Особенности организации и содержания трудового воспитания дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 21:24, контрольная работа

Описание работы

1. Дать определение понятию «трудовое воспитание».
2. Цель трудового воспитания дошкольников, задачи и средства, направления, содержание и педагогические условия трудового воспитания.
3. Проанализировать программу для ДОУ по трудовому воспитанию, составить сравнительную таблицу.
4. Проанализировать организацию трудового воспитания на примере конкретной группы детского сада (первая младшая группа).

Файлы: 1 файл

кр педагогика.docx

— 253.40 Кб (Скачать файл)

 

 

Алгоритмы ознакомления детей с трудовыми операциями и действиями

 

Группы

Трудовые операции и действия

Условия в группе для труда в природе

1-я младшая

1. Помогать взрослым ухаживать за растениями и животными на участке.

1. Природный уголок: растения, животные, оборудование для ухода  за ними.

2. Календарь погоды.

3. Картинки: времена года, растения, животные.

2-я младшая

1. Кормить птиц, рыб {с помощью взрослых).

2. Поливать комнатные растения, растения на грядках.

3. Сажать лук, фасоль, горох, подсолнухи, огурцы.

4. Собирать урожай овощей на грядке.

5. Расчищать дорожки, скамейки от снега.

1. Природный уголок в  группе: комнатные растения и животные.

2. Календарь погоды.

3. Детский огород. Этикетки  для грядок.

4. Мини-огород на окне (зимой).

5. Оборудование для ухода  за растениями и животными  в группе и на участке.

6. Картинки: времена года, растения, животные.

Средняя

1. Поливать и опрыскивать  растения; рыхлить почву.

2. Кормить рыб, птиц (при  участии воспитателя).

3. Мыть поилки

4. Выращивать зеленый корм для птиц в зимнее время (с помощью воспитателя).

5. Подкармливать зимующих птиц (с помощью воспитателя).                               6. Сеять семена, поливать рассаду, прореживать, пропалывать, собирать урожай.

7. Приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очистка, просушивание).

1. Природный уголок: растения, животные, оборудование для ухода  за ними.

2. Паспорта растений.                 

3. Календарь погоды.

4. Детский огород. Этикетки  для грядок.

5. Детские лопатки, грабли, ведра, лейки.

6. Мини-огород на окне (зимой). 

7. Кормушки для птиц  на участке.

Старшая

1. Выполнять  поручения по уходу за растениями и животными в уголке природы.

2. Выполнять обязанности дежурного в уголке природы (полив, рыхление, опрыскивание и т д.).

3. Собирать урожай на  грядке.

4. Пересаживать цветущие растения из грунта в уголок природы.

5. Сгребать снег к стволам деревьев и кустарников.

6. Выращивать корм для  птиц, животных.

7. Сажать корнеплоды.

8. Делать фигурки, постройки из снега.

9, сеять семена овощей (укропа, моркови и т. д.) и цветов.

10. Высаживать рассаду в грунт.

11. Рыхлить почву, поливать грядки и клумбы (с помощью взрослых).                   

12. Собирать растения для гербария.

13. Собирать природные материалы для коллекции.

14. Наблюдать за погодными и атмосферными явлениями.

1. Природный уголок: растения, животные, оборудование для ухода за ними. 
2. Паспорта растений и животных. 
3. Календарь погоды.   
4. Фенологический календарь. 
5. Детский огород. Этикетки для грядок. 
6. Детское оборудование для работы на огороде 
и на участке: лопатки, грабли, ведра, лейки, метлы, скрепки, носилки. 
7. Мини-огород на окне (зимой).    
8. Кормушки для птиц на участке.  
9. Коллекции: 
• «летающих» семян, семян-«пассажиров», других семян и плодов; • соцветий (корзинка, зонтик и т.д.); 
• камней, песка, глины, почвы; 
• листьев, коры деревьев, лишайников и мхов. 10. Лаборатория

Подготовительная

1. Ухаживать за питомцами  уголка природы.

2. Ухаживать за комнатными растениями с учетом их потребностей.

3. Собирать природный  материал на участке.        

4. Собирать семена дикорастущих растений для подкормки птиц зимой.

5. Собирать листья и  растения для гербария.

6. Пересаживать цветущие  растения с участка в уголок  природы (ноготки, астры).   

  1. Самостоятельно выполнять обязанности дежурного 
    в уголке природы (полив растений, рыхление почвы, мытье 
    кормушек, подготовка корма).
  2. Собирать урожай на детском огороде.
  3. Помогать устраивать в группе выставки овощей, выращенных 
    на детском огороде.

 

  1. Перекапывать грядки.
  2. Выкапывать луковицы, клубни цветов.
  3. Сгребать снег к стволам деревьев и кустарников.
  4. Выращивать цветы к праздникам (с помощью воспитателя).
  5. Высаживать рассаду, корнеплоды, ухаживать за ними.
  6. Окучивать растения, пропалывать.
  7. Наблюдать за погодными и атмосферными явлениями.
  8. Опыты, эксперименты, наблюдения.

