Организация трудовой деятельности в природе как фактор экологического воспитания дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Труд в природе имеет большое воспитательное значение. В процессе труда у детей формируют бережное, заботливое отношение к природе, способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям. Ухаживая за растениями и животными, дети с убеждаются в его необходимости. Но воспитать ответственное отношение к труду в природе возможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками, понимают значение своего труда. Труд в природе создает благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников. Педагог учит ребят при достижении целей и результатов труда ориентироваться на характерные признаки предметов.

Содержание работы

Введение---------------------------------------------------------------------------------------2
I. Теоретическая часть
1. Основные педагогические и гигиенические требования и организация труда в природе.------------------------------------ 3
2. Содержание труда в природе детей дошкольного возраста в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксе.---------------------------------- 7
3. Формы организации трудовой деятельностью детей дошкольного возраста.----15
4.Своеобразие организации и методики руководства трудом в природе в разных возрастных группах.--------17
II. Практическая часть
1. Практическая работа по организации трудовой деятельности в природе с детьми 5-6 лет.---28
2. Мониторинг трудовых навыков и умений дошкольников.-------------------- 33
III. Заключение-----------------------------------------------------------------44
VI. Литература-----------------------------------------------------------------45

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 84.50 Кб (Скачать файл)

Старшие дошкольники должны приобрести некоторые навыки охраны природы: собирать семена деревьев, кустарников, дикорастущих трав и подкармливать  ими птиц, а в жаркое время ставить  для птиц поилки на участке детского сада. Детей продолжают приучать заботиться о птицах; они должны знать о  сезонной жизни птиц. Надо показать, что птицы (синицы, снегири, дятлы) продолжают свою полезную работу и зимой: уничтожают вредителей (коконы и куколки насекомых).

Таким образом, в процессе трудовой деятельности дети 5-7 лет под  руководством воспитателя овладевают рядом умений, научаются сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, понимая некоторые зависимости  между ними. Трудовая деятельность детей в природе не только имеет  воспитательное значение для формирования личности ребенка, но и дает определенные навыки подготовки к школе. У детей  формируется любознательность, наблюдательность, понимание причинно-следственных связей, способность самостоятельно мыслить. Особенности умственной деятельности старших дошкольников таковы, что  они способны анализировать, сравнивать, обобщать наблюдаемые предметы и  явления, устанавливать с помощью  воспитателя связь между отдельными явлениями и понимать простейшие закономерности.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что труд дошкольников в природе является средством  воспитания экологически направленной личности и всестороннего развития детей: 

-- разнообразный труд  в природе доставляет детям  много радости, удовольствия и  содействует их всестороннему  гармоничному развитию; 

--   в процессе труда у детей воспитываются любовь к природе, бережное, ценностное отношение к ней, уважение к труду взрослых;  

--   развиваются интерес к трудовой деятельности, умение доводить начатую работу до конца, трудиться сообща, помогать друг другу, развиваются чувства коллективизма, взаимопомощи, формируются практические навыки ухода за растениями и животными;  

--   труд в природе расширяет кругозор детей, учит  осознанно-правильному отношению к объектам природы, создаёт благоприятные условия для решения задач умственного и сенсорного воспитания;  

-- развиваются интеллектуальные  умения: планировать работу, самостоятельно  подбирать материалы и инструменты,  намечать последовательность операций, распределять их по времени  и между участниками труда,  оценивать результаты работы; 

--   в процессе труда развивается двигательная активность детей. Труд закаляет детей физически, делает их более выносливыми, укрепляются мышечная, опорно-двигательная, дыхательная системы организма; 

--   в труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет удовольствие, результаты работы – эстетическое наслаждение, а это основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         II. Практическая часть

 

  1. Практическая работа по организации трудовой деятельности в природе с детьми 5-6 лет. 

Констатирующий  этап

Для подтверждения теоретического положения, что при определенных педагогических условиях, труд оказывает  влияние на формирование знаний о  комнатных растениях у детей  пятого и шестого года жизни, было проведена опытно-экспериментальная  работа с детьми среднего дошкольного  возраста МКДОУ  «Глушковский д/с №1 «Калинка».

Опытно-экспериментальная  работа проводилась с подгруппой детей -12 детей. Диагностика выявления  знаний о комнатных растениях  у детей 5-6 года жизни осуществлялась при различных условиях: в свободное  от занятий время в 1-ю и 2-ю половину дня. Выбирая условия проведения – учитывалось сложность заданий, индивидуальные особенности детей, количество участников и использование  материала диагностики.Проведение диагностики с использованием игровых заданий и упражнений для отбора необходимого материала и иллюстраций, осуществлялось за столами.                                                                                                                                  Эта работа проводилась в три взаимосвязанных этапа:

Констатирующий;

Формирующий;

Контрольный.

