ДОУ"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План.

1.Введение.

2.Образовательная и предметно- пространственная среда в ДОУ.

3.Требования к организации  предметно- пространственной среды в   ДОУ.

4.Конструирование предметно- пространственной среды в соответствии с возрастными особенностями детей

5.Заключение.

6. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ

Ребенок - это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности, великий подражатель, увлеченный исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать все, что ему дано для разнообразных видов активной деятельности.

Предназначение педагога - дать каждому малышу возможность жить полноценной жизнью здесь и сейчас. Чтобы каждый малыш, перешагнувший порог своей группы и доверчиво вложивший ладошку в руку воспитателя, раскрылся навстречу миру как волшебный сундучок, удивляя и восхищая взрослых великолепием своих талантов.

Обновление содержания дошкольной ступени образования предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно - ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса. В повседневную практику широко внедряется педагогическая импровизация, которая позволяет педагогам самим выбирать формы, методы, приемы обучения в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком. Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче - воспитанию и развитию ребенка. Создание такой благоприятной обстановки - большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов.

Задача педагогических работников в ДОУ состоит в умении моделировать пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.

Именно поэтому, важной задачей на сегодняшний день становится осмысление особенностей пространственной среды, которая через свое содержание и свойства влияет на всестороннее развитие ребенка.

Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания. 

 Необходимо так построить  окружающее пространство, чтобы  каждый ребенок чувствовал бы  себя в нем комфортно, имел  бы возможность реализовать свою  индивидуальность, быть личностью  среди других личностей в группе.

2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДОУ

Исследователи доказывают, что среда это окружающие социально - бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Она как бы является материальной средой мысли ребенка. Л.С. Выготский отмечал, что «ребенок, как человек, начинает свое развитие в процессе формирования с материальной действительностью. В процессе развития он встречается с уже готовыми, исторически сложившимися условиями, которые и определяют его бытие, как общественного существа».Таким образом, развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет.

В настоящее время появилось понятие «образовательная среда». Что это?

Образовательная среда дошкольного учреждения - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в дошкольном учреждении, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования; а также взаимодействие всех участников образовательного процесса в ДОУ

Педагог, как субъект педагогического процесса, обеспечивает развитие ребенка, формируя у них знания, умения, навыки. Вместе с тем, деятельность детей изменяет качество деятельности педагога, заставляя вести его поиск нового содержания, форм и методов обучения, максимально отвечающих особенностям детей.

В каждом конкретном учреждении содержание образования определяется образовательной программой, при этом данный документ должен обеспечивать охрану и укрепление физического развития, эмоциональное благополучие, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка; развитие его творческих способностей и приобщение к общечеловеческим ценностям.

Особенности развития ребенка - дошкольника делают средством его образования окружающий предметный мир. Как компонент образовательной среды ДОУ предметная среда включает все, что доступно его непосредственному восприятию и использованию в практической деятельности.

Предметно-пространственная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Из положений А.И.Леонтьева, А.В.Запоржца, Е.А.Флерина вытекают основные исходные позиции, подтверждающие воспитательную роль предметно -пространственной среды детского сада при условии:

• содержательности и эстетической значимости этой среды;

• целенаправленного и систематического отношения детей с эстетическими качествами интерьера, где роль воспитателя является ведущей, организующей восприятие и деятельность ребенка;

• активного приобщения детей к созданию эстетически значимого интерьера, к насыщению его продуктами своей художественной деятельности.

Почему среда получила такое название?

Почему выделяется именно эта сторона ее характеристики? По всей вероятности, потому, что эта функция главная, ведущая. Как же это понимать?

Здесь надо отталкиваться и от понимания самого развития как результата воспитания и обучения, как показателя продвижения человека к совершенству, и от того значения, которое заложил в развитие Л.С.Выготский. Это расстояние от "зоны актуального" к "зоне ближайшего" развития ребенка. Значит, развивающая среда каждого вида деятельности по своему содержанию должна соответствовать "зоне актуального" развития самого слабого (именно в этом виде деятельности) и "зоне ближайшего" развития самого сильного (в этом же виде деятельности) в группе ребенка. Зрительно ее представить можно в виде наклонной прямой.

