Организация проектной деятельности младших школьников на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматривается проблема организации проектной деятельности в начальных классах общеобразовательной школы на уроках технологии.
Структура данной курсовой работы выглядит следующим образом. Первый раздел отражает теоретико-педагогические основы организации проектной деятельности на уроках технологии в начальной школе, раскрывает сущность понятий «проект», «проектная деятельность», «творческие способности». На основе анализа различных точек зрения в разделе выделены возможности и условия реализации проектной деятельности на уроках технологии в начальной школе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...5
Глава 1. Теоретико-педагогические основы организации проектной деятельности на уроках технологии……………………………………...............10
1.1 Содержательная характеристика проектной деятельности в начальной школе…………………………………………..………………….………………..10
1.2 Возможности и условия организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии…………………………………….19
Глава 2. Опытно- экспериментальная работа по организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии ………………..…..29
2.1 Диагностика уровня обученности младших школьников проектной деятельности ……………………………………………………………………….29
2.2 Методы и приемы организации проектной деятельности на уроках технологии в начальной школе……………………………………………………32
2.3. Анализ результатов исследования………………………………..…....40
Заключение…………………………………………………………………...46
Список литературы…………………………………………………………..49
Приложение А
Приложение Б

Файлы: 1 файл

курс работа 2 авриант.doc

— 412.00 Кб (Скачать файл)

Уточнен комплекс процессуальных и  результативных критериев контроля, анализа и оценки результатов  педагогического управления проектной  деятельностью младших школьников на уроках технологии: уровень творчества и самостоятельности, уровень знаний и умений при выполнении практических, частных проектных заданий и проектов, уровень освоения алгоритма проектной деятельности, личное отношение учащихся к проектной деятельности, полнота проектной документации и качество проектируемого изделия.

Сегодня проекты переживают свое возрождение  и переосмысление. Особенно велики их возможности в образовательной  области «Технология», где аспекты  практической реализации, коммуникативной  деятельности, интеграции имеют наиболее явный смысл и выражение.

Проектное обучение характеризуется  равенством субъектов взаимодействия, отсутствием соревновательных мотивов, положительным эмоциональным фоном  деятельности, субъектной самореализацией, значимостью вклада каждого из участников проекта для коллективного результата деятельности, ответственностью за коллективный результат.

Проектная деятельность может организовать взаимодействие учителя и учеников на протяжение очень значительного  отрывка времени: серия уроков, тема четверти, полугодия. Результаты коллективных проектов обязательно должны быть материальны, красиво оформлены, структурированы.

На уроке технологии проекты  в настоящее время занимают значимое место. Это объясняется тем, что  они позволяют формировать коммуникативные  навыки, что очень важно для формирующихся личностей. Именно коммуникативные навыки наиболее востребованы сегодня на рынке труда. В проектной деятельности выявляется склонность учащихся к той или иной деятельности, развиваются профессиональные способности и компетенции.

Экспериментальная проверка эффективности процесса управления проектной деятельностью младших школьников на уроках технологии показала к концу эксперимента следующее распределение учащихся по уровням обученности проектной деятельности:

- в экспериментальных группах  2 в среднем у 56% учащихся отмечается высокий уровень, у 29% учащихся отмечается средний уровень и у 10% учащихся отмечается низкий уровень обученности проектной деятельности;

- в контрольных группах в  среднем у 20% учащихся отмечается  высокий уровень, у 46% учащихся отмечается средний уровень и у 33% отмечается низкий уровни

Сравнение уровней готовности на начало эксперимента и уровней обученности  учащихся проектной деятельности к  концу эксперимента в контрольных  и экспериментальных группах  показало, что в экспериментальных группах отмечается положительная динамика уровней обученности проектной деятельности, в отличие от контрольных групп.

В целом, полученные в ходе эксперимента результаты, их качественный и количественный анализ подтверждают выдвинутую гипотезу.

