Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 22:25, курсовая работа
Цель исследования: исследование типичных педагогических ошибок в семейном воспитании.
Исходя из цели нашего исследования, можно выделить несколько задач:
1. Провести анализ научной литературы и определить сущность понятия «семейное воспитание» в педагогике.
2. Изучить особенности семейного воспитания и выявить типичные педагогические ошибки со стороны родителей и причины их возникновения.
Введение …………………………………………………………………...………...3
Глава I. Теоретическое исследование семейного воспитания……………………5
1.1. Семья как малая социальная группа…………………………………….. ……5
1.2. Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка ………………………………………………………………………………………..8
1.3. Ошибки семейного воспитания………...…………………………………..…13
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I……………………………………………………………23
Глава II. Организация и методики исследования влияния особенностей семейного воспитания на формирование личности ребенка…………………….27
2.1. Организация исследования…………………….…………………………...…27
2.2. Методики исследования…………………………….……………………..…..28
2.3. Результаты исследования……………………………………………………...39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II…………………………………………………………...47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....49
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….…..52
ПРИЛОЖЕНИЯ
Шкалы, которые подчеркнуты, требуют другой методики подсчета. Суть ее состоит в том, что итоговый результат получается в результате суммирования данных двух одинаковых шкал из верхней и нижней части регистрационного бланка.
Интерпретация
1. Г+ (Гиперпротекция). При гиперпротекции родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, воспитание стало центральным делом их жизни.
2. Г- (Гипопротекция) - ситуация, при которой ребенок оказывается на периферии внимания родителей, до него «не доходят руки», родителю «не до него». Ребенок часто выпадает у них из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.
Эти две шкалы определяют уровень протекции т.е. речь идет о том, сколько сил, внимания, времени уделяют родители воспитанию ребенка. Наблюдаются два уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротекция).
3. У+ (Потворствование). О потворствовании говорят в тех случаях, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка. Они «балуют» его. Любое его желание для них - закон.
4. У-
(Игнорирование потребностей
Эти две шкалы замеряют степень удовлетворения потребностей ребенка, т.е. в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение, как материально-бытовых (в питании, одежде, развлечениях), так и духовных - прежде всего, в общении с родителями, в их любви и внимании, нужд ребенка.
5. Т+
(Чрезмерность требований-
6. Т-
(Недостаточность требований-
Эти две шкалы дают представления о требованиях обязанностях ребенка, т. е. о тех заданиях, которые он выполняет, - учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи.
7. З+
(Чрезмерность требований-
8. З-
(Недостаточность требований-
Эти две шкалы
указывают на то, что ребенку нельзя
делать. Они определяют, прежде всего,
степень самостоятельности
9. С+ (Чрезмерность санкций). Для этих родителей характерна приверженность к применению строгих наказаний, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения. Тип воспитания этих родителей - «жестокое обращение с ребенком».
10. С- (Минимальность санкций). Родители предпочитают либо вовсе обходиться без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.
Эти две шкалы
дают представление о строгости
наказаний применяемых к ребенк
11. Н
(Неустойчивость стиля
12. РРЧ (Расширение сферы родительских чувств). Обычно этот феномен наблюдается при таких нарушениях воспитания как потворствующая или доминирующая протекция. Данный источник нарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда супружеские отношения между родителями в силу каких-либо причин оказываются нарушенными: нет одного из супругов (смерть, развод), либо отношения с ним не удовлетворяют родителя, играющего основную роль в воспитании (несоответствие характеров, эмоциональная холодность и др.). Нередко при этом мать, реже отец, сами того четко не осознавая, хотят, чтобы ребенок, а позже подросток стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком. Родители хотят, чтобы ребенок удовлетворил хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены в психологических отношениях супругов - потребность во взаимной исключительной привязанности, частично эротические потребности. Мать нередко отказывается от вполне реальных возможностей повторного замужества. Появляется стремление отдать ребенку - чаще противоположного пола - «все чувства», «всю любовь». В детстве стимулируется эротическое отношение к родителям - ревность, детская влюбленность. Когда ребенок достигает подросткового возраста, у родителя возникает страх перед самостоятельностью подростка.
