Организация трудовой деятельности в природе как фактор экологического воспитания дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Труд в природе имеет большое воспитательное значение. В процессе труда у детей формируют бережное, заботливое отношение к природе, способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети с убеждаются в его необходимости. Но воспитать ответственное отношение к труду в природе возможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками, понимают значение своего труда. Труд в природе создает благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников. Педагог учит ребят при достижении целей и результатов труда ориентироваться на характерные признаки предметов.

Содержание работы

Введение---------------------------------------------------------------------------------------2
I. Теоретическая часть
1. Основные педагогические и гигиенические требования и организация труда в природе.------------------------------------ 3
2. Содержание труда в природе детей дошкольного возраста в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксе.---------------------------------- 7
3. Формы организации трудовой деятельностью детей дошкольного возраста.----15
4.Своеобразие организации и методики руководства трудом в природе в разных возрастных группах.--------17
II. Практическая часть
1. Практическая работа по организации трудовой деятельности в природе с детьми 5-6 лет.---28
2. Мониторинг трудовых навыков и умений дошкольников.-------------------- 33
III. Заключение-----------------------------------------------------------------44
VI. Литература-----------------------------------------------------------------45

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 84.50 Кб (Скачать файл)

Работа с тканью. Формировать  умение вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшие изделия (мешочек  для семян, фартучек для кукол, игольница) швом «вперед иголку». Закреплять умение делать аппликацию, используя кусочки  ткани разнообразной фактуры  (шелк для бабочки, байка для зайчика и т. д.), наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом.

Работа с природным  материалом. Закреплять умение создавать  фигуры людей,

животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов, передавать выразительность  образа, создавать общие композиции («Лесная поляна», «Сказочные герои»).

В процессе работы развивать  фантазию, воображение. Закреплять умение аккуратно и экономно использовать материалы.

Воспитание ценностного  отношения к собственному труду, труду других

людей и его результатам Приучать детей старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.

Воспитывать желание участвовать  в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными  окружающим, радовать результатам коллективного  труда.

Формирование первичных  представлений о труде взрослых, его роли в

обществе и жизни каждого  человека .Расширять представления детей о труде взрослых, о значении их тру взрослых для общества. Воспитывать уважение к людям труда.

Продолжать развивать  интерес к различным профессиям, в частности, к

профессиям родителей  и месту их работы.

Продолжать знакомить  детей с профессиями, связанными со спецификой родного города (поселка).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Формы организации  трудовой деятельности детей  дошкольного возраста.

Для того чтобы создать  у детей устойчивое положительное  отношение к повседневной, однообразной, но столь необходимой работе в  уголке природы по уходу за растениями и животными, в огороде и цветнике по уходу за посадками, воспитать  любовь к труду и родной природе, необходимо правильно и эффективно организовать труд детей. Великий русский  педагог А. С. Макаренко уделял этому  вопросу огромное внимание и  говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.

Труд детей в природе  организуют в форме поручений, дежурств, коллективного труда, также распространённой формой организации детского труда  в природе служат ННОД.

ННОД  проводятся в уголке природы, на огороде и в цветнике. В процессе образовательной деятельности дети получают первоначальные сведения о жизни растений, животных, узнают, какие условия нужны для их выращивания, приобретают необходимые трудовые навыки и умения, которые затем закрепляются в повседневной жизни.

Усвоение знаний и формирование трудовых умений и навыков должно происходить не только на специально организованных занятиях, но преимущественно  в повседневном труде. Воспитатель, работая вместе с детьми, ставит им конкретную задачу, намечает, какой они получат результат, по мере надобности показывает нужные приемы, сообщает знания, но делает это по ходу выполнения работы. Например, приучая детей к уходу за растениями, воспитывая трудолюбие, педагог постепенно объясняет детям и значение ухода для роста растений, сообщает сведения, но не ставит это главной задачей.

