Организация трудовой деятельности в природе как фактор экологического воспитания дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Труд в природе имеет большое воспитательное значение. В процессе труда у детей формируют бережное, заботливое отношение к природе, способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети с убеждаются в его необходимости. Но воспитать ответственное отношение к труду в природе возможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками, понимают значение своего труда. Труд в природе создает благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников. Педагог учит ребят при достижении целей и результатов труда ориентироваться на характерные признаки предметов.

Содержание работы

Введение---------------------------------------------------------------------------------------2
I. Теоретическая часть
1. Основные педагогические и гигиенические требования и организация труда в природе.------------------------------------ 3
2. Содержание труда в природе детей дошкольного возраста в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксе.---------------------------------- 7
3. Формы организации трудовой деятельностью детей дошкольного возраста.----15
4.Своеобразие организации и методики руководства трудом в природе в разных возрастных группах.--------17
II. Практическая часть
1. Практическая работа по организации трудовой деятельности в природе с детьми 5-6 лет.---28
2. Мониторинг трудовых навыков и умений дошкольников.-------------------- 33
III. Заключение-----------------------------------------------------------------44
VI. Литература-----------------------------------------------------------------45

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 84.50 Кб (Скачать файл)

С декабря—января дети могут  сажать лук.  До их сознания  нужно доводить мысль о том, что лук зазеленеет не сразу, но поливать его надо каждый день.

С детьми надо вести наблюдения за тем, как ведут себя оставшиеся на зиму птицы (вороны, воробьи). Каждый день в определенное время насыпать корм на расчищенную от снега и  посыпанную песком площадку, кормовой столик или низко подвешенную  кормушку.

Дети участвуют и в  сезонном труде на своем участке. Зимой на прогулках они совместно  с воспитателем участвуют в расчистке  дорожек (сметают снег, отвозят его  на детских санках). Детям объясняют, что после уборки будет удобно играть на участке, он станет чище, красивее. Зимой внимание детей следует  направлять на заснеженные деревья  и кустарники. На участке при детях  надо окучивать деревья снегом, объясняя им, что, когда станет тепло, снег растает  и деревья смогут «напиться водички». У детей этого возраста воспитывается  устойчивый интерес к предметам  и явлениям природы, более сознательное отношение к труду по выращиванию  растений и уходу за животными  как деятельности, направленной на удовлетворение потребностей живых  существ.

Ухаживая за посевами и  посадками, дети систематически наблюдают  за ними, привыкают ответственно относиться к порученному делу. Необходимо постепенно подводить детей к пониманию  того, что для жизни и роста  растений нужно создавать благоприятные  условия (почва, свет, тепло, влага и  т. д.). Воспитатель должен помочь детям  понять значение каждого процесса труда, приема ухода и формировать у  них умение видеть и чувствовать  своевременность проведения того или  другого действия.         

Средняя группа.

Дошкольники средней группы уже имеют некоторый опыт выполнения трудовых заданий в уголке природы. Задача педагога – воспитывать у  детей настойчивость и привычку прилагать трудовые усилия для достижения цели, навыки несложной коллективной работы. Детей этого возраста необходимо постепенно готовить к пониманию  того, что для жизни и роста  растений нужно создавать благоприятные  условия (определенная почва, солнечный  свет, тепло, влага и т.д.). При этом надо заботиться о том, чтобы дети испытывали радость от труда.

Воспитанники средней  группы должны самостоятельно поливать комнатные растения, пользуясь меркой, установленной воспитателем, обтирать растения с кожистыми листьями, рыхлить  землю в цветочных горшках. Дети приучаются самостоятельно кормить  рыбок и птиц по установленной  мерке, помогают воспитателю убирать  клетки (моют поилки, кормушки, вместе с воспитателем чистят клетки). Дети принимают участие в уборке участка: сгребают листья, разгребают снег на дорожках и т. д.

