Особенности эмоциональной сферы детей с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 13:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Выявить особенности формирования эмоционального развития дошкольников с ОНР, подобрать и проанализировать комплекс коррекционных методик направленных на коррекцию эмоциональной сферы данной категории детей.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕэмоции.doc

— 409.50 Кб (Скачать файл)


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  исследования. Человек, живущий в мире, познающий его – не бесстрастный созерцатель того, что происходит вокруг. Он действует в предметном мире, так или иначе изменяет его, воздействует на него и сам подвергается воздействиям, идущим от окружающих и своих собственных действий и поступков. Человек переживает то, что с ним происходит и им совершается. Характер и сила этого переживания и составляет эмоционально-волевую сферу человека. Проблема эмоций в современной психологии разработана существенно меньше, чем другие области психологического знания, особенно если это касается детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Более того, можно считать, что в настоящее время наблюдается кризис психологии эмоций. Нерешенных вопросов психологии эмоций значительно больше, чем разработанных, решенных. Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая часть. Человек чувствует, значит переживает. Эмоции являются толчком к достижению целей. Они способствуют лучшему усвоению познавательных процессов. При них человек открыт для общения с другими. Отрицательные эмоции препятствуют нормальному общению. Они способствуют развитию болезней, воздействуя на мозг, а те в свою очередь на нервную систему. Эмоции связаны с познавательными процессами. Эмоциональное состояние, настроение оказывают существенное влияние на то, как он воспринимает окружающий мир, ситуацию. Говоря о многих детях дошкольного возраста с ОНР, можно выделить ряд существенных особенностей, характерных для их эмоционального развития, так называемые эмоциональные комплексы: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам, страх, тревожность. Незрелость эмоционально-волевой сферы детей обусловливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. Страдает сфера коммуникации. (Е.Е. Дмитриева 1989). Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы - страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к "эмоционально теплым" отношениями со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения (Е.Н. Васильева (1994), Г.Н. Ефремова (1997)). При нарушении эмоциональной сферы затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление - формирование самосознания, самооценки, системы "Я". В старшем дошкольном возрасте такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения. Без специальной коррекционной педагогической помощи такие дети оказываются психологически не подготовленными к школе по всем параметрам.

К сожалению, следует  констатировать, что в литературе практически отсутствуют эмпирические исследования особенностей эмоциональной  сферы дошкольников с ОНР. Поэтому, актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью вопроса в теории и реализацией его в практике образования, особенно в аспекте проблемы общего недоразвития речи.

Цель исследования. Выявить особенности формирования эмоционального развития дошкольников с ОНР, подобрать и проанализировать комплекс коррекционных методик направленных на коррекцию эмоциональной сферы данной категории детей.

Объектом исследования является процесс формирования эмоциональной сферы у дошкольников с ОНР.

Предметом исследования являются система коррекционных мероприятий направленных на формирование эмоциональной сферы дошкольников с ОНР.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что эмоциональная сфера дошкольников с общим недоразвитием речи отличается незрелостью, органическим инфантилизмом, нескоординированностью эмоциональных процессов, но специально организованная коррекционная работа способствует оптимизации изучаемых процессов.

Исходя из предмета, цели и гипотезы были выдвинуты следующие задачи  исследования:

    1. Проанализировать современные научные подходы к проблеме исследования и обосновать необходимость развития эмоциональной сферы младших дошкольников с ОНР;
    2. Выявить особенности эмоционального развития младших дошкольников с ОНР и особенности их проявления;
    3. Определить и обосновать психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста с ОНР;
    4. Провести эмпирическое исследование особенностей эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста;
    5. Экспериментально проверить эффективность созданных психолого-педагогических условий формирования эмоциональной сферы младших дошкольников с ОНР.

 

Методологические основы исследования:

- социально-психологическое учение о роли общения в развитии эмоционально-личностной сферы (А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев,  А.А. Бодалев);

- исследования по проблемам  эмоционально-нравственной регуляции  поведения личности и деятельности  дошкольников (А.В. Запорожец, С.Г.  Якобсон, Я.З. Неверович, Т.И. Бабаева);

- концепция игровой  деятельности в дошкольном детстве  (Д.Б. Эльконин, Н.Я. Михайленко, Н.А.  Короткова);

- теория педагогического  проектирования образовательной  среды (О.Г. Брикот, С.С. Лебедева, Е.Н. Герасимова);

- идеи личностно-ориентированного подхода в педагогическом процессе (Л.Г Субботина, Е.И Казакова, Н.А. Алексеева,Д.А. Белухин)

Методы исследования.

    1. Анализ научно-психологической и педагогической литературы по проблеме;
    2. Изучение психолого-педагогической и медицинской документации;
    3. Наблюдения за коррекционной группой и определение ее особенностей;
    4. Методики:
    1. Методика для выявления изменений в эмоционально-аффективной сфере «Дом, дерево, человек». (Предложена Дж. Буком);
    1. Рисуночный тест «Кактус»;
    2. Тест «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой

Новизна исследования определяется недостаточной изученностью особенностей эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в теории и реализацией его в практике образования, особенно в аспекте проблемы общего недоразвития речи.