Наиболее приемлемыми  формами для решения воспитательных задач считают организацию труда  в форме различного рода поручений: индивидуальных и подгрупповых. Они  могут быть длительными, систематическими, кратковременными или эпизодическими.                                                                                                           Поручения, это первая и самая доступная форма организации детского труда, это обращённая к ребёнку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое задание. Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах детского сада, но особое значение они имеют в младших группах, где трудовая деятельность только осваивается. При индивидуальной форме весь процесс труда ребенок выполняет сам. Это дает возможность воспитателю научить малыша трудовым действиям, оказать ему помощь, проконтролировать выполнение трудовых операций, оценить деятельность, учесть индивидуальные особенности. Все это помогает формировать трудовые навыки и умения, способствует воспитанию ответственности за порученное дело, настойчивости, аккуратности, привычки к трудовому усилию. Существуют и более длительные индивидуальные поручения по уходу за каким-либо растением, животным.                                  Дежурства являются одной из наиболее распространенных форм организации труда детей в детском саду. Дежурство предполагает поочередное выполнение детьми постоянного и определенного круга обязанностей. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. В ходе дежурств у них совершенствуются навыки труда в природе, формируются общественные мотивы труда, этот труд воспитывает в детях ответственность, гуманность, заботу об обитателях уголка природы. Дежурство в уголке природы должно быть организовано так, чтобы в течение всего дня дети чувствовали ответственность за живые объекты, поэтому необходимо распределить трудовые обязанности на весь день. Если дети выполнят всю работу утром, то в течение дня не будут уделять внимание живым объектам. Для дежурств дети объединяются в группы (звенья по 3-4 человека).                                                       Если дети ухаживают за новыми для них живыми объектами, воспитатель первое время возглавляет группу дежурных и все трудовые процессы выполняет совместно с детьми, помогает детям понять их обязанности, побуждает их работать так же аккуратно, как взрослый; тем, кто затрудняется, оказывает своевременную помощь. Коллективный труд в природе дает возможность формировать трудовые навыки и умения у всех детей группы. Коллективная работа объединяет ребят, формирует умения принимать общую цель труда, договариваться, сообща планировать действия, согласовывать их, помогать друг другу, оценивать работу. При фронтальной организации коллективного труда, когда в труде участвуют все дети возрастной группы, они сообща могут выполнять одно какое-либо задание, например прополку огорода. При уборке уголка природы одни моют растения, другие чистят клетки для животных, третьи моют поддоны и протирают подоконники. В этом случае детей делят на подгруппы.                                                                                                                        По своей структуре коллективный труд может быть организован как труд общий (в труде участвуют несколько детей или вся группа). Каждый ребенок при этом получает отдельное задание. Результаты труда всех детей объединяются в один общий результат. Труд совместный (в труде участвуют несколько детей) предполагает тесное взаимодействие детей для достижения единой цели. Процесс труда разделен на несколько операций, каждую из которых осуществляет один из участников или группа детей. Каждый участник труда делает свою операцию и передает объект дальше.

4. Своеобразие  организации  и методика  руководства  трудом  в природе в разных  возрастных группах.

Живая природа часто и  без особых усилий со стороны взрослых вызывает у ребят и любопытство, и симпатию, и желание помочь, заботиться, ухаживать. Но все эти  добрые чувства и намерения только тогда станут фактором нравственного, трудового, эстетического и физического  воспитания, когда воспитатели сумеют правильно организовать труд дошкольника  по уходу за растениями и животными, грамотно им руководить. Этот труд особо  ответственен, дети не должны смотреть на него как на забаву. Ведь небрежность, забывчивость, безответственность могут  нанести вред живому существу, растению, иногда непоправимый. Рыбка погибнет, если ее не накормить, не поменять воду  в аквариуме; красивый цветок завянет, если его не поливать. Это нужно разъяснять детям, стараясь пробудить в них такие эмоциональные переживания, как сочувствие, нежность, жалость.

