Организация проектной деятельности младших школьников на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматривается проблема организации проектной деятельности в начальных классах общеобразовательной школы на уроках технологии.
Структура данной курсовой работы выглядит следующим образом. Первый раздел отражает теоретико-педагогические основы организации проектной деятельности на уроках технологии в начальной школе, раскрывает сущность понятий «проект», «проектная деятельность», «творческие способности». На основе анализа различных точек зрения в разделе выделены возможности и условия реализации проектной деятельности на уроках технологии в начальной школе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...5
Глава 1. Теоретико-педагогические основы организации проектной деятельности на уроках технологии……………………………………...............10
1.1 Содержательная характеристика проектной деятельности в начальной школе…………………………………………..………………….………………..10
1.2 Возможности и условия организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии…………………………………….19
Глава 2. Опытно- экспериментальная работа по организации проектной деятельности младших школьников на уроках технологии ………………..…..29
2.1 Диагностика уровня обученности младших школьников проектной деятельности ……………………………………………………………………….29
2.2 Методы и приемы организации проектной деятельности на уроках технологии в начальной школе……………………………………………………32
2.3. Анализ результатов исследования………………………………..…....40
Заключение…………………………………………………………………...46
Список литературы…………………………………………………………..49
Приложение А
Приложение Б

Файлы: 1 файл

курс работа 2 авриант.doc

— 412.00 Кб (Скачать файл)

     Конструирование – один из разделов, используемый в процессе трудового обучения учащихся всех возрастных групп. Он связан с решением творческой задачи на конструирование или моделирование изделий труда. На передний план здесь выдвигается творческое применение знаний на практике.

     Творческие задания  частного характера (например, по  увеличению или уменьшению размеров  объекта, изменению (улучшению)  изделия путем замены деталей,  улучшению внешнего оформления  готового объекта) способствует  включению учащихся в творческий процесс, связанный с обоснованием идеи и конструктивной разработкой изготавливаемого изделия.

     На данном этапе мы предлагаем учащимся подойти к каждому пункту проекта творчески.

     3 этап – технологический,  во время которого учащиеся  выполняют технологические операции, корректируют свою деятельность, производят самоконтроль и самооценку работы. Цель – качественное и правильное выполнение трудовых операций. Предмет деятельности – создаваемый материальный продукт, знания, умения и навыки. Средства – инструменты и оборудование, с которыми работает учащийся. Результат – приобретение знаний, умений и навыков.

     В процессе работы  над проектом мы создаем проблемные ситуации.

     Если добиться того, чтобы детская душа проснулась, зазвучала, то есть научить ученика сопереживать, то его духовная жизнь станет более полной. Именно, тогда развивается нравственный и духовный аспект, а также творческий потенциал ученика, что немаловажно. И каждый раз вместе с детьми педагог радуется их маленькой победе на уроке: радостному озарению в глазах, задумчивому выражению лица, эмоциональному всплеску и новой идее.

     На данном этапе  проекта одним из важнейших  элементов методики преподавания  – дать возможность ребенку  самому открыть новый для него  технологический прием. «Это открытие руками» носит прикладной характер. В случае затруднения мы помогаем наводящими вопросами, но не раскрываем при этом способы выполнения до конца. Вариантов открытия может быть несколько и ребенок не должен быть скован определенным и единственным способом и приемом выполнения задания. Иногда он приходит к совершенно неожиданному и оригинальному решению. Это всячески поощряется педагогом, так как это и есть развитие его творческой активности.

     Особое внимание мы уделяем выполнению практической работы, поощряем любую творческую инициативу, всячески поддерживаем даже самые слабые попытки творческого подхода к работе.

     4 этап – заключительный, на котором происходит окончательный  контроль, корректирование и испытание  проекта. Учащиеся анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их труда. В завершение всего обучаемые оформляют результаты проектных исследований, защищают свой проект перед одноклассниками.

     Проект выполняется  по определенному плану. Мы предлагаем не только подойти к каждому пункту проекта творчески, но и проявить любую творческую фантазию при оформлении проекта, которые должны быть яркими и красочными.

     Защита проекта проводится  в виде обзорного выступления,  мультимедийной презентации, а также выставки работ учащихся.

     Использование метода проектов может целенаправленно решать задачи индивидуально-ориентированного образования. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, которая соответствует их способностям, и направлена на формирование у них знаний, умений и навыков. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять проблемы, приобретать опыт решения творческих задач.