На пятом году жизни  детей продолжают обучать технике  полива: поливать растения по мере необходимости; поливать водой комнатной температуры; увлажнять одинаково всю землю, наклонив лейку ближе к поверхности  земли; при этом выясняют, какому растению необходимо больше воды — маленькому или большому. Дети делают вывод: чем  больше растение, тем больше надо поливать. Следует также учить ребят  определять потребность земли во влаге на ощупь. Дети должны знать, что  сухая почва твердая, рассыпается, мокрая земля - темная. Накапливая соответствующий  опыт, дети сами пытаются установить необходимость  поливки, опираясь на внешний вид  растений (упругость листьев, стеблей). Полезно побеседовать с детьми и  о том, что растения весной усиленно растут, появляются новые побеги, листья, цветы, их надо больше поливать.

В уголке природы дети ухаживают  за животными с помощью воспитателя. Они должны знать, какой корм необходим  животным (белке, кролику, хомяку, черепахе), как он называется, где и как  хранится.

Под контролем воспитателя  дети готовят корм: нарезают листья капусты, корнеплодов, рвут траву, по мерке  дети насыпают корм рыбкам, зерна птицам. Дети должны знать дозировку пищи и уметь распределять ее в течение  суток. В средней группе увеличивается  количество и разнообразие рыбок  в аквариуме, помещают рыбок наших  водоемов: серебрянку, карпа, линя и  разновидности золотой рыбки.

В уголке природы можно  организовать общую уборку, распределить работу между детьми: помыть поилки, кормушки, горшки и поддоны, протереть  листья растений, полить, порыхлить землю в горшках.

В средней группе формы  организации детей в процессе труда те же, что и в младшей. Большое место занимают индивидуальные поручения, но они носят более  длительный характер. Дети могут выполнять  поручения в течение 2—3 дней. Навыки детей средней группы еще очень  несовершенны, поэтому необходимо постоянное внимание воспитателя к способам работы, чтобы не нанести ущерба растениям и животным.

Дети среднего дошкольного  возраста становятся все более самостоятельными в связи с приобретением навыков. Они охотно выполняют трудовые поручения, помогают взрослым; появляются зачатки  чувства ответственности за порученное дело, критическое отношение к  результатам своей деятельности.

Все эти особенности развития детей — основа для усложнения методики руководства их трудом. При  обучении новой трудовой операции воспитатель  в средней группе уже не дает дробного показа. Показывается и объясняется  весь процесс целиком, а затем  он делится на логические этапы (проложить  бороздку, положить семена, засыпать землей, полить). Воспитатель проверяет выполнение каждого этапа. По ходу работы он напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, использует показ или пример других детей  при оказании помощи нуждающимся  детям. Меняется и характер оценки труда. Теперь не всегда оценка может быть положительной, так как оценивается  качество выполнения трудовой операции. Оценку воспитатель дает по ходу труда  детей и тут же предлагает исправить  ошибки, если они имеются. Постепенно в средней группе педагог учит детей замечать необходимость труда. Он объясняет, почему нужно выполнять  ту или иную трудовую операцию: осматривает  вместе с детьми растения; проводит пальцем по крупным листьям, выясняя, сильно ли они запылились; находит  растения, которые нужно полить. Если в клетке грязный песок, его  надо сменить, в аквариуме мало воды -нужно долить и т. д.

Старшая и подготовительная к школе группа.

У старших дошкольников (5―7 лет) необходимо воспитывать привычку работать по собственному почину, а  не только по предложению воспитателя, выполнять работу старательно, аккуратно, беречь материалы и предметы труда, убирать их на место после работы, воспитывать готовность участвовать  в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, не избегая неприятной работы, умение договариваться, распределять обязанности для выполнения работы, дружно работать, помогая друг другу, добиваться качественного выполнения работы. При этом нужно расширять круг представлений детей об уходе за растениями и животными, устанавливая связь между правильным уходом за ними и их развитием. Овладение трудовой деятельностью в старшей и подготовительной к школе группе происходит в более сложных формах организации труда. В этом возрасте необходимо сформировать умения принимать и ставить трудовую задачу, представлять результат ее выполнения, определять последовательность трудовых операций, отбирать необходимый материал, самостоятельно выполнять трудовой процесс при небольшой помощи взрослых. Индивидуальные поручения по уходу за отдельными объектами становятся более длительными. Ребенку можно поручить вырастить растение в подарок малышам, маме, ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой.

