Особенности эмоциональной сферы детей с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 13:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Выявить особенности формирования эмоционального развития дошкольников с ОНР, подобрать и проанализировать комплекс коррекционных методик направленных на коррекцию эмоциональной сферы данной категории детей.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕэмоции.doc

— 409.50 Кб (Скачать файл)

 

Итак, из таблиц видно, что  в состав ЭГ - 2 вошли так же 15 человек, дети в возрасте 6-7 лет, посещающие подготовительную группу. Это дети с нормальным уровнем интеллектуального и речевого развития.

Рассмотрим анамнестические  данные испытуемых:

Матвей Т. – 6 лет.

Патология беременности и родов: нет;

Состояние ребенка после родов: удовлетворительное;

Перенесенные  травмы, операции,: нет;

Нервно- психическое  развитие: в норме. Со сверстниками контакт избирательный.

Семья полная,  второй ребенок в семье, детский сад  посещает.

Ярослава М. – 6 лет.

Патология беременности и родов: нет;

Состояние ребенка после родов: удовлетворительное;

Перенесенные  травмы, операции,: нет;

Нервно- психическое развитие: в норме. Со сверстниками контакт избирательный.

Семья полная,  второй ребенок в семье, детский сад  посещает.

Софья Е. – 6 лет.

Патология беременности и родов: нет;

Состояние ребенка после родов: удовлетворительное;

Перенесенные  травмы, операции,: нет;

Нервно- психическое  развитие: в норме. Со сверстниками контакт не налажен.

 

Для определения особенностей эмоционально-личностной сферы детей мы использовали следующие методики:

а. Методика для выявления изменений в эмоционально-аффективной сфере «Дом, дерево, человек». (Предложена Дж. Буком);

  Цель: выявление изменений в эмоционально-аффективной сфере личности ребенка.

Для  выполнения  теста  исследуемому  ребенку  предлагаются  бумага,  простой  карандаш,  листок. Стандартный  лист,  складывается  пополам,  на  первой  странице  в  горизонтальном  положении наверху  печатными  буквами  написано «Дом»,  на  второй  и  третей  страницах  в  вертикальном  положении  сверху  каждого  листа – соответственно «Дерево», «Человек»,- на  четвертой – имя  и  фамилия  испытуемого, дата  проведения  исследования. Для  рисования  обычно  используют  простой  карандаш «ММ», чтобы   наиболее  ярко  были  видны  изменения  в  силе  нажима.  По мнению Дж.Бука, каждый рисунок – это своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение. По рисункам можно судить об аффективной сфере личности, о ее потребностях, об уроне психосексуального развития, тревожности и др. Описание теста в приложении № 1.

 

б. Рисуночный тест «Кактус»;

 

Графическая методика "Кактус" предназначена для работы с детьми старше трех лет. Благодаря этой методике можно увидеть состояние эмоциональной сферы малыша (и взрослого), отметить наличие агрессивности, ее направление, интенсивность.

При проведении диагностики испытуемому  выдаются лист белой бумаги стандартного размера А-4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием карандашей восьми "люшеровских" цветов, в этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция. "На листе белой бумаги нарисуй кактус - такой, какой ты себе представляешь".

Вопросы дополнительные объяснения не допускаются.

При обработке результатов  принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша. Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики: характеристика образа "кактуса" (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и пр.), характеристика иголок (размер, расположение, количество).

В рисунке могут  проявляться следующие качества испытуемых:

Агрессия - наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки показывают высокую степень агрессивности.

Импульсивность - отрывистость линий, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, центр листа.

Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположение в низу листа.

Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытость, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм - использование ярких цветов, "радостные" кактусы.

Тревога - использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.

Женственность - наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.

Экстравертированность - на рисунке изображен один кактус.

Стремление  к домашней защите, наличие чувства  семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.

Отсутствие  стремления к домашней защите, наличие  чувства одиночества - дикорастущие, "пустынные" кактусы.

Рисунки детей в приложении № 

 

в. Тест «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой

 

Ребенку предлагается нарисовать два дома — красный и черный (возможен вариант предъявления ребенку листа с уже нарисованными домами). В эти дома либо самостоятельно (если это младшие школьники и более старшие дети), либо с помощью экспериментатора (если это дошкольники) детям предлагается расселить страхи: в красный дом — «нестрашные», в черный — «страшные страхи». После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить или потерять. Автор предполагает, что данный акт успокаивает актуализированные страхи. Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. А.И. Захаров предлагает  возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и возрасту). Из 29 страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15. По мнению ученых, у мальчиков — 7 страхов, у девочек — 9 страхов.