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Берулава, М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // М.Н. Берулава //Педагогика. - 2005. - № 1. – С. 56-59.
  2. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/ В.П. Беспалько. - М: Институт ПО Министерства образования России, 1995.
  3. Бондаревская, Е.Н. Ценностные основания личностно-ориентированного образования / Е.Н. Бондаревская// Педагогика. – 1995.- № 4. С. 29.
  4. Волков, И.П. Приобщение школьников к творчеству/ И.П. Волков.- М: Просвещение, 1982.
  5. Волков, О.И. Экономика предприятия/ О.И. Волков, В.А. Скеренков. - М.: ИНФРА-М, 2008.
  6. Вульфсон, Б.Л. Джон Дьюи и советская педагогика/ Б.Л. Вульфсон// Педагогика. – 2007.- № 9-10. С.99-105.
  7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Книга для учителя/ Л.С. Выготский. – 3-е изд. - М: Просвещение, 1991.
  8. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 1982.
  9. Капустин, B.C. Выполнение проектов на уроке технологии в 5-7 классах / В.С. Капустин// Школа и производство. – 1998. - № 1. – С. 69-71.
  10. Карачев, А.А. Метод проектов и развитие творчества учащихся / А.А. Карачев// Школа и производство. – 1997. - № 2. – С. 50-55.
  11. Кругликов, Г.И. Творческие проекты учащихся / Г.И. Кругликов// Школа и производство. – 2008. - №2. - С. 39.
  12. Левин, Л.А. На путях к методу проектов / Под ред. Б.В.Игнатьева и М.В. Крупениной - М.: Работник просвещения, 1930.
  13. Михайлова ,Н.Н. Комплексный подход к применению педагогических технологий. Учебно-методическое пособие // Михайлова Н.Н., Семенова О.А. - М.: МО РФ ИРПО, 2001.
  14. Молева Г.А., Богданова И.А. Применение принципов развивающего обучения на уроках технологии/ Г.А. Молева, И.А. Богданова// Актуальные проблемы педагогики. Вып.7. – Владимир: ВГПУ, 2005. – С.46-58.
  15. Морозова , Л.Н. Технология. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся. // Л.Н. Морозова. - Волгоград.: Учитель, 2007.
  16. Пасынков, И.А. Методика обучения учащихся творческой деятельности (Методические указания) // И.А. Пасынков. – Владимир: ВГПУ, 2002.
  17. Пахомова, Н.Ю. Что такое метод проектов?/ Н.Ю. Пахомова// Школьные технологии. – 2004. - №4. – С.93-96.
  18. Педагогический словарь. В 2-х тт. - М.: ИНФО, 2008.
  19. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. // Пахомова Н.Ю.– М.: АРКТИ, 2003.
  20. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников / К.Н. Поливанова // М.: Просвещение, 2010. – 192 с.
  21. Рогачева, Е.Ю. Влияние педагогики Джона Дьюи на теорию и практику образования в ХХ веке: автореферат дис. … доктора пед. Наук: 16.09.2006 / Е.Ю. Рогачева. – М., 2006.
  22. Рогачева, Е.Ю. Педагогика Джона Дьюи в ХХ веке: кросс-культурный контекст/ Е.Ю. Рогачева.- Владимир: ВГПУ, 2005.
  23. Самородский, П.С. Основы разработки творческих проектов: книга для учителей технологии и предпринимательства/ П.С. Самородский.- Брянск: БГПУ, 1995.
  24. Сериков, В.В. Личностно-ориентированное образование / В.В. Сериков // Педагогика. – 1994. - №5. – С. 56-61.
  25. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. уч. заведений/ - В.А. Сластенин и др. - М.: Школа-пресс, 1997 .
  26. Солдатова З. М. Использование проектного метода обучения на уроках
  27. Субботина, Н.М. Исследовательские проекты в практике школы/ Н.М. Субботина// Библиотека журналов «ДШ» . - № 7. - 2008. С. 110-121.
  28. Старостина, Л.С. Развитие творческих способностей у школьников / Л.С. Старостина// Журнал «Завуч» - № 6. – 1999. – С. 94-99.
  29. Технологическое образование: теория и практика. Материалы научно-практической конференции /Под ред. Г.А. Молевой. – Владимир: Городской информационно-методический центр, 2010. – 100 с.
  30. Тихонов, А.С. Творческий потенциал учебного проектирования// А.С. Тихонов - М.: Сфера, 1995.
  31. Тюкавина , М.В. Формирование социальной компетентности у учащихся технологического профиля / М.В.Тюкавина // Профильная школа. – 2007. - №5. – С.36-39.
  32. Хатунцев, Ю.Л. Метод проектов и экологическое образование / Ю.Л. Хатунцев, С.В. Балдина// Наука и школа. - 1998. - № 1. – С. 37-41.
  33. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. — Томск, 1993.
  34. Шимко, Е.А. Технология профильного обучения как основа образовательного сотрудничества средней и высшей школ /Е.А. Шимко // Профильная школа. – 2007. - №5. – С. 46-51.
  35. http://window.edu.ru  «Библиотека. Единое окно доступа к образовательным ресурса».
  36. http://pedsovet.org «Педсовет.org»

