Ошибки семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследование типичных педагогических ошибок в семейном воспитании.
Исходя из цели нашего исследования, можно выделить несколько задач:
1. Провести анализ научной литературы и определить сущность понятия «семейное воспитание» в педагогике.
2. Изучить особенности семейного воспитания и выявить типичные педагогические ошибки со стороны родителей и причины их возникновения.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………...………...3
Глава I. Теоретическое исследование семейного воспитания……………………5
1.1. Семья как малая социальная группа…………………………………….. ……5
1.2. Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка ………………………………………………………………………………………..8
1.3. Ошибки семейного воспитания………...…………………………………..…13
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I……………………………………………………………23
Глава II. Организация и методики исследования влияния особенностей семейного воспитания на формирование личности ребенка…………………….27
2.1. Организация исследования…………………….…………………………...…27
2.2. Методики исследования…………………………….……………………..…..28
2.3. Результаты исследования……………………………………………………...39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II…………………………………………………………...47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....49
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….…..52
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_RABOTA_oshibki_semeynogo_vospitania.doc

— 758.00 Кб (Скачать файл)

в) Потребность достижения. У некоторых родителей воспитание ребёнка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребёнка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни...»  
Ребёнок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих ему задатков, сформированных личностных качеств. Обычно не принимаются во внимание возможности, интересы, способности ребёнка, которые отличны от тех, что связанны с запрограммированными целями. Ребёнок становится перед выбором. Он может втиснуть себя в рамки чуждых ему родительских идеалов только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство удовлетворенности родителей. В этом случае он пойдет ложным путем, не соответствующим его личности и способностям, который часто заканчивается полным фиаско. Но ребёнок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из-за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребёнком и родителями.

г) Реализация определенной системы. Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребёнка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Это обычно очень компетентные, эрудированные родители, которые уделяют своим детям немало времени и хлопот. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой в силу разных причин доверившись ей, родители педантично и целеустремленно приступают к ее неустанной реализации.  
           Несомненно, у каждой из новомодных воспитательных систем есть свои ценные находки, немало полезного и важного. Главное при этом, чтобы родители не забывали, что не ребёнок для воспитания, а воспитание для ребёнка. Кстати, родители, следующие воспитанию по типу «реализации системы», внутренне похожи, их объединяет одна общая особенность – относительная невнимательность к индивидуальности психического мира своего ребёнка.

д) Формирование определенных качеств. Под влиянием прошлого опыта, истории развития личности человека в его сознании могут появляться так называемые сверхценные идеи. Ими могут быть представления о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном, необходимом, помогающем в жизни. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребёнок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными или смелыми. Ярким примером может служить ситуация, когда увлечение спортом приводит к тому, что супруги строят планы о совместных семейных походах, катании на яхтах, занятиях горными лыжами, не замечая, что в их мечтах о будущем ребёнке им видится мальчик. Но рождается девочка, а воспитание строится по заранее запрограммированному сверхценному образцу: мужской стиль одежды, излишние для девочки спортивные упражнения, насмешливое отношение к играм с куклами и т.п. Все это может привести к отрицательным последствиям в психическом развитии ребёнка: формирование у ребёнка черт противоположного пола, подспудное убеждение его в том, что такой, какой он есть, ребёнок не нужен и т.д. [11, с.58-64]

Существует 4 способа  поддержки конфликтных ситуаций:

1. Уход от  проблемы (чисто деловое общение) 

2. Мир любой  ценой (для взрослого отношения с ребёнком дороже всего). Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот – поощряет отрицательные формы поведения ребёнка.

3. Победа любой  ценой (взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы  поведения ребёнка. Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.)

4. Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант  предполагает частичную победу  и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно  идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения.

      Родительские позиции оказывают  влияние на поведение ребенка  в семье. Отталкиваемый и отвергаемый  ребенок чувствует себя ненужным, лишним, отодвинутым в семье на  второй план. Такие дети иногда борются за свое положение в семье или пытаются обратить на себя внимание плохим поведением, которое не одобряется их родителями, но помогает ребенку стать центром семейного внимания.

