Особенности эмоциональной сферы детей с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 13:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Выявить особенности формирования эмоционального развития дошкольников с ОНР, подобрать и проанализировать комплекс коррекционных методик направленных на коррекцию эмоциональной сферы данной категории детей.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕэмоции.doc

— 409.50 Кб (Скачать файл)

Рисование самого себя

Цель. Раскрытие своего "Я", формирование стремления к самосовершенствованию Психолог предлагает детям нарисовать себя в трех зеркалах:

- в зеленом - такими, какими они представляются себе;

- в голубом - такими, какими они хотят быть;

- в красном - такими, какими их видят друзья.

Игра "Возьми и передай"

Цели. Достижение взаимопонимания и сплоченности, умение передавать положительное эмоциональное состояние.

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу  в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.

Расставание

Занятие 3. "Я люблю..."

Приветствие

Беседа

Ведущий беседует с детьми по теме домашнего задания об "истории" их имени. Психолог говорит, что для каждого человека его имя - самый важный и сладкий звук на Земле, который звучит, как самая лучшая в мире музыка. Поэтому каждый раз, начиная занятия, мы приветствуем друг друга по имени. Но имя можно не просто пропеть, а пропеть на разные лады, например: тихо, как капает дождик, как стучит барабан, как звучит эхо в горах. Давайте это сделаем.

Игра "Переходы"

Цели. Развитие навыков кооперации, снятие психофизической нагрузки.

Дети встают в круг и смотрят друг на друга. Затем по команде строятся по росту, цвету глаз, цвету волос и т.д.

Игра "Разыщи радость"

Цели. Формирование оптимального эмоционального тонуса, открытости внешним впечатлениям, развитие любознательности, нивелирование тревожности.

Психолог просит детей  назвать по очереди все вещи, события, явления, которые приносят им радость. Предлагает завести книгу-тетрадь  со следующими главами:

- качества, которые нравятся в людях;

- дела, которые удается делать хорошо;

- вещи, которые люблю;

- любимые книги, фильмы, мультфильмы;

- любимые места;

- приятные сны;

- наши мечты.

Рисование на тему "Я люблю больше всего..."

Цели. Укрепление положительного впечатления от предыдущей игры, перевод в зрительный ряд. Дети рисуют то, что они больше всего любят. Все рисунки складываются в специальную папку; если кто-либо нуждается в дополнительной доле положительных эмоций, он может пересмотреть рисунки и снова пережить от них радость.

Танцевальный  этюд "Подари движение"

Цель. Укрепление эмоциональных контактов, взаимопонимания и доверия. Участники встают в круг. Звучит веселая музыка. Ведущий начинает танец, выполняя какие-то однотипные движения в течение 15-20 с. Остальные повторяют эти движения. Затем кивком головы ведущий дает знак кому-то из детей продолжить движения в такт музыке, тот в свою очередь передает это право следующему - и так по кругу.

Расставание

 

Занятие 4. "Настроение"

Приветствие

Ведущий читает английскую народную песенку в переводе С. Маршака:

Два маленьких котенка  поссорились в углу,

Сердитая хозяйка взяла  свою метлу

И вымела из кухни дерущихся  котят,

Не справившись при  этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе,

Два маленьких котенка  озябли во дворе.

Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,

Носы уткнули в лапки  и стали ждать конца.

Но сжалилась хозяйка  и отворила дверь.

"Ну что, - она спросила, - не ссоритесь теперь?"

Прошли они тихонько в своп угол на ночлег,

Со шкурки отряхнули  холодный мокрый снег,

И оба перед печкой заснули сладким сном,

А вьюга до рассвета шумела за окном.

После чтения ведущий  спрашивает детей: изменялось ли их самочувствие во время прослушивания стихотворения? Как? Было грустно или весело?

Этюд "Солнечный  зайчик"

Цели. Снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние и умения его выразить.

Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: "Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно  погладьте его ладонями: на лбу, носу, ротике, щечках, подбородке, аккуратно поглаживайте, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот - погладьте его и там. Он не озорник, он любит и ласкает вас, а вы погладьте и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему".

Беседа

Ведущий говорит с  детьми об изменении их самочувствия во время прослушивания стихотворения  и выполнения этюда, объясняет им, почему у них изменилось настроение.

Рисование на тему "Мое настроение"

Цели. Осознание своего эмоционального состояния; умение адекватно его выразить. Преподаватель приготавливает заранее мокрый лист и краски. После выполнения рисунков дети рассказывают, какое настроение они изобразили.

Упражнение "Тренируем  эмоции"

Цель. Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим. Ведущий предлагает детям:

а) нахмуриться как:

- осенняя туча,

- рассерженный человек;

б) позлиться, как:

- злая волшебница,

- два барана на мосту,

- голодный волк,

- ребенок, у которого  отняли мяч;

в) испугаться, как:

- заяц, увидевший волка,

- птенец, упавший из  гнезда,

- котенок, на которого  лает злая собака;

г) улыбнуться, как:

- кот на солнышке,

- само солнце,

- хитрая лиса,

- будто ты увидел  чудо.

Игра "Передай  улыбку другому"

Цель. Ауторелаксация.

Расставание

 

3.2 Анализ результатов контрольного этапа исследования

Цель контрольного этапа исследования состояла в изучении результатов коррекции эмоционально-личностной сферы детей по окончании формирующего эксперимента.

