Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 20:35, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматривается проблема организации проектной деятельности в начальных классах общеобразовательной школы на уроках технологии.
Структура данной курсовой работы выглядит следующим образом. Первый раздел отражает теоретико-педагогические основы организации проектной деятельности на уроках технологии в начальной школе, раскрывает сущность понятий «проект», «проектная деятельность», «творческие способности». На основе анализа различных точек зрения в разделе выделены возможности и условия реализации проектной деятельности на уроках технологии в начальной школе.
Введение……………………………………………………………………...5
Глава 1. Теоретико-педагогические основы организации проектной деятельности на уроках технологии……………………………………...............10
1.1 Содержательная характеристика проектной деятельности в начальной школе…………………………………………..………………….………………..10
1.2 Возможности и условия организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии…………………………………….19
Глава 2. Опытно- экспериментальная работа по организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии ………………..…..29
2.1 Диагностика уровня обученности младших школьников проектной деятельности ……………………………………………………………………….29
2.2 Методы и приемы организации проектной деятельности на уроках технологии в начальной школе……………………………………………………32
2.3. Анализ результатов исследования………………………………..…....40
Заключение…………………………………………………………………...46
Список литературы…………………………………………………………..49
Приложение А
Приложение Б
ОГУ Орский
гуманитарно-технологический федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» Орский гуманитарно-технологиче
Факультет дошкольного и начального образования
Кафедра педагогики и методики дошкольного и начального образования
КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Методика преподавания технологии»
Организация проектной деятельности младших школьников на уроках технологии.
ОГТИ (филиал) ОГУ 050708.65.5 3 12.
ОГТИ (филиал) ОГУ 050700.62.5 3 12.
Руководитель работы к.п.н., доцент _______________Е.Ю.Сизганова "_____"_______________2011 г. Исполнитель студентка 5 курса _____________Е.Т.Куздюбаева "_____"______________2011 г.
Орск 2011 |
ОГУ Орский гуманитарно- федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» Орский гуманитарно-
Факультет дошкольного и начального образования
Кафедра педагогики и методики дошкольного и начального образования
Задание на курсовую работу
Развитие творческих способностей младших школьников в процессе домашней учебной работы по курсу «Окружающий мир»
Исходные данные: Объект исследования:
образовательный процесс в Предмет исследования: возможности
и условия организации проектно
Перечень подлежащих разработке вопросов:
Перечень графического материала: Схемы -2; Диаграммы – 2; Таблицы-2. Дата выдачи задания “___”______________20__ г. Руководитель К.п.н.,доцент Исполнитель студент группы 08ПиМНО Срок защиты работы “___”______________20__ г. |
Аннотация
В данной курсовой работе
рассматривается проблема
Структура данной курсовой
работы выглядит следующим
Во втором разделе представлены результаты опытно-экспериментальной работы по организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии, проанализированы и обоснованы результаты диагностики уровня готовности младших школьников к проектной деятельности; определены и обоснованы психолого-педагогические условия, при которых проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе наиболее эффективна.
Работа выполнена печатным способом на 62 страницах с использованием 36 источников, содержит 2 схемы, 2 диаграммы и 2 приложения.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретико-педагогические
основы организации проектной деятельности
на уроках технологии……………………………………......
1.1 Содержательная характеристика
проектной деятельности в начальной школе…………………………………………..…………………
1.2 Возможности и условия
организации проектной
Глава 2. Опытно- экспериментальная работа по организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии ………………..…..29
2.1 Диагностика уровня обученности младших школьников проектной деятельности ……………………………………………………………………….29
2.2 Методы и приемы организации проектной деятельности на уроках технологии в начальной школе……………………………………………………32
2.3. Анализ результатов исследования………………………………..…...
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение А
Приложение Б
Введение
В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для её реализации. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Для того, чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.
В нашей курсовой работе сделана попытка анализа возможностей и условий организации проектной деятельности в младших классах общеобразовательной школы на уроках технологии .
Эффективность учебной деятельности учителя во многом определяется правильно выбранной педагогической технологией. Теория и практика большинства современных педагогических технологий еще только разрабатывается и является в педагогике новым объектом изучения. К таковым относится и коллективный проект, положенный в основу учебной деятельности на занятиях по технологии. Для того чтобы осмыслить коллективную проектную деятельность в плане педагогической теории, необходимы обобщение, систематизация, анализ, методические рекомендации и пропаганда уже имеющегося опыта учителей технологии.
Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.
Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Однако в школе уже много
лет продолжается противодействие
традиционного и
Именно поэтому подготовка ребенка
к исследовательской
Задачи курса “Технологии” включают в себя формирование у учащихся навыков работы с новыми инструментами и материалами, расширение знаний о трудовой деятельности человека в различные исторические периоды (ремесла, народные промыслы и т.д.), знакомство с историко-культурным наследием России и осмысление и освоение этапов проектной деятельности. Дети изучают и учатся работать с природными материалами и материалами, являющимися результатом труда человека, знакомятся с видами профессиональной деятельности человека начиная с древних времен и осмысливают их значение для общества. А главное — знакомство это происходит через призму практической деятельности. Таким образом, в процессе изучения предмета “Технология” ребенок познает природу, общество, мир во всем его единстве и многообразии.
Еще одной важной особенностью курса
“Технология” является наличие материала,
позволяющего на практическом уровне
обучать детей проектной
Все это и обусловило актуальность темы исследования.
При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске и малым количеством разработок по организации исследовательской деятельности младших школьников.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы условия организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии?
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Организация проектной деятельности младших школьников на уроках технологии».
Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: возможности и условия организации проектной деятельности на уроках технологии в начальных классах общеобразовательной школы.
Цель исследования: выявить возможности и организационные условия реализации проектной деятельности на уроках технологии в начальных классах общеобразовательной школы.
Изучение психолого-
- ознакомление младших школьников с содержанием и техникой выполнения проектов;
- формирование умений самоконтроля, развитие творческих способностей и инициативы учащихся.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретико-педагогические основы организации проектной деятельности младших школьников.
2. Изучить психолого-педагогические способности младших школьников, необходимые для выполнения проектов.
3.Охарактеризовать специфику организации проектной деятельности на уроках технологии в начальных классах общеобразовательной школы.
5. Проанализировать результаты организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии.
Теоретико-методологическая основа исследования: методические и теоретические аспекты организации учебно-исследовательской деятельности школьников в трудах отечественных педагогов В.П.Вахтерова, Н.И.Новикова, Б.Е.Райкова, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского и зарубежных Дж.Бруннер, А.Дистервег, Дж.Дьюи, Ж.Ж.Руссо, И.Песталоцци, С.Френе и других. Методические и дидактические основы использования исследовательских методов в обучении обоснованы И.Я. Лернером, М.И. Махмутовым, М.Н. Скаткиным. Обоснование обучения, направленного на формирование умений добывать и применять полученные знания, дано Л.С. Выготским, В.В.Давыдовым, Л.В.Занковым, Н.Ф.Талызиной, Д.Б.Элькониным, И.С.Якиманской. Значимость творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивали В.И. Андреев, И.А.Зимняя, А.М.Матюшкин; психологические основы организации учебно-исследовательской деятельности детей разного возраста описаны А.Н.Поддьяковым, А.И.Савенковым. Теоретические, методические, дидактические аспекты исследовательской деятельности учащихся представлены в трудах Л.А.Казанцевой, Г.В. Макотровой, А.В. Леонтовича; вопросы развития исследовательских умений рассматривались А.Г.Иодко, О.И.Митрош, В.П. Ушачевым.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
1.Наблюдение, интервьюирование учеников и учителя, анализ продуктов деятельности учащихся;
2.Сравнение, изучение документации;
3.Организация и проведение педагогического эксперимента с целью проверки гипотезы;
4.Теоретический анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Таналыкская СОШ». Учитель Жамбуршина Асель Булатовна. Эксперимент проводился в 3 и 4 классах.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 35 наименований, приложений.
Общий объем работы 62 страницы компьютерного текста.
Глава 1. Теоретико-педагогические
основы организации проектной
Теоретико-педагогическое обоснование организации проектной деятельности на уроках технологии связано, прежде всего, с диалогом традиционной системы обучения («школы учебы») и инновационных, реформаторских педагогических течений («школы труда») в конце девятнадцатого – начале двадцатого веков.
Информация о работе Организация проектной деятельности младших школьников на уроках технологии