Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 20:35, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматривается проблема организации проектной деятельности в начальных классах общеобразовательной школы на уроках технологии.
Структура данной курсовой работы выглядит следующим образом. Первый раздел отражает теоретико-педагогические основы организации проектной деятельности на уроках технологии в начальной школе, раскрывает сущность понятий «проект», «проектная деятельность», «творческие способности». На основе анализа различных точек зрения в разделе выделены возможности и условия реализации проектной деятельности на уроках технологии в начальной школе.
Введение……………………………………………………………………...5
Глава 1. Теоретико-педагогические основы организации проектной деятельности на уроках технологии……………………………………...............10
1.1 Содержательная характеристика проектной деятельности в начальной школе…………………………………………..………………….………………..10
1.2 Возможности и условия организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии…………………………………….19
Глава 2. Опытно- экспериментальная работа по организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии ………………..…..29
2.1 Диагностика уровня обученности младших школьников проектной деятельности ……………………………………………………………………….29
2.2 Методы и приемы организации проектной деятельности на уроках технологии в начальной школе……………………………………………………32
2.3. Анализ результатов исследования………………………………..…....40
Заключение…………………………………………………………………...46
Список литературы…………………………………………………………..49
Приложение А
Приложение Б
Уточнен комплекс процессуальных и
результативных критериев контроля,
анализа и оценки результатов
педагогического управления проектной
деятельностью младших
Сегодня проекты переживают свое возрождение и переосмысление. Особенно велики их возможности в образовательной области «Технология», где аспекты практической реализации, коммуникативной деятельности, интеграции имеют наиболее явный смысл и выражение.
Проектное обучение характеризуется
равенством субъектов взаимодействия,
отсутствием соревновательных мотивов,
положительным эмоциональным
Проектная деятельность может организовать взаимодействие учителя и учеников на протяжение очень значительного отрывка времени: серия уроков, тема четверти, полугодия. Результаты коллективных проектов обязательно должны быть материальны, красиво оформлены, структурированы.
На уроке технологии проекты
в настоящее время занимают значимое
место. Это объясняется тем, что
они позволяют формировать
Экспериментальная проверка эффективности процесса управления проектной деятельностью младших школьников на уроках технологии показала к концу эксперимента следующее распределение учащихся по уровням обученности проектной деятельности:
- в экспериментальных группах 2 в среднем у 56% учащихся отмечается высокий уровень, у 29% учащихся отмечается средний уровень и у 10% учащихся отмечается низкий уровень обученности проектной деятельности;
- в контрольных группах в среднем у 20% учащихся отмечается высокий уровень, у 46% учащихся отмечается средний уровень и у 33% отмечается низкий уровни
Сравнение уровней готовности на начало эксперимента и уровней обученности учащихся проектной деятельности к концу эксперимента в контрольных и экспериментальных группах показало, что в экспериментальных группах отмечается положительная динамика уровней обученности проектной деятельности, в отличие от контрольных групп.
В целом, полученные в ходе эксперимента результаты, их качественный и количественный анализ подтверждают выдвинутую гипотезу.
Список литературы
Приложение
Приложение А.
Анкета для выявления проектных умений
Проектные умения |
Начало проекта |
Окончание проекта |
Принимаете ли вы участие в разработке проекта? Да. Нет. |
||
Согласны ли вы с темами, проблемами, предлагаемыми вам учителем для разработки проекта? Да. Нет. |
||
Испытываете ли вы трудности при распределении поручений/заданий для разработки проекта? Да. Нет. |
||
Оцени новизну изучаемого материала:
|
||
Бывают ли случаи, когда вы сами предлагаете темы проекта? Да. Нет. |
||
Оцени новизну изучаемого материала: - все было новое - многое было новым - мало было нового - ничего не было нового |
||
В какой мере усвоил материал? -в полной мере - в значительной - частично - не усвоил |
||
В какой мере удовлетворен работой над проектом? -полностью - удовлетворен в основном - частично -не удовлетворен |
||
Как вы оцениваете свое участие в разработке проекта? -Активное -Недостаточно активное -пассивное |
||
В какой мере ты удовлетворен отношениями с ребятами, работая над проектом? -полностью удовлетворен - в основном -частично - не удовлетворен |
Приложение Б.
Проект урока технологии в 3-м классе "Чудесный город"
Опыт использования: проводится один раз в одном классе.
Проблемная ситуация: создание макета, с помощью которого учащиеся будут изучать правила поведения на улицах и в скверах города.
Проблема проекта: для выполнения макета города надо выяснить, как происходит процесс строительства.
Вид проекта: творческий, поисковый.