     Проекты могут выполняться  индивидуально, либо в группах.  В групповых проектах отдельные  разделы выполняются индивидуально.  Но и в проектах, выполняемых индивидуально, есть элементы групповой работы, например, при проведении «мозгового штурма» или взаимной оценки первоначальных идей друг друга. Включение групповой работы в каждый проект помогает развивать навыки сотрудничества и чувство их возможностей, постепенно усложняя содержание работы. При групповой работе школьники усваивают материал в совместной инновационной форме его изучения, обсуждения и взаимообучения с выработкой обобщенного, коллективного решения. Учащиеся в группе осваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, исполнителя, получая социальный опыт практической деятельности.

     В системе проектного  обучения важен дифференцированный  подход к учащимся, так как в каждом классе есть ученики с различными способностями. Мы учитываем индивидуальные особенности учащихся при постановке задания. Более сильные ученики выполняют более глубокие исследования, им предлагается больше различных идей и они изготавливают более сложные изделия. Менее способным детям требуется больше поддержки при меньшей требовательности со стороны учителя. Такие дети  проводят меньше исследований, выбирают из меньшего количества идей и изготавливают несложные изделия. У каждого учащегося свой запланированный конечный результат. мы обговариваем с детьми ожидаемый результат, как в начале, так и в ходе выполнения проекта. Важно, чтобы каждый учащийся закончил то, что было запланировано и согласовано с учителем. Занятия по проектированию проходят в непринужденной обстановке на основе сотрудничества. Успешность обучения методом проектов базируется на знании возможностей каждого ребенка, умении подсказать и привести ученика к принятию собственного решения.

     Проектная деятельность  является привлекательной для  учащихся, но ее воспитательная  и образовательная эффективность зависит от правильного понимания сущности проектного обучения и грамотного использования его возможностей.

В результате эксперимента у детей появился устойчивый интерес к технологическому творчеству, который способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.

     Повысился уровень  самостоятельности, изобретательской  активности, мастерства учащихся, появились  результаты влияния такой работы на детей. Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно-потребностная сфера. Чтобы дети были всесторонне развитыми, творчески свободными личностями,  педагог, вступая в контакт с ними, четко понимает их мотивы и потребности, и умело направляет ход их развития.

     Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения.

     С усилением стремления  к творческой активности, постепенно  увеличивается объем работы на  уроке, как следствие повышения  внимания и хорошей работоспособности  детей.

     Ребята ждут новых  интересных заданий, сами проявляют  инициативу в их поиске.

Улучшается и общий психологический  климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием  участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе.

 

 

2.3. Анализ результатов исследования

На данном этапе мы организовали в двух классах проект «Чудесный город» (приложение 2). Проекту отводится 3 урока технологии. В экспериментальном классе организация проектной деятельности прошла по всем нормам и правилам. В контрольном классе детям была предоставлена тема и кратко рассказана последовательность действий. После завершения работы над проектом дети вновь заполнили анкеты (приложение 1).

Ниже представлены результаты исследования:

Таблица 3

Проектные умения

Начало проекта

Окончание проекта

1. Принимаете ли вы  участие в разработке проекта?

Да. Нет.

3 класс

4 класс

3 класс

7-да

0-нет

4 класс

4-да

2-нет

4-да

3- нет

3-да 

3-нет

2. Испытываете ли вы  трудности при распределении поручений/заданий для разработки проекта?

Да. Нет.

5-да

2-нет

5-да

1-нет

6-нет

1-да

4-да

2-нет

3. Оцени новизну изучаемого  материала: 

  • все было новое
  • ничего не было нового

3-ново

4-не ново

3-ново

3-не ново

6-все было ново

1-не было нового

3-ново

3-не ново

5. Бывают ли случаи, когда вы сами предлагаете темы проекта?

Да. Нет.

6-нет

1-да

6-нет

0-да

7-да

6-нет

6. В какой мере усвоил  материал?

-в полной мере

- в значительной

- частично

- не усвоил

3-в полной, значительной

4-частично,не усвоил

2-в полной, значительной

4- не усвоил, либо частично

7-в полной,или значительной

3-в полной

3-частично

7. В какой мере удовлетворен  работой над проектом?

-полностью

- удовлетворен в основном

- частично

-не удовлетворен

2-полностью

4-частично

1-не удовлетворен

1-полность

4-частично

1-не удовлетворен

5-поностью

2-в основном

1-полностью

1-в основном

3-частично

1-не удовлетворен

8. Как вы оцениваете свое участие в разработке проекта?

-Активное

-Недостаточно активное

-пассивное

2-активное

3-недостаточно активное

2-пассивное

3-активное

3-недостаточно активное

0-пассивное

6-активное

1-недостаточно активное

3-активное

2-недостаточно активное

1-пассивное

9. В какой мере ты удовлетворен отношениями с ребятами, работая над проектом?

