Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 22:25, курсовая работа
Цель исследования: исследование типичных педагогических ошибок в семейном воспитании.
Исходя из цели нашего исследования, можно выделить несколько задач:
1. Провести анализ научной литературы и определить сущность понятия «семейное воспитание» в педагогике.
2. Изучить особенности семейного воспитания и выявить типичные педагогические ошибки со стороны родителей и причины их возникновения.
Введение …………………………………………………………………...………...3
Глава I. Теоретическое исследование семейного воспитания……………………5
1.1. Семья как малая социальная группа…………………………………….. ……5
1.2. Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка ………………………………………………………………………………………..8
1.3. Ошибки семейного воспитания………...…………………………………..…13
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I……………………………………………………………23
Глава II. Организация и методики исследования влияния особенностей семейного воспитания на формирование личности ребенка…………………….27
2.1. Организация исследования…………………….…………………………...…27
2.2. Методики исследования…………………………….……………………..…..28
2.3. Результаты исследования……………………………………………………...39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II…………………………………………………………...47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....49
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….…..52
ПРИЛОЖЕНИЯ
в) Потребность
достижения. У некоторых родителей воспитание
ребёнка побуждается так называемой мотивацией
достижения. Цель воспитания состоит в
том, чтобы добиться того, что не удалось
родителям из-за отсутствия необходимых
условий, или же потому, что сами они не
были достаточно способными и настойчивыми.
Подобное родительское поведение неосознанно
для самих родителей приобретает элементы
эгоизма: «Мы хотим сформировать ребёнка
по своему подобию, ведь он продолжатель
нашей жизни...»
Ребёнок лишается необходимой независимости,
искажается восприятие присущих ему задатков,
сформированных личностных качеств. Обычно
не принимаются во внимание возможности,
интересы, способности ребёнка, которые
отличны от тех, что связанны с запрограммированными
целями. Ребёнок становится перед выбором.
Он может втиснуть себя в рамки чуждых
ему родительских идеалов только ради
того, чтобы обеспечить любовь и чувство
удовлетворенности родителей. В этом случае
он пойдет ложным путем, не соответствующим
его личности и способностям, который
часто заканчивается полным фиаско. Но
ребёнок может и восстать против чуждых
ему требований, вызывая тем самым разочарование
родителей из-за несбывшихся надежд, и
в результате возникают глубокие конфликты
в отношениях между ребёнком и родителями.
г) Реализация
определенной системы. Встречаются семьи, где цели
воспитания как бы отодвигаются от самого
ребёнка и направляются не столько на
него самого, сколько на реализацию признаваемой
родителями системы воспитания. Это обычно
очень компетентные, эрудированные родители,
которые уделяют своим детям немало времени
и хлопот. Познакомившись с какой-либо
воспитательной системой в силу разных
причин доверившись ей, родители педантично
и целеустремленно приступают к ее неустанной
реализации.
Несомненно,
у каждой из новомодных воспитательных
систем есть свои ценные находки, немало
полезного и важного. Главное при этом,
чтобы родители не забывали, что не ребёнок
для воспитания, а воспитание для ребёнка.
Кстати, родители, следующие воспитанию
по типу «реализации системы», внутренне
похожи, их объединяет одна общая особенность
– относительная невнимательность к индивидуальности
психического мира своего ребёнка.
д) Формирование определенных качеств. Под влиянием прошлого опыта, истории развития личности человека в его сознании могут появляться так называемые сверхценные идеи. Ими могут быть представления о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном, необходимом, помогающем в жизни. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребёнок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными или смелыми. Ярким примером может служить ситуация, когда увлечение спортом приводит к тому, что супруги строят планы о совместных семейных походах, катании на яхтах, занятиях горными лыжами, не замечая, что в их мечтах о будущем ребёнке им видится мальчик. Но рождается девочка, а воспитание строится по заранее запрограммированному сверхценному образцу: мужской стиль одежды, излишние для девочки спортивные упражнения, насмешливое отношение к играм с куклами и т.п. Все это может привести к отрицательным последствиям в психическом развитии ребёнка: формирование у ребёнка черт противоположного пола, подспудное убеждение его в том, что такой, какой он есть, ребёнок не нужен и т.д. [11, с.58-64]
Существует 4 способа
поддержки конфликтных
1. Уход от проблемы (чисто деловое общение)
2. Мир любой ценой (для взрослого отношения с ребёнком дороже всего). Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот – поощряет отрицательные формы поведения ребёнка.