По инструкции в  красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В черном будут жить страшные страхи, а в красном — нестрашные. Взрослый перечисляет страхи и записывает их номера внутри дома.

Описание теста в  приложении №2.

г. Опросник Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко.

 Применяется с целью выявления тревожного ребенка в группе сверстников.

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться  на чем-то.

3. Любое задание вызывает  излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения  заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о  напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему  снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно  холодные и влажные.

10. У него нередко  бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда  волнуется.

12. Не обладает хорошим  аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает  у него страх.

15. Обычно беспокоен,  легко расстраивается.

16. Часто не может  сдержать слезы.

17. Плохо переносит  ожидание.

18. Не любит браться  за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммировать количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.

 

  • 2.2. Анализ результатов констатирующего исследования
  •  

    Представим анализ полученных данных.

    а. Методика для выявления изменений в эмоционально-аффективной сфере «Дом, дерево, человек». (Предложена Дж. Буком);

    По окончании исследования мы получили следующие результаты.

    Экспериментальная группа № 1:

    1. Надя К. - незащищенность,  тревожность, депрессивность, фрустрация, враждебность ,  трудности  общения .
    2. Ваня Е.– незащищенность, тревожность, фрустрация, трудности общения, депрессивность .
    3. Таня А. - незащищенность, тревожность, фрустрация, трудности общения, депрессивность .
    4. Саша Х. – незащищенность, высокий уровень тревожности, трудности в общении, склонность к депрессии.
    5. Оля Т. – незащищенность, высокий уровень тревожности, недоверие к себе, чувство неполноценности.
    6. Данил Г. - незащищенность, высокий уровень тревожности, недоверие к себе, чувство неполноценности. Состояние фрустрации.
    7. Карина А. - незащищенность, высокий уровень тревожности, недоверие к себе, чувство неполноценности. Состояние фрустрации.
    8. Вова Г. - незащищенность, высокий уровень тревожности, недоверие к себе, чувство неполноценности. Состояние фрустрации.
    9. Женя Б. - незащищенность, высокий уровень тревожности, трудности в общении, склонность к депрессии.
    10. Павел Д. – незащищенность, очень высокий уровень тревожности, недоверие к себе, чувство неполноценности, трудности общения. Склонность к депрессии.
    11. Вика Д. - незащищенность,  тревожность, депрессивность, фрустрация, враждебность ,  трудности  общения .
    12. Данил Е. - незащищенность,  тревожность, депрессивность, фрустрация, враждебность ,  трудности  общения .
    13. Егор К. - незащищенность, высокий уровень тревожности, недоверие к себе, чувство неполноценности. Состояние фрустрации.
    14. Адиля К. - незащищенность, высокий уровень тревожности, недоверие к себе, чувство неполноценности. Состояние фрустрации.
    15. Аделина К. - незащищенность,  тревожность, депрессивность, фрустрация, враждебность ,  трудности  общения .

    Экспериментальная группа № 2:

    1. Ярослав М. – отмечается тревожность, тревожность, конфликтность.
    2. Матвей Т.– чувство незащищенности, признаки тревожности
    3. Софья Е. - чувство незащищенности, признаки тревожности
    4. Маша П. - чувство незащищенности, признаки тревожности
    5. Катя Г. - чувство незащищенности, признаки тревожности
    6. Ангелина Б. - чувство незащищенности, признаки тревожности
    7. Валера Х. - чувство незащищенности, признаки тревожности, состояние фрустрации.
    8. Артем У. - чувство незащищенности, признаки тревожности
    9. Владик Б. - чувство незащищенности, признаки тревожности
    10. Ваня Б. - чувство незащищенности, признаки тревожности
    11. Аня А. – отмечается тревожность, тревожность, конфликтность.
    12. Полина С. чувство незащищенности, признаки тревожности
    13. Дима Л. чувство незащищенности, признаки тревожности
    14. Дима В. чувство незащищенности, признаки тревожности
    15. Линар С. чувство незащищенности, признаки тревожности, состояние фрустрации.

