Организация трудовой деятельности в природе как фактор экологического воспитания дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Труд в природе имеет большое воспитательное значение. В процессе труда у детей формируют бережное, заботливое отношение к природе, способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети с убеждаются в его необходимости. Но воспитать ответственное отношение к труду в природе возможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками, понимают значение своего труда. Труд в природе создает благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников. Педагог учит ребят при достижении целей и результатов труда ориентироваться на характерные признаки предметов.

Содержание работы

Введение---------------------------------------------------------------------------------------2
I. Теоретическая часть
1. Основные педагогические и гигиенические требования и организация труда в природе.------------------------------------ 3
2. Содержание труда в природе детей дошкольного возраста в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксе.---------------------------------- 7
3. Формы организации трудовой деятельностью детей дошкольного возраста.----15
4.Своеобразие организации и методики руководства трудом в природе в разных возрастных группах.--------17
II. Практическая часть
1. Практическая работа по организации трудовой деятельности в природе с детьми 5-6 лет.---28
2. Мониторинг трудовых навыков и умений дошкольников.-------------------- 33
III. Заключение-----------------------------------------------------------------44
VI. Литература-----------------------------------------------------------------45

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 84.50 Кб (Скачать файл)

пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т.п.). Воспитывать  опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

Хозяйственно бытовой  труд. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям " - чети, доски для лепки и пр.), после игры убирать наместо игрушки, строительный материал.

Приучать соблюдать порядок  и чистоту в помещении и  на участке детского сада. Во второй половине года начинать формировать  у детей умения, необходимые при  дежурстве по столовой: помогать накрывать стол к обеду (раскладывать ложки, расставлять хлебницы (без хлеба), тарелки, чашки и т. п.).

Труд в природе. Воспитывать  желание участвовать в уходе  за растениями и животными  в уголке природы и на участке.

Формировать умение обращать внимание на изменения, произошедшие со знакомыми  растениями (зацвела сирень, появились плоды на яблоне и т.д.).

Приучать с помощью  взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать снег со скамеек.

Воспитание ценностного  отношения к собственному труду, труду других

людей и его результатам. Формировать положительное отношение к труду взрослых.

Воспитывать желание принимать  участие в посильном груде, умение преодолевать небольшие трудности.

Продолжать воспитывать  уважение к людям знакомых профессий.

Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение  к

результатам их труда. Формировать  бережное отношение к собственным  поделкам и поделкам сверстников. Побуждать  рассказывать о них.

Формирование первичных  представлений о труде взрослых, его роли в

обществе и жизни каждого человека. Воспитывать интерес к жизни и труду взрослых. Продолжать знакомить с трудом близких взрослых.

Рассказывать детям о  понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.

Образовательная область «Труд» Средняя группа

«Содержание образовательной  области „Труд" направлено на достижение цели

формирования положительного отношения к труду через решение  следующих задач:

• развитие трудовой деятельности;

• воспитание ценностного  отношения к собственному труду, труду других людей 

и его результатам;

• формирование первичных  представлений о труде взрослых, его роли в

обществе и жизни каждого человека».

Развитие трудовой деятельности

Самообслуживание. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться.

Приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок (чистить, просушивать). Воспитывать стремление быть всегда аккуратными, опрятными.

Формировать умение самостоятельно готовить свое рабочее место и  убирать его после окончания  занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть баночки, кисти, протирать стол и т. д.).

Хозяйственно бытовой  труд. Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в  групповой комнате и на участке детского сада; убирать на место строительный материал, игрушки; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки.

В весенний и осенний периоды  приучать детей вместе с воспитателем убирать на участке мусор, в зимний период расчищать снег.

Формировать умение самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять  хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).

Труд в природе.

Закреплять умение поливать растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки (при участии воспитателя).

Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма  птицам в зимнее время. Привлекать к  подкормке зимующих птиц.

Приучать детей к работе на огороде и в цветнике (посев  семян, поливка, сбор урожая).

Формировать стремление помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место).

Воспитание ценностного  отношения к собственному труду, труду других

людей и его результатам 

Воспитывать положительное  отношение к труду, желание трудиться.

Развивать умение выполнять  индивидуальные и коллективные поручения. Формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении  коллективной работы,

заботиться о своевременном  завершении совместного задания.

Формировать предпосылки  ответственного отношения к порученному  заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его  хорошо). Разъяснять детям значимость их труда. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.

Формирование первичных  представлений о труде взрослых, его роли в

обществе и жизни каждого  человека Продолжать расширять представления о труде взрослых, о разных профессиях.

Продолжать знакомить  с профессиями (шофер, почтальон, продавец, врач),

Формировать интерес к  профессиям родителей, подчеркивать значимость их труда.

Образовательная область «Труд» Старшая группа

«Содержание образовательной  области „Труд" направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

• развитие трудовой деятельности;

• воспитание ценностного  отношения к собственному труду, труду других людей 

и его результатам;

• формирование первичных  представлений о труде взрослых, его роли в

обществе и жизни каждого человека»*.

Развитие трудовой деятельности

Воспитывать у детей желание  участвовать в совместной трудовой деятельности.

Формировать необходимые  умения и навыки в разных видах  труда. Воспитывать  самостоятельность.

Развивать умение доводить начатое дело до конца. Развивать  творчество и инициативу при выполнении различных видов труда.