3. Победа любой
ценой (взрослый стремиться
4. Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения.
Родительские позиции
Таким же лишним ребенок
Дети родителей, чрезмерно их
оберегающих, чаще всего
Ребенок, от которого слишком
много требуют, которого принуждают
и которым командуют, также
не имеет надлежащей позиции.
На нем, как и на излишне обере
Правильные воспитательные
В современной семье все прочнее укореняется демократический стиль жизни, обеспечивающий ребенку по отношению к родителям, более равноправную позицию.
Позиция ребенка в семье
На позицию ребенка влияет
число детей в семье. Позиция
единственного ребенка
В подростковом периоде
В любом периоде жизни
Благодаря эмоциональной связи любящие и понимающие свои обязанности родители с малых лет формируют у ребенка нормы и стиль поведения, объясняют ему мир человеческих ценностей, внушают, что можно, а что не следует делать. Ребенок в процессе развития усваивает эти наказы, запреты, взгляды так, что они становятся его собственными убеждениями, то есть человек создает свою систему ценностей.
Для
формирования собственного «я»
решающим фактором являются
Возникновение у детей
К тяжелым последствиям
Известно, что семья как малая
социальная группа является
Однако некоторые факторы, связанные с составом семьи, состоянием ее внутренних взаимоотношений или воспитательно-неверными позициями родителей, могут вызывать снижение воспитательной способности семьи. Эти факторы могут приводить к нарушениям в поведении детей и даже к отрицательным явлениям в формировании их личности.
Одним из факторов, нарушающих выполнение воспитательных функций семьи, могут быть изменения в ее составе. Семья является такой малой группой, которая постоянно развивается и видоизменяется.
В выполнении
воспитательной функции по
Разлука с одним из родителей может привести к появлению у ребенка чувства страха, депрессию и ряд других симптомов невроза.
Атмосфера напряженности и конфликтных семейных ситуаций действует на ребенка резко отрицательно. Дом перестает быть для него опорой, он теряет чувство безопасности, исчезает тот источник, которым была для него семья, когда в ней царила эмоциональная связь родителей, когда они и мир их ценностей были примером для подражания. Нарушение такой стабильности семейной системы может привести ребенка, особенно в подростковом и юношеском возрасте, к поискам опоры вне дома. В таком состоянии дети легче поддаются внешним влияниям, так как стремятся к разрядке внутреннего напряжения.
При этом
надо помнить, что чем
Проблемой, о которой нельзя не упомянуть, является вопрос о согласованности или расхождении воспитательных методов матери и отца, а в семьях из трех поколений – еще бабушки и дедушки.
Динамика семейной жизни и характер эмоционального отношения родителей к ребенку имеют существенное значение для формирования его личности. [12, с.23]
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I
Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Развитие личности ребенка и помощь ему невозможно оторвать от реалий семейной жизни. Больше всего благополучию подростка способствуют доброжелательная атмосфера в семье и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие. Родительская любовь – величайший и незаменимый источник развития подростка, эмоций, нравственных качеств, положительного мироощущения, уверенности в себе. Она – условие и неиссякаемый источник отзывчивости, заботы, чуткости, любви к людям. Общение в атмосфере любви, близости, доверия оказывает сильнейшее воздействие на формирование личности подростка. Оно дает простор для его эмоциональных переживаний, реализации потребностей и подлинной школой социальных чувств.
Семья для ребенка – это место рождения и среда его обитания. Важность влияния семьи и семейных связей на становление его личности очевидны. Поэтому так важно качество отношений родителей и детей.
В дисгармоничных
семьях, где действуют негативные
факторы воспитания: неадекватное воздействие
факторов материального порядка; бездуховность
родителей; авторитаризм или, напротив,
либерализм, безнаказанность и всепрощенчес
В жизни каждого человека его родители играют одну из главных ролей. От отношения отца и матери к своему ребенку во многом зависит процесс формирования его личности. Мировоззрение, становление характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитываются у детей родителями. А зависит этот процесс во многом от того, как удовлетворяются в семье основные потребности ребенка, насколько правильно с точки зрения его развития и воспитания проявляются родительские позиции.