Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 22:25, курсовая работа
Цель исследования: исследование типичных педагогических ошибок в семейном воспитании.
Исходя из цели нашего исследования, можно выделить несколько задач:
1. Провести анализ научной литературы и определить сущность понятия «семейное воспитание» в педагогике.
2. Изучить особенности семейного воспитания и выявить типичные педагогические ошибки со стороны родителей и причины их возникновения.
Введение …………………………………………………………………...………...3
Глава I. Теоретическое исследование семейного воспитания……………………5
1.1. Семья как малая социальная группа…………………………………….. ……5
1.2. Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка ………………………………………………………………………………………..8
1.3. Ошибки семейного воспитания………...…………………………………..…13
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I……………………………………………………………23
Глава II. Организация и методики исследования влияния особенностей семейного воспитания на формирование личности ребенка…………………….27
2.1. Организация исследования…………………….…………………………...…27
2.2. Методики исследования…………………………….……………………..…..28
2.3. Результаты исследования……………………………………………………...39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II…………………………………………………………...47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....49
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….…..52
ПРИЛОЖЕНИЯ
Высокий уровень тревожности показал тест одного мальчика – Даниила Р. Несоответствие его ответов с ключами составляет свыше 75%. Этот мальчик на самом деле очень отличается своим поведением среди сверстников. Его можно отнести к детям группы риска. Даниил часто нарушает школьную дисциплину, не слушается учителей, дерзит, задирается на одноклассников. На уроках иногда мешает учителям вести уроки, плохо учатся, не выполняют домашние задания. Дома у ребят тоже не все благополучно. Один из родителей не работает, достаток в семье низкий. Участие в школьной жизни мальчиков родители не принимают (не посещают родительские собрания, не проверяют дневник). Об этой дополнительной информации мы узнали от классного руководителя мальчиков.
Анализ результатов относительно характеристики тревожности по 8 факторам (синдромам) показал нижеследующее. По всем восьми синдромам наблюдается превалирование низкого уровня тревожности. Повышенный уровень тревожности у детей (по 24% респондентов) отмечается по таким показателям, как страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих; по 17% - фрустрация в потребности достижения успеха, 20% - переживание социального стресса. Высокий уровень тревожности обучающихся (по 17% респондентов) - как страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, фрустрация в потребности достижения успеха; 10% - страх не соответствовать ожиданиям окружающих; 7% - проблемы и страхи в отношениях с учителями; 3% - общая тревожность в школе и низкая физиологическая сопротивляемость стрессам.
Данные тестирования на определение уровня тревожности подростков представлены на диаграммах 1, 2, 3.
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Уровень тревожности среди девочек и мальчиков
Диаграмма 3
Характеристика уровня тревожности обучающихся по 8 факторам
2. Методика "Анализ семейного воспитания" (АСВ) Э.Г.Эйдемиллера и В.В.Юстицкого
Анализ и интерпретация полученных результатов
Полученные нами результаты позволили нам выявить типы воспитания в семьях испытуемых детей 2-х классов и наиболее часто встречаемые педагогические ошибки.
Результаты опроса родителей нижеследующие.
1. Гиперпротекция – 35% респондентов. Это говорит о том, что эти родители уделяют воспитанию ребенка слишком много времени, что приводит к гиперопеке, ребенок часто становится несамостоятельным. Дети этих родителей (по результатам предыдущего опроса) характеризуются повышенным уровнем страха не соответствовать ожиданиям окружающих.
2. Гипопротекция – 7% родителей. У этих родителей не хватает времени на процесс воспитания. Такие дети часто выходят из-под контроля родителей. Это родители Марины Б. и Даниила Р., которые отличаются соответственно повышенным и высоким общим уровнем тревожности. Можно сделать вывод, что замкнутость Марины и дерзость, агрессивность, непослушание Даниила возможно вытекают из ошибок семейного воспитания.
3. Потворствование - 15% опрошенных родителей. Это говорит о том, что эти родители балуют своего ребенка, ни в чем ему не отказывая.
