Ошибки семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследование типичных педагогических ошибок в семейном воспитании.
Исходя из цели нашего исследования, можно выделить несколько задач:
1. Провести анализ научной литературы и определить сущность понятия «семейное воспитание» в педагогике.
2. Изучить особенности семейного воспитания и выявить типичные педагогические ошибки со стороны родителей и причины их возникновения.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………...………...3
Глава I. Теоретическое исследование семейного воспитания……………………5
1.1. Семья как малая социальная группа…………………………………….. ……5
1.2. Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка ………………………………………………………………………………………..8
1.3. Ошибки семейного воспитания………...…………………………………..…13
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I……………………………………………………………23
Глава II. Организация и методики исследования влияния особенностей семейного воспитания на формирование личности ребенка…………………….27
2.1. Организация исследования…………………….…………………………...…27
2.2. Методики исследования…………………………….……………………..…..28
2.3. Результаты исследования……………………………………………………...39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II…………………………………………………………...47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....49
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….…..52
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_RABOTA_oshibki_semeynogo_vospitania.doc

— 758.00 Кб (Скачать файл)

Высокий уровень  тревожности показал тест одного мальчика – Даниила Р. Несоответствие его ответов с ключами составляет свыше 75%. Этот мальчик на самом деле очень отличается своим поведением среди сверстников. Его можно отнести к детям группы риска. Даниил часто нарушает школьную дисциплину, не слушается учителей, дерзит, задирается на одноклассников. На уроках иногда мешает учителям вести уроки, плохо учатся, не выполняют домашние задания. Дома у ребят тоже не все благополучно. Один из родителей не работает, достаток в семье низкий. Участие в школьной жизни мальчиков родители не принимают (не посещают родительские собрания, не проверяют дневник).  Об этой дополнительной информации мы узнали от классного руководителя мальчиков.

Анализ результатов  относительно характеристики тревожности  по 8 факторам (синдромам) показал нижеследующее. По всем восьми синдромам наблюдается превалирование низкого уровня тревожности. Повышенный уровень тревожности у детей (по 24% респондентов)  отмечается по таким показателям, как страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих; по 17% - фрустрация в потребности достижения успеха, 20% - переживание социального стресса.  Высокий уровень тревожности обучающихся (по 17% респондентов) - как страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, фрустрация в потребности достижения успеха; 10% - страх не соответствовать ожиданиям окружающих; 7% - проблемы и страхи в отношениях с учителями; 3% - общая тревожность в школе и низкая физиологическая сопротивляемость стрессам.

Данные тестирования на определение уровня тревожности подростков представлены на диаграммах 1, 2, 3.

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Уровень тревожности среди девочек и  мальчиков

Диаграмма 3

Характеристика  уровня тревожности обучающихся по 8 факторам

 

 

2. Методика "Анализ семейного воспитания" (АСВ) Э.Г.Эйдемиллера   и В.В.Юстицкого

Анализ  и интерпретация полученных результатов

Полученные  нами результаты позволили нам выявить типы воспитания в семьях испытуемых детей 2-х классов и наиболее часто встречаемые педагогические  ошибки.

Результаты  опроса родителей нижеследующие.

1. Гиперпротекция – 35% респондентов. Это говорит о том, что эти родители уделяют воспитанию ребенка слишком много времени, что приводит к гиперопеке, ребенок часто становится несамостоятельным.  Дети этих родителей (по результатам предыдущего опроса) характеризуются повышенным уровнем страха не соответствовать ожиданиям окружающих.

2. Гипопротекция – 7% родителей. У этих родителей не хватает времени на процесс воспитания. Такие дети часто выходят из-под контроля родителей.  Это родители Марины Б. и Даниила Р., которые отличаются соответственно повышенным и высоким общим уровнем тревожности. Можно сделать вывод, что замкнутость Марины и дерзость, агрессивность, непослушание Даниила возможно вытекают из ошибок семейного воспитания.

3. Потворствование -  15% опрошенных родителей. Это говорит о том, что эти родители балуют своего ребенка, ни в чем ему не отказывая.

4. Игнорирование потребностей ребенка -  10%  опрошенных. Это обычно проявляется в недостатке восполнения духовных и эмоциональных потребностей. Такая ошибка в воспитании проявилась у родителей Виктора В. и   Максима Н., у которых проявился высокий уровень тревожности, страх ситуации проверки знаний, переживание социального стресса..

