Цель констатирующего
этапа исследования состояла в изучении особенностей эмоционального
развития детей дошкольного возраста.
Эксперимент проводился на базе МДОУ №19
«Солнышко» г. Кумертау.
Для эксперимента были отобраны
две группы детей дошкольного возраста. В состав экспериментальной
группы вошли 15 детей с ОНР II-III уровней.
В состав контрольной группы вошли так
же 15 детей посещающие подготовительную
группу. Это дети с нормальным уровнем
интеллектуального и речевого развития.
Для определения особенностей эмоционально-личностной
сферы детей дошкольного возраста мы использовали
следующие методики:
- Методика для выявления изменений в эмоционально-аффективной сфере «Дом, дерево, человек». (Предложена Дж. Буком);
- Рисуночный тест «Кактус»
- Тест «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой
- Опросник Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко.
По окончании констатирующего
исследования мы сделали вывод:
- чувство незащищенности и тревожность свойственны детям обеих групп, но у основной массы детей экспериментальной группы отмечается помимо этих чувств еще и чувство неполноценности, враждебность к себе, трудности в общении, состояние фрустрации и склонность к депрессии. Тогда как у детей контрольной группы таких отрицательных эмоций не отмечено;
- у детей с общим недоразвитием речи намного чаще встречаются такие отрицательные эмоциональные проявления как агрессия, импульсивность, чувство одиночества и отсутствие стремления к домашней защите. У обследованных нами детей с нормальным речевым развитием напротив вообще отсутствует проявление таких качеств как импульсивность, чувство одиночества и отсутствие стремления к домашней защите. Следовательно, состояние эмоциональной сферы этих детей намного стабильнее, чем у детей с ОНР.
- в экспериментальной группе основная масса детей продемонстрировала наличие страхов выше возрастной нормы , тогда как дети контрольной группы 100% продемонстрировали наличие страхов в пределах нормы.
- у детей с ОНР уровень тревожности намного выше их сверстников с нормальным речевым развитием.
Формирующий эксперимент проходил
в течении 4 месяцев с октября по декабрь.
Занятия проводились в первой половине
дня, по 30 минут в речевой группе. Коррекционная
работа проводилась по двум основным направлениям:
Коррекция тревожности и коммуникативных
навыков;
Снятие
состояния эмоционального дискомфорта,
развитие социальных эмоций.
По окончании формирующего
эксперимента нами был проведен контрольный
срез по изучению эмоционального развития
детей с ОНР с использование
тех же методик, что и на констатирующем
этапе.
В целом по исследованию мы сделали вывод: цель
исследования достигнута, гипотеза подтвердилась:
эмоциональная сфера дошкольников с общим
недоразвитием речи отличается незрелостью,
органическим инфантилизмом, нескоординированностью
эмоциональных процессов, но специально
организованная коррекционная работа
способствует оптимизации изучаемых процессов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алмазов Б.Н., Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. – Свердловск., 1986.
- Амбрамова А.Г., Тихоненко В.А., Берильсон Л.Л. Социально-психологическая дезадаптация личности и профилактика суицида// Вопросы психологии. - 1982, № 3
- Аболин Л.М. Психические механизмы эмоциональной устойчивости человека. - Казань, 1987. – С.28-140.
- Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития лисности ребенка //Диагностическая и коррекционная работашкольного психолога. М., 1987. С. 67-80.
- Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. - СПБ, 1994 г.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,1968.
- Вимонас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.,1984.
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – 3-е изд., испр. и доп. – М.,2000.
- Вертонян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. – Л., 1989. – с.7-19.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1976. – с. 41-46.
- Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч., т. 2. – М., 1982.
- Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987. – с. 257-263.
- Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. – 1981. - № 10. – с. 61-64.
- Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1988.
- Додонов В.И. В мире эмоций. – Киев, 1987.- с. 41-60.
- Дети с девинантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. М., - 1992 .
- Диагностика школьной дезадаптации. М.: Социальное здоровье России. 1993.
- Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. - М.: просвещение, 1988.
- Изард К. Эмоции человека. – М., 1980. С.13-25.
- Котохова Н.Н., Справочник-словарь по психологии. - М.,1985.
- Крылов Д.Н. Критические периоды в психофизическом развитии детей и подростков – М., 1985.
- Ковалев В.В. Семиотека и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. - М.,1985.
- Крайг Г, Бокум Д. Психология развития. – СПб., 2004. – 250с.
- Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. – М., 2000. – 315с.
- Калишенко В. Роль оценки в формировании взаимоотношений ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание, № 7, 1990.
- Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологические особенности игровой и трудовой деятельности дошкольников // Вопросы психологии, № 5, 1986.
- Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание, № 7, 1990.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характер у подростков. - Л.,1983.
- Лучшие психологические тесты. - Петразоводск.1992 г.
- Мухина В.С. Психология дошкольника. – М., 1975. – 244с.
- Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.В. Стеркиной. – М., 1990.
- Программа «Развитие» // Дошкольное воспитание, № 2, 1994.
- Прихожан А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научно методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. – М., 1988. – 56с.
- Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возростная динамика. – М., 2000.
- Первые итоги (из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков) Под ред. Г.М. Иващенко. - М., 1997 .
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. – М., 1986.
- Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка, в группе детского сада // Дошкольное воспитание. – 1977. - № 2.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома : психотехнические упражнения и коррекционные программы М.: Новая школа, 1993.
- Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении: пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних (Г.М. Иващенко, Н.С. Контонистова, М.М. Пхоткин и др.) - М., 1996.
- Тестируем детей /Составитель Т.Г.Макеева. – Ростов н/Д: Феникс,2006.-348с.-/Психологический практикум.
- Ткаченко Т.А. В первый класс - без дефектов речи. – С-Пб., 1999.
- Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – С-Пб., 1997.
- Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М: Институт Психотерапии, 2001 – 240с.
- Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.:1996.
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.. 1996.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М: Гном-Пресс, 1999 – 80с.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного детского сада. М., 1993. 4. I, II.
- Чеснокова И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе / Принцип развития в психологии. – М., 1978.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.
- Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. – М., 1985.
- Худин В.А. Диагностика детского развития, методы исследования. Киев 1992.
- Юсупова Г.Х. Особенности личностного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи: Монография. – Уфа: БИРО, 2005.