Особенности обучения детей технике аппликации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2014 в 13:46, контрольная работа

Описание работы

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте. Установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 36.76 Кб (Скачать файл)

4. Аппликация  из тополиного пуха.

Пух тополя, который каждую весну покрывает «белым снегом» газоны, улицы города, залетает в открытые окна домов, вызывая неудовольствие жителей, оказывается, может и восхищать их. Иногда трудно поверить, что картину сделали только с помощью пуха без красок, кисти и клея. Аппликации из тополиного пуха однотонные, они напоминают гризайли. Они нежные, воздушные и изящные.

5. Коллаж (от фр. Со11аgе - приклеивание, наклейка) - техника и вид изобразительного искусства, заключается в создании животных и графических произведений путем наклеивания на какую - либо основу, материалов, различных по цвету и фактуре (ткань, веревка, кружево, кожа, бусы, дерево, кора, фольга, металл и др.). В отличие от аппликации коллаж допускает возможность применения объемных элементов в композиции, причем как целых объемов, так и их фрагментов (посуды, спортивного инвентаря, часов, монет, пластинок, обуви, перчаток, вееров шляп и др.).

 

3. Методика ознакомления детей  с техникой аппликации в разных возрастных группах

Обучение аппликации, как и обучение другим видам изобразительной деятельности, основано на развитии восприятий детей. Обогащение их представлений о формах, размерах, цвете, различных соотношениях предметов в окружающем мире поможет работе мысли и воображения во время занятий.

Вторая младшая группа. Для детей младшего возраста большое значение имеет материал для работы и организация процесса обучения. Материал для выполнения аппликации бывает настолько ярок, что нередко может отвлекать внимание детей от объяснений воспитателя. Поэтому в младшей группе, особенно первое время, готовые формы для наклеивания раздают каждому ребенку в специальном пакетике после объяснения задания. Пользоваться общим материалом дети этой группы еще не могут, так как не умеют различать формы и цвета элементов для наклеивания.

 После того  как объяснение педагога выслушано  и формы для наклеивания розданы, дети раскладывают их на листе  в соответствии с заданием. Воспитатель  проверяет правильность расположения  элементов. Поэтому на первых  занятиях в младшей группе  клей ставят на столы только  после проверки педагогом всех  работ, непосредственно перед процессом  наклеивания. Это позволит воспитателю  следить за правильностью построения  изображения и помочь детям  в освоении техники наклеивания. В дальнейшем все оборудование, кроме цветных форм, можно подготавливать  заранее.

 В процессе  показа образца в младшей группе  воспитатель отчетливо называет  цвет формы, если необходимо, обводит  пальцем, подчеркивая ее особенности.

 Поскольку  в младшей группе основной  задачей обучения является ознакомление  детей с различными формами  и приемами наклеивания, образец  чаще всего показывают для  точного повторения. Но следует  приучать дошкольников и к  самостоятельному решению некоторых  задач на повторных занятиях. Например, после знакомства с  формой круга и приемами наклеивания  его на полоске можно предложить  самим выбрать кружочки любого  цвета для наклеивания бус.

Педагог также показывает последовательность выполнения аппликации: какую форму он берет, как кладет ее на бумагу, объясняет, на каком расстоянии от нее следует положить другую форму, и т. д. После раскладывания он показывает и объясняет процесс наклеивания, если дети еще не освоили его. Каждое свое действие воспитатель сопровождает объяснением.

 В средней группе дошкольники составляют аппликации, пользуясь как готовыми формами, так и самостоятельно вырезанными.

 Усложнение  программных требований вызывает  необходимость более детального  изучения изображаемых предметов. Кроме общей формы и цвета, внимание детей привлекает размер  и количество частей. Так, в процессе  анализа натуры — неваляшки  — дошкольники отмечают, что эта  форма состоит из шаров —  большого, среднего и двух маленьких. В соответствии с этим дети  и подбирают необходимые для  выполнения аппликации круги  разных размеров из находящихся на общем подносе.

 Для проверки  знаний детей используют формы  для выбора разных цветов, чтобы  дошкольники могли найти нужный. Иногда можно предложить ребятам самостоятельно продумать и подобрать цвет неваляшки.