4. Игнорирование потребностей ребенка - 10% опрошенных. Это обычно проявляется в недостатке восполнения духовных и эмоциональных потребностей. Такая ошибка в воспитании проявилась у родителей Виктора В. и Максима Н., у которых проявился высокий уровень тревожности, страх ситуации проверки знаний, переживание социального стресса..
5. Чрезмерность требований-обязанностей – 28% опрошенных. Эта педагогическая ошибки семейного воспитания представляет риск психотравматизации ребенка. В числе этих родителей был отец Екатерины Ф., которая , по итогам опроса, переживает социальный стресс и боится ситуаций с учителями.
6. Недостаточность требований-обязанностей ребенка - 0%. Этот результат говорит о том, что во всех семьях родители способны подобрать работу по дому и увлечь своего ребенка.
7. Чрезмерность требований-запретов – 12% респондентов. В их числе родители Марины Б, Павла Р, Максима Н., которые боятся самовыражения, боятся отвечать на уроках, чаще всего тихо «отсиживаются» в школе.
8. Недостаточность требований-запретов к ребенку – 1%. Это родители Даниила Р., который по результатам опроса и наблюдений характеризуется неуправляемостью, непослушанием. Иначе говоря, есть предположение, что этому ребенку дома «можно все».
9. Чрезмерность санкций – 6% респондентов. То есть в двух семьях встречаются родители, которые привыкли строго наказывать ребенка даже за самую малую провинность. Их дети характеризуются замкнутостью, неразговорчивостью. Это Павел Р. и Артур К.
10. Минимальность санкций – 85% респондентов. Эти родители предпочитают либо вовсе обходиться без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.
11. Неустойчивость стиля воспитания - 9% опрошенных родителей. Оценки по этой шкале позволяют говорить о резкой смене стиля, приемов воспитания. Они свидетельствуют о "шараханьях" родителей - от очень строгого стиля к либеральному а затем, наоборот. Характеризуют неустойчивость эмоциональных отношений в семье. Неустойчивость стиля воспитания содействует формированию таких черт характера, как упрямство, склонность противопоставлять себя любому авторитету.
12. Расширение сферы родительских чувств – 0% опрошенных.
13. Предпочтение в подростке детских качеств - 55% опрошенных. Эти родители, рассматривая ребенка как «еще маленького», снижают уровень требований к нему, создавая потворствующую гиперпротекцию, тем самым, стимулируя развитие психического инфантилизма.
14. Воспитательная неуверенность родителя – 12% родителей. Это те родители, к которым их дети нашли определенный подход (слабое место) и взаимоотношения между последними строятся по принципу «максимум прав, минимум требований». В определенных условиях дети, воспитанные требовательными, эгоцентричными родителями, став взрослыми, видят в своих детях ту же требовательность и эгоцентричность, испытывают по отношению к ним то же чувство «неоплатного должника», что испытывали ранее по отношению к собственным родителям. Характерный признак таких родителей – доминирование в их высказываниях реплик с признанием массы ошибок, совершенных в воспитании. Они боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят довольно много поводов уступить им. Это родители уверенных в себе, эгоцентричных детей (Карина В, Екатерина М.)
15. Фобия утраты ребенка – 9% родителей. Это родители болезненных детей (Дамир К, Линда М., Аделина П.).
16. Неразвитость родительских чувств – 0%. Этот результат говорит о том, что у всех респондентов развиты родительские чувства, что особенно радует.
17. Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств – 6% опрошенных. Причиной такого воспитания ребенка нередко бывает то, что в подростке родитель как бы видит черты характера, которые чувствует, но не признает в самом себе. Это могут быть агрессивность, склонность к лени, влечение к алкоголю, негативизм, различные протестные реакции, несдержанность и др. Это два родителя из 30-ти опрошенных.
18. Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания - 21%. Конфликтность во взаимоотношениях между супругами - нередкое явление даже в относительно стабильных семьях. Нередко воспитание превращается в «поле битвы» конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность наиболее открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь «заботой о благе ребенка». При этом воспитательные меры родителей прямо противоположны. Это вызывает психологические отклонения в развитии личности ребенка.