      Таким же лишним ребенок чувствует  себя тогда, когда родители  уклоняются от общения с ним, не участвуя в играх, почти не замечают его, постоянно заняты своими делами.

      Дети родителей, чрезмерно их  оберегающих, чаще всего занимают  показную позицию, излишне выдвинутую  на задний план. Они сосредотачивают  на себе внимание всех окружающих. Потребности этих детей доминируют над потребностями других членов семьи. К такому ребенку относятся как к божеству, которому все служат. Подобную позицию чаще занимает единственный ребенок, или самый младший, или один из детей, склонный к заболеваниям, о здоровье которого родители чрезмерно тревожатся и не могут преодолеть эти волнения.

      Ребенок, от которого слишком  много требуют,  которого принуждают  и которым командуют, также  не имеет надлежащей позиции.  На нем, как и на излишне оберегаемом ребенке, концентрируется внимание родителей, однако пред ним выдвигаются требования, которые не ставятся перед другими членами семьи. Даже в малейшей степени за ним не признается право на самостоятельные действия. Родители вообще не уважают его права в отличие от признания прав других членов семьи.

      Правильные воспитательные позиции  родителей, выражаются в первую  очередь в восприятии ребенка  как личности, определяют одновременно  и позицию ребенка в семье  как полноправного члена, к  правам и потребностям которого относятся в родном доме с уважением.

В современной  семье все прочнее укореняется  демократический стиль жизни, обеспечивающий ребенку по отношению к родителям, более равноправную позицию.

      Позиция ребенка в семье изменяется  в зависимости от его возраста. Чем меньше ему лет, тем  центральнее место он занимает в семье, тем сильнее его зависимость от родителей. Когда он становится старше, то его зависимость уменьшается, наоборот, растет его автономность, заметно уравниваются его права  с другими членами семьи.

      На позицию ребенка влияет  число детей в семье. Позиция  единственного ребенка отличается  от позиции ребенка в многодетной  семье, так же как и первенца - от самого младшего. Наконец,  особая позиция: у единственной  девочки среди братьев и единственного мальчика среди сестер. Соперничество среди детей в многодетной семье – явление весьма частое. К различиям, связанным с возрастом или полом, может добавляться выделение родителями кого – то из детей. Это вызывает ревность остальных членов семьи  [2, с.100-107]

      В подростковом периоде родителям  необходимо  постепенно готовиться  к роли советников, консультантов,  чтобы в будущем с этих позиций  руководить ребенком, направлять  его  и лишь в самых крайних  случаях прибегать к авторитарным указаниям или запретам. Если же отношения складываются плохо, то причины коренятся в первую очередь в неправильном отношении к ребенку в данное время или касаются предыдущих периодов его развития.

       В любом периоде жизни человека  родители являются для него примером как личности. Благодаря этому с детских лет большинство людей в своем поведении подражают родителям, которые с колыбели одаривают его одним из прекрасных человеческих проявлений – родительской любовью. Эта взаимосвязь имеет огромное значение для ребенка, так как влияет на формирование характера, жизненных позиций, на его поведение, отношение к людям, в целом на формирование его личности.

      Благодаря эмоциональной связи  любящие и понимающие свои  обязанности родители с малых  лет формируют у ребенка нормы и стиль поведения, объясняют ему мир человеческих ценностей, внушают, что можно, а что не следует делать. Ребенок в процессе развития усваивает эти наказы, запреты, взгляды так, что они становятся его собственными убеждениями, то есть человек создает свою систему ценностей.

    Для  формирования собственного «я»  решающим фактором являются взгляды  и поведение родителей. Благодаря  их правильной позиции ребенок  создает о себе определенное  мнение.  При суровой и отвергающей  позиции ребенок ощущает страх и оценивает себя негативно.

      Возникновение у детей различного  типа нарушений в поведении,  связанных с семейной средой, свидетельствует  о снижении  воспитательной функции родительской  семьи. 

      К тяжелым последствиям отклонений в семейном воспитании следует отнести преступность, социальный паразитизм, тунеядство, азартные игры, алкоголизм, наркоманию, умственную недоразвитость, психические заболевания и другие патологические явления, источником которых в большинстве случаев стала среда, окружавшая ребенка в семье. [11, с.7-8]

      Известно, что семья как малая  социальная группа является наилучшей  воспитательной средой.