Работа на фито огороде

1. Природный уголок: растения, паспорта на них; животные, оборудование  для ухода за ними.

2. Календарь погоды. Фенологический  календарь.

3. Детский огород. Этикетки

4. Хозяйственный детский  инвентарь.

5. Мини-огород на окне (зимой). 6. Кормушки для птиц на  участке.

7. Коллекции:

  • семян;
  • соцветий;
  • камней, песка, глины, почвы;
  • листьев, коры деревьев, лишайников и мхов.

 

  1. Лаборатория.
  2. Метеоплощадка: флюгер, дождемер (из пластиковой бутылки).

10. Фито огород


 

 

Ручной труд

 

Группы

Задачи и содержание работы

Старшая

  1. Развивать у детей желание заниматься ручным трудом.
  2. Приучать использовать в самостоятельной деятельности навыки работы с природным материалом, бумагой, картоном, приобретенные на занятиях.
  3. Учить детей делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (бинокли, флажки, сумочки, шапочки, книжки, игрушечную мебель и т. д.), сувениры для родителей, сотрудников детского сада, малышей, украшения на елку.

4. Привлекать к участию  в ремонте книг, настольно-печатных  игр и других пособий и приучать  рационально расходовать материал

Подготовительная

  1. Продолжать развивать у детей желание заниматься ручным трудом. Приучать использовать в самостоятельной деятельности навыки работы с природным материалом, бумагой, картоном, приобретенные на занятиях.
  2. Формировать умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (бинокли, флажки, сумочки, шапочки, книжки, игрушечную мебель и т. д.), сувениры для родителей, сотрудников детского сада, малышей, украшения на елку.
  3. Привлекать детей к участию в изготовлении пособий для занятий и самостоятельной деятельности (коробочки, счетный материал и пр.), в ремонте книг, настольно-печатных игр.
  4. Учить экономно и рационально расходовать материал
  5. Учить детей пользоваться иглой, выполнять швы «вперед иголку» и «через край», пришивать пуговицы.

К концу года дети могут: изготовлять игрушки, пособия для игр и занятий из разных материалов.


 

 

 
 
Алгоритмы навыков ручного труда

 

Группы

Умения и навыки

Условия для ручного труда в группе

Старшая

1. Знать виды бумаги (плотная, тонкая, картон) и ее конструктивные свойства (бумагу можно складывать, сгибать, разрезать, склеивать, сминать). 2. Знать виды природных материалов (листья, ветки, желуди, орехи, шишки, солома, лоза и др.) и их конструктивные свойства для изготовления поделок, игрушек. 3. Использовать бросовый материал для изготовления игрушек, сувениров. 4. Делать выкройки изготавливаемого предмета, используя готовые лекала. 5. Сгибать прямоугольные листы бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для елочных гирлянд). 6. Делать игрушки из бумаги, согнутой пополам, приклеивая к основной форме детали (домик, автобус).

  1. Делать из природного материала простые поделки, используя 
    для скрепления частей клей, пластилин, медную проволоку (еж, лодочка и др.).

8.  Уметь, рассматривая  природный материал, видеть в  нем какой-либо 
образ

1. Лекала, линейки, выкройки.

2. Ножницы.

3. Кисти с жестким ворсом.

4. Клей.

5. Проволока в цветной  оболочке.

6. Шило (хранится у воспитателя).

7. Бумага плотная, тонкая, картон.

8. Природный материал.

9. Бросовый материал.

10. Подставки для кистей, клееночки, салфетки.

11. Пластилин (для скрепления  природного материала).

Подготовительная

  1. Складывать бумагу пополам, совмещая противоположные стороны.
  2. Делать аккуратные сгибы, сгибать лист пополам по горизонтали, вертикали, диагонали.
  3. Делить лист бумаги на 16 равных частей при изготовлении корзинки, гаража, коробки.
  4. Преобразовывать квадрат в куб.
  5. Складывать полоску бумаги гармошкой и вырезать из нее 
    несколько одинаковых фигур.
  6. Складывать круг по диаметру, склеивать конус
  7. Закручивать круг и полукруг в конус.
  8. Вырезать круг по контуру (парашют, вьетнамская шапочка, матрешка).
  9. Переплетать бумажные полоски.      
  10. Скреплять детали клеем, медной проволокой.
  11. Складывать квадратные формы по диагонали (елочные гирлянды).
  12. Закручивать прямоугольник в цилиндр.

13. Изготовлять различные фигурки из бумажных цилиндров, объединять их в маленькие композиции (лиса и заяц, мальчик и собака и др.).