Возможности детей для  труда их в природе, методы организации  этого вида труда и руководства  им различны и зависят от возраста детей, уровня сформированности у них трудовых навыков и умений, а также от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Младшие группы.

Умственному и трудовому  воспитанию детей младшего возраста в природе способствуют две предпосылки: стремление детей к самостоятельности (ее развитие) и формирование наблюдательности.

Задачи по ознакомлению детей  с природой и обучение трудовым действиям  могут быть выполнены в этом возрасте только при наглядно-действенном  способе обучения. Воспитатель планомерно сообщает детям знания и формирует  у них необходимые умения, ставит перед детьми умственные и практические задачи (что делать). Объясняя и показывая  материал, способы действия, раскрывает пути решения поставленных задач (как  делать), направляет деятельность детей  на достижение результата, используя  при этом показ действий; объяснение сочетает с восприятием, действиями и речью самих ребят. Например, при ознакомлении с растениями, привлекая ребенка к обследованию (покажи стебелек, проведи — какой длинный, а листики маленькие, цветок круглый, как шар, — покажи цветок, понюхай его и т. д.), воспитатель помогает лучше понять особенности этого растения.

Во время наблюдений за животными детям дают простейшие поручения по уходу за ними (насыпать крошек, зерен для птиц на участке, покормить рыбок). Например, воспитатель  может сказать ребёнку: «Ты мне  поможешь кормить рыб. Это корм для  них. Положим его в кормушку». Воспитатель кладёт корм сам и  предлагает ребенку сделать то же. Познавательная деятельность ребенка формируется и проявляется в содержательной трудовой деятельности. Давая поручения, надо учитывать особенности детей: тем, у кого внимание неустойчивое, дают несложные задания (нарезать овощи для кроликов, заготовить воду для поливки, посмотреть, съеден ли корм животными). Детям, умеющим доводить начатое дело до конца, дают более сложные поручения (ложечкой насыпать корм рыбкам, полить растения и др.).

Воспитатель должен организовать дело так, чтобы действия детей стимулировали  нужные проявления живого объекта (например, предлагает покормить попугая, рыбок, котенка, обращая внимание детей  на их повадки).

Дети помогают воспитателю  в уходе за животными и растениями в уголке природы и на участке. Они получают индивидуальные поручения, состоящие из 1-2 трудовых операций (взять  готовый корм для птиц и положить в кормушку, полить растение заранее  приготовленной водой и др.) Труд этот кратковременный, но воспитатель  поочередно привлекает к нему всех детей. Во второй младшей группе возможна организация труда всего коллектива детей. Работу организуют как «труд  рядом» - дети не испытывают никакой  зависимости друг от друга. Это дает возможность каждому ребенку  действовать в индивидуальном темпе, что очень важно, когда он только овладевает навыками. Возможна организация  труда небольшими подгруппами. Каждая подгруппа выполняет одну трудовую операцию: обтирает листья растения, или  сажает горох на грядке, или поливает клумбу.

При обучении навыкам труда  в природе детям второй младшей  группы показывают каждый этап трудовой операции, одновременно организуя выполнение её всеми детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети поэтапно выполняют трудовые операции. Труд детей проходит при участии воспитателя  или под его наблюдением. Воспитатель  помогает детям, если они в чем-либо затрудняются, показывает приемы выполнения задания, поощряет тех, кто хорошо справился  с порученной работой. Оценка воспитателя  всегда положительная, имеет воспитательную направленность. Дети младшего дошкольного  возраста с помощью воспитателя  кормят рыб, птиц, кроликов, поливают комнатные  растения и растения на грядках.

При выполнении даже небольших  эпизодических поручений воспитатель  связывает их с заботой о живых  существах: «Птичку покормим, чтобы  она пела»; «Польем это растение, а то листочки засохнут». Во время  прогулки детей приучают не рвать  цветы на клумбах. У детей воспитывают  интерес к работе по выращиванию  растений, уходу за животными и  обучают элементарным правилам ее выполнения. Надо, чтобы простые дела (посев  крупных семян, полив растений, кормление  животных и др.) были для детей  источником радости.

