Организация проектной деятельности младших школьников на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматривается проблема организации проектной деятельности в начальных классах общеобразовательной школы на уроках технологии.
Структура данной курсовой работы выглядит следующим образом. Первый раздел отражает теоретико-педагогические основы организации проектной деятельности на уроках технологии в начальной школе, раскрывает сущность понятий «проект», «проектная деятельность», «творческие способности». На основе анализа различных точек зрения в разделе выделены возможности и условия реализации проектной деятельности на уроках технологии в начальной школе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...5
Глава 1. Теоретико-педагогические основы организации проектной деятельности на уроках технологии……………………………………...............10
1.1 Содержательная характеристика проектной деятельности в начальной школе…………………………………………..………………….………………..10
1.2 Возможности и условия организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии…………………………………….19
Глава 2. Опытно- экспериментальная работа по организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии ………………..…..29
2.1 Диагностика уровня обученности младших школьников проектной деятельности ……………………………………………………………………….29
2.2 Методы и приемы организации проектной деятельности на уроках технологии в начальной школе……………………………………………………32
2.3. Анализ результатов исследования………………………………..…....40
Заключение…………………………………………………………………...46
Список литературы…………………………………………………………..49
Приложение А
Приложение Б

Файлы: 1 файл

курс работа 2 авриант.doc

— 412.00 Кб (Скачать файл)

 

 

    1. Возможности и условия организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии

Проблемы технологического образования  в современной школе являются предметом исследований многих теоретиков педагогики и учителей-практиков. Во Владимирском государственном гуманитарном университете активно ведется деятельность по уточнению и конкретизации понятия «технологическая подготовка школьников», обосновываются новые возможности предмета “Технология” в общеобразовательной школе в связи с ее реформированием. Эти проблемы изучаются Г.А. Молевой,Г.Ю. Семеновой, Ю.И. Дорошенко, Т.С. Борисовой и другими. При этом организация проектной деятельности создает учителю благоприятные условия для решения проблемы гуманизации образования. Учебный предмет “Технология” обеспечивает формирование культуры труда, технологической культуры, практических знаний и умений, отражающих распространенные методы, средства, процессы, результаты и последствия познания, применения, получения или преобразования объектов природной или социальной среды. Это позволяет учащимся успешно адаптироваться в современной технологической среде, активно участвовать в ее преобразовании и самореализоваться в окружающем мире.

Поскольку мы рассматриваем проектную  деятельность как педагогическую технологию, то выделим ключевые характеристики педагогической технологии:

- целевая направленность

- теоретические позиции

- система действий учителя и  ученика

- критерии оценки и качественно  новый результат.

Задачи реализации проектной технологии таковы:

1. Повышать уверенность ученика в своих силах. Это означает необходимость:

- позволить каждому ученику  увидеть себя как человека  способного и компетентного,

- развивать у каждого позитивный  образ себя и других,

- развивать у учащихся умение  адекватно оценивать себя и  свою деятельность.

2. Развивать у учащихся "командный  дух" и "чувство локтя", вдохновлять детей на развитие  такого необходимого социального  навыка, как коммуникабельность  и умение сотрудничать.

3. Обеспечивать механизм развития  критического мышления ребенка,  умения искать пути решения поставленной задачи.

4. Развивать у учащихся исследовательские  умения (выявлять проблемы, выявлять  информацию из литературы), наблюдательность, умение строить гипотезы, обобщать, мыслить аналитически.

Образовательный процесс при использовании  проектной технологии строится не в  логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющий личностный смысл  для ученика, что повышает его  мотивацию в учении. Комплексный  подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика. Глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.

Суть проектного обучения состоит  в том, что учащиеся в процессе работы над проектом постигают реальные процессы, проживают конкретные ситуации, приобщаются к проникновению  вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов и т.д.

Поскольку предметом нашего исследования является организация проектной  деятельности учащихся младших классов, то необходимо выделить педагогические характеристики именно такой проектной деятельности.

Проектная деятельность, организуемая в младших классах  опирается на следующие правила и принципы:

1. В команде нет лидеров. Все  члены команды равны.