Теоретическая значимость. Дан анализ психолого-педагогической и методической литературы и современных образовательных программ по проблеме; изучены теоретико-методологические основы формирования основ эмоционального развития детей дошкольного возраста.

Практическая значимость. Апробированы методы диагностики особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста; изучены основные направления коррекционной работы с данной категорией детей; разработана и реализована система развивающих занятий по формированию эмоций у детей дошкольного возраста.

База исследования: МДОУ №19 «Солнышко» г. Кумертау. Экспериментальное исследование проводилось в речевой и подготовительной группе с детьми в возрасте 6-7 лет в количестве 20 человек.

Этапы выполнения работы:

    1. Анализ психолого-педагогической литературы;
    2. Экспериментальное изучение особенностей эмоционального развития детей дошкольного возраста с ОНР;
    3. Проведение коррекционной работы по формированию эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста с ОНР;
    4. Разработка рекомендаций.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Иллюстрирована таблицами и диаграммами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

1.1. Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста в норме

 

Эмоциональная сфера  является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий  от ребенка определенных знаний и  определенного уровня развития.

Дети старшего дошкольного  возраста в целом способны правильно  воспринимать эмоциональное состояние человека (по результатам исследований психологов, 95 процентов опрошенных детей пяти - семи лет в целом правильно определяют эмоции других людей). При этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти (эту эмоцию правильно назвала половина опрошенных дошкольников), испуга (всего 7 процентов детей дали правильные ответы), удивления (лишь 6 процентов).

Дети, прежде всего, обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике - позе и жестам.

Источником переживаний  малыша оказывается все, к чему он прикасается, все, что имеет для  него интерес и значение. Во взаимоотношениях с другими людьми - взрослыми (сначала  близкими) и детьми - ребенок остро  чувствует и ласку, и несправедливость, добром отвечает на добро и гневом - на обиду. В сказки он вживается как в реально происходящее. Герои, попавшие в беду, принимаются малышом близко к сердцу, и сочувствие им заставляет его порой вмешиваться в то, что он видит, например, на сцене театра. Мир природы ребенок не склонен до поры отделять четкой границей от мира людей: он жалеет сломанный цветок и сердится на дождь, из-за которого не пускают гулять.

На протяжении дошкольного  детства происходит "воспитание чувств" - они со временем становятся и более глубокими, и более устойчивыми, и более разумными, да и вовне изливаются не с такой легкостью. Но любой, кто наблюдал дошкольников, согласится, что тем не менее именно чувства придают их поведению особую окраску и выразительность. Искренность, отзывчивость и непосредственность малыша - бесспорный психологический факт.

Ребенок познает мир, прежде всего в образах, наглядно, конкретно. Образы эти чрезвычайно ярки. Многие свойства вещей, которые нам, взрослым, давно стали привычными, на малышей производят неожиданное, неизгладимое впечатление. Краски, звуки, формы наполняют детское сознание гораздо "плотнее", чем наше.

Постигая что-то неизвестное  для себя, малыш пытается опираться  на те образы, которые у него уже  сложились. Отвлеченные словесные  рассуждения взрослых ребенок понимает с большим трудом, а то и не понимает совсем. Но если те же знания выразить наглядно, он усвоит их легко.

В играх дошкольников предметы претерпевают удивительные превращения, и сам малыш будто по мановению  волшебной палочки превращается в "капитана", "космонавта", "доктора". Постепенно становятся возможными игры, которые целиком происходят в воображении ребенка.

Непосредственность поведения, живая игра чувств, яркость образов - составляют ли они силу или, напротив, слабость дошкольника? Любой однозначный ответ на этот вопрос, пусть и подкрепленный вескими доводами, привел бы нас к неправильным выводам.

Чувства малыша менее  осознанны, чем чувства взрослого. Они вспыхивают быстро и ярко и  столь же быстро могут гаснуть. Переход от одного состояния к другому часто молниеносен: бурное веселье, а через минуту - слезы. Управлять своими переживаниями ребенок не умеет, почти всегда он оказывается в плену у чувства, которое его охватило.

Наиболее сильный и  важный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Поведение окружающих по отношению к ребенку постоянно вызывает у него разнообразные чувства: радость, гордость, обиду и т. д. Ребенок, с одной стороны, остро переживает ласку, похвалу, с другой - причиненное ему огорчение, проявленную к нему несправедливость.

Дошкольники испытывают чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, часто проявляют по отношению к ним заботу, сочувствие.

Вместе с тем, когда  другой ребенок (даже любимый им брат, сестра) пользуется, как кажется  дошкольнику, большим вниманием, он испытывает чувство ревности.

Информация о работе Особенности эмоциональной сферы детей с ОНР