Адресация
Тема учебно-методического
- "Комплексные работы. Техническое моделирование макета здания";
- "Человек и земля. Архитектура.
Цель: формирование представлений о процессе строительства здания.
Задачи:
- учить анализу и планированию изделия по образцу, обучению работе по чертежу;
- закрепить приёмы разметки бумаги карандашом по линейке, резанья ножницами, сборки на клею;
- познакомить со строительными профессиями и машинами;
- воспитывать уважение к людям труда;
- осваивать новые формы поиска,
обработки и анализа
- закреплять навыки групповой и индивидуальной работы;
- развивать коммуникативные навыки при работе в группе;
- развивать у младших
Возраст учащихся: 9 - 10 лет (3 класс).
Время работы над проектом: 4 урока.
Форма организации детей: индивидуальная и групповая работа.
Ведущая деятельность: исследовательская, конструкторская, творческая (в зависимости от этапа проекта).
Режим работы: урочная и внеурочная деятельность.
Обеспечение
Материально-техническое
Информационное обеспечение: интернет, печатные источники информации.
Дополнительно привлекаемые ресурсы: библиотекарь, родители.
ЗУН и общеучебные умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся:
- умение собирать и
- умение читать условные
- владение основными способами практической деятельности.
Предполагаемые приращения
1. Новые знания о видах строений, строительных профессиях и машинах, этапах строительства.
2. Приобретение навыков работы в группе.
3. Формирование умения находить
необходимый для урока
4. Формирование навыка
Сфера применения результатов: внеурочная деятельность.
Используемые технологии: обучение в сотрудничестве (работа в группе).
Форма продукта проектной деятельности: макет.
Способ объединения
Вид презентации: макетирующий. [1]
Описание проекта
I. Мотивация проекта
Для наглядного изучения правил дородного движения и поведения на улицах города учащимся предлагается создать макет города. В ходе обсуждения проблемы учащиеся высказывают свои предложения по её решению.
II. Планирование
Уточнив совместно с учителем цель и задачи проекта, младшие школьники составляют общий план работы:
поиск материала о строительстве и его презентация,
выполнение макета дома,
выполнение макета микрорайона и его презентация,
оформление макета города.
III. Реализация проекта
Учащиеся распределяются на инициативные группы для поиска информации по следующим направлениям:
1 группа подбирает материал о видах объектов строительства (Приложение 1),
2 группа знакомится с этапами строительства дома и машинами, занятыми при этом (Приложение 2),
3 группа ищет материал о
4 группа подбирает загадки и ребусы, связанные со строительством (Приложение 3).
IV. Презентация проекта
Урок № 1
Представление проектов
У ч и т е л ь: Нашу страну называют большой строительной площадкой. И это действительно так. Всюду мы можем увидеть растущие корпуса различных зданий. А какие вообще бывают строения? Как происходит процесс возведения дома? Кто задействован в этой работе? Обо всём этом узнали наши ученики. Послушаем их.
Учащиеся по группам представляют подобранный материал: рассказывают, какие бывают здания и сооружения, что такое малые архитектурные формы, как возводят дома, какая техника задействована во время строительства дома, как называются профессии людей, работающих на стройке. Завершает этот рассказ отгадывание загадок и ребусов по теме "Строительство" (Приложения). Свои выступления учащиеся сопровождают картинками, рисунками, плакатами.
Сообщение темы урока, постановка учебных задач
У ч и т е л ь: Как вы думаете, для чего нам нужен будет весь собранный материал? (Ответы детей.)
У ч и т е л ь: Действительно, чтобы выполнить макет "Чудесный город" нам необходимы эти знания. Сегодня мы начнём делать макет здания. Вы будете и архитекторами, и проектировщиками, и строителями, чтобы в итоге у вас получился макет дома. (Показ образца. Рис.1)
У ч и т е л ь: Какие умения у вас уже есть для выполнения этой работы? (Ответы детей.)
У ч и т е л ь: А какие новые умения нам понадобятся? (Умение прорезать и выгибать бумагу.)
Анализ образца
У ч и т е л ь: Из каких частей состоит изделие? Части разные по назначению.
У ч е н и к: Фундамент - это основа дома. Стены (фасад) - это сам дом, где живут люди. Крыша бережёт от непогоды.
У ч и т е л ь: Какие детали надо заготовить, чтобы получился макет здания?
У ч е н и к: Подставка - 1 деталь, развёртка стен - 1 деталь и крыша - 1 деталь. Кроме этого могут быть детали отделки (дверь, антенна, украшение фасада).
Информация о работе Организация проектной деятельности младших школьников на уроках технологии