Особенности эмоциональной сферы детей с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 13:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Выявить особенности формирования эмоционального развития дошкольников с ОНР, подобрать и проанализировать комплекс коррекционных методик направленных на коррекцию эмоциональной сферы данной категории детей.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕэмоции.doc

— 409.50 Кб (Скачать файл)

Цель констатирующего  этапа исследования состояла в изучении особенностей эмоционального развития детей дошкольного возраста. Эксперимент проводился на базе МДОУ №19 «Солнышко» г. Кумертау.

Для эксперимента были отобраны две группы детей дошкольного возраста. В состав экспериментальной группы вошли 15 детей с ОНР II-III уровней. В состав контрольной группы вошли так же 15 детей посещающие подготовительную группу. Это дети с нормальным уровнем интеллектуального и речевого развития.

Для определения особенностей эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста мы использовали следующие методики:

    1. Методика для выявления изменений в эмоционально-аффективной сфере «Дом, дерево, человек». (Предложена Дж. Буком);
    2. Рисуночный тест «Кактус»
    3. Тест «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой
    4. Опросник Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко.

По окончании констатирующего  исследования мы сделали вывод:

      • чувство незащищенности и тревожность свойственны детям обеих групп, но у основной массы детей экспериментальной группы отмечается помимо этих чувств еще и чувство неполноценности, враждебность к себе, трудности в общении, состояние фрустрации и склонность к депрессии. Тогда как у детей контрольной группы таких отрицательных эмоций не отмечено;
      • у детей с общим недоразвитием речи намного чаще встречаются такие отрицательные эмоциональные проявления как агрессия, импульсивность, чувство одиночества и отсутствие стремления к домашней защите. У обследованных нами детей с нормальным речевым развитием напротив вообще отсутствует проявление таких качеств как импульсивность, чувство одиночества и отсутствие стремления к домашней защите. Следовательно, состояние эмоциональной сферы этих детей намного стабильнее, чем у детей с ОНР.
      • в экспериментальной группе основная масса детей продемонстрировала наличие страхов выше возрастной нормы , тогда как дети контрольной группы 100% продемонстрировали наличие страхов в пределах нормы.
      • у детей с ОНР уровень тревожности намного выше их сверстников с нормальным речевым развитием.

Формирующий эксперимент проходил в течении 4 месяцев с октября по декабрь.   Занятия проводились в первой половине дня, по 30 минут в речевой группе. Коррекционная работа проводилась по двум основным направлениям:

Коррекция тревожности и коммуникативных  навыков;

Снятие состояния эмоционального дискомфорта, развитие социальных эмоций.

По окончании формирующего эксперимента нами был проведен контрольный  срез по изучению эмоционального развития детей с ОНР с использование  тех же методик, что и на констатирующем этапе.

В целом по исследованию мы сделали вывод: цель исследования достигнута, гипотеза подтвердилась: эмоциональная сфера дошкольников с общим недоразвитием речи отличается незрелостью, органическим инфантилизмом, нескоординированностью эмоциональных процессов, но специально организованная коррекционная работа способствует оптимизации изучаемых процессов.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алмазов Б.Н., Психическая  средовая дезадаптация несовершеннолетних. – Свердловск., 1986.
  2. Амбрамова А.Г., Тихоненко В.А., Берильсон Л.Л. Социально-психологическая  дезадаптация личности и профилактика суицида// Вопросы психологии. - 1982, № 3
  3. Аболин Л.М. Психические  механизмы  эмоциональной  устойчивости  человека. - Казань, 1987. – С.28-140.
  4. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития лисности ребенка //Диагностическая и коррекционная работашкольного психолога. М., 1987. С. 67-80.
  5. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. - СПБ, 1994 г.
  6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,1968.
  7. Вимонас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.,1984.
  8. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – 3-е изд., испр. и доп. – М.,2000.
  9. Вертонян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. – Л., 1989. – с.7-19.
  10. Вилюнас В.К. Психология  эмоциональных  явлений. – М., 1976. – с. 41-46.
  11. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч., т. 2. – М., 1982.
  12. Гозман  Л.Я. Психология  эмоциональных  отношений. – М., 1987. – с. 257-263.
  13. Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. – 1981. - № 10. – с. 61-64.
  14. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1988.
  15. Додонов В.И. В  мире  эмоций. – Киев, 1987.- с. 41-60.
  16. Дети с девинантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. М., - 1992 .
  17. Диагностика школьной дезадаптации. М.: Социальное здоровье России. 1993.
  18. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. - М.: просвещение, 1988.
  19. Изард  К. Эмоции  человека. – М., 1980. С.13-25.
  20. Котохова Н.Н., Справочник-словарь  по  психологии. - М.,1985.
  21. Крылов Д.Н. Критические периоды в психофизическом развитии детей и подростков – М., 1985.
  22. Ковалев В.В. Семиотека  и  диагностика  психических  заболеваний  у  детей  и  подростков. - М.,1985.
  23. Крайг Г, Бокум Д. Психология развития. – СПб., 2004. – 250с.
  24. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. – М., 2000. – 315с.
  25. Калишенко В. Роль оценки в формировании взаимоотношений ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание, № 7, 1990.
  26. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологические особенности игровой и трудовой деятельности дошкольников // Вопросы психологии, № 5, 1986.
  27. Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание, № 7, 1990.
  28. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации  характер  у подростков. - Л.,1983.
  29. Лучшие  психологические  тесты. - Петразоводск.1992 г.
  30. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М., 1975. – 244с.
  31. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.В. Стеркиной. – М., 1990.
  32. Программа «Развитие» // Дошкольное воспитание, № 2, 1994.
  33. Прихожан А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научно методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. – М., 1988. – 56с.
  34. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возростная динамика. – М., 2000.
  35. Первые итоги (из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных  детей  и  подростков) Под  ред. Г.М. Иващенко. - М., 1997 .
  36. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. – М., 1986.
  37. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка, в группе детского сада // Дошкольное воспитание. – 1977. - № 2.
  38. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома : психотехнические упражнения и коррекционные программы М.: Новая школа, 1993. 
  39. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении: пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних (Г.М. Иващенко, Н.С. Контонистова, М.М. Пхоткин и др.) - М., 1996.
  40. Тестируем  детей /Составитель  Т.Г.Макеева. – Ростов  н/Д: Феникс,2006.-348с.-/Психологический  практикум.
  41. Ткаченко Т.А. В первый класс - без дефектов речи. – С-Пб., 1999.
  42. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – С-Пб., 1997.
  43. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М: Институт Психотерапии, 2001 – 240с.
  44. Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А.  Практикум  по  детской  психологии. М.:1996.
  45. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.. 1996.
  46. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М: Гном-Пресс, 1999 – 80с.
  47. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного детского сада. М., 1993. 4. I, II.
  48. Чеснокова И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе / Принцип развития в психологии. – М., 1978.
  49. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.
  50. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. – М., 1985.
  51. Худин В.А. Диагностика  детского  развития,  методы  исследования. Киев 1992.
  52. Юсупова Г.Х. Особенности личностного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи: Монография. – Уфа: БИРО, 2005.

Информация о работе Особенности эмоциональной сферы детей с ОНР