Организация проектной деятельности младших школьников на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматривается проблема организации проектной деятельности в начальных классах общеобразовательной школы на уроках технологии.
Структура данной курсовой работы выглядит следующим образом. Первый раздел отражает теоретико-педагогические основы организации проектной деятельности на уроках технологии в начальной школе, раскрывает сущность понятий «проект», «проектная деятельность», «творческие способности». На основе анализа различных точек зрения в разделе выделены возможности и условия реализации проектной деятельности на уроках технологии в начальной школе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...5
Глава 1. Теоретико-педагогические основы организации проектной деятельности на уроках технологии……………………………………...............10
1.1 Содержательная характеристика проектной деятельности в начальной школе…………………………………………..………………….………………..10
1.2 Возможности и условия организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии…………………………………….19
Глава 2. Опытно- экспериментальная работа по организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии ………………..…..29
2.1 Диагностика уровня обученности младших школьников проектной деятельности ……………………………………………………………………….29
2.2 Методы и приемы организации проектной деятельности на уроках технологии в начальной школе……………………………………………………32
2.3. Анализ результатов исследования………………………………..…....40
Заключение…………………………………………………………………...46
Список литературы…………………………………………………………..49
Приложение А
Приложение Б

Файлы: 1 файл

курс работа 2 авриант.doc

— 412.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

ОГУ

Орский  гуманитарно-технологический институт  (ФИЛИАЛ)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования 

«Оренбургский государственный  университет»

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ)

 

Факультет дошкольного и начального образования

 

Кафедра педагогики и методики дошкольного  и начального  образования

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Методика  преподавания технологии»

 

Организация проектной деятельности младших школьников на уроках технологии.

 

 

ОГТИ (филиал) ОГУ 050708.65.5 3 12.

 

ОГТИ (филиал) ОГУ 050700.62.5 3 12. 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель работы

к.п.н., доцент

_______________Е.Ю.Сизганова

"_____"_______________2011 г.

Исполнитель

студентка 5 курса

_____________Е.Т.Куздюбаева

"_____"______________2011 г.

 

 

 

 

 

Орск 2011

 

 

МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

ОГУ

Орский гуманитарно-технологический  институт  (ФИЛИАЛ)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования 

«Оренбургский государственный  университет»

Орский гуманитарно-технологический  институт (филиал) ОГУ)

 

Факультет дошкольного  и начального образования

 

Кафедра педагогики и  методики дошкольного и начального  образования

 

 

Задание на курсовую работу

 

 

Развитие творческих способностей младших школьников в процессе домашней учебной работы по курсу

«Окружающий мир»

 

Исходные данные:

Объект исследования: образовательный процесс в начальной  школе.

Предмет исследования: возможности  и условия организации проектной деятельности на уроках технологии в начальных классах общеобразовательной школы.

 

Перечень подлежащих разработке вопросов:

  1. Охарактеризовать основные теоретические  понятия: «проектная деятельность», «проект», «творческие способности»;
  2. Выявить уровень обученности проектной деятельности у учащихся;
  3. Определить и обосновать психолого-педагогические условия, при которых  проектная деятельность на уроке технологии будет наиболее эффективной.

Перечень графического материала:

Схемы -2; Диаграммы – 2; Таблицы-2.

Дата выдачи задания  “___”______________20__ г.

Руководитель

К.п.н.,доцент                                                            Е.Ю.Сизганова

Исполнитель

студент группы 08ПиМНО                                     Е.Т.Куздюбаева

Срок защиты работы “___”______________20__ г.


Аннотация

 В данной курсовой работе  рассматривается  проблема организации  проектной деятельности в  начальных классах общеобразовательной школы на уроках технологии.

 Структура данной курсовой  работы выглядит следующим образом.  Первый раздел отражает теоретико-педагогические основы организации проектной деятельности на уроках технологии в начальной школе, раскрывает сущность понятий «проект», «проектная деятельность», «творческие способности». На основе анализа различных точек зрения в разделе выделены возможности и условия реализации проектной деятельности на уроках технологии в начальной школе.

Во втором разделе представлены результаты опытно-экспериментальной  работы по организации проектной  деятельности младших школьников на уроках технологии, проанализированы и обоснованы результаты диагностики уровня готовности младших школьников к проектной деятельности; определены и обоснованы  психолого-педагогические условия, при которых проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе наиболее эффективна.

Работа выполнена печатным способом на 62 страницах с использованием 36 источников, содержит 2 схемы, 2 диаграммы и 2 приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………...5

Глава 1. Теоретико-педагогические основы организации проектной деятельности на уроках технологии……………………………………...............10

1.1 Содержательная характеристика проектной деятельности в начальной школе…………………………………………..………………….………………..10

1.2 Возможности и условия  организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии…………………………………….19

Глава 2. Опытно- экспериментальная работа по организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии ………………..…..29

2.1 Диагностика уровня обученности младших школьников  проектной деятельности ……………………………………………………………………….29

 2.2 Методы и приемы организации проектной деятельности на уроках технологии в начальной школе……………………………………………………32

2.3. Анализ результатов исследования………………………………..…....40

Заключение…………………………………………………………………...46

Список литературы…………………………………………………………..49

Приложение А 

Приложение Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так  и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия  для её реализации. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

У каждого ребенка есть способности  и таланты. Дети от природы любознательны  и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни  младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Для того, чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.

В нашей курсовой работе сделана  попытка анализа возможностей и  условий организации проектной деятельности в младших классах общеобразовательной школы на уроках технологии .