Задачи завершающего этапа исследования

    1. Выявить показатели эмоционального развития дошкольников с ОНР по окончании формирующего эксперимента ;
    2. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы;
    3. Провести сравнительный анализ полученных результатов ;

По окончании формирующего эксперимента нами был проведен контрольный срез по изучению эмоционального развития детей с ОНР, с использование тех же методик, что и на констатирующем этапе. В исследовании участвовала экспериментальная группа № 1.

Представим анализ полученных данных в сводной таблице:

Таблица 4.

Результаты  контрольного исследования

Методика 

Параметры

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Эмоционально аффектные  состояния

Тревожность

3

2

Чувство незащищенности

3

2

Депрессивность

3

2

Трудности в общении

3

1

Чувство неполноценности

3

2

Враждебность

3

2

Состояние эмоциональной  сферы

Агрессия

3

2

Импульсивность 

2

1

Женственность

2

2

Экстравертированность

3

1

Стремление к домашней защите,

2

1

чувства одиночества 

2

1

Отсутствие стремления к домашней защите,

3

1

Страхи 

 

3

1

Уровень тревожности

 

3

2

Всего

 

41

23


 

Итак, из приведенной  выше таблицы видно, что отрицательные проявления исследуемых показателей эмоционально- личностной сферы детей значительно снизились (такие как тревожность, незащищенность, агрессия, враждебность и тревожность), а некоторые небыли отмечены вообще – чувство одиночества, импульсивность.

Отразим результат контрольного этапа исследования в диаграмме:

Диаграмма 3.

Эффективность коррекционной работы по оптимизации  эмоционального развития детей с  ОНР

Распределение результатов  исследования по уровням следующее:

1-15 балла – низкий  уровень проявления эмоционально-аффектных  состояний;

16-30 баллов – средний  уровень проявления эмоционально-аффектных  состояний;

31-45 баллов – высокий уровень проявления эмоционально- аффетных состояний.

Таким образом, из диаграммы видно, что у детей с общим недоразвитием речи, по окончании формирующего исследования, ярко выраженные нарушения эмоциональной сферы несколько снизились, по некоторым параметрам результаты стали соответствовать норме (страхи, тревожность, способность к общению). В целом, по окончании формирующего исследования можно сделать вывод, что уровень проявления нарушений в эмоциональной сфере детей с ОНР снизился с высокого уровня до среднего.

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III

 

Формирующий эксперимент проходил в течении 4 месяцев с октября по декабрь.   Занятия проводились в первой половине дня, по 30 минут в речевой группе. Коррекционная работа проводилась по двум основным направлениям:

Коррекция тревожности и коммуникативных навыков;

Снятие состояния эмоционального дискомфорта, развитие социальных эмоций.

По окончании формирующего эксперимента нами был проведен контрольный  срез по изучению эмоционального развития детей с ОНР с использование тех же методик, что и на констатирующем этапе.

В целом по контрольному исследованию можно сделать вывод:

по окончании коррекционной  работы отмечается некоторое снижение показателей чувства незащищенности и тревожности, вообще не демонстрируются детьми с ОНР чувство неполноценности, враждебность к себе, трудности в общении.

у детей с общим  недоразвитием речи несколько снизились  такие отрицательные эмоциональные  проявления как агрессия, импульсивность, чувство одиночества и отсутствие стремления к домашней защите. Следовательно, состояние эмоциональной сферы этих детей стало намного стабильнее, чем до формирующего эксперимента.

по окончании исследования все дети экспериментальной группы показали наличие страхов в пределах возрастной нормы.

у детей экспериментальной группы по окончании формирующего эксперимента значительно снизился уровень тревожности.

Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза подтвердилась: эмоциональная сфера дошкольников с общим недоразвитием речи отличается незрелостью, органическим инфантилизмом, нескоординированностью эмоциональных процессов, но специально организованная коррекционная работа способствует оптимизации изучаемых процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая часть. Человек чувствует, значит переживает. Эмоции являются толчком к достижению целей.

К сожалению, следует  констатировать, что в литературе практически отсутствуют эмпирические исследования особенностей эмоциональной сферы дошкольников с ОНР. Поэтому, актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью вопроса в теории и реализацией его в практике образования, особенно в аспекте проблемы общего недоразвития речи.

Целью нашего исследования было изучение особенностей эмоционального развития дошкольников с ОНР, подбор и анализ комплекса коррекционных методик направленных на коррекцию эмоциональной сферы данной категории детей.

Мы предположили, что  эмоциональная сфера дошкольников с общим недоразвитием речи отличается незрелостью, органическим инфантилизмом, нескоординированностью эмоциональных процессов, но специально организованная коррекционная работа способствует оптимизации изучаемых процессов.

Анализ научных исследований показал, что исследований в области изучения эмоционально-личностных особенностей детей с ОНР не проводилось. А ведь нарушения речевого развития влекут за собой нарушения общения. Причем с полным основанием можно говорить о нарушении всех сторон процесса общения.

Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольников с ОНР — это появление способности управлять эмоциями, т. е. произвольность поведения. Эмоции постепенно становятся более осмысленными, начинают подчиняться мышлению, когда ребенок усваивает различные способы действия и нормы поведения, соотносит результаты своей деятельности с целями и с результатами других. Эти представления легли в основу  системы психолого-педагогических методов развития эмоционального контроля и коррекции эмоциональных процессов дошкольников.

Информация о работе Особенности эмоциональной сферы детей с ОНР