Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 20:35, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматривается проблема организации проектной деятельности в начальных классах общеобразовательной школы на уроках технологии.
Структура данной курсовой работы выглядит следующим образом. Первый раздел отражает теоретико-педагогические основы организации проектной деятельности на уроках технологии в начальной школе, раскрывает сущность понятий «проект», «проектная деятельность», «творческие способности». На основе анализа различных точек зрения в разделе выделены возможности и условия реализации проектной деятельности на уроках технологии в начальной школе.
Введение……………………………………………………………………...5
Глава 1. Теоретико-педагогические основы организации проектной деятельности на уроках технологии……………………………………...............10
1.1 Содержательная характеристика проектной деятельности в начальной школе…………………………………………..………………….………………..10
1.2 Возможности и условия организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии…………………………………….19
Глава 2. Опытно- экспериментальная работа по организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии ………………..…..29
2.1 Диагностика уровня обученности младших школьников проектной деятельности ……………………………………………………………………….29
2.2 Методы и приемы организации проектной деятельности на уроках технологии в начальной школе……………………………………………………32
2.3. Анализ результатов исследования………………………………..…....40
Заключение…………………………………………………………………...46
Список литературы…………………………………………………………..49
Приложение А
Приложение Б
Проектная технология, основы которой были созданы в американской педагогике начала ХХ века (Джон Дьюи, Уильям Килпатрик), в настоящее время стала одной из наиболее востребованных на уроках обслуживающего труда в современной школе. Она позволяет в максимальной степени осуществлять самореализацию ученика, выявить его творческие, субъектные качества. Организация проектной деятельности способствует формированию культуры и навыков общения как с ровесниками-участниками проекта, так и с педагогом-консультантом или другими субъектами деятельности. В настоящее время учителя технологии используют различные классификации педагогических проектов: по содержанию, целям, объему работы, степени вовлеченности учебных дисциплин и т.д. Важными аспектами формирующейся самостоятельности и ответственности в деятельности ученика становятся акты целеполагания, планирования, волевого выбора, практической реализации, процессуальной и итоговой рефлексии. Проектная деятельность характеризуется равенством субъектов взаимодействия, отсутствием соревновательных мотивов, положительным эмоциональным фоном деятельности, субъектной самореализацией, значимостью вклада каждого из участников проекта для коллективного результата деятельности, ответственностью за коллективный результат.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии
2.1. Диагностика уровня обученности младших школьников проектной деятельности
Активное внедрение проектной деятельности в систему образования свидетельствует том, что теория проектного обучения полностью соответствует требованиям, целям и задачам современного образовательного процесса. Изучив литературу по организации проектной деятельности, я задумалась над тем, насколько сложен весь процесс включения детей в проектное обучение. Многие исследователи, как я уже упоминала в теоретической части, утверждают, такой вид деятельности возможен лишь для старшеклассников с опорой уже на имеющиеся знания. А работа над проектами в младшем школьном возрасте возможна лишь в элементарной форме (рисование, лепка и т.п.). С первого взгляда, так оно и есть. Но с другой стороны, готовить настоящего исследователя нужно именно в младшем школьном возрасте. Как известно, именно в этот период у ребенка мощно начинают развиваться коммуникативные способности, моторика и воображение.
Осталось выяснить экспериментально,
какие условия важны успешной
организации проектной
Теоретические основы и методы проектной деятельности довольно полно раскрыты в теоретической части работы. Проектное обучение, в первую очередь, отличается от остальных педагогических систем тем характером деятельности, которую должен совершить ученик, чтобы добиться результатов, овладеть определенными навыками и умениями.
На диагностическом этапе была проведена анкета с целью: проверки первоначальных умений, навыков к проектной деятельности.
Были взяты 2 класса: экспериментальный (3 класс) и контрольный класс (4 класс).
Далее приводится анкета для выявления проектных умений
учащихся экспериментального и контрольного классов.
Таблица 2
Проектные умения |
Начало проекта |
Окончание проекта | |
1. Принимаете ли вы участие в разработке проекта? Да. Нет. |
3 класс |
4 класс |
|
4-да 3- нет |
3-да 3-нет | ||
2. Испытываете ли вы трудности при распределении поручений/заданий для разработки проекта? Да. Нет. |
5-да 2-нет |
5-да 1-нет |
|
3. Оцени новизну изучаемого материала:
|
3-ново 4-не ново |
3-ново 3-не ново |
|
5. Бывают ли случаи, когда вы сами предлагаете темы проекта? Да. Нет. |
6-нет 1-да |
6-нет |
|
6. В какой мере усвоил материал? -в полной мере - в значительной - частично - не усвоил |
3-в полной, значительной 4-частично,не усвоил |
2-в полной, значительной 4- не усвоил, либо частично |
|
7. В какой мере удовлетворен работой над проектом? -полностью - удовлетворен в основном - частично -не удовлетворен |
2-полностью 4-частично 1-не удовлетворен |
1-полность 4-частично 1-не удовлетворен |
|
9. Как вы оцениваете
свое участие в разработке прое -Активное -Недостаточно активное -пассивное |
2-активное 3-недостаточно активное 2-пассивное |
3-активное 3-недостаточно активное 0-пассивное |
|
10. В какой мере ты удовлетворен отношениями с ребятами, работая над проектом? -полностью удовлетворен - в основном -частично - не удовлетворен |
3-полность,в основном 4-частично,не удовлетворен |
4-полностью,в основном 2-частично,не удовлетворен |
Анализируя результаты двух анкет, хочется сказать, что результаты в основном одинаковые в обоих классах. Не все дети принимают активное участие в проектной деятельности. В классах есть пара учеников, которые берут на себя право руководить, берут на себя всю ответственность за проект, остальные просто наблюдают или помогают активным ученикам.