5. Чрезмерность требований-обязанностей – 28% опрошенных.  Эта педагогическая ошибки семейного воспитания представляет риск психотравматизации ребенка. В числе этих родителей был отец Екатерины Ф., которая , по итогам опроса, переживает социальный стресс и боится ситуаций с учителями.

6. Недостаточность требований-обязанностей ребенка -  0%. Этот результат говорит о том, что во всех семьях родители способны подобрать работу по дому и увлечь своего ребенка.

7. Чрезмерность требований-запретов – 12% респондентов. В их числе родители Марины Б, Павла Р, Максима Н., которые боятся самовыражения, боятся отвечать на уроках, чаще всего тихо «отсиживаются» в школе.

8. Недостаточность требований-запретов к ребенку – 1%. Это родители Даниила Р., который по результатам опроса и наблюдений характеризуется неуправляемостью, непослушанием. Иначе говоря, есть предположение, что этому ребенку дома «можно все».

9. Чрезмерность санкций – 6% респондентов. То есть в двух семьях встречаются родители, которые привыкли строго наказывать ребенка даже за самую малую провинность.  Их дети характеризуются замкнутостью, неразговорчивостью. Это Павел Р. и  Артур К.

10. Минимальность санкций – 85% респондентов. Эти родители предпочитают либо вовсе обходиться без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.

11. Неустойчивость стиля воспитания - 9% опрошенных родителей.  Оценки по этой шкале позволяют говорить о резкой смене стиля, приемов воспитания. Они свидетельствуют о "шараханьях" родителей - от очень строгого стиля к либеральному а затем, наоборот. Характеризуют неустойчивость эмоциональных отношений в семье. Неустойчивость стиля воспитания содействует формированию таких черт характера, как упрямство, склонность противопоставлять себя любому авторитету.

12. Расширение сферы родительских чувств – 0% опрошенных. 

  13. Предпочтение в подростке детских качеств -  55% опрошенных. Эти родители, рассматривая ребенка как «еще маленького», снижают уровень требований к нему, создавая потворствующую гиперпротекцию, тем самым, стимулируя развитие психического инфантилизма.

14. Воспитательная неуверенность родителя – 12% родителей. Это те родители, к которым их дети нашли определенный подход (слабое место) и взаимоотношения между последними строятся по принципу «максимум прав, минимум требований». В определенных условиях дети, воспитанные требовательными, эгоцентричными родителями, став взрослыми, видят в своих детях ту же требовательность и эгоцентричность, испытывают по отношению к ним то же чувство «неоплатного должника», что испытывали ранее по отношению к собственным родителям. Характерный признак таких родителей – доминирование в их высказываниях реплик с признанием массы ошибок, совершенных в воспитании. Они боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят довольно много поводов уступить им. Это родители уверенных в себе, эгоцентричных детей (Карина В, Екатерина М.)

15. Фобия утраты ребенка – 9% родителей. Это родители болезненных детей (Дамир К, Линда М., Аделина П.).

16. Неразвитость родительских чувств – 0%. Этот результат  говорит о том, что у всех респондентов развиты родительские чувства, что особенно радует.

17. Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств – 6% опрошенных.   Причиной такого воспитания ребенка нередко бывает то, что в подростке родитель как бы видит черты характера, которые чувствует, но не признает в самом себе. Это могут быть агрессивность, склонность к лени, влечение к алкоголю, негативизм, различные протестные реакции, несдержанность и др. Это два родителя из 30-ти опрошенных.

18. Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания -  21%. Конфликтность во взаимоотношениях между супругами - нередкое явление даже в относительно стабильных семьях. Нередко воспитание превращается в «поле битвы» конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность наиболее открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь «заботой о благе ребенка». При этом воспитательные меры родителей прямо противоположны. Это вызывает психологические отклонения в развитии личности ребенка.

19. Предпочтения мужских качеств – 21% опрошенных. Причем из семи родителей из этого числа – это отцы, желающие видеть в своем ребенке черты мальчика.

20. Предпочтения женских качеств – 15% опрошенных. Эти родители предпочитают видеть в своих детях качества девочек. Причем из пяти человек это 4 родителя девочек и 1 родитель мальчика.

Результаты  исследования по методике Э.Г.Эйдемиллера   и В.В.Юстиц-кого представлены в диаграммах 4, 5,6, 7.

