Особенности организации и содержания трудового воспитания дошкольников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 21:24, контрольная работа
Описание работы
1. Дать определение понятию «трудовое воспитание». 2. Цель трудового воспитания дошкольников, задачи и средства, направления, содержание и педагогические условия трудового воспитания. 3. Проанализировать программу для ДОУ по трудовому воспитанию, составить сравнительную таблицу. 4. Проанализировать организацию трудового воспитания на примере конкретной группы детского сада (первая младшая группа).
* Приучать старательно, аккуратно
выполнять поручения, беречь материалы
и предметы, убирать их на место после
работы.
* Воспитывать желание участвовать
в совместной трудовой деятельности наравне
со всеми, стремление быть полезными окружающим,
добиваться результатов.
Приобщение детей к трудовой
деятельности начинается с 1-й младшей
группы. Основной вид труда в этом возрасте
— самообслуживание.
Во 2-й младшей группе продолжается
формирование у детей желания к посильному
труду.
Объем задач по трудовому воспитанию
нарастает со средней группы, достигая
максимума в старшей. Именно в средней
группе дети активно овладевают различными
трудовыми навыками и приемами труда в
природе, хозяйственно-бытового и самообслуживающегося
труда.
В старшей группе добавляется
ручной труд. В старшей группе делается
больший акцент на формирование всех доступных
детям умений, навыков в различных видах
труда. Формируется осознанное отношение
и интерес к трудовой деятельности, умение
достигать результата.
В подготовительной группе
сформированные навыки и умения совершенствуются.
Но базовая основа трудовых умений детей
закладывается в старшей группе.
Организация детского труда
должна учитывать возрастные и индивидуальные
особенности детей и закономерности их
развития. В процессе труда осуществляется
эстетическое и физическое. Такую организацию
труда призван обеспечить педагог. От
него требуется быть примером, изучать
сильные и слабые стороны своих учеников,
организовывать деятельность и многое
другое. Психологический аспект деятельности
педагога при воспитании средствами труда
состоит в воздействии личным примером,
в управлении воздействия среды на
личность, а также управление его трудовой
деятельностью. Педагог согласовывает
содержание и формы труда с педагогическими
целями, направляет трудовую деятельность
таким образом, чтобы она требовала от
учеников проявление тех или иных качеств,
оценивает эффективность воспитательных
воздействий. Роль педагога состоит также
в помощи ученику повысить свой авторитет
у сверстников. В трудовом обучении многие
учащиеся добиваются более значительных
результатов чем в общеобразовательных
предметах. В связи с этим у ребенка возникает
потребность в признании. Если он добивается
повышения своего авторитета, то его активность
повышается и в других видах деятельности.
И одна из главных задач педагога сформировать
и направить эту активность.
Учет роли самого ребенка в
формировании его личности необходимо
еще потому, что у него есть свои потребности,
стремления, интересы. Несовпадение планов
взрослых и детей объясняет трудности
в воспитании. Поэтому, основная задача
педагога состоит в том, чтобы роль самовоспитания
в формировании была как можно большей.
Самообслуживание - это постоянная забота о чистоте
тела, о порядке в костюме, готовность
сделать для этого все необходимое и сделать
без требований извне, из внутренней потребности,
соблюдать гигиенические правила. Понятно,
что такого отношения детей к труду по
самообслуживанию можно добиться лишь
путем кропотливой систематической работы
детского сада и семьи.
В самообслуживании перед ребенком
всегда ставится конкретная цель, достижение
которой понятно ребенку и жизненно необходимо
для него. Результат, которого он достигает
в самообслуживании, нагляден и открывает
ему известные перспективы дальнейшей
деятельности: оделся - можно идти на прогулку,
убрал игрушки - можно садиться заниматься.
Обслуживая себя, ребенок проявляет определенные
физические и умственные усилии; они тем
заметнее выступают в деятельности ребенка,
чем он младше и чем менее он владеет навыками
самостоятельного одевания, умывания,
еды.
Дошкольная педагогика выделяет
следующие основные задачи трудового
воспитания детей: ознакомление с трудом
взрослых и воспитание уважения к нему;
обучение простейшим трудовым умениям
и навыкам; воспитание интереса к труду,
трудолюбия и самостоятельности; воспитание
общественно-направленных мотивов труда,
умений трудиться в коллективе и для коллектива.
В детском саду, в семье, доступном ему
общественном окружении — всюду ребенок
сталкивается с трудом взрослых, пользуется
его результатами. Поначалу внимание детей
привлекают лишь внешние моменты: сам
процесс трудовых действий, движение механизмов,
машин. Последовательное ознакомление
детей с трудом взрослых в ближайшем окружении,
а затем и за пределами детского сада позволяет
формировать у них представление о сути
и значении трудовых действий, разъяснять
на конкретных примерах отношение взрослых
к труду, его общественную значимость.
Воспитатель рассказывает детям, каким
должен быть трудолюбивый человек (он
трудится старательно, доводит работу
до конца), что значит хорошо трудиться,
заботиться об окружающих, читает им
произведения о труде, в которых ярко,
эмоционально раскрывается его значение
и красота. Формируя у детей уважение к
трудящемуся человеку, желание быть похожим
на него, педагог воспитывает у них бережное
отношение к результатам труда.