2. Команды не соревнуются.

3. Все члены команды должны  получать удовольствие от общения  друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

4. Каждый должен получать удовольствие  от чувства уверенности в себе.

5. Все должны проявлять активность  и вносить свой вклад в общее  дело.

6. Ответственность за конечный  результат несут все члены  команды, выполняющие проектное  задание.

Систему действий учителя и учеников можно выделить на всех стадиях. Эту  схему можно представить в  виде схемы, заимствованной у И.Д. Чечель.

                                       1. Назначение


 

 

2. Планирование                                                      6. Защита



 

3. Принятие решений                                   5. Проверка и оценка


 

                                         4. Выполнение

 

Этапы работы над проектом:

Постановка цели: выявление проблемы, противоречия: формулировка задачи.

  1. Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов.
  2. Самообразование и актуализация знаний.
  3. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.
  4. Исследование: решение отдельных задач, компоновка материала.
  5. Обобщение результатов и выводы.
  6. Анализ успехов и ошибок. Коррекция.

Современный проект учащегося - это  дидактическое средство активизации  познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Проектная технология - педагогическая технология, цель которой ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на применение актуализированных знаний и приобретение новых, порой и путем самообразования, на активное включение в проектную деятельность, освоение новых способов человеческой деятельности в социокультурной среде.

Наиболее значимой задачей образования  становится направленность педагогического  процесса на приобретение каждым школьником своего собственного полноценного личностного  опыта, а основным путем при этом выступает творческая созидающая деятельность детей в разнообразных сферах организуемой педагогом школьной жизни.

Выделим следующую деятельность субъектов процесса проектирования на различных его этапах.

Таблица 1

Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

Начинание

Определение темы, уточнение целей, сходных положений. Выбор рабочей  группы.

1.Уточняют информацию.

2. Обсуждают задание. 

  1. Мотивирует учащихся.
  2. Объясняет цели проекта.
  3. Наблюдает.

Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Ролевое распределение в команде.

  1. Формируют задачи.
  2. Уточняют информацию (источники).
  3. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха.
  1. Помогает в анализе и синтезе (по просьбе).
  2. Наблюдает.

Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой  штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

  1. Работают с информацией.
  2. Проводят анализ и синтез идей.
  3. Выполняют исследование.
  1. Наблюдает.
  2. Консультирует.

Выполнение

Выполнение проекта.

  1. Выполняют исследование и работают над проектом.
  2. Оформляют проект.
  1. Наблюдает.
  2. Советует (по просьбе).

Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых  результатов (успехов и неудач) и  причин этого. Анализ достижения поставленной цели.

Участвуют в коллективном самоанализе  проекта и самооценке.

  1. Наблюдает.
  2. Направляет процесс анализа (если необходимо).

Защита проекта

Подготовка доклада: обоснование  процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка.

  1. Защищают проект.
  2. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта.

Участвует в коллективном анализе  и оценке результатов проекта.


 

Виды проектов, которые можно  использовать на уроках технологии, разнообразны. С. Хейнс выделяет следующие четыре категории проектов:

  1. Информационный и исследовательский проект . [33, 61].
  2. Обзорный проект.
  3. Продукционный проект (наиболее распространенный на уроках технологии).
  4. Проекты-инсценировки или организационные проекты.

Проекты могут быть разнообразны по форме. Например, создание технологической карты и изготовление изделия, организация «трудового десанта» с репортажем с места событий и др.

Разнообразны проекты и по объему. Можно выделить 3 вида учебных проектов:

  • Краткосрочные (2-6 часов)
  • Среднесрочные (12-15 часов)
  • Долгосрочные, требующие времени для поиска материала, его анализа и т.д.

Исследовательский проект может быть по содержанию:

- Монопредметным (только по обслуживающему  труду).

- Межпредметным (интегрируется  сложная тематика нескольких  предметов, например, история и технология; черчение и технология, эстетика, ИЗО и технология и др.).

- Надпредметным (например, «Дом, в  котором я хочу жить», который  выполняется в ходе факультативов,  изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских).