В старшей группе детского сада вводится новая форма систематической  работы — дежурства. Готовность детей  к дежурствам обеспечивается предшествующей повседневной работой в уголке природы. На занятии, посвященном введению дежурств, воспитатель должен уточнить с детьми обязанности дежурных, вспомнить  правила ухода за каждым обитателем уголка природы, рассказать им об ответственности  за выполнение всех требований. Одновременно дежурят 2—4 человека. Важно подбирать  группы таким образом, чтобы вместе с детьми, имеющими хорошие навыки, дежурили и дети с недостаточно сформированными  навыками. Длительность дежурств —  до двух дней, возможно и до недели. Длительные дежурства формируют  чувство ответственности, деловитости, устойчивость интересов. В том случае, если дети дежурят целую неделю, возможна смена обязанностей в середине недели. Порядок и последовательность назначения детей на дежурство фиксируются  на доске дежурных. Руководство воспитателя  работой дежурных направлено на формирование у них необходимых навыков  и умений по уходу за животными  и растениями, организационных навыков, на развитие взаимоотношений и воспитание положительного отношения к труду.

В старшей группе еженедельно  организуется коллективный труд всей группы. Его цель — формирование у детей желания и умения трудиться  вместе, осознавать свою работу как  часть общей. При организации  коллективного труда всей группы воспитатель предоставляет каждой подгруппе детей большую самостоятельность. Чтобы не испытывать затруднений  в руководстве работой всех групп, педагог учитывает накопленный  опыт, наличие навыков и отбирает для коллективного труда то, что  дети выполняли в процессе поручений. Методика руководства трудом всей группы заключается в следующем: сначала  воспитатель ставит перед группой  общую цель (надо убрать участок  и т. д.), разъясняет значимость предстоящей  работы. Затем он определяет содержание труда каждой из 3—4 подгрупп (звеньев) детей, напоминает о необходимости  распределения обязанностей между ними, предлагает удобно расположить заранее подготовленное оборудование и начать работу.

В старшей и подготовительной группе по итогам работ можно ставить  оценку — индивидуальную и коллективную. Индивидуальную оценку делает ежедневно  воспитатель, а коллективную время  от времени проводят дети. Как правило, это делается после того, как дети овладели новыми трудовыми процессами. Оценка работы всем коллективом —  похвала или, наоборот, порицание  со стороны детей — всегда положительно сказывается на их поведении. При  оценке работы следует подчеркнуть  хорошее состояние животных и  растений, с тем, чтобы доставить  детям удовлетворение и радость  от результатов своей работы.

В старшую группу детского сада дети в основном приходят уже  с некоторым запасом знаний, имеют  навыки ухода за животными и растениями, осознают свои обязанности. Поэтому  воспитатель имеет возможность  с начала года приучать их к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей. Они  могут сами договариваться, кто за какими объектами будет ухаживать. Педагог в этом случае очень тонко  и незаметно «подсказывает» детям  выбор объектов, следит за тем, чтобы  они бережно обращались с животными  и растениями, работали аккуратно, дружно и доводили начатое дело до конца. Дети рассказывают всей группе, как  они ухаживают за животными и  растениями, что нового, интересного  заметили. Поэтому целесообразно  периодически производить осмотр уголка природы со всеми детьми. Это вызывает еще больший интерес к работе, повышает ответственность детей  за выполнение своих обязанностей.

