Ошибки семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследование типичных педагогических ошибок в семейном воспитании.
Исходя из цели нашего исследования, можно выделить несколько задач:
1. Провести анализ научной литературы и определить сущность понятия «семейное воспитание» в педагогике.
2. Изучить особенности семейного воспитания и выявить типичные педагогические ошибки со стороны родителей и причины их возникновения.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………...………...3
Глава I. Теоретическое исследование семейного воспитания……………………5
1.1. Семья как малая социальная группа…………………………………….. ……5
1.2. Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка ………………………………………………………………………………………..8
1.3. Ошибки семейного воспитания………...…………………………………..…13
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I……………………………………………………………23
Глава II. Организация и методики исследования влияния особенностей семейного воспитания на формирование личности ребенка…………………….27
2.1. Организация исследования…………………….…………………………...…27
2.2. Методики исследования…………………………….……………………..…..28
2.3. Результаты исследования……………………………………………………...39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II…………………………………………………………...47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....49
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….…..52
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_RABOTA_oshibki_semeynogo_vospitania.doc

— 758.00 Кб (Скачать файл)

      У детей много потребностей, но  мы ограничиваемся характеристикой  только основных:

1. Потребность в любви,  доброжелательности и теплоте  чувств, называемая также потребностью  в эмоциональном контакте. Ребенок должен чувствовать интерес родителей ко всем его словам  и действиям. Со своей стороны дети проявляют большой интерес к жизни родителей.

2.   Необходимость в  самоутверждении как личности, у  которой развиваются и реализуются  свои индивидуальные способности.

3. Потребность в уважении. Ребенок плохо себя чувствует,  если к нему относятся пренебрежительно  и несерьезно, если его унижают,  критикуют и непрерывно поучают.  От постоянной критики он будет  склонен ощущать свою неполноценность. 

      Неудовлетворение основных потребностей детей очень быстро проявляется  в нарушениях поведения ребенка и в формировании отрицательных черт личности.

      Рассматривая  основные ошибки семейного воспитания, необходимо иметь в виду влияние каждой из них на формирование поведения и определенных черт личности ребенка.

      Позиция  отвержения способствует формированию  у ребенка таких черт, как агрессивность,  непослушание, сварливость, лживость, наклонность к воровству и  асоциальному поведению. Эта родительская  позиция тормозит эмоциональное развитие детей. В ряде случаев она вызывает у них пугливость, беспомощность.

      Если родители  проявляют позицию уклонения  от общения со своим ребенком, то он может вырасти человеком,  неспособным к установлению прочных  эмоциональных связей, следовательно, эмоционально неустойчивым. Чаще всего такие дети неспособны к настойчивости и сосредоточенности в учебе, недоверчивы, боязливы, у них нередки конфликты с родителями и школой.

      Родительская  позиция чрезмерной требовательности  очень часто лишает ребенка веры в собственные силы, воспитывает  у него неуверенность, робость, чрезмерную впечатлительность и покорность, мешает сосредоточенности. У него могут появиться трудности в учебе и в отношениях с окружающими людьми.

      При родительской позиции признания прав ребенка он постепенно вырабатывает дружеское, лояльное отношение ко всем членам семьи.  Дети таких родителей больше полагаются на себя и стараются быть по возможности независимыми. Эти дети более инициативны, что благоприятствует возникновению у них творческого начала.

      Родительская  позиция чрезмерного оберегания  может вызывать у ребенка запаздывание  социальной зрелости. Зависимость  от матери или отца, пассивность,  отсутствие инициативы, податливость  и поведение типа «избалованное дитя» может сформировать у ребенка, с одной стороны, чрезмерную самоуверенность, высокое мнение о своей личности, дерзость, чрезмерную требовательность и даже тиранию по отношению к родителям, а с другой стороны – беспокойство, постоянное чувство тревоги, боязни.

      Когда родители  дарят ребенку разумное доверие,  воспитывают в нем  свободную  личность, тогда он может прекрасно  общаться с ровесниками, быть  находчивым, остроумным, сообразительным,  в меру самоуверенным, способным  разобраться в различных общественных ситуациях.

Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие  и тревога, сердечность и теплота  в общении в противоположность отчуждению и холодности – всему этому подросток учится, прежде всего, в семье, поэтому родителям следует понимать свою ответственность в формировании сбалансированной и разносторонней личности подростка. Для этого воспитание ребенка, на наш взгляд, следует начинать… с воспитания самих себя, ведь задачей родителей является создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания – здоровье, счастье и благополучие самых дорогих нам людей – наших детей. [16, с.28]

 

 

 

 

 

Глава II.  Организация и методики исследования  влияния особенностей семейного воспитания на формирование личности ребенка

 2.1. Организация исследования

Нами было организовано и проведено исследование по изучению влияния особенностей семейного воспитания на формирование личности ребенка.

Цель  исследования:  установление зависимости формирования психологических особенностей личности ребенка от типа семейного воспитания.

Объектом  исследования являются психологические особенности личности младшего школьника.

Предметом исследования является влияние типа семейного воспитания на формирование психологических особенностей, мировосприятия, отношений в социуме младшего школьника.

Исходя из выдвинутых цели, объекта и предмета исследования нами определена гипотеза исследования: мы полагаем, что в связи с особенностями семейного воспитания, специфики воспитания детей в этих семьях, у последних будут выявлены различия в выраженности таких характеристик  личности как тревожность, агрессивность,  враждебность; также в связи с ранее сказанным возможно выявление видимых различий в отношении детей к членам своей семьи.

В исследовании принимали участие обучающиеся 2а и 2б классов   МОБУ  Гимназия г. Урай  в количестве 30 человек.

Исследование  было проведено в несколько этапов. На первом этапе с целью исследования мы решили, что для нашего случая лучше использовать личностные опросники. Их можно применить для полного оценивания индивидуально-психологических особенностей личности. В частности, можно определить уровень тревожности, так как он может быть напрямую связан с педагогическими ошибками семейного воспитания.

На втором этапе  мы решили возможным использование теста-опросника "Анализ семейного воспитания" (АСВ) Э.Г.Эйдемиллера и В.В.Юстицкого. Данная методика предназначена для изучения опыта родителей в воспитании подростка, выявлении ошибок в родительском воспитании. Кроме того, он позволяет диагностировать нарушения в системе взаимного влияния членов семьи, нарушения в структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи, нарушения в механизме интеграции семьи. Проведение методики АСВ и анализ ее результатов нам необходим для того, чтобы связать результаты первого этапа исследования с ошибками семейного воспитания. Далее проводился анализ и интерпретация полученных результатов в ходе всего исследования.

2.2. Методики  исследования

Для достижения поставленных цели и задач нами были использованы следующие методики.

1.Тест школьной тревожности Филипса

Эта методика ориентирована на определение  уровня и характера тревожности у подростков.

Школьная тревожность  – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого  школьного эмоционального неблагополучия. Она может выражаться в постоянном волнении, настороженности, необоснованном беспокойстве; неадекватном отношении к оценке со стороны учителей и сверстников, повышенном переживании за школьные неудачи.

Процедура проведения теста.

Ребятам предлагается опросник, который состоит из вопросов о том, как испытуемый чувствует себя в школе. Необходимо настроить детей на то, чтобы они старались отвечать как можно искренне и правдиво. Нужно пояснить, что здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. На вопросы отвечать, не задумываясь, быстро. Отвечая на вопрос, на листе бумаги записывается его номер и ответ "+", если испытуемый согласен с ним, или "-", если не согласен. Текст опросника представлен в Приложении 1.

Обработка результатов и интерпретация.

Ответы, не совпадающие  с ключом, свидетельствуют о наличии  у ребенка проявлений тревожности. При обработке результатов подсчитывается:

1) Общее число  несовпадений по всему тесту:  если она больше 50%, можно говорить  о повышенной тревожности ребенка,  если более 75% от общего числа  вопросов теста - о высокой  тревожности. 

2) Число совпадений  по каждому из 8 факторов, выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется по той же схеме, что и в первом случае.

Ключ №1

1 -

11 +

21 -

31 -

41 +

51 -

2 -

12 -

22 +

32 -

42 -

52 -

3 -

13 -

23 -

33 -

43 +

53 -

4 -

14 -

24 +

34 -

44 +

54 -

5 -

15 -

25 +

35 +

45 -

55 -

6 -

16 -

26 -

36 +

46 -

56 -

7 -

17 -

27 -

37 -

47 -

57 -

8 -

18 -

28 -

38 +

48 -

58 -

9 -

19 -

29 -

39 +

49 -

 

10 -

20 +

30 +

40 -

50

 

 

Содержательная  характеристика каждого синдрома (фактора).

1. Общая тревожность в  школе - общее эмоциональное состояние  ребенка, связанное с различными  формами его включения в жизнь  школы. 