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Приложение А.

Анкета для выявления проектных умений

Проектные умения

Начало проекта

Окончание проекта

Принимаете ли вы участие  в разработке проекта?

Да. Нет.

   

Согласны ли вы с темами, проблемами, предлагаемыми вам учителем для разработки проекта?

Да. Нет.

   

Испытываете ли вы трудности  при распределении поручений/заданий для разработки проекта?

Да. Нет.

   

Оцени новизну изучаемого материала:

  • все было новое
  • многое было
  • новым мало  было нового  
  • ничего не было нового
   

Бывают ли случаи, когда  вы сами предлагаете темы проекта?

Да. Нет.

   

Оцени новизну изучаемого материала:

- все было новое

- многое было новым

- мало  было нового

       - ничего не было нового

   

В какой мере усвоил материал?

-в полной мере

- в значительной

- частично

- не усвоил

   

В какой мере удовлетворен работой над проектом?

-полностью

- удовлетворен в основном

- частично

-не удовлетворен

   

Как вы оцениваете свое участие  в разработке проекта?

-Активное

-Недостаточно активное

-пассивное

   

В какой мере ты удовлетворен отношениями с ребятами, работая над проектом?

-полностью удовлетворен

- в основном

-частично

- не удовлетворен

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б.

Проект урока технологии в 3-м классе "Чудесный город"

Опыт использования: проводится один раз в одном классе.

Проблемная ситуация: создание макета, с помощью которого учащиеся будут  изучать правила поведения на улицах и в скверах города.

Проблема проекта: для выполнения макета города надо выяснить, как происходит процесс строительства.

Вид проекта: творческий, поисковый.

Адресация

Тема учебно-методического плана  по предмету "Технология":

- "Комплексные работы. Техническое  моделирование макета здания";

- "Человек и земля. Архитектура.  Городские постройки. Детская площадка".

Цель: формирование представлений  о процессе строительства здания.

Задачи:

- учить анализу и планированию  изделия по образцу, обучению  работе по чертежу;

- закрепить приёмы разметки  бумаги карандашом по линейке,  резанья ножницами, сборки на клею;

- познакомить со строительными  профессиями и машинами;

- воспитывать уважение к людям  труда;

- осваивать новые формы поиска, обработки и анализа информации;

- закреплять навыки групповой  и индивидуальной работы;

- развивать коммуникативные навыки при работе в группе;

- развивать у младших школьников  креативное мышление.

Возраст учащихся: 9 - 10 лет (3 класс).

Время работы над проектом: 4 урока.

Форма организации детей: индивидуальная и групповая работа.

Ведущая деятельность: исследовательская, конструкторская, творческая (в зависимости от этапа проекта).

Режим работы: урочная и внеурочная деятельность.

Обеспечение

Материально-техническое обеспечение: изображения различных сооружений, строительных машин, макеты домов, чертёж, белая чертёжная бумага, картон, чертёжные инструменты, ножницы, шило, подкладная доска, кисть, клей.