13. ПДК (Предпочтение в подростке детских качеств). Этот вид нарушения воспитания обусловлен потворствующей гиперпротекцией. У родителей наблюдается стремление игнорировать повзросление детей, стимулировать сохранение у них таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость. Для таких родителей ребенок все еще «маленький». Нередко они открыто признают, что маленькие дети им вообще нравятся больше, что с детьми старшего возраста уже не так интересно. Страх или нежелание повзросления детей могут быть связаны с особенностями биографии самого родителя (он имел младшего брата или сестру и на них в свое время переместилась любовь родителей, в связи, с чем свой старший возраст воспринимался как несчастье.
14. ВН
(Воспитательная неуверенность
15. ФУ (Фобия утраты ребенка). Чаще всего в основе лежит потворствующая или доминирующая гиперпротекция. «Слабое место» - повышенная неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличенные представления о «хрупкости» ребенка, его болезненности и т.д. Один источник таких переживаний родителей может корениться в истории появления ребенка на свет - его долго ждали, обращения к врачам-гинекологам ничего не давали, родился хрупким и болезненным, с большим трудом удалось его выходить и т.д. Другой источник - перенесенные ребенком тяжелые заболевания, особенно, если они были длительными.
16. НРЧ
(Неразвитость родительских
Причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, то, что он сам в свое время не испытал родительского тепла. Другой причиной могут быть особенности характера родителя, например, выраженная шизоидность.
17. ПНК
(Проекция на ребенка
18. ВК
(Вынесение конфликта между
19. ПМК
(Предпочтения мужских качеств)
20. ПЖК
(Предпочтения женских качеств)
Эти две шкалы позволяют обнаружить сдвиг в установках родителя по отношению к подростку в зависимости от его (подростка) пола. Обусловливает такие нарушения воспитания, как потворствующая гиперпротекция или эмоциональное отвержение.
Нередко отношение родителя к ребенку определяется не действительными особенностями ребенка, а теми чертами, которые родитель приписывает его полу, т. е. «вообще мужчинам» или «вообще женщинам». Так, при наличии предпочтения женских качеств наблюдается неосознанное неприятие в подростке атрибутов мужского пола. В таком случае приходится сталкиваться со стереотипными отрицательными суждениями о мужчинах вообще: «Мужчины в основном грубы, неопрятны. Они легко поддаются животным побуждениям, агрессивны и чрезмерно сексуальны, склонны к алкоголизму. Любой же человек, будь то мужчина или женщина, должен стремиться к противоположным качествам - быть нежным, деликатным, опрятным, сдержанным в чувствах». Именно такие качества родитель с ПЖК и видит в женщинах. Примером проявления установки ПЖК может служить отец, видящий массу недостатков у сына и считающий, что таковы же и все его сверстники. В то же время этот отец «без ума» от младшей сестры ребенка, так как находит у нее одни достоинства. Под влиянием ПЖК в отношении подростка мужского пола в данном случае формируется тип воспитания «эмоциональное отвержение» Возможен и противоположный перекос с выраженной антифеминистской установкой, пренебрежением к матери ребенка, его сестрам. В этих условиях по отношению к самому ребенку мужского пола может сформироваться воспитание по типу «потворствующей гиперпротекции».
2.3. Результаты исследования
1.Тест школьной тревожности Филипса
Анализ и интерпретация полученных результатов.
Тестирование проходили 30 обучающийся, из них 15 девочек и 15 мальчиков. По итогам исследования уровня тревожности можно сделать следующие выводы. О низком уровне тревожности свидетельствуют работы 26 ребят (14 девочек и 12 мальчиков). Это, в основном, дети из благополучных семей, с хорошим достатком, где имеются оба родителя. Тесты 1 девочки (Марина Б.) и двух мальчиков (Виктор В., Максим Н.) показали, что у этих подростков имеется более 50% несовпадений ответов с ключами. Это говорит о том, что в поведении этих детей можно проследить повышенную тревожность. Беседа с классным руководителем и посещение отдельных уроков подтвердили полученные нами результаты. Марина Б. на уроках отмалчивается, очень эмоционально реагирует на замечания учителя, сильно переживает при получении неудовлетворительных оценок. Виктор В. и Максим Н на уроках сильно отвлекаются, мешают одноклассникам и учителю; с домашними заданиями не справляются, на уроках ленятся отвечать. Максим Н. из малообеспеченной неполной семьи. Можно предположить, что в этих семьях возможны трудные отношения между родителями, что в свою очередь откладывает свой отпечаток на психике их детей.