Особенности эмоциональной сферы детей с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 13:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Выявить особенности формирования эмоционального развития дошкольников с ОНР, подобрать и проанализировать комплекс коррекционных методик направленных на коррекцию эмоциональной сферы данной категории детей.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕэмоции.doc

— 409.50 Кб (Скачать файл)

в. Тест «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой

Проанализируем полученные данные:

 

Экспериментальная группа № 1:

  1. Надя К. - заболеть, заразиться; того, что умрут твои родители; каких-то людей; потерять маму или папу; того, что они тебя накажут; Бабы Яги, опоздать в детский сад, перед тем как заснуть; страшных снов; темноты, собак, пауков врачей; крови; уколов; боли. Всего 17.
  2. Ваня Е.– каких-то людей; потерять маму или папу; того, что они тебя накажут; опоздать в детский сад, страшных снов; темноты, собак, пауков; врачей; крови; уколов; боли; грозы; оставаться в маленькой, тесной комнате, помещении, в туалете. Всего 16.
  3. Таня А. – заболеть; заразиться; умереть; того, потерять маму или папу; того, что они тебя накажут; опоздать в детский сад, перед тем как заснуть; страшных снов; темноты, собак, пауков врачей; крови; уколов; боли. Всего 15.
  4. Саша Х. – заболеть, каких-то людей; потерять маму или папу; того, что они тебя накажут; опоздать в детский сад; страшных снов; темноты, собак, пауков, врачей; крови; уколов; боли. Всего 13.
  5. Оля Т. – заболеть; заразиться; умереть;  потерять маму или папу; того, что они тебя накажут; опоздать в детский сад; темноты, собак, пауков врачей; крови; уколов; боли. Всего 13.
  6. Данил Г. - заболеть, заразиться; каких-то людей; потерять маму или папу; того, что они тебя накажут; Бабы Яги, опоздать в детский сад, перед тем как заснуть; страшных снов; темноты, собак, пауков врачей; крови; уколов; боли. Всего 16.
  7. Карина А. - каких-то людей; потерять маму или папу; того, что они тебя накажут; опоздать в детский сад, страшных снов; темноты, собак, пауков; врачей; крови; уколов; боли; грозы; оставаться в маленькой, тесной комнате, помещении, в туалете. Всего 16.
  8. Вова Г. - заболеть, заразиться; каких-то людей; потерять маму или папу; того, что они тебя накажут; опоздать в детский сад, перед тем как заснуть; страшных снов; темноты, собак, пауков врачей; крови; уколов; боли. Всего 15.
  9. Женя Б. - заболеть, заразиться; каких-то людей; потерять маму или папу; того, что они тебя накажут; опоздать в детский сад; страшных снов; темноты, собак, пауков врачей; крови; уколов; боли. Всего 14.
  10. Павел Д. – заболеть, заразиться; каких-то людей; потерять маму или папу; того, что они тебя накажут; опоздать в детский сад, перед тем как заснуть; страшных снов; темноты, собак, пауков врачей; крови; уколов; боли. Всего 15.
  11. Вика Д. - заболеть; заразиться; умереть; потерять маму или папу; того, что они тебя накажут; опоздать в детский сад, перед тем как заснуть; страшных снов; темноты, собак, пауков врачей; крови; уколов; боли. Всего 15.
  12. Данил Е. - заболеть, заразиться; каких-то людей; потерять маму или папу; того, что они тебя накажут; опоздать в детский сад, перед тем как заснуть; страшных снов; темноты, собак, пауков врачей; крови; уколов; боли. Всего 16.
  13. Егор К. - заболеть, заразиться; каких-то людей; потерять маму или папу; того, что они тебя накажут; Бабы Яги, опоздать в детский сад, перед тем как заснуть; страшных снов; темноты, собак, пауков врачей; крови; уколов; боли. Всего 16.
  14. Адиля К. заболеть, заразиться; каких-то людей; потерять маму или папу; того, что они тебя накажут; Бабы Яги, опоздать в детский сад, перед тем как заснуть; страшных снов; темноты, собак, пауков врачей; крови; уколов; боли. Всего 16.
  15. Аделина К. - заболеть, заразиться; каких-то людей; потерять маму или папу; того, что они тебя накажут; Бабы Яги, опоздать в детский сад, перед тем как заснуть; страшных снов; темноты, собак, пауков врачей; крови; уколов; боли. Всего 16.