С обитателями уголка природы  дети знакомятся в течение года, поэтому знания об их жизни могут  быть более полными и больше связанными с посильным участием детей в  уходе за ними. Выполнение несложных  поручений становится повседневным. Заранее в плане работы воспитатель  должен наметить, кого из детей привлечь к себе в помощь, как организовать работу, чтобы все дети упражнялись  в освоении приемов. Нужно приучать детей ставить на место предметы ухода за животными и растениями.  Уход за животными сводится главным образом к их кормлению, так как эта работа доступна детям второй младшей группы по содержанию и физическим усилиям. Воспитатель объясняет детям, как надо ухаживать за птицами: кормить зернами, травой, поить чистой водой, учит насыпать в кормушку зерна, наливать в поилку свежую воду и ставить её в клетку. 

При уходе за рыбками дети под наблюдением воспитателя  набирают ложечкой корм и осторожно  насыпают в кормушку, чтобы не загрязнять аквариум; могут мыть камешки при  смене воды в аквариуме.

Обучение детей уходу  за растениями начинают с процесса полива, с усвоения детьми приемов  этой работы: правильно держать небольшую (но не игрушечную) леечку, носиком лейки  упираться в край горшка. Воспитатель  учит ребенка отличать сухую почву  от влажной (обследовать почву по цвету и на ощупь) и устанавливать  необходимость поливки. При этом важно показать детям, что при  отсутствии влаги растения (листья, стебель) теряют упругость, поникают. Поливать растения нужно тонкой струйкой до тех пор, пока вода не появится на поддоне. Дети этого возраста могут поливать растения, не разветвленные в нижней части стебля. Совместная деятельность детей и взрослых носит здесь  уже систематический характер. Время  от времени воспитатель объединяет детей для общей работы по выращиванию  растений и уходу за ними, например обмывание листьев растения. 

Для воспитания осознанного  отношения к трудовым процессам  очень важно сочетать работу по уходу  за растениями с посадкой или посевом  самих растений, игрой с природным  материалом (песком, водой, глиной, снегом) и давать ребятам возможность  разнообразно действовать с ним. При организации деятельности детей  необходимо учитывать особенности  материала (песок сыпучий; он бывает сухой и сырой, из сырого песка  можно строить; глина вязкая, крепкая; снег холодный, тает; в теплую погоду он липкий, из него можно лепить домик, снеговика, горку и др.).

Когда на участке нет зелени и цветов, детей особенно радуют растения в уголке природы, выращенные ими самими, например появление ростков  овса. Эта цель общая для всех детей: вырастить зеленую травку для нашей птички, чтобы птичка была здоровой и весело пела. В начале работы воспитатель ставит перед детьми цель, показывает выросший овес, дает детям возможность покормить травкой птичку. Показ результатов труда позволяет детям понять цель, вызывает желание выполнить ее. Посев можно провести несколько раз. Повторные посевы углубляют представления и совершенствуют умения детей. Сеют дети самостоятельно, каждый в свою коробочку, втыкая семена в землю. Работа эта удобна тем, что ее результаты не зависят от темпа, детям не нужно координировать свои действия друг с другом. Вместе с тем у детей появляется представление о том, что в работе необходимо соблюдать определенную последовательность действий. Процесс посева для детей состоит из двух звеньев: втыкание семян в землю (этот прием требует от детей известного трудового усилия, чего нет при посеве семян вразброс) и полив. Объяснение и показ воспитателя должны быть краткими и четкими. Воспитатель проверяет качество работы, помогает засыпать семена землей, поливает вместе с детьми.

Информация о работе Организация трудовой деятельности в природе как фактор экологического воспитания дошкольников