Хозяйственно-бытовой
труд дошкольников необходим в повседневной
жизни детского сада, хотя его результаты
по сравнению с другими видами их трудовой
деятельности и не столь заметны. Этот
труд направлен ни поддержание чистоты
и порядка в помещении и на участке, помощь
взрослым при организации режимных процессов.
Дети научаются замечать любое нарушение
порядка в групповой комнате или на участке
и по собственной инициативе устранять
его. Хозяйственно-бытовой труд направлен
на обслуживание коллектива и поэтому
заключает в себе большие возможности
для воспитания заботливого отношения
к сверстникам. В младшем дошкольном возрасте
воспитатель формирует у детей элементарные
хозяйственно-бытовые навыки: помогать
накрывать на стол, приводить в порядок
игрушки после игры и мыть их, собирать
листья на участке, сметать снег со скамеек
и т. д. Он обязательно оценивает нравственную
сторону трудового участия детей: "Наташа
и Сережа хорошо помогли нашей няне, какие
молодцы!", "Ирочка — заботливая девочка,
аккуратная, как старательно она убирала
игрушки!" Такие оценки вызывают у детей
желание подражать сверстникам, способствуют
формированию представлений о том, как
следует поступать в подобных случаях.
В средней группе содержание
хозяйственно-бытового труда значительно
расширяется: дети полностью сервируют
стол, готовят все необходимое для занятий,
стирают кукольное белье, протирают стеллажи
от пыли, подметают дорожки на участке
и т. д.
Используя их возросшие возможности
и учитывая сформированные навыки, педагог
приучает детей к тому, что в труде необходимо
приложить усилие, развивает самостоятельность,
активностей инициативу в выполнении
порученных дел.
В старших группах детского
сада хозяйственно-бытовой труд еще более
обогащается по содержанию, становится
систематическим, во многом переходя в
постоянные обязанности дежурных. Дети
поддерживают чистоту в комнате и на участке,
ремонтируют игрушки, книги, оказывают
помощь малышам. Особенность хозяйственно-бытового
труда старших дошкольников состоит в
умении самостоятельно организовать его:
подобрать
необходимый инвентарь, удобно его разместить,
привести всё в порядок после работы. В
процессе труда дети проявляют старательность,
стремление к хорошему результату, доброжелательно
относятся к сверстникам.
Труд в природе предусматривает участие детей
в уходе за растениями и животными, выращивание
растений в уголке природы, на огороде,
в цветнике. Особое значение этот вид труда
имеет для развития наблюдательности,
воспитания бережного отношения ко всему
живому, любви к родной природе. Он помогает
педагогу решать задачи физического развития
детей, совершенствования движений, повышения
выносливости, развития способности к
физическому усилию.
В младших группах дети с помощью
взрослых кормят рыбок, поливают и моют
комнатные растения, сажают луковицы,
сеют крупные семена, принимают участие
в сборе урожая со своего огорода, подкармливают
зимующих птиц. Руководя трудом малышей,
воспитатель называет растения, их части,
производимые в труде действия; это расширяет
детский словарь, активизирует его.
Дети рассматривают растения
("Покажи, где листочки маленькие, а
где большие", "Понюхай цветок",
"Посчитай, сколько распустилось цветков"
и т. п.). Педагог разъясняет необходимость
ухода за растениями и животными.
В средней группе труд усложняется.
Дети сами поливают растения, учатся определять
потребность во влаге, выращивают овощи
(сеют семена, поливают грядки, собирают
урожай), с помощью воспитателя готовят
корм для животных (белки, хомяка, кроликов,
кур). Педагог разъясняет, какой корм нужен
тому или иному животному, как он называется
и как его хранить. Процесс ухода за животными
тесно связывается с наблюдениями за ними.
Дети начинают осознавать зависимость
роста и развития растений, поведения
животных от качества ухода, свою ответственность
за них. Растет заботливость, внимание
к обитателям живого уголка, которые становятся
любимцами детей.
Для старшей группы в уголке
природы помещаются растения и животные,
требующие более сложных приемов ухода,
в огороде высаживаются различные виды
овощей с разным сроком вегетации, что
позволяет сделать труд более систематическим.
Увеличивается и объем детского
труда. Дошкольники опрыскивают растения
из пульверизатора, сметают щеточкой пыль
с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью
воспитателя дети подкармливают растения,
перезаряжают аквариум, вскапывают землю
на огороде и в цветнике, высаживают рассаду,
собирают семена дикорастущих растений
(для подкормки зимующих птиц). В процессе
труда педагог учит детей наблюдать за
ростом и развитием растений, отмечать
происходящие изменения, различать растения
по характерным признакам, листьям, семенам.
Это расширяет их представления о жизни
растений и животных, вызывает живой интерес
к ним.
В подготовительной группе
в процессе труда в природе дети учатся
устанавливать связи между отдельными
явлениями, обнаруживать закономерности.
Формируются начала материалистического
понимания природных явлений. Расширяются
сведения о растениях и животных, о приемах
ухода за обитателями живого уголка. Повышается
самостоятельность детей в трудовых делах:
они без напоминания определяют необходимость
полива и рыхления почвы, пересадки растений,
посева семян на огороде, в цветнике, а
зимой — в уголке природы, где постоянно
выращиваются лук и другая зелень. Дети
узнают приемы размножения растений путем
черенкования, выращивания рассады с последующей
пересадкой в грунт. Продолжается уход
за животными в уголке природы (птицами,
белкой, кроликами, голубями, лягушкой,
ящерицей и т. д.).
У детей повышается ответственность
за состояние живого уголка, огорода и
цветника. Сбор урожая, цветов доставляет
им большую радость. Они дарят цветы родителям,
угощают малышей выращенными овощами,
готовят овощи для винегрета (моют их,
чистят, относят на кухню), украшают цветами
групповую комнату.
Ручной труд — изготовление предметов
из разнообразных материалов: картона,
бумаги, дерева, природного материала
(шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных
початков, косточек персика), бросового
материала (катушек, коробок) с использованием
меха, перьев, обрезков ткани и т, п. — осуществляется
в старших группах детского сада. Дети
изготавливают необходимые им игрушки,
атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки,
домики, мебель, животных. Такие поделки
могут стать приятным подарком родным,
друзьям. Это имеет немаловажное значение
в нравственном воспитании, приучая детей
оказывать внимание окружающим, потрудиться
ради того, чтобы доставить им удовольствие.
Ручной труд развивает конструктивные
способности детей, творчество, фантазию,
выдумку. Так, чтобы смастерить забавного
сказочного человечка из природного материала,
ребенок подбирает крупный желудь для
туловища, чашечку от него для юбочки или
шапочки, раскалывает желудь пополам,
чтобы сделать ботинки, и т. д. Дошкольники
с интересом приглядываются к природному
материалу, чтобы выбрать форму, соответствующую
задуманному предмету: из семян клена
делают крылышки стрекозы, из шишки —
лесовика и пр. В процессе работы они знакомятся
со свойствами различных материалов, способами
их обработки и соединения, учатся пользоваться
различными инструментами. Изготовление
задуманных предметов всегда сопряжено
с приложением сил. Ребенку необходимо
проявить настойчивость, терпение, аккуратность,
чтобы предмет получился прочным, имел
опрятный, нарядный вид.
Все это оказывает большое воспитательное
влияние на детей, формирует их эстетические
чувства и нравственно-волевые качества.
Труд детей дошкольного возраста
в детском саду организуется в трех основных
формах: в форме поручений, дежурств, коллективной
трудовой деятельности.
Поручения — это задания, которые воспитатель
эпизодически дает одному или нескольким
детям, учитывая их возрастные и индивидуальные
особенности, наличие опыта, а также воспитательные
задачи. Поручения могут быть кратковременными
или длительными, индивидуальными или
общими, простыми (содержащими в себе одно
несложное конкретное действие) или более
сложными, включающими в себя целую цепь
последовательных действий.
Выполнение трудовых поручений
способствует формированию у детей интереса
к труду, чувства ответственности за порученное
дело. Ребенок должен сосредоточить внимание,
проявить волевое усилие, чтобы довести
дело до конца и сообщить воспитателю
о выполнении поручения.
Содержание поручений определяется
в соответствии с видами труда, рекомендованными
"Программой воспитания в детском саду";
во многом зависит от возраста детей, от
условий, в которых находится группа (наличие
живого уголка, огорода, расположение
мебели в комнате и т. п.).
В младших группах поручения
индивидуальны, конкретны и просты, содержат
в себе одно-два действия (разложить ложки
на столе, принести лейку, снять с куклы
платье для стирки и, т. д.). Такие элементарные
задания включают детей в деятельность,
направленную на пользу коллектива, в
условиях, когда они еще не могут организовать
труд по собственному побуждению.
Поручение дает воспитателю
возможность индивидуализировать приемы
руководства детьми: одному помочь, другого
научить, третьему оказать поддержку,
одобрить. По мере накопления дошкольниками
опыта участия в выполнении поручений
воспитатель усложняет их содержание.
Так, в средней группе он поручает детям
самостоятельно постирать кукольное белье,
вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести
песок в кучу. Эти задания более сложны,
ибо содержат в себе не только несколько
действий, но и элементы самоорганизации
(подготовить место для работы, определить
последовательность ее и т. п.).
Число поручений в средней группе
значительно возрастает, так как постепенно
обогащается опыт участия детей в труде,
их умения становятся более прочными.
Воспитатель имеет теперь возможность
давать поручения сразу нескольким дошкольникам,
хотя каждому из них определяется конкретное
дело. Таким образом, в труде все чаще начинают
принимать участие одновременно несколько
детей, что дает возможность чаще и более
систематично включать их в полезную работу.
Поручения становятся средством
формирования у детей привычки к трудовому
усилию, готовят их к дежурствам.