 В средней  группе рассматривание натуры  не всегда сопровождают показом  образцов. Так, при выполнении аппликации  неваляшки бывает достаточно  анализа самой игрушки. Бумажная  форма круга легко ассоциируется  детьми этого возраста с воспринимаемыми  формами шара.

 Образец  бывает необходим в декоративных работах из готовых форм и в предметных заданиях, где нет возможности использовать натуру (например, при наклеивании лодки с парусом). В средней группе возможны задания, где образец не точно повторяется детьми. При этом самостоятельность проявится в решении вопросов, не связанных с основной учебной задачей. Так, если основными на занятии являются композиционные задачи, то выбор цвета можно предоставить детям.

 При анализе  образца воспитатель вопросами  привлекает их внимание к рассматриванию: из каких форм состоит предмет? Как он называется? Какого он цвета? Самостоятельно определить пространственное расположение форм в узоре или частей в предмете они не могут, поэтому воспитатель разъясняет им, показывает, в какой последовательности следует наклеивать формы.

 Особого  внимания в этой группе требует  обучение правильному пользованию  ножницами. Это первый сложный  инструмент, который попадает в  руки детей. Воспитатель несколько  раз показывает, в каком положении  должны находиться пальцы правой  руки, держащей ножницы, и левой, в которой находится бумага; как  следует двигать рычагами ножниц, чтобы бумага резалась, а не  мялась. Чтобы облегчить первые  попытки, детям дают бумагу в  виде узких полосок (шириной 3—4 см), которая разрезается двумя движениями  ножниц.

 Первые упражнения  с ножницами лучше проводить  с подгруппой ребят в 8—10 человек, чтобы можно было легко проследить  за действиями каждого ребенка  и вовремя помочь.

 В конце  занятия воспитатель вместе с  детьми анализирует, правильно ли  выполнена аппликация (похожа на  предмет или нет), аккуратно ли  наклеены формы (чистый фон, не  видно следов клея). Дети всегда  принимают активное участие в  обсуждении работ. Педагог обобщает  оценки детей, подводит итоги  занятия, привлекая внимание к  удачным работам.

Старшая группа. Основная задача обучения аппликации детей шестого года жизни — овладение разнообразными приемами вырезания. На занятиях дошкольники изображают предметы, имеющие различные очертания, симметричные и несимметричные формы в статичном положении или с передачей несложного движения.

 Опираясь  на представления детей и используя  натуру (или заменяющую ее картинку), воспитатель проводит анализ  строения предмета, вычленяя отдельные  части, обрисовывая их формы,  и отмечая соотношения их друг с другом.

 Поскольку  мелкие детали ребята этого  возраста изготовить не могут, рекомендуют подбирать натуру  с более простыми формами, локальными  цветами, небольшим количеством  деталей. Для этой работы пригодны  плюшевый мишка, точеные деревянные  игрушки и т. д. Образец используют  в старшей группе в тех случаях, когда дошкольники впервые изображают  предмет. Но даже и здесь уже  следует предоставлять детям  инициативу в решении вопросов  цвета, размеров, расположения форм  на листе и др.

 Наиболее  сложно для детей этого возраста  вырезание симметричных форм  из бумаги, сложенной вдвое. Как  уже отмечалось, освоение этого  приема требует развитого восприятия  и аналитического мышления, в  частности, умения расчленить предмет на две половины и вырезать.

 В старшей  группе некоторые аппликационные  работы (например, «Аквариум с рыбками», «Цветы на лугу», «Дома и машины  на улице») выполняются детьми  коллективно. Каждый ребенок выполняет  какую-то определенную часть композиции. Все части впоследствии объединяются  на общем фоне.

 Распределение  работы между детьми воспитатель  делает в соответствии с их  желаниями.

 Для выполнения  некоторых заданий («Рыбки в аквариуме», «Птички на дереве») дошкольники  объединяются в подгруппы по 4—5 человек. Фризовые композиции («Дома  и машины на улице», «Лодки  на реке») выполняют всей группой.

Подготовительная группа. Новым в программном материале в этой группе является силуэтное вырезание. В связи с этим меняется характер использования различных приемов обучения.