По включенности в учебные планы проект может быть:

- Итоговым - когда по результатам  его выполнения оценивается освоение  учащимися определенного учебного  материала.

- Текущим - в этом случае часть  содержания учебного курса выносится  на самообразование и проектную  деятельность.

Итак, организация проектной деятельности на уроках технологии направлена на формирование активной субъектной позиции учащихся, на интеграцию различных предметных сфер, на реализацию знаний, умений и  навыков в конкретной общественно-полезной деятельности. В этом смысле она имеет черты, сближающие ее с технологией коллективного творческого дела. Однако доминирование образовательных задач делает проектную технологию преимущественно технологией обучения, а не воспитания. Технологическая цепочка проектной технологии близка также технологии проблемного обучения. Однако проектная технология не предполагает обязательной ситуации учебного затруднения (проблемной ситуации), моделируемой учителем, зато в гораздо большей степени ориентирована на объективацию результата, его социально-производительный резонанс. На уроке технологии в основе проекта может лежать теоретическое учебное затруднение, но может и практическая задача.

Основные звенья технологической  цепочки проекта на уроке обслуживающего труда: начинание, планирование, принятие решения, выполнение, оценка результатов, защита. В педагогической теории и практике ХХ-XXI веков сформировались разнообразные подходы к типологии проектов. Они различаются по содержанию, объему, форме, включенности в учебные планы. Это видовое многообразие обогащает педагогические возможности проектной технологии как ведущего вида деятельности на уроках труда.

Проектная технология позволяет формировать  такие личностные качества, которые  развиваются, лишь в деятельности и  не могут быть усвоены вербально. В первую очередь это относится к групповым проектам, когда ребенок участвует в совместной трудовой деятельности. К таким качествам можно отнести:

  • умение брать ответственность за выбор, решение,
  • умение разделять ответственность,
  • умение анализировать результаты деятельности,
  • способность ощущать себя членом команды (подчинять свой темперамент, характер, время и т.п. интересам своего дела).

Случается так, что выполняемый  на уроке технологии проект оказывается  неудачным. Самое интересное, что неудачно выполненный проект тоже имеет свое положительное педагогическое значение. Понимание ошибок учащимися создает мотивацию повторной учебной деятельности, формирует интерес к новому знанию, т.к. именно неудачная, неправильно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать у учащихся адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом микро- и макросоциуме .

Ситуация существования  при выполнении технологических  проектов в среде неопределенности активизирует познавательную деятельность учащихся. Конечно, учителю трудно работать с активными «почемучками», которые часто не обладают элементарными трудовыми навыками. Поэтому сегодня далеко не каждый учитель технологии профессионально готов к использованию интерактивных режимов работы и принятию метода исследовательских проектов в свой арсенал педагогических технологий. Но если нам все-таки хочется гуманизировать обучение, признать, что личность каждого ученика самоценна, что у каждого, пришедшего на урок, есть свой личный опыт и восприятие окружающего мира, то стоит попробовать ...

Создание и логика включения  исследовательских технологий начала XX - начала XXI века в учебный процесс позволяет говорить еще об одном позитивном результате этой деятельности. Это обучение собственно технологии проектирования, столь значимой для урока технологии. Проектирование как вид интеллектуальной деятельности является одной из наиболее глобальных технологий современной культуры. Освоение на школьной скамье этого способа деятельности способствует социализации учащихся, формированию собственного опыта проектирования. Создание ситуаций неопределенности в познании, погружение в среду различных невероятных моделей позволяет каждому в какой-то момент воскликнуть: «Эврика!», даже если эта «новизна» носит субъективный характер. Предлагая темы ученикам, давая им возможность осуществить свой собственный выбор тематики (пусть даже не совсем удачный) и вида деятельности, можно сразу поставить их в более сложное положение, чем богатырь в сказке. Тому на камне было написано, что будет, если он пойдет прямо, налево или направо. Оставалось только подумать, какой результат предпочтительнее. Учащийся, выбирая ту или иную тематику, уровень сложности, должен сам предвидеть, что будет потом.

Информация о работе Организация проектной деятельности младших школьников на уроках технологии