Время от времени дети привлекаются к коллективной уборке уголка природы: моют комнатные растения, заряжают аквариум и др. Здесь очень важно  так распределить поручения, чтобы  дети могли окончить работу одновременно, важно поддерживать у них согласованность  в работе, правильные взаимоотношения. В старшей группе дети дежурят 3—4 дня. Количество дежурных зависит от разнообразия объектов. В уголке природы  надо подобрать такие растения, которые  были бы интересны для детей. Растения должны быть контрастны по строению стебля, форме, величине и окраске листьев, цветению. Они требуют разнообразных  приемов ухода. Например, растение с сочными, мясистыми листьями, покрытыми маловодопроницаемым слоем покровных клеток (алоэ), нуждается в воде меньше, чем растения с крупными, нежными, снабженными большим числом устьиц, сильно испаряющими влагу листьями (колеус, бальзамин, китайская роза). Растение с поверхностной корневой системой (примула) требует более частого полива, чем растение с глубоколежащим корнем (аспидистра). Кроме того, целый ряд растений испытывает в зависимости от времени года неодинаковую потребность во влаге. Воспитателю нужно знать особенности роста растений и приемы ухода за каждым из них и сообщать их детям. При определении необходимости полива у детей должен быть «избирательный подход» к растениям при обследовании. Есть растения, по внешнему виду которых нельзя определить, нуждаются ли они в поливе. Решить это можно, разрывая почву палочкой, если она рассыпается - сухая; наличие воды на поддонах говорит о влажности почвы.

Детей этого возраста продолжают обучать поливу растений в связи  с переходом к зимнему режиму и в соответствии с биологическими особенностями растений. Правилами  полива растений дети могут пользоваться в соответствии с полученными  знаниями, каждый раз обдумывая, что  и как делать. По мере необходимости  дети рыхлят почву у комнатных  растений, определяя потребность  в этом по трещинам на земле, по стеканию воды во время полива. Они узнают также, что рыхлить землю нужно  по-разному. Если корни растения расположены  близко к поверхности земли (традесканция, бегония), рыхлить землю надо особенно осторожно. Дети помогают воспитателю  подкармливать растения, убеждаясь  при этом в том, что растения, которые  подкармливают, цветут гораздо дольше и красивее, чем те, которые не подкармливались. Дети усваивают новые  и закрепляют усвоенные ранее  приемы содержания растений в чистоте. Они учатся обрызгивать растения с нежными мелкими листочками, очищать щеточкой пыль с ворсистых  листьев (камнеломка, фиалка), чтобы  не повредить листья и нежные волоски. Детям объясняют, что растениям  нужен свет и воздух. Есть растения особенно светолюбивые (седум, фуксия, бегония вечноцветущая, камнеломка, примула, традесканция), а есть теневыносливые (аспарагус, аспидистра). Зная это, дети сами решат, куда какое растение поставить, при проветривании убирают растения от форточки.

В процессе зимне-весенних посевов  и посадок дети знакомятся с различным  посадочным материалом (луковицы, семена, корнеплоды). В уголке природы, в  огороде и цветнике они выращивают растения: участвуют в перекопке  земли и разделке грядок и клумб, сеют семена, высаживают рассаду, часть  которой они могут вырастить  в уголке природы, а затем поливают, пропалывают, рыхлят землю, собирают урожай. У детей необходимо сформировать соответствующие трудовые навыки и  умения, научить их определять по состоянию  растений и почвы необходимость  того или иного способа ухода, устанавливать связь между состоянием растений и трудом человека, направленным на удовлетворение потребностей растений.

Дети продолжают ухаживать  за животными — обитателями уголка природы, за мелкими домашними животными, живущими на участке детского сада: подготавливают корм и кормят рыбок, птиц, зверьков, моют поилки и кормушки, чистят клетки для птиц. Воспитанники подготовительной к школе группы осуществляют уход самостоятельно. Педагог  лишь контролирует их действия, оказывает  помощь при затруднении. При этом следует формировать понимание  необходимости того или иного  способа ухода, умение устанавливать  связь между теми условиями, которые  нужно создать в уголке природы  для животных, и условиями их существования  в природе.

Информация о работе Организация трудовой деятельности в природе как фактор экологического воспитания дошкольников