 При анализе  натуры воспитатель обращает  внимание детей на особенности  контура предмета, обводя его  пальцем. Можно предложить то  же самое сделать детям. Обведение  контура следует начинать с  той части предмета, с которой  затем начнется вырезание.

В некоторых случаях силуэтное вырезание проводят по заранее нарисованному контуру. Это требуется в тех случаях, когда форма настолько точно определена, что должна быть изображена без изменений. Иногда вырезание по готовому контуру применяют при создании сложных растительных элементов для декоративного узора.

Дети подготовительной группы знакомятся с более сложными приемами вырезания из сложенной бумаги. Вначале закрепляются умения, полученные ими в старшей группе при вырезании форм из бумаги, сложенной вдвое. В качестве заданий предлагают более сложные симметричные формы — елку, животных, людей. При подготовке формы елки для аппликации следует показать, как сохранить ее конусообразное строение: согнутый пополам прямоугольник разрезают по диагонали, а затем у полученного треугольника, также согнутого пополам, по краю вырезывают ветки. Более сложный прием вырезания — из бумаги, сложенной в несколько раз, применяют при выполнении салфеточек, снежинок, цветов. Воспитатель показывает, как следует сложить бумажный листок в форме квадрата несколько раз (3—4), как вырезать в зависимости от контура создаваемого предмета одну или несколько частей, расположенных вокруг центра (угол сложенного квадрата). При развертывании вырезанная деталь повторится 6—8 раз. В дальнейшем дошкольники смогут использовать этот прием самостоятельно при декоративных работах.

В подготовительной группе продолжаются занятия сюжетной аппликацией. Новое для детей — это соблюдение последовательности в расположении и наклеивании форм. В отличие от рисунка, где последовательность пространственного расположения предметов может быть различной, в аппликации последовательность расположения и наклеивания форм всегда является строго определенной: сначала общий фон (небо, земля), затем предметы дальнего плана, среднего и переднего планов.

 Выполнение  сюжетных аппликаций в подготовительной  группе может быть организовано  как коллективная работа, причем  дошкольники без помощи педагога  распределяют работу между собой.

 

Заключение

Занятия аппликацией в детском саду имеют важное значение в формировании необходимых ребенку умений и навыков, например, дошкольники должны овладеть целым рядом трудовых умений, связанных с обработкой материала (складывание, вырезание, наклеивание), применением инструментов (ножницы, клей, кисточка и т. д.). Дети должны научиться работать аккуратно, планомерно, стремиться к достижению положительного результата, преодолевая трудности и прилагая волевые усилия. У них формируется культура труда (заранее готовят необходимые материалы, приводят рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения задания, после занятия убирают материал и инструменты). У ребят совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность. Это становится возможным при систематическом, плановом проведении занятий, организации самостоятельной художественной деятельности, последовательном выполнении программных требований в каждой возрастной группе, постепенном усложнении заданий по мере приобретения опыта. Дети должны научиться разносторонне применять полученные умения в других видах изодеятельности (рисование, лепка, конструирование).

 На занятиях  по аппликации у дошкольников  воспитывается умение работать  и созидать в коллективе, руководствуясь  при этом не только личными  интересами, но и интересами своих  сверстников, содержанием, и необходимостью  совместной деятельности. Это предполагает  совершенствование таких черт  личности ребенка, как требовательность  к себе и другим, ответственное  отношение к порученному делу, осуществление принципов сознательности, дисциплины, взаимопомощи и поддержки. Дошкольники получают возможность  проявить самостоятельность и  инициативу, испытать чувство радости  от достижения положительного  результата при совместных усилиях.

 Уровень  овладения умениями и навыками, предусмотренными программой по  аппликации, позволяет осуществить  и определить степень готовности  каждого ребенка к успешному  обучению в школе, дальнейшему  усвоению содержания и техники  разных видов художественного  ремесла.

 

Список литературы

1. З.А. Богатеева. Занятия аппликацией в детском саду. Москва 1988г.

  1. М.А. Гусакова. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. училищ М.: Просвещение, 1997.
  2. Г.Г. Григорьева Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: 1998.
  3. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» М.: Просвещение, 1986.
  4. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Акцидент, 1996.
  5. Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/Д: Феникс, 2002.

Информация о работе Особенности обучения детей технике аппликации