Анализ оценки учащимися уровня владения проектными умениями на начало выполнения проекта позволяет:
спланировать целенаправленную индивидуальную работу с учащимися при выполнении проекта;
1.подобрать вопросы рефлексии;
2.организовать на традиционных уроках формирование общеучебных умений, являющихся основой проектных.
Сравнительный анализ результатов оценки проектных умений учащихся до и после проекта позволят:
1.сделать выводы о динамике (положительной или отрицательной) развития проектных умений вследствие выполнения проекта;
2.целенаправленно отрабатывать проектные умения, которые вызывают затруднения;
3.при запуске следующего проекта выстроить занятие, сделав акцент на формирование определённых проектных умений.
Для достоверности результатов диагностики возможно сравнение показателей, полученных разными способами: при оценке учеником и оценке учителем.
На основе полученных данных создаётся образ класса и планируется дальнейшая работа.
2.2. Методы и приемы организации проектной деятельности на уроках технологии в начальной школе
Главный труд детей – это учеба, и для того чтобы воспитать у учащихся творческие черты личности, нужно сделать его творческим. Повышение творческой активности во многом зависит от подготовки школьников к творческой деятельности. Огромную роль в этой деятельности играет учитель технологии. На своих занятиях он должен формировать у обучающихся знания, развивать творческие способности, воспитывать в них черты личности, необходимые в дальнейшей жизни.
Творческий проект на уроках технологии – это учебно-трудовое задание, в результате которого создается продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В соответствии с требованиями социального и научно-технического прогресса, творческие проекты по изготовлению изделий, пользующихся спросом, требуют знаний и умений предпринимательской деятельности.
Это меняет не только содержание, но и методы обучения, вырабатывающие у обучающихся качества личности, которые позволяли бы адаптироваться к новым социально-экономическим условиям.
В образовательной
области «Технология»
Использование данного
метода привело к
В основе проектной деятельности на уроке технологии лежит творческая задача интеллектуально-практического характера. Данное определение говорит о том, что при выполнении проекта у учащегося должны развиваться как умственные способности, в частности техническое мышление, так и практические умения и навыки.
Без постановки перед учащимися проблемных заданий проекты теряют свою роль как средства развития творческих способностей учащихся.
При выборе темы проека мы будем руководствоваться следующими внутренними критериями:
Помимо основной нашей функции — помочь детям в свободном выборе проекта, наша задача помочь детям в планировании проекта, практическом его осуществлении и, далее, в критике конечных результатов, т.е. планирование, выполнение, критика — все это должно быть делом самих детей, а не являться результатом какого-либо плана, прекрасно проработанного учителем.
Наша помощь сводится в итоге к следующему:
Мы обеспечим поле для самостоятельной деятельности учащихся, создадим условия для творчества уже в самом начале. До начала работы учащихся над проектом мы проводим большую подготовительную работу. Ее можно обозначить как этап предварительной подготовки .
Если рассматривать тематику проектных заданий в целом, то она может быть достаточно широкой практически по каждому разделу технологии.
Естественно, что не каждый школьный класс способен сам выбрать тему проекта. В связи с этим мы должны сформировать «банк проектов» - перечень возможных проектных заданий для учащихся конкретных лет обучения. В помощь учащимся в работе над проектом в учебной мастерской мы оборудовали «Уголок проектанта», где размещены следующие материалы:
Уголок проектанта
Проектная деятельность включает четыре основных этапа.
1 этап – подготовительный, на котором мы ставим перед школьниками проблему- осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе школьники должны осознать, уяснить, зачем и почему им надо выполнять проект, каково его значение в их жизни и жизни общества. Мы добиваемся, чтобы ученики поставили себе цель - получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер.
Перед выбором темы проекта мы предлагает учащимся минимальное количество примерных тем. Упор делается на то, чтобы учащиеся самостоятельно придумали тему, которая должна быть им интересна.
На данном этапе мы использовали ролевую игру – как учебную, речевую, игровую и творческую деятельность одновременно. Ролевая игра в данном случае рассматривается как форма организации учебного процесса, как одна из подготовительных творческого проекта.
Подготовительный
этап – это, прежде всего
процесс общения, поэтому
На подготовительном этапе мы использовали сказку (наиболее понятный и удобный в общении язык для детей начальных классов), таким образом, у учащихся повышается мотивация, что неизбежно сказывается на качестве проектных работ, формировании их творческого потенциала.
2 этап – конструкторский, на данном этапе мы должны добиться того, что возникающие образы будущего изделия должны найти свое воплощение в графических документах. Разработка конструкции, соответствующей технико-технологической документации. Завершающим элементом этого этапа является планирование технологии изготовления, где учащиеся осуществляют такие действия, как подбор инструментов и оборудования, определение последовательности технологических операций, выбор оптимальной технологии изготовления изделия. Средствами деятельности выступает личный опыт учащихся, опыт учителя, родителей, а также все рабочие инструменты и приспособления. Результатами деятельности учащихся является приобретение новых знаний, умений, графические документы. На протяжении этого этапа учащиеся производят самоконтроль и самооценку.
На данном этапе проекта очень важно научить ребенка творческому видению. Ведь, именно, это умение отличает человека – творца, человека – созидателя. Умение только тогда станет интересным, увлекательным, если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Информация о работе Организация проектной деятельности младших школьников на уроках технологии