Другими словами, среда должна быть наполнена:

• содержанием достижений в знаниях, открытиях, умениях, которые многие дети уже освоили, присвоили и начинают создавать багаж для следующей ступени развития,

• тем содержанием, которое для некоторых детей еще остается в стадии движения к достижению,

• для отдельных еще и недостижимо.

Трудная задача, но без ее решения мы не сдвинемся с места, если сами не постигнем потребности ребенка к успеху через «посильное». А оно у каждого свое. Только тогда среда может претендовать на высокое звание развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумевая развитие.

Педагог зная особенности развития каждого ребенка, творит, проектирует и создает среду. Вот сильный ребенок в интеллектуальном развитии - он не нуждается в объяснении, разъяснении задач, действий, результатов деятельности, ему надо создать среду самостоятельного поиска ответа на данный вопрос. А ребенок, которому нужна частичная поддержка, и, наконец, тот, кто нуждается в помощи в разных видах ее преподнесения: объяснения, многократное объяснение, совместное выполнение действия, показ, рассказ, постоянное напоминание и т.д. Все эти виды использования среды и самого педагога как ее компонента ориентируют всех обозначенных детей на успех, на радость достижения, а значит и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в своих силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, то есть совершенствоваться. Именно они и являются толчковыми факторами развития.

3.ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ

Цель создания пространственной среды в дошкольном учреждении - обеспечить систему условий, необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и совершенствованию структуры детской личности.

Стратегия и тактика построения среды определяются особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы: взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!» Его цель - содействовать становлению ребёнка как личности.

Это предполагает решение следующих задач:

Обеспечить чувство психологической защищённости — доверие ребёнка к миру.

• Радости существования (психологическое здоровье).  
• Формирование начал личности (базис личностной культуры)

• Развитие индивидуальности ребёнка - не «запрограммированность», а 
содействие развитию личности.

• Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство полноценного развития личности.

• Способы общения - понимание, признание, принятие личности ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.

• Тактика общения - сотрудничество.

• Позиция взрослого - исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.

При создании среды развития необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности детей, которые находятся в этой среде: антропометрических, физиологических и психологических особенностей.

Обогащенная среда (по В.А.Петровскому) предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Обогащение воспитательно-образовательного процесса развивающей предметной среды находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их деятельности. Все компоненты предметно - пространственной среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметная среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию - каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становиться средством передачи социального опыта.

В игровую предметно - пространственную среду входят: крупное организующее игровое поле, игровое оборудование, игрушки, атрибутика разного рода, мате риалы, необходимые для деятельности детей в течение дня. Все эти средства находятся не в каком-то абстрактном пространстве, а в групповой комнате.

Организуя предметную среду в групповом помещении, , в раздевалках, педагоги должны учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммутативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально – потребностной сферы. Учет способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребенка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности - вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.

Развитие ребенка совершается в процессе воспитания и обучения - в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения с взрослыми и сверстниками. Вокруг ребенка создается специальная предметно - развивающая среда, в которой он живет и учится. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания.

Развивающая среда, построенная на основе личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых должна предоставлять каждому ребенку равные стартовые возможности, в рамках которых осуществляется систематическое развитие его личности. Развивающая среда с начала ее создания должна быть вариативной, многофункциональной, адаптационной и доступной для каждого ребенка.

Подбор материалов, особенности его размещения должны носить научно-обоснованный характер, учитывать психологические особенности развития детей раннего возраста, а также возрастные закономерности изменения видов деятельности.

Требования к предметно - пространственной среде. Среда должна быть:

- обеспечивающей полноценное  и своевременное развитие ребенка;

- побуждающей детей к  деятельности;

- способствующей развитию  самостоятельности и творчества; , - обеспечивающей развитие субъектной  позиции ребенка.

А для этого она должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся!

Нет определенных жестких требований к наличию в группе тех или иных уголков и центров, утвержденных перечней оборудования. Создание современной развивающей среды обеспечивает целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности.

При этом следует помнить правило: игры, игрушки, пособия не должны находиться на глазах детей бессменно! Условно пособия, оборудование, дидактические игры, материал можно разделить на три категории:

Информация о работе Создание предметно - пространственной среды в ДОУ