Информационное обеспечение: интернет, печатные источники информации.

Дополнительно привлекаемые ресурсы: библиотекарь, родители.

ЗУН и общеучебные умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся:

- умение собирать и обрабатывать  информацию;

- умение читать условные обозначения  чертежа;

- владение основными способами  практической деятельности.

Предполагаемые приращения

1. Новые знания о видах строений, строительных профессиях и машинах, этапах строительства.

2. Приобретение навыков работы  в группе.

3. Формирование умения находить  необходимый для урока материал, пользуясь дополнительными источниками  информацию.

4. Формирование навыка креативного  мышления.

Сфера применения результатов: внеурочная деятельность.

Используемые технологии: обучение в сотрудничестве (работа в группе).

Форма продукта проектной деятельности: макет.

Способ объединения результатов  на презентации: макеты, выполненные  в бригадах, объединяются в микрорайон так, чтобы получился макет города.

Вид презентации: макетирующий. [1]

Описание проекта

I. Мотивация проекта

Для наглядного изучения правил дородного  движения и поведения на улицах города учащимся предлагается создать макет  города. В ходе обсуждения проблемы учащиеся высказывают свои предложения по её решению.

II. Планирование

Уточнив совместно с учителем цель и задачи проекта, младшие школьники  составляют общий план работы:

поиск материала о строительстве  и его презентация,

выполнение макета дома,

выполнение макета микрорайона  и его презентация,

оформление макета города.

III. Реализация проекта

Учащиеся распределяются на инициативные группы для поиска информации по следующим  направлениям:

1 группа подбирает материал  о видах объектов строительства (Приложение 1),

 

2 группа знакомится с этапами  строительства дома и машинами, занятыми при этом (Приложение 2),

3 группа ищет материал о профессиях  людей, занятых в процессе строительства  дома (Приложение 2),

4 группа подбирает загадки и  ребусы, связанные со строительством (Приложение 3).

IV. Презентация проекта

Урок № 1

Представление проектов

У ч и т е л ь: Нашу страну называют большой строительной площадкой. И это действительно так. Всюду  мы можем увидеть растущие корпуса  различных зданий. А какие вообще бывают строения? Как происходит процесс возведения дома? Кто задействован в этой работе? Обо всём этом узнали наши ученики. Послушаем их.

Учащиеся по группам представляют подобранный материал: рассказывают, какие бывают здания и сооружения, что такое малые архитектурные формы, как возводят дома, какая техника задействована во время строительства дома, как называются профессии людей, работающих на стройке. Завершает этот рассказ отгадывание загадок и ребусов по теме "Строительство" (Приложения). Свои выступления учащиеся сопровождают картинками, рисунками, плакатами.

Сообщение темы урока, постановка учебных  задач

У ч и т е л ь: Как вы думаете, для чего нам нужен будет весь собранный материал? (Ответы детей.)

У ч и т е л ь: Действительно, чтобы выполнить макет "Чудесный город" нам необходимы эти знания. Сегодня мы начнём делать макет здания. Вы будете и архитекторами, и проектировщиками, и строителями, чтобы в итоге у вас получился макет дома. (Показ образца. Рис.1)

У ч и т е л ь: Какие умения у вас уже есть для выполнения этой работы? (Ответы детей.)

У ч и т е л ь: А какие  новые умения нам понадобятся? (Умение прорезать и выгибать бумагу.)

Анализ образца

У ч и т е л ь: Из каких  частей состоит изделие? Части разные по назначению.

У ч е н и к: Фундамент - это основа дома. Стены (фасад) - это сам дом, где живут люди. Крыша бережёт от непогоды.

У ч и т е л ь: Какие детали надо заготовить, чтобы получился  макет здания?

У ч е н и к: Подставка - 1 деталь, развёртка стен - 1 деталь и крыша - 1 деталь. Кроме этого могут быть детали отделки (дверь, антенна, украшение фасада).

Информация о работе Организация проектной деятельности младших школьников на уроках технологии