 

Диаграмма 4

Стили семейного воспитания

Диаграмма 5

Структрно-ролевой аспект жизнедеятельности семьи

 

Диаграмма  6

Система взаимных влияний в семье

 

Диаграмма 7

Механизмы семейной интеграции

ВЫВОДЫ  ПО ГЛАВЕ II

Эмпирическое  исследование позволило выявить нам следующие результаты:

1. Для достижения  поставленной цели курсовой  работы  нами было организовано эмпирическое исследование по выявлению педагогических ошибок в семейном воспитании по методике "Анализ семейного воспитания" (АСВ) Э.Г.Эйдемиллера   и В.В.Юстицкого и установить зависимость от него психологических проявлений личности младшего школьника.

2.В результате проведенных диагностических исследований нами выявлено преобладание низкого уровня тревожности у детей   в экспериментальной группе исследования. Причем повышенный и высокий уровень тревожности преобладает среди мальчиков данной группы.

  1. При изучении особенностей семейного воспитания было установлено, что в исследуемой группе семей встречаются 90% типичных педагогических ошибок со стороны родителей.
  2. Опрос родителей выявил, что большинство родителей относятся к своим детям доверительно, стараются не устанавливать психологический барьер в общении с ребенком. Превалирующая часть опрошенных родителей строго контролируют действия, поведение своего ребенка. Надо отметить, что у детей, чьи родители допускают серьезные ошибки в процессе воспитания, проявляется высокий уровень тревожности, страх перед трудностями, боязнь самовыражения, страх ситуаций проверки знаний.
  3. Полученные данные свидетельствовали о необходимости учитывать особенности воспитания в семье ребенка младшего школьного возраста при изучении факторов, влияющих на формирования его личности; корректировать возникающие при этом ошибки и дефекты  воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как показали результаты теоретического анализа и экспериментального исследования, родителями в процессе воспитания детей допускаются множественные педагогические ошибки, которые в свою очередь наносят вред слабой психике ребенка. И при неблагоприятной воспитательной атмосфере в семье у ребенка могут проявляться такие качества как агрессивность, тревожность, враждебность, обида. И эти качества могут стать устойчивыми проявлениями личности ребенка на стадии его формирования.

В теоретической  части курсовой работы был проведен анализ научной литературы и определена сущность понятия «семья», которая представлена как малая социальная группа; рассмотрены типы семейного воспитания, возрастные особенности личности и поведения в младшем школьном  возрасте. В исследовании выявлены факторы, которые можно характеризовать как педагогические ошибки семейного воспитания.      В ходе  анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям.

В ходе организации  исследования  были определены психологические  особенности развития личности группы младших школьников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Для эмпирического исследования была определена группа младших школьников – обучающихся 2а и 2б классов в количестве 30 человек (15 девочек и 15 мальчиков).  В ходе  эмпирического исследования выявлено, что у отдельных детей проявляется повышенная и высокая тревожность. Причем в семьях школьников с выраженной тревожностью чаще всего допускались различные педагогические ошибки в воспитании. Увидеть взаимосвязь этих явлений нам помогла методика "Анализ семейного воспитания" (АСВ) Э.Г.Эйдемиллера   и В.В.Юстицкого. При этом мы выяснили, что практически в каждой семье в той или иной степени допускаются ошибки в воспитании. 35% респондентов. Это говорит о том, что эти родители уделяют воспитанию ребенка слишком много времени, что приводит к гиперопеке, ребенок часто становится несамостоятельным. Нами выявлено, что у 7% опрошенных родителей не хватает времени на процесс воспитания. 15% опрошенных родителей балуют своего ребенка, ни в чем ему не отказывая. 10%  опрошенных родителей игнорируют потребности своего ребенка. В 28% случаев проявляется чрезмерность требований-обязанностей , а

чрезмерность требований-запретов –  в 12% случаев; недостаточность требований-запретов к ребенку – 1%. В двух семьях встречаются родители, которые привыкли строго наказывать ребенка даже за самую малую провинность. 85% респондентов предпочитают либо вовсе обходиться без наказаний, либо применяют их крайне редко. Неустойчивость стиля воспитания проявляется у 9% родителей.  55% опрошенных, рассматривая ребенка как «еще маленького»,  снижают уровень требований к нему. 12% опрошенных -  это те родители, к которым их дети нашли определенный подход (слабое место) и взаимоотношения между последними строятся по принципу «максимум прав, минимум требований».  21% родителей получают возможность наиболее открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь «заботой о благе ребенка». При этом воспитательные меры родителей прямо противоположны. Это вызывает психологические отклонения в развитии личности ребенка.

Информация о работе Ошибки семейного воспитания