Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 19:41, курсовая работа
Труд в природе имеет большое воспитательное значение. В процессе труда у детей формируют бережное, заботливое отношение к природе, способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети с убеждаются в его необходимости. Но воспитать ответственное отношение к труду в природе возможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками, понимают значение своего труда. Труд в природе создает благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников. Педагог учит ребят при достижении целей и результатов труда ориентироваться на характерные признаки предметов.
Введение---------------------------------------------------------------------------------------2
I. Теоретическая часть
1. Основные педагогические и гигиенические требования и организация труда в природе.------------------------------------ 3
2. Содержание труда в природе детей дошкольного возраста в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксе.---------------------------------- 7
3. Формы организации трудовой деятельностью детей дошкольного возраста.----15
4.Своеобразие организации и методики руководства трудом в природе в разных возрастных группах.--------17
II. Практическая часть
1. Практическая работа по организации трудовой деятельности в природе с детьми 5-6 лет.---28
2. Мониторинг трудовых навыков и умений дошкольников.-------------------- 33
III. Заключение-----------------------------------------------------------------44
VI. Литература-----------------------------------------------------------------45
Старшие дошкольники должны приобрести некоторые навыки охраны природы: собирать семена деревьев, кустарников, дикорастущих трав и подкармливать ими птиц, а в жаркое время ставить для птиц поилки на участке детского сада. Детей продолжают приучать заботиться о птицах; они должны знать о сезонной жизни птиц. Надо показать, что птицы (синицы, снегири, дятлы) продолжают свою полезную работу и зимой: уничтожают вредителей (коконы и куколки насекомых).
Таким образом, в процессе
трудовой деятельности дети 5-7 лет под
руководством воспитателя овладевают
рядом умений, научаются сравнивать
и обобщать наблюдаемые явления,
понимая некоторые зависимости
между ними. Трудовая деятельность
детей в природе не только имеет
воспитательное значение для формирования
личности ребенка, но и дает определенные
навыки подготовки к школе. У детей
формируется любознательность, наблюдательность,
понимание причинно-
Таким образом, можно сделать вывод о том, что труд дошкольников в природе является средством воспитания экологически направленной личности и всестороннего развития детей:
-- разнообразный труд в природе доставляет детям много радости, удовольствия и содействует их всестороннему гармоничному развитию;
-- в процессе труда у детей воспитываются любовь к природе, бережное, ценностное отношение к ней, уважение к труду взрослых;
-- развиваются интерес к трудовой деятельности, умение доводить начатую работу до конца, трудиться сообща, помогать друг другу, развиваются чувства коллективизма, взаимопомощи, формируются практические навыки ухода за растениями и животными;
-- труд в природе расширяет кругозор детей, учит осознанно-правильному отношению к объектам природы, создаёт благоприятные условия для решения задач умственного и сенсорного воспитания;
-- развиваются интеллектуальные
умения: планировать работу, самостоятельно
подбирать материалы и
-- в процессе труда развивается двигательная активность детей. Труд закаляет детей физически, делает их более выносливыми, укрепляются мышечная, опорно-двигательная, дыхательная системы организма;
-- в труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет удовольствие, результаты работы – эстетическое наслаждение, а это основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться.
II. Практическая часть
Констатирующий этап
Для подтверждения теоретического
положения, что при определенных
педагогических условиях, труд оказывает
влияние на формирование знаний о
комнатных растениях у детей
пятого и шестого года жизни, было
проведена опытно-
Опытно-экспериментальная
работа проводилась с подгруппой
детей -12 детей. Диагностика выявления
знаний о комнатных растениях
у детей 5-6 года жизни осуществлялась
при различных условиях: в свободное
от занятий время в 1-ю и 2-ю половину
дня. Выбирая условия проведения
– учитывалось сложность
Констатирующий;
Формирующий;
Контрольный.
Проанализировав психолого-педагогическую и методологическую литературу по проблеме формирования знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними (в процессе экспериментирования у детей 5-6 года жизни, был произведен констатирующий этап эксперимента).