2. Переживания социального  стресса – эмоциональное состояние  ребенка, на фоне которого развиваются  его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).

3. Фрустрация потребности  в достижении успеха - неблагоприятный  психический фон, не позволяющий  ребенку развивать свои потребности  в успехе, достижении высокого  результата и т. д. 

4. Страх самовыражения  - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации  проверки знаний - негативное отношение  и переживание тревоги в ситуациях  проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх несоответствовать  ожиданиям окружающих - ориентация  на значимость других в оценке  своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая  сопротивляемость стрессу - особенности  психофизиологической организации,  снижающие приспособляемость ребенка  к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и  страхи в отношениях с учителями  - общий негативный эмоциональный  фон отношений со взрослыми  в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Ключ №2

Факторы

№ вопросов

1. Общая тревожность

в школе 

2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58;

сумма = 22

2. Переживание

социального стресса 

5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44;

сумма = 11

3. Фрустрация потребности

в достижение успеха

1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43;

сумма = 13

4. Страх самовыражения 

27, 31, 34, 37, 40, 45;

сумма = 6

5. Страх ситуации

проверки знаний

2, 7, 12, 16, 21, 26;

сумма = 6

6. Страх не соответствовать

ожиданиям окружающих

3, 8, 13, 17, 22;

сумма = 5

7. Низкая физиологическая

сопротивляемость стрессу 

9, 14, 18, 23, 28;

сумма = 5

8. Проблемы и страхи 

в отношениях с учителями 

2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47;

сумма = 8


 

2. Методика "Анализ семейного воспитания" (АСВ) Э.Г.Эйдемиллера   и В.В.Юстицкого

После определения  уровня тревожности мы приступили к  изучению педагогических ошибок семейного воспитания. Методика "Анализ семейного воспитания" (АСВ) Э.Г.Эйдемиллера и В.В.Юстицкого предназначена для изучения опыта родителей в воспитании подростка, выявлении ошибок в родительском воспитании. Кроме того, он позволяет диагностировать нарушения в системе взаимного влияния членов семьи, нарушения в структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи, нарушения в механизме интеграции семьи.

Опросник АСВ  включает 130 утверждений касающихся воспитания детей. В него заложены 20 шкал. Первые 11 шкал позволяют установить стиль семейного воспитания, 12,13,17 и 18 шкала позволяет получить представление о структрно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи, 14 и 15 шкала дает представление о системе взаимных влияний, 16,19 и 20 шкала - о механизмах семейной интеграции. Ниже приведено описание шкал в том порядке, в каком они расположены в опроснике.

Процедура проведения опроса.

Родителям предлагается опросник, который содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке для ответов».

Необходимо  читать по очереди утверждения опросника. Если респондент в общем согласен с ними, то на «Бланке для ответов» он должен обвести кружком номер утверждения. Если в общем не согласен – этот же номер в бланке зачеркивается. Если очень трудно выбрать, то можно поставить на номере вопросительный знак. Но нужно стараться, чтобы таких ответов было не больше 5.

В опроснике  нет «неправильных» или «правильных» утверждений.

Перед тем, как  родитель начнет заполнять опросник, необходимо создать атмосферу доверительного психологического контакта между ним  и лицом, проводящим опрос. Родитель должен быть заинтересован в правдивости собственных ответов.

Опрашиваемый  получает текст опросника и бланк  регистрации ответов. Психолог зачитывает содержащуюся вначале опросника инструкцию. Убеждается, что родители ее правильно поняли. После того как началось заполнение, инструктирование или пояснения не допускаются.

На утверждения, номера которых выделены в опроснике  курсивом, отцы могут не отвечать. Текст опросника представлен в Приложении №2, бланк ответов в Приложении3.

Обработка результатов и интерпретация.

Обработка результатов  производится следующим образом. На бланке регистрации ответов  номера ответов относящиеся к одной шкале, расположены в одной строке (исключение составляют 6 шкал подчеркнутых в регистрационном бланке). Это дает возможность быстрого подсчета баллов по каждой шкале, путем суммирования положительных ответов. За каждый положительный ответ дается 1 балл. Справа в бланке регистрации ответов указано сокращенное название шкалы и диагностическое значение. Если число баллов достигает или превышает диагностическое значение, то у обследуемого родителя диагностируется тот или иной тип отклонения воспитания.

Информация о работе Ошибки семейного воспитания