    Таким образом, можно  сделать вывод, чувство незащищенности и тревожность свойственны детям обеих групп, но у основной массы детей экспериментальной группы отмечается помимо этих чувств еще и чувство неполноценности, враждебность к себе, трудности в общении, состояние фрустрации и склонность к депрессии. Тогда как у детей контрольной группы таких отрицательных эмоций не отмечено.

    б. Рисуночный тест «Кактус»

    Ниже приведены результаты данного исследования.

    Экспериментальная группа № 1:

    1. Надя К. - ярко выраженная агрессия, импульсивность, скрытность, женственность, стремление к домашней защите. Экстраверт.
    2. Ваня Е.– агрессия неуверенность в себе, демонстративность, стремление к домашней защите. Экстраверт.
    3. Таня А. - ярко выраженная агрессия, импульсивность, демонстративность, стремление в домашней защите. Экстраверт.
    4. Саша Х. – ярко выраженная агрессия, импульсивность, скрытность, женственность, стремление к домашней защите. Экстраверт.
    5. Оля Т. – агрессия, демонстративность, стремление к домашней защите. Экстраверт.
    6. Данил Г. - агрессия, демонстративность, стремление к домашней защите. Экстраверт.
    7. Карина А. - агрессия, открытость, неуверенность в себе, стремление к домашней защите. Экстраверт.
    8. Вова Г. - агрессия, эгоцентризм, отсутствие стремления к домашней защите. Экстраверт.
    9. Женя Б. - агрессия, эгоцентризм, отсутствие стремления к домашней защите. Экстраверт.
    10. Павел Д. – ярко выраженная агрессия, импульсивность, стремление к лидерству, чувство одиночества, отсутствие стремления к домашней защите. Экстраверт.
    11. Вика Д. - ярко выраженная агрессия, чувство одиночества, демонстративность, эгоцентризм, отсутствие стремления к домашней защите.
    12. Данил Е. - агрессия, эгоцентризм, отсутствие стремления к домашней защите. Экстраверт.
    13. Егор К. - ярко выраженная агрессия, чувство одиночества, демонстративность, эгоцентризм, отсутствие стремления к домашней защите.
    14. Адиля К. - агрессия, эгоцентризм, отсутствие стремления к домашней защите. Экстраверт.
    15. Аделина К. - агрессия, эгоцентризм, отсутствие стремления к домашней защите. Экстраверт.

    Экспериментальная группа № 2:

    1. Ярослав М. – демонстративность, неуверенность в себе, стремление к домашней защите. Интроверт.
    2. Матвей Т.– агрессия, неуверенность в себе, демонстративность, стремление к домашней защите. Экстраверт.
    3. Софья Е. - демонстративность, неуверенность в себе, стремление к домашней защите. Интроверт.
    4. Маша П. - демонстративность, женственность, скрытность, стремление к домашней защите. Экстраверт.
    5. Катя Г. - демонстративность, женственность, стремление к домашней защите. Экстраверт.
    6. Ангелина Б. - демонстративность,  стремление к домашней защите. Интроверт.
    7. Валера Х. - – неуверенность в себе, женственность, стремление к домашней защите. Экстраверт.
    8. Артем У. - неуверенность в себе, демонстративность, стремление к домашней защите. Экстраверт.
    9. Владик Б. - неуверенность в себе, демонстративность, стремление к домашней защите. Экстраверт.
    10. Ваня Б. - агрессия, эгоцентризм, демонстративность, стремление к  домашней защите. Интроверт.
    11. Аня А. – демонстративность, неуверенность в себе, стремление к домашней защите. Интроверт.
    12. Полина С. демонстративность, женственность, скрытность, стремление к домашней защите. Экстраверт.
    13. Дима Л. демонстративность, неуверенность в себе, стремление к домашней защите. Интроверт.
    14. Дима В. демонстративность, неуверенность в себе, стремление к домашней защите. Интроверт.
    15. Линар С. демонстративность, неуверенность в себе, стремление к домашней защите. Интроверт.

    Таким образом, можно  сделать вывод, что у детей с общим недоразвитием речи намного чаще встречаются такие отрицательные эмоциональные проявления как агрессия, импульсивность, чувство одиночества и отсутствие стремления к домашней защите. У обследованных нами детей с нормальным речевым развитием напротив вообще отсутствует проявление таких качеств как импульсивность, чувство одиночества и отсутствие стремления к домашней защите. Следовательно, состояние эмоциональной сферы этих детей намного стабильнее, чем у детей с ОНР.

    Информация о работе Особенности эмоциональной сферы детей с ОНР