Проанализировав психолого-педагогическую и методологическую литературу по проблеме формирования знаний о комнатных  растениях в процессе ухода за ними (в процессе экспериментирования  у детей 5-6 года жизни, был произведен констатирующий этап эксперимента).

Цель констатирующего  этапа эксперимента – выявить  уровень знаний детей дошкольного  возраста о комнатных растениях.

Задачи констатирующего  эксперимента:

1.Подобрать диагностический  инструментарий, позволяющий определить  уровень сформированности знаний о комнатных растениях у детей среднего дошкольного возраста.                                                                                                                      2.Организовать обследование детей по уровням сформированности знаний о комнатных растениях у детей среднего дошкольного возраста.      3.Проанализировать полученные результаты обследования и сделать выводы.

Критерии оценки знаний были заимствованы из исследований П.Г.Саморуковой. На основе их исследований были выявлены следующие критерии:

 

     Критерии

                                        Показатели

1. Полнота знаний

               Количество знаний о комнатных  растениях.

2. Глубина знаний

      1. Установление  связей между происхождением  растений и биологическими потребностями  (в свете, тепле и влаге).

      2. Соотношение  связей между уходом за комнатными  растениями и их ростом и  развитием.

3. Осознанность знаний

      1. Понимание  сущности и специфики ухода  за комнатными растениями.

      2. Наличие  понимания специфики ухода за  комнатными растениями в объяснительной  речи ребенка.


 

На основе критериев и  показателей была составлена таблица  «Уровней

сформированности знаний о комнатных растениях».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии оценки

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Полнота знаний

Ребенок знает название 6-7 растений, находящихся в группе (герань душистая, бегония, пятнистая крапчатая, фикус, кливия, бальзамин султанский, примула); их части (стебель, лист, цветок, корень). Может подробно описывать растения, отмечать расположение листьев (их форму цвет и поверхность), а также особенности строения стебля и цветов.

Ребенок знает не все растения, которые находятся в группе, затрудняется в определении частей растений. Испытывает затруднение в определении растений, определении расположения листьев, а также особенностей строения стебля и цветов.

Ребенок не знает название растений, находящиеся в группе, не всегда выделяет части растения. Не умеет описывать растения, не всегда получается отметить расположение листьев, а также особенностей строения стебля и цветов.

Глубина знаний

Ребенок устанавливает связь  между происхождением растений и  биологическими потребностями в  свете, тепле и влаге; между уходом за комнатными растениями и их ростом и развитием. Знает, что от правильного  ухода зависит состояние комнатного растения, что за ними нужно ухаживать  по-разному в зависимости от времени  года.

Ребенок затрудняется в установлении связи между происхождением растений и биологическими потребностями  в свете, тепле и влаге. Также  затрудняется в установлении связей между уходом за комнатными растениями и их ростом и развитием. Знает, что  от правильного ухода зависит  состояние растения, что за ними нужно ухаживать по-разному в  зависимости от времени года.

Ребенок не устанавливает  связи между происхождением растений и биологическими потребностями  в свете, тепле и влаге. Не всегда устанавливает связи между уходом за комнатными растениями и их ростом и развитием. Не знает, что от правильного  ухода зависит состояние растения, что за ними нужно ухаживать по-разному  в зависимости от времени года.

Осознанность знаний

Ребенок объясняет сущность и специфику ухода за растениями. Уверенно отвечает на заданные вопросы, приводит примеры (любит свет, любит, тень, нужно часто поливать…), рассматривает комнатные растения, как часть живой природы, способен к обобщению (комнатные растения, влаголюбивые, светолюбивые, тенелюбивые, засухостойкие).

Ребенок не всегда объясняет  сущность и специфику ухода за растениями. Не

уверенно отвечает на заданные вопросы, приводит примеры (любит свет, любит, тень, нужно часто поливать…), не рассматривает комнатные растения, как часть живой природы, испытывает затруднения в обобщении растений (комнатные растения, влаголюбивые, светолюбивые, тенелюбивые, засухостойкие).

Ребенок не объясняет сущность и специфику ухода за растениями. Не всегда отвечает на заданные вопросы, не приводит примеры (любит свет, любит, тень, нужно часто поливать…), не рассматривает комнатные растения, как часть живой природы, не знает  какие комнатные растения: влаголюбивые, светолюбивые, тенелюбивые, засухостойкие.


 

Для выявления уровней  знаний детей о комнатных растениях  были использована методика Саморуковой П.Г.

Для выявления полноты  знаний была проведена индивидуальная беседа по рассматриванию комнатных  растений.