-полностью удовлетворен

- в основном

-частично

- не удовлетворен

3-полность,в основном  удовлетворен

4-частично,не удовлетворен

4-полностью,в основном

2-частично,не удовлетворен

7-полностью

4-полностью,в основном

2-частично,не удовлетворен


 

Результаты экспериментального класса:

Рисунок 1

( вертикальная шкала показывает  количество детей, а горизонтальная  – показатели обученности, исходя  из нашей анкеты).

Результаты контрольного класса:

Рисунок 2

 

В ходе проведенной опытно-экспериментальной  работы были сделаны следующие выводы:

1 .Статистическая обработка экспериментальных  данных результатов выполнения проектов учащимися контрольного и экспериментального классов и на основе показателей — самостоятельности, оригинальности, правильность разработки и планирования технологического процесса, правильность выполнения технологических операций и полноты проектной документации показала:

• при проектировании и изготовлении изделий у учащихся экспериментальных  групп наблюдался более высокий  уровень самостоятельности и  оригинальности, чем у учащихся контрольных групп;

• при проектировании изделий у  учащиеся экспериментальных групп, в отличие от учащихся контрольных  групп, в большей степени сформированы умения разрабатывать и планировать  технологический процесс;

• при изготовлении проектируемого изделия у учащихся как экспериментальных, так и контрольных групп на высоком уровне сформированы умения выполнения технологических операций.

2. Распределение учащихся по  уровням обученности проектной  деятельности к концу эксперимента  показало, что в экспериментальных группах у большего числа учащихся определяется высокий и средний уровни обученности проектной деятельности.

В контрольных группах у большего числа учащихся определяется средний  и низкий уровни обученности проектной  деятельности.

3. Сравнение уровней готовности на начало эксперимента и уровней обученности учащихся проектной деятельности к концу эксперимента в контрольных и экспериментальных группах показало, что в экспериментальных группах отмечается положительная динамика уровней обученности проектной деятельности, в отличие от контрольных групп.

Таким образом, результаты эксперимента, и их количественный и качественный анализ показывают, что наиболее эффективно процесс обучения младших школьников проектной деятельности был осуществлен  в экспериментальных группах. Полученные результаты также свидетельствуют о том, что правильная организация проектной деятельности младших школьников позволяет осуществлять обучение младших школьников проектной деятельности более эффективно. Это в свою очередь свидетельствует о подтверждении выдвинутой гипотезы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На основе проведенного теоретического и экспериментального исследования по проблеме педагогического управления проектной деятельностью младших  школьников на уроках технологии можно сделать следующие выводы.

Проектная деятельность младших школьников в образовательной области «Технология» рассматривается как преобразовательная деятельность, развивающего характера, которая несет в себе все свойства человеческой деятельности в целом, имеет свою структуру и является видом учебной деятельности. Основываясь на взгляды В.В. Колотилова, под проектной деятельностью младших школьников мы понимаем вид учебно-познавательной активности, направленной на освоение профессионального опыта проектировщиков, дизайнеров, технологов и овладение умственными действиями и операциями в процессе создания продукта-проекта.

Наиболее существенными характерными особенностями проектной деятельности младших школьников являются: активизация  познавательной деятельности и повышение мотивации обучения при осуществлении проектной деятельности; творческий и развивающий характер проектной деятельности; целенаправленность проектной деятельности; самостоятельность учащихся в процессе проектной деятельности; практическая направленность проектной деятельности и её соответствие возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

Исследование показало, что сущность обучения младших школьников проектной  деятельности на уроках технологии заключается  в оптимальном сочетании педагогического управления с собственной инициативностью, самостоятельностью и активностью школьников. Обучение младших школьников проектной деятельности целесообразно рассматривать с позиции педагогического управления. 

Для успешного осуществления процесса управления проектной деятельностью младших школьников выделены педагогические условия: создание атмосферы доброжелательности и доверительности; расположение учебного материала в «зоне ближайшего развития»; учет возрастных особенностей младших школьников; учет индивидуальных особенностей каждого учащегося и опора на его «субъектный опыт»; поэтапное формирование основных действий проектной деятельности; формирование интереса к проектной деятельности; постепенное увеличение степени самостоятельности учащихся; сочетание индивидуальных и групповых форм обучения.

В результате теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы выделены этапы обучения младших  школьников проектной деятельности и определены содержание, методы, формы  и средства обучения, адекватные каждому этапу.

Информация о работе Организация проектной деятельности младших школьников на уроках технологии