Цель констатирующего этапа эксперимента – выявить уровень знаний детей дошкольного возраста о комнатных растениях.
Задачи констатирующего эксперимента:
1.Подобрать диагностический
инструментарий, позволяющий определить
уровень сформированности знаний о
комнатных растениях у детей среднего
дошкольного возраста.
Критерии оценки знаний были заимствованы из исследований П.Г.Саморуковой. На основе их исследований были выявлены следующие критерии:
Критерии |
|
1. Полнота знаний |
Количество знаний о комнатных растениях. |
2. Глубина знаний |
1. Установление
связей между происхождением
растений и биологическими 2. Соотношение
связей между уходом за |
3. Осознанность знаний |
1. Понимание сущности и специфики ухода за комнатными растениями. 2. Наличие
понимания специфики ухода за
комнатными растениями в |
На основе критериев и показателей была составлена таблица «Уровней
сформированности знаний о комнатных растениях».
Критерии оценки |
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
Полнота знаний |
Ребенок знает название 6-7 растений, находящихся в группе (герань душистая, бегония, пятнистая крапчатая, фикус, кливия, бальзамин султанский, примула); их части (стебель, лист, цветок, корень). Может подробно описывать растения, отмечать расположение листьев (их форму цвет и поверхность), а также особенности строения стебля и цветов. |
Ребенок знает не все растения,
которые находятся в группе, затрудняется
в определении частей растений. Испытывает
затруднение в определении |
Ребенок не знает название растений, находящиеся в группе, не всегда выделяет части растения. Не умеет описывать растения, не всегда получается отметить расположение листьев, а также особенностей строения стебля и цветов. |
Глубина знаний |
Ребенок устанавливает связь
между происхождением растений и
биологическими потребностями в
свете, тепле и влаге; между уходом
за комнатными растениями и их ростом
и развитием. Знает, что от правильного
ухода зависит состояние |
Ребенок затрудняется в установлении связи между происхождением растений и биологическими потребностями в свете, тепле и влаге. Также затрудняется в установлении связей между уходом за комнатными растениями и их ростом и развитием. Знает, что от правильного ухода зависит состояние растения, что за ними нужно ухаживать по-разному в зависимости от времени года. |
Ребенок не устанавливает
связи между происхождением растений
и биологическими потребностями
в свете, тепле и влаге. Не всегда
устанавливает связи между |
Осознанность знаний |
Ребенок объясняет сущность и специфику ухода за растениями. Уверенно отвечает на заданные вопросы, приводит примеры (любит свет, любит, тень, нужно часто поливать…), рассматривает комнатные растения, как часть живой природы, способен к обобщению (комнатные растения, влаголюбивые, светолюбивые, тенелюбивые, засухостойкие). |
Ребенок не всегда объясняет сущность и специфику ухода за растениями. Не уверенно отвечает на заданные
вопросы, приводит примеры (любит свет,
любит, тень, нужно часто поливать…),
не рассматривает комнатные |
Ребенок не объясняет сущность
и специфику ухода за растениями.
Не всегда отвечает на заданные вопросы,
не приводит примеры (любит свет, любит,
тень, нужно часто поливать…), не
рассматривает комнатные |
Для выявления уровней знаний детей о комнатных растениях были использована методика Саморуковой П.Г.
Для выявления полноты знаний была проведена индивидуальная беседа по рассматриванию комнатных растений.
Цель: выявить объем знаний детей о комнатных растениях и способах ухода за ними.
Условия обследования: беседа проводилась в уголке природы, во вторую половину дня.
Оборудование: растения - натуральные объекты.
Ход обследования: беседа проводилась индивидуально по следующим вопросам.
Что это? Назови это растение?
Где растет это растение? Что нужно делать, чтобы растение хорошо росло?
А за всеми комнатными растениями? Покажи герань?
Покажи где у растения ствол? Какого цвета у герани ствол?
Покажи где у растения листья? Какой они формы, цвета?
Покажи где у герани цветы? Герань любит свет?