Эффективность учебной деятельности учителя во многом определяется правильно  выбранной педагогической технологией. Теория и практика большинства современных педагогических технологий еще только разрабатывается и является в педагогике новым объектом изучения. К таковым относится и коллективный проект, положенный в основу учебной деятельности на занятиях по технологии. Для того чтобы осмыслить коллективную проектную деятельность в плане педагогической теории, необходимы обобщение, систематизация, анализ, методические рекомендации и пропаганда уже имеющегося опыта учителей технологии.

Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения  ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.

Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Однако в школе уже много  лет продолжается противодействие  традиционного и исследовательского обучения. И по-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.

Именно поэтому подготовка ребенка  к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам  исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования  и современного учителя.

Задачи курса “Технологии” включают в себя формирование у учащихся навыков работы с новыми инструментами и материалами, расширение знаний о трудовой деятельности человека в различные исторические периоды (ремесла, народные промыслы и т.д.), знакомство с историко-культурным наследием России и осмысление и освоение этапов проектной деятельности. Дети изучают и учатся работать с природными материалами и материалами, являющимися результатом труда человека, знакомятся с видами профессиональной деятельности человека начиная с древних времен и осмысливают их значение для общества. А главное — знакомство это происходит через призму практической деятельности. Таким образом, в процессе изучения предмета “Технология” ребенок познает природу, общество, мир во всем его единстве и многообразии.

 

Еще одной важной особенностью курса  “Технология” является наличие материала, позволяющего на практическом уровне обучать детей проектной деятельности. Основной задачей обучения становится освоение алгоритма построения проектной  деятельности сначала под руководством учителя, а затем самостоятельно. Результатом обучения становится не только освоение приемов работы с новыми материалами и инструментами, но и формирование навыков работы над проектом: продумывание идеи проекта, анализ готового изделия, построение плана работы, непосредственно выполнение работы и, наконец, ее презентация, анализ и оценка, т.е. приемов работы от замысла до презентации поделки.

Все это и обусловило актуальность темы исследования.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске и малым количеством разработок по организации исследовательской деятельности младших школьников.

Выявленное противоречие позволило  обозначить проблему исследования: каковы условия организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии?

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Организация проектной деятельности младших школьников на уроках технологии».

Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: возможности и условия организации проектной деятельности на уроках технологии в начальных классах общеобразовательной школы.

Цель исследования: выявить возможности и организационные условия реализации проектной деятельности на уроках технологии в начальных классах общеобразовательной школы.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило  выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что проектная деятельность младших школьников будет успешной при соблюдении следующих педагогических условий:

- ознакомление младших школьников с содержанием и техникой выполнения проектов;

- формирование умений самоконтроля, развитие творческих способностей и инициативы учащихся.

В соответствии с целью и гипотезой  исследования были определены следующие задачи:

1. Раскрыть теоретико-педагогические основы организации проектной деятельности младших школьников.

2. Изучить психолого-педагогические способности младших школьников, необходимые для выполнения проектов.

3.Охарактеризовать специфику организации проектной деятельности на уроках технологии в начальных классах общеобразовательной школы.

5. Проанализировать результаты организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии.

Теоретико-методологическая основа исследования: методические и теоретические аспекты организации учебно-исследовательской деятельности школьников в трудах отечественных педагогов В.П.Вахтерова, Н.И.Новикова, Б.Е.Райкова, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского и зарубежных Дж.Бруннер, А.Дистервег, Дж.Дьюи, Ж.Ж.Руссо, И.Песталоцци, С.Френе и других. Методические и дидактические основы использования исследовательских методов в обучении обоснованы И.Я. Лернером, М.И. Махмутовым, М.Н. Скаткиным. Обоснование обучения, направленного на формирование умений добывать и применять полученные знания, дано Л.С. Выготским, В.В.Давыдовым, Л.В.Занковым, Н.Ф.Талызиной, Д.Б.Элькониным, И.С.Якиманской. Значимость творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивали В.И. Андреев, И.А.Зимняя, А.М.Матюшкин; психологические основы организации учебно-исследовательской деятельности детей разного возраста описаны А.Н.Поддьяковым, А.И.Савенковым. Теоретические, методические, дидактические аспекты исследовательской деятельности учащихся представлены в трудах Л.А.Казанцевой, Г.В. Макотровой, А.В. Леонтовича; вопросы развития исследовательских умений рассматривались А.Г.Иодко, О.И.Митрош, В.П. Ушачевым.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

1.Наблюдение, интервьюирование учеников и учителя, анализ продуктов деятельности учащихся;

2.Сравнение, изучение документации;

3.Организация и проведение педагогического эксперимента с целью проверки гипотезы;

4.Теоретический анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ  «Таналыкская СОШ». Учитель Жамбуршина Асель Булатовна. Эксперимент проводился в 3 и 4 классах.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.

Структура и объем  работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 35 наименований, приложений.

Общий объем работы 62 страницы компьютерного текста.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретико-педагогические основы организации проектной деятельности на уроках технологии

    1. Содержательная характеристика проектной деятельности в начальной  школе.

 Теоретико-педагогическое обоснование организации проектной деятельности на уроках технологии связано, прежде всего, с диалогом традиционной системы обучения («школы учебы») и инновационных, реформаторских педагогических течений («школы труда») в конце девятнадцатого – начале двадцатого веков.

Информация о работе Организация проектной деятельности младших школьников на уроках технологии