      Однако  некоторые факторы, связанные  с составом семьи, состоянием  ее внутренних взаимоотношений  или воспитательно-неверными позициями родителей, могут вызывать снижение воспитательной способности семьи. Эти факторы могут приводить к нарушениям в поведении детей и даже к отрицательным явлениям в формировании их личности.

      Одним из  факторов, нарушающих выполнение воспитательных функций семьи, могут быть изменения в ее составе. Семья является такой малой группой, которая постоянно развивается и видоизменяется.

      В выполнении  воспитательной функции по отношению  к детям главную роль играет  супружеская пара – отец и мать. В связи с этим говорят о полной семье и неполной, когда отсутствует один из родителей. Стабильность семейной среды является важным фактором для эмоционального равновесия и психического здоровья ребенка. Распад семьи, вызванный разводом или раздельным проживанием родителей, всегда приносит глубокое потрясение и оставляет у ребенка прочную обиду, которую можно лишь смягчить. Это явление – существенная общественно-воспитательная проблема.

      Разлука  с одним из родителей может  привести к появлению у ребенка чувства страха, депрессию и ряд других симптомов невроза.

      Атмосфера  напряженности и конфликтных семейных ситуаций действует на ребенка резко отрицательно. Дом перестает быть для него опорой, он теряет чувство безопасности, исчезает тот источник, которым была для него семья, когда в ней царила эмоциональная связь родителей, когда они и мир их ценностей были примером для подражания. Нарушение такой стабильности семейной системы может привести ребенка, особенно в подростковом  и юношеском возрасте, к поискам опоры вне дома. В таком состоянии дети легче поддаются внешним влияниям, так как стремятся к разрядке внутреннего напряжения.

      При этом  надо помнить, что чем длительнее  по времени разногласия в семье,  тем сильнее их отрицательное влияние на ребенка [2, с.67-70]

      Проблемой, о которой нельзя не упомянуть, является вопрос о согласованности или расхождении воспитательных методов матери и отца, а в семьях из трех поколений – еще бабушки и дедушки.

      Динамика семейной жизни и характер эмоционального отношения родителей к ребенку имеют существенное значение для формирования его личности. [12, с.23]

 

ВЫВОДЫ  ПО ГЛАВЕ I

Связь между  родителями и детьми относится к  наиболее сильным человеческим связям. Развитие личности ребенка и помощь ему невозможно оторвать от реалий семейной жизни. Больше всего благополучию подростка способствуют доброжелательная атмосфера в семье и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие. Родительская любовь – величайший и незаменимый источник развития подростка, эмоций, нравственных качеств, положительного мироощущения, уверенности в себе. Она – условие и неиссякаемый источник отзывчивости, заботы, чуткости, любви к людям. Общение в атмосфере любви, близости, доверия оказывает сильнейшее воздействие на формирование личности подростка. Оно дает простор для его эмоциональных переживаний, реализации потребностей и подлинной школой социальных чувств.

Семья для ребенка – это место рождения и среда его обитания. Важность влияния семьи и семейных связей на становление его личности очевидны. Поэтому так важно качество отношений родителей и детей.

В дисгармоничных семьях, где действуют негативные факторы воспитания: неадекватное воздействие  факторов материального порядка; бездуховность  родителей; авторитаризм или, напротив, либерализм, безнаказанность и всепрощенчество; безнравственность, отсутствие нормального психологического климата, фанатизм во всех его проявлениях, безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности в воспитании, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания и причинение детям нравственных страданий); противоправное поведение взрослых, - там ребенок вырастает незрелой, асоциальной личностью с целым комплексом личных проблем, которые мешают ему адаптироваться в социуме и стать полноценным его членом.

В жизни каждого  человека его родители играют одну из главных ролей. От отношения отца и матери к своему ребенку во многом зависит процесс формирования его  личности. Мировоззрение, становление  характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитываются у детей родителями. А зависит этот процесс во многом от того,  как удовлетворяются в семье основные потребности ребенка, насколько правильно с точки зрения его развития и воспитания проявляются родительские позиции.

Информация о работе Ошибки семейного воспитания