Это растение нужно много воды или мало?
(Данные вопросы задавались по каждому растению, находившемуся в уголке природы.)
Для выявления глубины знаний была предложена дидактическая игра «Собери растение, называя его части».
Цель: выявить умение устанавливать связь между происхождением растений и биологическими потребностями (в свете, тепле и влаге); выявить знания об особенностях внешнего строения комнатных растений.
Условия проведения происходили за столами в уголке природы, во вторую половину дня с подгруппой детей.
Оборудование: Дидактическая игра «Собери растение, называя его части».
Ход обследования: каждому ребенку раздается конверт с разрезными картинками, на которых изображены части растения. Дается задание собрать картинку. Во время дидактической игры задается следующие вопросы:
Что это за часть растения? Почему части растения следует расположить именно так, а не по-другому? Зачем растению листья, стебель, цветы?
Почему одному растению нужно больше воды, а другому меньше?
Зачем опрыскивают растения? Как называются ваши растения?
Для выявления осознанности знаний использовались диагностическая Карта№3 из исследований Смирновой В.В., Балуевой Н.И., Парфеновой Г.Ш. «Тропинка в природу».
Цель: выявить знания детей о понимании ухода за комнатными растениями в процессе объяснительной речи ребенка.
Условия проведения происходили за столами в уголке природы, во вторую половину дня с подгруппой детей.
Оборудование: дидактическая игра «Что перепутал художник?».
Ход обследования: каждому ребенку раздавались карточки с картинкой. Предлагалось рассмотреть карточку, найти что художник нарисовал неправильно и рассказать, что не правильно и как должно быть на самом деле.
После проведения констатирующего этапа эксперимента был проведен качественный и количественный анализ результатов и определены уровни сформированности знаний о комнатных растениях у детей 5-6 года жизни.
Качественный анализ результатов.(Мониторинг)
Воспитанники |
Полнота |
Глубина |
Осознанность |
Уровень | |
1. Аня Б. |
Знает не все растения, которые находятся в группе, имеет небольшие проблемы в узнавании растений по внешнему виду, не уверено отвечала на заданные вопросы. |
Испытывает затруднения в установлении связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Затруднялась при ответе на вопрос «Почему части растения следует расположить именно так, а не по-другому?» знает, что от правильно ухода зависит состояние растения, ухаживать надо по-разному в зависимости от времени года. |
В знаниях имеются пробелы, затрудняются в выборе трудовых операций, не уверенно отвечает на вопросы, в задании правильно нашла ошибки и рассказала, что нужно изменить |
II (средний) | |
2. Дима С. |
Знает все растения, которые находятся в уголке природы их части (стебель, лист, цветы, корень). Подробно описывает растение, отмечает форму, цвет и поверхность листьев. Уверенно отвечает на заданные вопросы. |
Устанавливает связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Уверенно отвечает на заданные вопросы, приводит примеры, помогает другим детям. |
Прочно владеет знаниями, правильно выполняет задание. В задании первый нашел ошибки и рассказал, что нужно исправить. |
I (уровень) | |
3.Рома Е. |
Не знает растения, которые находятся в группе, не узнает растений по внешнему виду, почти ни на один вопрос не ответил. |
Не устанавливает связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Затруднялся отвечать на заданные вопросы, не знает, что от правильно ухода зависит состояние растения, ухаживать надо по-разному в зависимости от времени года. |
В знаниях имеются пробелы, не уверен в выборе трудовых операций, не отвечает на вопросы, в задании правильно нашел ошибки, но не сумел рассказать, что нужно изменить. |
III (уровень) | |
4. Катя Л. |
Знает все растения, которые находятся в группе, их части (стебель, лист, цветы, корень). Подробно описывает растение, отмечает форму, цвет и поверхность листьев. Уверенно отвечает на заданные вопросы. |
Устанавливает связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Уверенно отвечает на заданные вопросы, приводит примеры, активна в работе. Первая собрала картинку. |