Экспериментальная группа № 2:

  1. Ярослав М. –каких-то людей; потерять маму или папу; того, что они тебя накажут; страшных снов; темноты, собак, пауков, врачей; крови; уколов. Всего 10
  2. Матвей Т.– потерять маму или папу; того, что они тебя накажут; темноты, собак, пауков, врачей; крови; уколов. Всего 8.
  3. Софья Е. - –каких-то людей; потерять маму или папу; того, что они тебя накажут; врачей; крови; уколов. Всего 6.
  4. Маша П. - каких-то людей; потерять маму или папу; того, что они тебя накажут; врачей; крови; уколов. Всего 6.
  5. Катя Г. каких-то людей; потерять маму или папу; того, что они тебя накажут; врачей; крови; уколов. Всего 6.
  6. Ангелина Б. - каких-то людей; потерять маму или папу; того, что они тебя накажут; врачей; крови; уколов. Всего 6.
  7. Валера Х. - умереть, потерять маму или папу; того, что они тебя накажут; темноты, собак, пауков, врачей; крови; уколов. Всего 9.
  8. Артем У. - потерять маму или папу; того, что они тебя накажут; темноты, собак, пауков, врачей; крови; уколов. Всего 8.
  9. Владик Б. - потерять маму или папу; того, что они тебя накажут; темноты, собак, пауков, врачей; крови; уколов. Всего 8.
  10. Ваня Б. потерять маму или папу; того, что они тебя накажут; собак, пауков, врачей; крови; уколов. Всего 7.
  11. Аня А. –каких-то людей; потерять маму или папу; того, что они тебя накажут; врачей; крови; уколов. Всего 6.
  12. Полина С. - каких-то людей; потерять маму или папу; того, что они тебя накажут; врачей; крови; уколов. Всего 6.
  13. Дима Л. - умереть,  потерять маму или папу; того, что они тебя накажут; собак, пауков, врачей; крови; уколов. Всего 8.
  14. Дима В. - потерять маму или папу; того, что они тебя накажут; темноты, собак, пауков, врачей; крови; уколов. Всего 8.
  15. Линар С. - потерять маму или папу; того, что они тебя накажут; темноты, собак, пауков, врачей; крови; уколов. Всего 8.

 

Итак, исходя из данных таблицы  и учитывая возрастные нормы страхов, анализ результатов данной методики можно представить в  виде диаграммы. Возрастные нормы страхов и их распределение: из 29 страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.

 

Диаграмма 1.

Сравнительный анализ наличия страхов у детей дошкольного возраста

 

15 детей – 100%

1 ребенок – 7 %

Таким образом, из диаграммы  видно, что в экспериментальной  группе основная масса детей продемонстрировала наличие страхов выше возрастной нормы – 63% и лишь 37% - показали удовлетворительный результат. Тогда как дети контрольной группы 100% продемонстрировали наличие страхов в пределах нормы.

г. Опросник Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко.

Данный опросник мы предложили воспитателям исследуемых групп, результаты анкеты представим в виде таблиц в приложении № 4.

Итак, из таблицы видно, что у 7 детей с ОНР отмечается высокий уровень тревожности и у 12 – средний уровень, у основной массы  детей  контрольной группы отмечается низкий уровень тревожности и у 1 ребенка средний – средний уровень.

Отразим полученные данные в диаграмме:

Диаграмма 2.

Уровень тревожности детей дошкольного возраста

15 детей – 100%

1 ребенок – 7 %

Таким образом, по результатам  данной методики можно сделать вывод, что у детей с ОНР уровень тревожности намного выше их сверстников с нормальным речевым развитием.

Представим полученные данные в сводной таблице.

Для анализа результатов  были выделены следующие параметры:

    1. Страхи;
    2. Тревожность;
    3. Трудности общения;
    4. Враждебность;
    5. Агрессия;

Критерии оценки:

3 балла – ярко выраженное  проявление эмоционально-аффектного  состояния;

2 балла – умеренно  выраженная агрессия, враждебность;

1 балл – слабо выраженные  эмоионально-аффектные состояния.

Максимальное количество баллов – 45 б.

Таблица 3.

Особенности проявления нарушений в эмоционально-аффектной  сфере у детей дошкольного  возраста

 

Методика 

Параметры

ЭГ – 1

ЭГ - 2

Эмоционально аффектные  состояния

Тревожность

3

2

Чувство незащищенности

3

2

Депрессивность

3

1

Трудности в общении

3

1

Чувство неполноценности

3

2

Враждебность

3

2

Состояние эмоциональной  сферы

Агрессия

3

2

Импульсивность 

2

1

Женственность

2

2

Экстравертированность

3

3

Стремление к домашней защите,

2

3

чувства одиночества 

2

1

Отсутствие стремления к домашней защите,

3

1

Страхи 

 

3

2

Уровень тревожности

 

3

2

Всего

 

41

27


 

Распределение результатов исследования по уровням следующее:

1-15 балла – низкий  уровень проявления эмоционально-аффектных  состояний;

16-30 баллов – средний  уровень проявления эмоционально-аффектных  состояний;

31-45 баллов – высокий  уровень проявления эмоционально- аффетных состояний.