19. Предпочтения мужских качеств – 21% опрошенных. Причем из семи родителей из этого числа – это отцы, желающие видеть в своем ребенке черты мальчика.
20. Предпочтения женских качеств – 15% опрошенных. Эти родители предпочитают видеть в своих детях качества девочек. Причем из пяти человек это 4 родителя девочек и 1 родитель мальчика.
Результаты исследования по методике Э.Г.Эйдемиллера и В.В.Юстиц-кого представлены в диаграммах 4, 5,6, 7.
Диаграмма 4
Стили семейного воспитания
Диаграмма 5
Структрно-ролевой аспект жизнедеятельности семьи
Диаграмма 6
Система взаимных влияний в семье
Диаграмма 7
Механизмы семейной интеграции
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II
Эмпирическое исследование позволило выявить нам следующие результаты:
1. Для достижения
поставленной цели курсовой работы
нами было организовано эмпирич
2.В результате проведенных диагностических исследований нами выявлено преобладание низкого уровня тревожности у детей в экспериментальной группе исследования. Причем повышенный и высокий уровень тревожности преобладает среди мальчиков данной группы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как показали результаты теоретического анализа и экспериментального исследования, родителями в процессе воспитания детей допускаются множественные педагогические ошибки, которые в свою очередь наносят вред слабой психике ребенка. И при неблагоприятной воспитательной атмосфере в семье у ребенка могут проявляться такие качества как агрессивность, тревожность, враждебность, обида. И эти качества могут стать устойчивыми проявлениями личности ребенка на стадии его формирования.
В теоретической части курсовой работы был проведен анализ научной литературы и определена сущность понятия «семья», которая представлена как малая социальная группа; рассмотрены типы семейного воспитания, возрастные особенности личности и поведения в младшем школьном возрасте. В исследовании выявлены факторы, которые можно характеризовать как педагогические ошибки семейного воспитания. В ходе анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям.
В ходе организации исследования были определены психологические особенности развития личности группы младших школьников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Для эмпирического исследования была определена группа младших школьников – обучающихся 2а и 2б классов в количестве 30 человек (15 девочек и 15 мальчиков). В ходе эмпирического исследования выявлено, что у отдельных детей проявляется повышенная и высокая тревожность. Причем в семьях школьников с выраженной тревожностью чаще всего допускались различные педагогические ошибки в воспитании. Увидеть взаимосвязь этих явлений нам помогла методика "Анализ семейного воспитания" (АСВ) Э.Г.Эйдемиллера и В.В.Юстицкого. При этом мы выяснили, что практически в каждой семье в той или иной степени допускаются ошибки в воспитании. 35% респондентов. Это говорит о том, что эти родители уделяют воспитанию ребенка слишком много времени, что приводит к гиперопеке, ребенок часто становится несамостоятельным. Нами выявлено, что у 7% опрошенных родителей не хватает времени на процесс воспитания. 15% опрошенных родителей балуют своего ребенка, ни в чем ему не отказывая. 10% опрошенных родителей игнорируют потребности своего ребенка. В 28% случаев проявляется чрезмерность требований-обязанностей , а
чрезмерность требований-запретов – в 12% случаев; недостаточность требований-запретов к ребенку – 1%. В двух семьях встречаются родители, которые привыкли строго наказывать ребенка даже за самую малую провинность. 85% респондентов предпочитают либо вовсе обходиться без наказаний, либо применяют их крайне редко. Неустойчивость стиля воспитания проявляется у 9% родителей. 55% опрошенных, рассматривая ребенка как «еще маленького», снижают уровень требований к нему. 12% опрошенных - это те родители, к которым их дети нашли определенный подход (слабое место) и взаимоотношения между последними строятся по принципу «максимум прав, минимум требований». 21% родителей получают возможность наиболее открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь «заботой о благе ребенка». При этом воспитательные меры родителей прямо противоположны. Это вызывает психологические отклонения в развитии личности ребенка.