Знакомить с наиболее экономными приемами работы. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение  к материалам и инструментам.

Самообслуживание. Вырабатывать привычку правильно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки.

Совершенствовать умение одеваться и раздеваться, не отвлекаясь, аккуратно складывать в шкаф одежду, сушить мокрые вещи, ухаживать без  напоминаний за обувью (мыть, протирать, чистить, убирать на место).

Закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок  в своем внешнем виде.

Формировать привычку бережно  относиться к личным вещам и вещам  сверстников. Развивать у детей  желание помогать друг другу.

Хозяйственно бытовой  труд. Продолжать закреплять умение детей  помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки, строительный материал и т. п. Формировать умение наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой — от снега; поливать песок в песочнице. Приучать убирать постель после сна; добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды.

Вырабатывать привычку самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать  их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.

Труд в природе. Закреплять умение выполнять различные поручения связанные с уходом за животными и растениями уголка природы; выполнять обязанности дежурного в уголке природы (поливать комнатные растения, рыхлить почву и т.д.). Осенью привлекать детей к уборке овощей на огороде, сбору семян пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы.

Зимой привлекать детей к  сгребанию снега к стволам  деревьев и кустарникам,

выращиванию вместе со взрослыми зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, помощи взрослым в создании фигур и построек из снега.

Весной привлекать детей  к посеву семян овощей, цветов, высадке  рассады; летом — к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб. Ручной труд. Совершенствовать умение работать с  бумагой: сгибать лист вчетверо в

разных направлениях; работать по готовой выкройке (шапочка, лодочка, домик, кошелек). Закреплять умение создавать из бумаги объемные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам (домик, корзинка, кубик).

Продолжать закреплять умение делать игрушки, сувениры из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в  цветной обмотке, пустые коробки  и др.), прочно соединяя части.

Формировать умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых  игр (флажки, сумочки, шапочки, салфетки и др.); сувениры для родителей, сотрудников  детского сада, украшения на елку.

Привлекать детей к  изготовлению пособий для занятий  и самостоятельной деятельности (коробки, счетный материал), ремонту книг, настольно-печатных игр.

Закреплять умение экономно и рационально расходовать материалы.

Воспитание ценностного  отношения к собственному труду, труду других

людей и его результатам Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений. Подводить к оценке результата своей работа (с помощью взрослого). Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты

труда, его общественную значимость. Учить бережно относиться к тому, что сделано руками человека. Рассказывать о профессиях воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, торговли, связи др.; о важности и значимости их труда. Прививать чувство благодарности к людям за их труд. Объяснить, что для облегчения труда

используется разнообразная  техника.

Знакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного  декоративно-прикладного искусства. Показывать результаты их труда: картины, книги, ноты, предметы декоративного  искусства. Развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять сильные трудовые поручения.

Образовательная область «Труд» Подготовительная группа

«Содержание образовательной  области „Труд" направлено на достижение цели

формирования положительного отношения к труду через решение  следующих задач:

• развитие трудовой деятельности;

• воспитание ценностного  отношения к собственному труду, труду других людей 

и его результатам;

• формирование первичных  представлений о труде взрослых, его роли в

обществе и жизни каждого человека».

Развитие трудовой деятельности

Воспитывать потребность  трудиться.

Самообслуживание. Закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться  и 

раздеваться, складывать в  шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).

Приучать относить после  еды и аккуратно складывать в  раковину посуду.

Закреплять умение замечать и устранять непорядок в своем  внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить  в костюме, прическе.

Закреплять умение самостоятельно и своевременно готовить материалы  и пособия к занятию, без напоминания  убирать свое рабочее место.

Хозяйственно бытовой  труд. Закреплять умение поддерживать порядок в группе и на участке: протирать и мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки (в том числе книги и игрушки воспитанников младших групп).

Продолжать закреплять умение самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать  и очищать дорожки от мусора, зимой  — от снега; поливать песок в песочнице; украшать участок к праздникам.

Закреплять умение самостоятельно, быстро и красиво убирать постель  после сна. Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать столы и вытирать их после еды, подметать пол. Труд в природе. Воспитывать трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к

окружающей природе. Закреплять умение самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного  в уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить почву, мыть кормушки, готовить

корм рыбам, птицам, морским  свинкам и т. п.

Осенью привлекать детей  к уборке овощей с огорода, сбору  семян, выкапыванию луковиц, клубней  цветов, перекапыванию грядок, пересаживанию  цветущих растений из грунта в уголок природы.

Зимой привлекать к сгребанию  снега к стволам деревьев и  кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, выращиванию с помощью воспитателя  цветов к праздникам. Весной привлекать детей к перекапыванию земли  на огороде и в цветнике, к посеву семян (овощей, цветов), высадке рассады.

Летом привлекать к участию  в рыхлении почвы, прополке и окучивании, поливе грядок и клумб.

Ручной труд

Работа с бумагой и  картоном. Закреплять умение складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой  формы в разных направлениях (пилотка); использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы (мишка-

физкультурник, клюющий петушок  и др.).

Формировать умение создавать  предметы из полосок цветной бумаги (коврик, дорожка, закладка), подбирать  цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам. Формировать  умение использовать образец. Учить  детей создавать объемные игрушки  в технике оригами.

Информация о работе Организация трудовой деятельности в природе как фактор экологического воспитания дошкольников