Владеет хорошими знаниями о комнатных растениях, правильно выполняет задание |
I (уровень) | |
5. Лиза Ж. |
Знает одно растение (герань), которые находятся в группе, остальные не узнает по внешнему виду, не отвечает на вопросы. |
Не устанавливает связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Затруднялась отвечать на заданные вопросы, не знает, что от правильно ухода зависит состояние растения, ухаживать надо по-разному в зависимости от времени года. |
Не уверена в выборе трудовых операций, не отвечает на вопросы, в задании правильно нашла одну ошибку, но не сумела рассказать, что нужно изменить |
III (уровень) | |
6. Настя Б. |
Не знает комнатные растения, которые находятся в группе, не узнает по внешнему виду, не отвечает на вопросы. |
Не устанавливает связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Изредка отвечать на заданные вопросы, не знает, что от правильно ухода зависит состояние растения, ухаживать надо по-разному в зависимости от времени года. |
Не уверена в выборе трудовых операций, не отвечает на вопросы, в задании с трудом нашла ошибки и не сумела рассказать, что нужно изменить. |
III (уровень) | |
7. Сергей У. |
Знает не все растения, которые находятся в группе, затрудняется в узнавании растений по внешнему виду, не уверено отвечала на заданные вопросы. |
Затрудняется в установлении
связей между происхождением растений
и биологическими потребностями. Старается
отвечать на все вопросы. Знает, что
от правильно ухода зависит |
Затрудняются в выборе трудовых операций, не уверенно отвечает на вопросы, в задании правильно нашел ошибки и рассказала, что нужно изменить. |
II (средний) | |
8. Ксения В. |
Не знает растения, которые находятся в группе, не узнает по внешнему виду, почти не отвечает на вопросы. |
Не устанавливает связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Не уверено отвечает на заданные вопросы, не знает, что от правильно ухода зависит состояние растения, что ухаживать надо по-разному в зависимости от времени года. |
Не уверен в выборе трудовых операций, не отвечает на вопросы, в задании не нашел ни одну ошибку и не сумел рассказать, что нужно изменить. |
III (уровень) | |
9. Женя С. |
Знает не все растения, которые находятся в группе, имеет небольшие проблемы в узнавании растений по внешнему виду, сомневается при ответах на вопросы. |
Испытывает затруднения
в установлении связей между происхождением
растений и биологическими потребностями.
Затруднялась при ответах. Знает, что
от правильно ухода зависит |
В знаниях имеются пробелы, затрудняются в выборе трудовых операций, сомневается при ответах на вопросы, в задании правильно нашла ошибки и рассказала, что нужно изменить. |
II (средний) | |
10. Нургюль М. |
Знает не все растения, которые находятся в группе, сомневается в выборе растений по внешнему виду, не уверено отвечала на заданные вопросы. |
Затрудняется в установлении
связей между происхождением растений
и биологическими потребностями. Старается
отвечать на все вопросы. Знает, что
от правильно ухода зависит |
Затрудняются в выборе трудовых операций, уверенно отвечает на вопросы, в задании правильно нашел ошибки и рассказала, что нужно изменить. |
II (средний) | |
11. Ветта Ч. |
Знает большинство растения,
которые находятся в группе, имеет
небольшие затруднения в |
Испытывает затруднения
в установлении связей между происхождением
растений и биологическими потребностями.
Почти на все вопросы ответила
правильно. Знает, что от правильно
ухода зависит состояние |
Затрудняются в выборе трудовых операций, сомневается при ответах на вопросы, в задании правильно нашла ошибки и рассказала, что нужно изменить. |
II (средний) | |
12.Валя Х. |
Знает большинство растения, которые находятся в группе, сомневается в выборе растений по внешнему виду, сомневается при ответах на вопросы. |
Затрудняется в установлении
связей между происхождением растений
и биологическими потребностями. Старается
отвечать на все вопросы. Знает, что
от правильно ухода зависит |
Затрудняются в выборе трудовых операций, уверенно отвечает на вопросы, в задании правильно нашел ошибки и рассказала, что нужно изменить. |
II (средний) |