Цель: выявить объем знаний детей о комнатных растениях  и способах ухода за ними.

Условия обследования: беседа проводилась в уголке природы,  во вторую половину дня.

Оборудование: растения - натуральные  объекты.

Ход обследования: беседа проводилась  индивидуально по следующим вопросам.

Что это? Назови это растение?

Где растет это растение? Что нужно делать, чтобы растение хорошо росло?

А за всеми комнатными растениями? Покажи герань?

Покажи где у растения ствол? Какого цвета у герани ствол?

Покажи где у растения листья? Какой они формы, цвета?

Покажи где у герани цветы? Герань любит свет?

Это растение нужно много  воды или мало?

(Данные вопросы задавались  по каждому растению, находившемуся  в уголке природы.)

Для выявления глубины  знаний была предложена дидактическая  игра «Собери растение, называя его  части».

Цель: выявить умение устанавливать  связь между происхождением растений и биологическими потребностями (в  свете, тепле и влаге); выявить  знания об особенностях внешнего строения комнатных растений.

Условия проведения происходили  за столами в уголке природы, во вторую половину дня с подгруппой детей.

Оборудование: Дидактическая  игра «Собери растение, называя его  части».

Ход обследования: каждому  ребенку раздается конверт с  разрезными картинками, на которых  изображены части растения. Дается задание собрать картинку. Во время  дидактической игры задается следующие  вопросы:

Что это за часть растения? Почему части растения следует расположить  именно так, а не по-другому? Зачем  растению листья, стебель, цветы?

Почему одному растению нужно  больше воды, а другому меньше?

Зачем опрыскивают растения? Как называются ваши растения?

Для выявления осознанности знаний использовались диагностическая  Карта№3 из исследований Смирновой  В.В., Балуевой Н.И., Парфеновой Г.Ш. «Тропинка  в природу».

Цель: выявить знания детей  о понимании ухода за комнатными растениями в процессе объяснительной речи ребенка.

Условия проведения происходили  за столами в уголке природы, во вторую половину дня с подгруппой детей.

Оборудование: дидактическая  игра «Что перепутал художник?».

Ход обследования: каждому  ребенку раздавались карточки с  картинкой. Предлагалось рассмотреть  карточку, найти что художник нарисовал неправильно и рассказать, что не правильно и как должно быть на самом деле.

После проведения констатирующего  этапа эксперимента был проведен качественный и количественный анализ результатов и определены уровни сформированности знаний о комнатных растениях у детей 5-6 года жизни.

 

Качественный  анализ результатов.(Мониторинг)

 

 

Воспитанники

Полнота

Глубина

Осознанность

Уровень

1. Аня Б.

Знает не все растения, которые  находятся в группе, имеет небольшие  проблемы в узнавании растений по внешнему виду, не уверено отвечала на заданные вопросы.

Испытывает затруднения  в установлении связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Затруднялась при ответе на вопрос «Почему части растения следует  расположить именно так, а не по-другому?»  знает, что от правильно ухода  зависит состояние растения, ухаживать  надо по-разному в зависимости  от времени года.

В знаниях имеются пробелы, затрудняются в выборе трудовых операций, не уверенно отвечает на вопросы, в  задании правильно нашла ошибки и рассказала, что нужно изменить

II

(средний)

2. Дима С.

Знает все растения, которые  находятся в уголке природы их части (стебель, лист, цветы, корень). Подробно описывает растение, отмечает форму, цвет и поверхность листьев. Уверенно отвечает на заданные вопросы.

Устанавливает связей между  происхождением растений и биологическими потребностями. Уверенно отвечает на заданные вопросы, приводит примеры, помогает другим детям.

Прочно владеет знаниями, правильно выполняет задание. В  задании первый нашел ошибки и  рассказал, что нужно исправить.

I

(уровень)

3.Рома Е.

Не знает растения, которые  находятся в группе, не узнает растений по внешнему виду, почти ни на один вопрос не ответил.

Не устанавливает связей между происхождением растений и  биологическими потребностями. Затруднялся  отвечать на заданные вопросы, не знает, что от правильно ухода зависит  состояние растения, ухаживать надо по-разному в зависимости от времени  года.

В знаниях имеются пробелы, не уверен в выборе трудовых операций, не отвечает на вопросы, в задании правильно нашел ошибки, но не сумел рассказать, что нужно изменить.

III

(уровень)

4. Катя Л.

Знает все растения, которые  находятся в группе, их части (стебель, лист, цветы, корень). Подробно описывает  растение, отмечает форму, цвет и поверхность  листьев. Уверенно отвечает на заданные вопросы.