  1. Конструировать из готовых форм (спичечных коробков) автобус, мебель (стол, стул, диван).
  2. Использовать основные базовые формы техники «оригами»: «простой 
    треугольник», «двойной треугольник», «воздушный змей».
  3. Делать простые, но выразительные фигурки из природного материала (рыбка, поросенок, петушок).
  4. Изготавливать различные поделки из природного материала по замыслу, подбирая материал с учетом его форм, цвета, фактуры 
    в соответствии с замыслом.
  5. Изготавливать сюжетные поделки: гномик в лесу, ежиха с ежатами, колобок на пеньке.
  6. Делать из поролона несложные игрушки (снеговик, цыпленок, зайчик, неваляшка).
  7. Рассматривая природный материал, строить образы поделки способом «опредмечивания» и приемом «надстраивания».
  8. Изготавливать игрушки-самоделки из различных материалов (катушка, проволока в цветной оболочке, паралон, пенопласт и др.)
  9. Укреплять фигурки на подставке.
  10. Выполнять швы «вперед иголку» и «через край».
  11. Пришивать пуговицы.
  1. Бумага плотная, тонкая, картон.
  2. Подставки для кистей, клееночки, салфетки.
  3. Ножницы.
  4. Кисти с жестким ворсом.
  5. Клей.
  6. Проволока в цветной оболочке.
  7. Шило, иголки (хранятся у воспитателя).
  8. Лекала, линейки, выкройки.
  9. Природный материал.
  10. Бросовый материал.
  11. Пластилин.
  12. Нитки разных цветов.
  13. Пуговицы.
  14. Ткани, резинки, тесьма.
  15. Детские швейные машинки.
  16. Коробка для хранения предметов 
    для шитья.
  17. Рисунки для вышивания.
  18. Пяльцы.
  19. Альбом с образцами тканей.
  20. Схемы, рисунки, модели и образцы поделок.

 

 

 

Методические рекомендации

 

* Педагогу следует обратить  внимание на то, что основные навыки ручного труда активно формируются в старшей группе. В подготовительной группе формируется умение использовать приобретенные навыки самостоятельно, применяя полученный в старшей группе опыт ручного труда для изготовления по собственной инициативе игрушек для сюжетно-ролевых игр и сувениров.

* В подготовительной группе  обучают детей навыкам работы с иглой, первоначальным, элементарным приемам шитья.

*   Все умения и  навыки ручного труда основаны на приобретении детьми опыта познания конструктивных свойств различных материалов (бумаги, картона, проволоки, бросового и природного материалов) и их использования для изготовления поделок, игрушек, сувениров.

    * Основные приемы работы с бумагой: сгибание, складывание, разрезание, вырезывание, склеивание, сминание.

    * Все навыки и умения у детей формируются в процессе изготовления поделок, и чем разнообразнее их тематика, используемый для этого материал, тем больший уровень навыков и умений ручного труда будет сформирован у детей. Все это должно быть учтено воспитателем при составлении перспективного плана работы по ручному труду.

 

Знания детей о трудовой деятельности взрослых.

Младший дошкольный возраст - Дети должны иметь представление о профессиях:

-помощник воспитателя;

-строитель;

-повар;

-шофер;     

-продавец.

Знать об основных трудовых процессах, о материалах, орудиях и инструментах, необходимых для работы в этих профессиях.

-Знать о труде взрослых  в деревне.

-Иметь представление  о детском саде, магазине.

 

Старший дошкольный возраст - Должны знать о трудовой деятельности взрослых в следующих сферах:

-промышленность; 

-транспорт;

-строительство;

-учреждения культурно-бытового  обслуживания;

-образование и медицина;

-сельское хозяйство.

Знать об основных трудовых процессах, о материалах, орудиях, инструментах и механизмах, необходимых для работы.

Знать о взаимодействии людей разных профессий.

Знать о героических профессиях (космонавты, полярники, спасатели)

 

Критерии оценки реализации Программы трудового воспитания детей

I.   Знания, умения, навыки воспитателя. Планирование работы.

       1.Знание  воспитателем Программы трудового  воспитания детей по разделам: «Самообслуживание», «Труд в природе», «Хозяйственно-бытовой труд», «Ручной труд».  

      2.Методическое  обеспечение педагогического процесса по трудовому воспитанию.

      3.Перспективное  планирование работы.

      4.Календарное  планирование различных видов трудового воспитания детей. Система работы. Взаимосвязь с другими видами детской деятельности.

      5.Методика  проведения воспитателем занятий, руководство совместной и самостоятельной деятельностью по трудовому воспитанию детей. Индивидуальная работа.

       
II. Создание условий.

  1. Наличие оборудования для каждого вида труда и целесообразность его размещения.

  1. Соответствие оборудования требованиям педагогики и СанПиНа.

 
III. Знания, умения, навыки детей.

  1. Владение детьми трудовыми умениями и навыками в соответствии с требованиями Программы трудового воспитания.

  1. Наличие интереса, самостоятельности и активности детей.

  1. Использование детьми умений и навыков в самостоятельной трудовой 
    деятельности.

  1. