Особенности эмоциональной сферы детей с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 13:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Выявить особенности формирования эмоционального развития дошкольников с ОНР, подобрать и проанализировать комплекс коррекционных методик направленных на коррекцию эмоциональной сферы данной категории детей.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕэмоции.doc

— 409.50 Кб (Скачать файл)

Психолог или воспитатель  перечисляет вслух умения, доступные  детям, а дошкольники поднимают руки, когда считают, что они делают это хорошо. При этом называют умения наблюдать, внимательно слушать, правильно говорить, смеяться, терпеливо сидеть или стоять, долго ходить пешком, прыгать через веревочку, кататься на велосипеде, бегать, прыгать, играть, аккуратно носить одежду, пометать взрослым, что-либо изображать, рисовать, лепить, учиться, читать, думать, радоваться красоте природы, дружить, совершать хорошие поступки. Эти упражнения помогают ребенку создать образ самого себя не только как умелого, сильного и волевого, но и как ответственного человека. Во-многом это способствует осознанию своих эмоциональных переживаний, осмыслению отношения к себе, стабилизации самооценки и связанных с ней эмоциональных переживаний. Этим же целям служит психологическое упражнение, в котором детей по очереди просят закончить фразу:

«Было бы хорошо сейчас... (закончить фразу). Я знаю, что  могу сделать... (перечислить). Лучше  всего мне удается... (перечислить).

Я постараюсь изо всех сил... (что сделать?). Я готов сейчас же... (что сделать?). Я уже сегодня... (что хорошего сделал?) Оказывается, совсем не трудно... (что сделать?). В самом ближайшем будущем я готов... (что хорошего сделать?).

Я очень хочу для своих  друзей... (что хорошего сделать?). Больше всего я люблю... (что именно?). Лучше всего мне удается... (что сделать?). Меня очень радует... (что?).

Я достаточно силен (умен, ловок), чтобы... (что сделать хорошего?).

Я уверен, что могу... (что  сделать?). Я обязательно научусь  в будущем... (чему?). Мои друзья особенно ценят во мне... (что?). Родители (воспитатели) часто хвалят меня... (за что?)».

Другим направлением нивелирования тревожности и  повышения уверенности в себе является обучение детей умению отвлекаться  от неприятных и тревожных мыслей, бороться с каждодневными мелкими житейскими стрессами. Здесь необходимо научить детей не беспокоиться по поводу того, что выходит за рамки их контроля. Например, девочка разбила чашку и горько плачет. Воспитатель может утешить ее такими словами:

- Это не беда, что чашка разбилась. Такие неприятности иногда случаются с каждым из нас. Тебе не помогут слезы, потому что все уже произошло. Слезы и расстройства не сделают чашку целой. Давай не будем плакать, а лучше вместе уберем осколки. Может быть, этот неприятный опыт сделает нас впредь осторожнее». Здесь важно отметить, что фиксация на неприятных переживаниях, подкрепляемая укорами и замечаниями взрослых, усугубляют тревожность, мнительность и подозрительность ребенка.

 Так, наблюдая детей  на прогулке, психолог отмечает среди них грустных, плаксивых, скучных, и расстроенных. Собирая их вместе, он затевает новую игру. Все неприятности, переживания, страхи, обиды, злость предлагается представить в виде неприятной серой массы (типа тины или грязной ваты), скатать в комочек и передать взрослому (психологу, воспитателю). Взрослый из рук в руки принимает этот воображаемый комочек (средоточие стресса) и опускает в пакет или сумку, которая торжественно закапывается в землю. Эта процедура символизирует уничтожение всех неприятностей и, действительно, дети заражаются радостью и умиротворением в результате этих действий. При повторении этого упражнения его рекомендуется видоизменить, предложив детям, находящимся в умывальной комнате в процессе мытья рук, представить, что стресс смывается струей воды.

Другой эффективный  прием оптимизации эмоционального состояния—это переключение с неприятных впечатлений на приятные. Так, можно предложить унылому или сердитому ребенку представить себя телевизором. Психолог произносит текст следующего содержания: «Ты немного похож на телевизор, твоя головка имеет множество разных каналов—счастливые каналы,грустные каналы, каналы страха, каналы беспокойства, хорошие и плохие каналы. Все они находятся внутри твоей головки и ты их можешь контролировать. Ты можешь решить, какой канал ты выберешь на следующий день. Внутри тебя находится пульт управления. Если ты находишься сейчас на канале обиды, немедленно отключи этот канал, подумав о чем-нибудь другом—о хорошем, добром, шутливом или забавном. Итак, сначала определи, на каком канале ты находишься, а теперь,—внимание!—если ты на плохом или неприятном канале, то немедленно его отключи, переключившись на приятный, радостный канал. Если ты находишься на хорошем канале, то отстрой свой телевизор, сделай картинку ярче, звук громче и наслаждайся передачей с хорошего канала, думая о чем-нибудь приятном».

Дети мысленно нажимают на кнопку переключателя программ или  делают движения рукой (крутят пуговицу, нажимают на кнопку одежды). Это упражнение способствует не только избавлению от неприятных эмоций, но и их осознанию, что делает эмоциональные реакции более осмысленными. Приемы такого рода очень помогают при страхах. Иногда мы переключаем внимание на приятный объект воображения, который придумываем и задаем сами. Например, это может быть смешной клоун, раздающий детям подарки.

Переключение можно  использовать в самых разных ситуациях. Так, плачущему ребенку дают в  руки секундомер и говорят, что он может плакать пока стрелка не достигнет определенной отметки, а после этого нужно немедленно перестать плакать, так как ровно в это время все несчастья его покинут. Вообще можно переключать фокус внимания с неприятных переживаний на приятные любым неожиданным, необычным и забавным способом. Необходимо добиться утверждения у ребенка ровного положительного тона его эмоциональных переживаний, который является необходимым фоном любого вида его деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ

 

Анализ психолого-педагогичесой  литературы показал, что важную роль в развитии личности ребенка-дошкольника играет влияние, оказываемое на него общением со сверстниками. Симпатия к другим детям, возникающая в раннем детстве, переходит у дошкольника в потребность общения со сверстниками. Эмоциональное развитие ребенка пяти-шестилетнего возраста, способствует развитию способности и умения человека неравнодушно смотреть на мир, способности радоваться и огорчаться.

Анализ научных исследований показал, что исследований в области изучения эмоционально-личностных особенностей детей с ОНР не проводилось. А ведь нарушения речевого развития влекут за собой нарушения общения. Причем с полным основанием можно говорить о нарушении всех сторон процесса общения, выделяемых психологами (коммуникативной, интерактивной, перцептивной).

Симптомами нарушения эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОНР являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость. Также ребенку с речевой патологией присущи: замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, агрессивность, обидчивость, нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, трудности общения с окружающими и налаживания контакта с ними.

Главное направление  развития эмоциональной сферы у дошкольников с ОНР — это появление способности управлять эмоциями, т. е. произвольность поведения. Эмоции постепенно становятся более осмысленными, начинают подчиняться мышлению, когда ребенок усваивает различные способы действия и нормы поведения, соотносит результаты своей деятельности с целями и с результатами других. Эти представления легли в основу  системы психолого-педагогических методов развития эмоционального контроля и коррекции эмоциональных процессов дошкольников. Работа с детьми на психологических занятиях проводится по программам, специализированным в соответствии с возрастными особенностями каждой группы. В течение всего периода работы регулярно проводится психодиагностика особенностей эмоциональной сферы (проективные графические тесты, анализ рисунков), личностных черт (опросник Кэттела, регламентированное наблюдение) и динамики эмоциональных состояний детей (тест цветовых отношений Люшера).

 

 

 

 

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

2.1. Организация и методы экспериментального исследования

Цель констатирующего  этапа исследования состояла в изучении особенностей эмоционального развития детей дошкольного возраста. Эксперимент проводился на базе МДОУ №19 «Солнышко» г. Кумертау.

Задачи констатирующего этапа

    1. Выявить показатели эмоционального развития дошкольников и особенности их проявления;
    2. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы;

Для эксперимента были отобраны две группы детей дошкольного  возраста. В экспериментальную группу № 1 (ЭГ – 1) вошли дети с общим недоразвитием речи:

Таблица 1.

Список экспериментальной группы № 1

пп

ФИО

Возраст

Особенности развития

1.

Надя к.

6

ОНР III уровня

2.

Ваня Е.

7

ОНР III уровня

3.

Таня А.

6

ОНР II уровня

4.

Саша Х.

6

ОНР III уровня

5.

Оля Т.

6

ОНР III уровня

6.

Данил Г.

6

ОНР II уровня

7.

Карина А.

7

ОНР III уровня

8.

Вова Г.

6

ОНР III уровня

9.

Женя Б.

7

ОНР II уровня

10.

Павел Д.

6

ОНР III уровня

11.

Вика Д.

6

ОНР III уровня

12.

Данил Е.

6

ОНР II уровня

13.

Егор К.

6

ОНР III уровня

14.

Адиля К.

7

ОНР II уровня

15.

Аделина К.

6

ОНР III уровня


 

Итак, из таблицы видно, что в состав ЭГ-1 вошли 15 детей в возрасте 6-7 лет с ОНР II-III уровней. Это дети, посещающие речевую группу.

Рассмотрим анамнестические  данные испытуемых:

1. Ваня Е. - 7 лет.

Патология беременности и родов: угроза прерывания беременности;

Состояние ребенка после родов: асфиксия  средней тяжести;

Перенесенные  травмы, операции,: нет;

Нервно- психическое  развитие: задержка речевого развития.

Семья полная,  один ребенок в семье, посещает речевую группу детского сада.

2. Надя К. – 6 лет.

Патология беременности и родов: нет;

Состояние ребенка после родов: удовлетворительное;

Перенесенные  травмы, операции,: нет;

Нервно- психическое  развитие: в норме. Со сверстниками контакт избирательный.

Семья полная,  второй ребенок в семье, детский сад  посещает.

3. Саша Х. – 6 лет.

Патология беременности и родов: нет;

Состояние ребенка после родов: удовлетворительное;

Перенесенные  травмы, операции,: нет;

Нервно- психическое  развитие: задержка речевого развития. Со сверстниками контакт избирательный.

Семья полная,  второй ребенок в семье, детский сад  посещает.

Экспериментальную группу № 2(ЭГ – 2) составили следующие дети:

 

 

 

 

 

Таблица 2.

Список экспериментальной группы № 2

пп

ФИО

Возраст

Особенности развития

1.

Яросла М.

6

Речевое развитие речи

2.

Матвей Т.

6

Речевое развитие речи

3.

Софья Е.

6

Речевое развитие речи

4.

Маша П.

7

Речевое развитие речи

5.

Катя Г.

7

Речевое развитие речи

6.

Ангелина Б.

6

Речевое развитие речи

7.

Валера Х.

6

Речевое развитие речи

8.

Аня А.

6

Речевое развитие речи

9.

Артем У.

7

Речевое развитие речи

10.

Владик Б.

7

Речевое развитие речи

11.

Ваня Б.

6

Речевое развитие речи

12.

Полина С.

6

Речевое развитие речи

13.

Дима Л.

6

Речевое развитие речи

14.

Дима В.

7

Речевое развитие речи

15.

Линар С.

7

Речевое развитие речи

Информация о работе Особенности эмоциональной сферы детей с ОНР