Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 20:35, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматривается проблема организации проектной деятельности в начальных классах общеобразовательной школы на уроках технологии.
Структура данной курсовой работы выглядит следующим образом. Первый раздел отражает теоретико-педагогические основы организации проектной деятельности на уроках технологии в начальной школе, раскрывает сущность понятий «проект», «проектная деятельность», «творческие способности». На основе анализа различных точек зрения в разделе выделены возможности и условия реализации проектной деятельности на уроках технологии в начальной школе.
Введение……………………………………………………………………...5
Глава 1. Теоретико-педагогические основы организации проектной деятельности на уроках технологии……………………………………...............10
1.1 Содержательная характеристика проектной деятельности в начальной школе…………………………………………..………………….………………..10
1.2 Возможности и условия организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии…………………………………….19
Глава 2. Опытно- экспериментальная работа по организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии ………………..…..29
2.1 Диагностика уровня обученности младших школьников проектной деятельности ……………………………………………………………………….29
2.2 Методы и приемы организации проектной деятельности на уроках технологии в начальной школе……………………………………………………32
2.3. Анализ результатов исследования………………………………..…....40
Заключение…………………………………………………………………...46
Список литературы…………………………………………………………..49
Приложение А
Приложение Б
У ч и т е л ь: Как соединены детали в изделии?
У ч е н и к: Детали соединены неподвижно при помощи клея.
У ч и т е л ь: Какие материалы понадобятся для работы?
Рис.1. Образец изделия
У ч е н и к: Чертёжная бумага, картон, клей.
У ч и т е л ь: Какие инструменты?
У ч е н и к: Линейка, карандаш, ножницы, гладилка, кисть для клея, фломастер.
У ч и т е л ь: Какие приспособления будут нужны?
У ч е н и к: Клеёнка на стол для работы с клеем.
Итог работы
Уроки № 2-3
I. Сообщение темы урока
II. Планирование работы
Учащимся предлагается для восстановления деформированный план.
Творческое оформление фасада. (4)
Разметка и раскрой подставки и крыши. (2)
Разметка и раскрой развёртки стен. (1)
Сборка изделия. (3)
После восстановления правильного порядка пунктов плана учащимся предлагается спланировать время для работы. После обсуждения школьники приходят к выводу, что для выполнения макета здания понадобится 2 урока.
III. Работа по 1 пункту плана
а) чтение чертежа (рис.2)
У ч и т е л ь: Скажите, что можно узнать из чертежа?
У ч е н и к: Длину и ширину заготовки, частные размеры. По линиям можно определить, где резать, где сгибать
У ч и т е л ь: Что обозначают линии чертежа?
У ч е н и к: Толстая линия - линия реза, прямая и две точки - линия сгиба, наклонные линии - место нанесения клея.
У ч и т е л ь: Назовите габаритные размеры заготовки.
У ч е н и к: Габаритные размеры 190 мм на 295 мм.
У ч и т е л ь: Что обозначает размер 80 мм?
Рис.2. Чертёж развёртки стен дома
У ч е н и к: Это ширина передней и задней стены дома.
В дальнейшем размеры рассматриваются аналогично.
Разметку учащиеся выполняют самостоятельно. Проверка визуальная.
б) подготовка к раскрою
У ч и т е л ь. Обозначим линии, по которым будем делать сгибы. Сгибы необходимо проработать шилом. Вспомним правила безопасной работы шилом. (Ответы учащихся.)
Учащиеся под руководством учителя работают шилом, а затем выполняют вертикальные сгибы, используя гладилку.
в) раскрой развёртки (рис.3)
Учащиеся называют правила безопасной работы ножницами, затем перечисляют приёмы работы ими и выполняют
раскрой под руководством учителя. Проверка визуальная.
г) обработка клапанов
Учащиеся самостоятельно отгибают горизонтальные клапаны, прорабатывая их гладилкой. Взаимоконтроль.
д) выполнение балконов (рис.4, 4а)
У ч и т е л ь. Предположите, как будем выполнять балконы. Вам поможет в этом чертёж. (Ответы учащихся.)
Рис.3. Раскрой развёртки
У ч и т е л ь. Сделаем так, как предложили ребята. Для выполнения балконов согните заготовку по третьему вертикальному сгибу. Выполните разрезы по линии через 1 см по каждому блоку. Отогните прямоугольники через один, а затем вогните внутрь.
Балконы с другой стороны передней стены фасада школьники делают самостоятельно по желанию.
Самостоятельная работа учащихся. Взаимопроверка.
Рис. 4, 4а. Выполнение балконов
е) склеивание развёртки стен
Учителю следует обратить внимание на то, что при склеивании горизонтальные линии должны обязательно совпадать. Самостоятельная работа учащихся. Визуальная проверка.
Работа по 2 пункту плана
а) разметка крыши и подставки (рис.5)
Рис. 5. Чертёж крыши и подставки
У ч и т е л ь. Переходим к выполнению крыши и подставки. Напоминаю, что они одинаковы. Измерьте длину и ширину двух стен дома. Назовите эти размеры.
У ч е н и к. 80 мм и 60 мм.
У ч и т е л ь. Начертите
прямоугольник, длина и ширина которого
на 10 мм больше с каждой стороны. Сколько
таких прямоугольников
Учащиеся начинают работу самостоятельно. Чуть позже, в помощь тем, кто не смог определить нужные размеры, учитель открывает на доске чертёж, уточняя, что габаритные размеры нужного прямоугольника 90 мм на 70 мм. Взаимопроверка работы.
б) раскрой крыши и подставки
Самостоятельная работа учащихся. Для проверки наложить детали друг на друга. Детали должны совпадать.
Работа по 3 пункту плана
Учащиеся самостоятельно приклеивают крышу и подставку.
Итог урока
Урок № 4
I. Работа по 4 пункту плана
Данный урок - это творческая мастерская.
Школьники выполняют макет
Работа в бригаде начинается с оформления дома, выполненного накануне. Учащиеся делают двери, козырьки, украшают окна, ставят на крышу антенны и т.д. (Рис.6)
Затем идёт оформление микрорайона. Дети мастерят клумбы, фонтаны, скамейки, деревья, дорожные знаки и т.д.
II. Представление макета
В конце урока каждая бригада представляет свой микрорайон по следующему плану:
1) название микрорайона;
2) какие удобства для жителей есть в данном микрорайоне;
3) как обеспечена безопасная жизнедеятельность человека;
4) дальнейшее развитие
III. Сборка макета города
Из микрорайонов составляется большой макет города, который в дальнейшем используется для создания различных игровых ситуаций. Можно создавать ситуации для изучения правил дорожного движения и поведения на улице.
IV. Рефлексия
Подводя итоги работы над проектом, учащиеся говорили о том, как много нового о строительстве они узнали, с каким интересом выполняли макет дома, особенно балкончики. Но самый большой интерес вызвала творческая работа в группах по созданию микрорайона.
Результат работы над проектом:
Макет может быть представлен в детском саду.
Выполнение проекта способствовало повышению учебной мотивации.
Сплочение детского коллектива
Участие родителей в деятельности учащихся.
Информация о работе Организация проектной деятельности младших школьников на уроках технологии