Устанавливает связей между  происхождением растений и биологическими потребностями. Уверенно отвечает на заданные вопросы, приводит примеры, активна в работе. Первая собрала картинку.

Владеет хорошими знаниями о комнатных растениях, правильно  выполняет задание

I

(уровень)

5. Лиза Ж.

Знает одно растение (герань), которые находятся в группе, остальные  не узнает по внешнему виду, не отвечает на вопросы.

Не устанавливает связей между происхождением растений и  биологическими потребностями. Затруднялась отвечать на заданные вопросы, не знает, что от правильно ухода зависит  состояние растения, ухаживать надо по-разному в зависимости от времени  года.

Не уверена в выборе трудовых операций, не отвечает на вопросы, в задании правильно нашла одну ошибку, но не сумела рассказать, что нужно изменить

III

(уровень)

6. Настя Б.

Не знает комнатные  растения, которые находятся в  группе, не узнает по внешнему виду, не отвечает на вопросы.

Не устанавливает связей между происхождением растений и  биологическими потребностями. Изредка  отвечать на заданные вопросы, не знает, что от правильно ухода зависит  состояние растения, ухаживать надо по-разному в зависимости от времени  года.

Не уверена в выборе трудовых операций, не отвечает на вопросы, в задании с трудом нашла ошибки и не сумела рассказать, что нужно изменить.

III

(уровень)

7. Сергей У.

Знает не все растения, которые  находятся в группе, затрудняется в узнавании растений по внешнему виду, не уверено отвечала на заданные вопросы.

Затрудняется в установлении связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Старается  отвечать на все вопросы. Знает, что  от правильно ухода зависит состояние  растения, ухаживать надо по-разному  в зависимости от времени года.

Затрудняются в выборе трудовых операций, не уверенно отвечает на вопросы, в задании правильно  нашел ошибки и рассказала, что нужно изменить.

II

(средний)

8. Ксения В.

Не знает растения, которые  находятся в группе, не узнает по внешнему виду, почти не отвечает на вопросы.

Не устанавливает связей между происхождением растений и  биологическими потребностями. Не уверено  отвечает на заданные вопросы, не знает, что от правильно ухода зависит  состояние растения, что ухаживать  надо по-разному в зависимости  от времени года.

Не уверен в выборе трудовых операций, не отвечает на вопросы, в задании не нашел ни одну ошибку и не сумел рассказать, что нужно изменить.

III

(уровень)

9. Женя С.

Знает не все растения, которые  находятся в группе, имеет небольшие  проблемы в узнавании растений по внешнему виду, сомневается при ответах  на вопросы.

Испытывает затруднения  в установлении связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Затруднялась при ответах. Знает, что  от правильно ухода зависит состояние  растения, ухаживать надо по-разному  в зависимости от времени года.

В знаниях имеются пробелы, затрудняются в выборе трудовых операций, сомневается при ответах на вопросы, в задании правильно нашла  ошибки и рассказала, что нужно  изменить.

II

(средний)

10. Нургюль М.

Знает не все растения, которые  находятся в группе, сомневается  в выборе растений по внешнему виду, не уверено отвечала на заданные вопросы.

Затрудняется в установлении связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Старается  отвечать на все вопросы. Знает, что  от правильно ухода зависит состояние  растения, ухаживать надо по-разному  в зависимости от времени года.

Затрудняются в выборе трудовых операций, уверенно отвечает на вопросы, в задании правильно  нашел ошибки и рассказала, что нужно изменить.

II

(средний)

11. Ветта Ч.

Знает большинство растения, которые находятся в группе, имеет  небольшие затруднения в узнавании  растений по внешнему виду, правильно  отвечает на заданные вопросы.

Испытывает затруднения  в установлении связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Почти на все вопросы ответила правильно. Знает, что от правильно  ухода зависит состояние растения, ухаживать надо по-разному в зависимости  от времени года.

Затрудняются в выборе трудовых операций, сомневается при  ответах на вопросы, в задании  правильно нашла ошибки и рассказала, что нужно изменить.

II

(средний)

12.Валя Х.

Знает большинство растения, которые находятся в группе, сомневается  в выборе растений по внешнему виду, сомневается при ответах на вопросы.

Затрудняется в установлении связей между происхождением растений и биологическими потребностями. Старается  отвечать на все вопросы. Знает, что  от правильно ухода зависит состояние  растения, ухаживать надо по-разному  в зависимости от времени года.

Затрудняются в выборе трудовых операций, уверенно отвечает на вопросы, в задании правильно  нашел ошибки и рассказала, что нужно изменить.

II

(средний)

Информация о работе Организация трудовой деятельности в природе как фактор экологического воспитания дошкольников