Таким образом, из таблицы  видно, что у детей с общим  недоразвитием речи, отмечены ярко выраженные нарушения эмоциональной  сферы, что соответствует высокому уровню проявления нарушений эмоционально – аффектной сферы. Тогда как  у детей с нормальным речевым нарушением отмечен средний уровень нарушений исследуемых параметров.

 

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ

 

Для эксперимента были отобраны две группы детей дошкольного  возраста. В состав экспериментальной группы вошли 15 детей в возрасте 6-7 лет с ОНР II-III уровней. Это дети, посещающие речевую группу. В состав контрольной группы вошли так же 15 человек, дети в возрасте 6-7 лет, посещающие подготовительную группу. Это дети с нормальным уровнем интеллектуального и речевого развития.

Для определения особенностей эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста мы использовали следующие методики:

    1. Методика для выявления изменений в эмоционально-аффективной сфере «Дом, дерево, человек». (Предложена Дж. Буком);
    2. Рисуночный тест «Кактус»
    3. Тест «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой
    4. Опросник Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко.

В целом по главе можно сделать следующие выводы:

      • чувство незащищенности и тревожность свойственны детям обеих групп, но у основной массы детей экспериментальной группы отмечается помимо этих чувств еще и чувство неполноценности, враждебность к себе, трудности в общении, состояние фрустрации и склонность к депрессии. Тогда как у детей контрольной группы таких отрицательных эмоций не отмечено;
      • у детей с общим недоразвитием речи намного чаще встречаются такие отрицательные эмоциональные проявления как агрессия, импульсивность, чувство одиночества и отсутствие стремления к домашней защите. У обследованных нами детей с нормальным речевым развитием напротив вообще отсутствует проявление таких качеств как импульсивность, чувство одиночества и отсутствие стремления к домашней защите. Следовательно, состояние эмоциональной сферы этих детей намного стабильнее, чем у детей с ОНР.
      • в экспериментальной группе основная масса детей продемонстрировала наличие страхов выше возрастной нормы , тогда как дети контрольной группы 100% продемонстрировали наличие страхов в пределах нормы.
      • у детей с ОНР уровень тревожности намного выше их сверстников с нормальным речевым развитием.

 

ГЛАВА III. ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

3.1 Цели, задачи  и содержание формирующего эксперимента

 

Цель эксперимента: развитие понимания и восприятия эмоционального состояния, развитие адекватного взаимодействия детей с окружающими, коррекция самооценки.

Задачи формирующего этапа исследования:

    1. Анализ методической литературы с целью подбора оптимальной программы формирования эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
    2. Разработка основных направлений формирования основ эмоционально- личностного развития детей дошкольного возраста с ОНР;
    3. Создание педагогических условий, обеспечивающих формирование эмоционального развития детей дошкольного возраста с ОНР;

Формирующий эксперимент проходил в течении 4 месяцев с октября по декабрь. Нами была использована программа социальной реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях Г.М. Иващенко, Н.С. Контонистовой, М.М. Пхоткина [39, 115].  Занятия проводились в первой половине дня, по 30 минут. Коррекционная работа проводилась по двум основным направлениям:

Коррекция тревожности и коммуникативных  навыков;

Снятие состояния эмоционального дискомфорта, развитие социальных эмоций.

Нами использовались две формы коррекционного воздействия: индивидуальная и групповая.

Структура коррекционной работы:

Разработка направлений коррекционного воздействия с целью оптимизации нарушенных эмоциональных реакций и состояний детей дошкольного возраста с ОНР;

Разработка рекомендаций;

Коррекция тревожности  и коммуникативных навыков

Занятие1. «Настроение»

Цели. Помощь в преодолении негативных переживаний, учить самостоятельно принимать решения, уменьшение тревожности.

Дети по кругу предлагают способы, как можно повысить настроение.

Например: сделать доброе дело, поговорить с другом, поиграть с домашними животными, посмотреть любимый мультфильм, нарисовать картину, улыбнуться себе в зеркале, подарить улыбку другу.

Игра «На  что похоже настроение?»

Цели. Эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие симпатии. Участники игры по кругу при помощи сравнения говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение. Начинает игру ведущий: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе. А твое? «Ведущий обобщает — какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое, и т.п.

Информация о работе Особенности эмоциональной сферы детей с ОНР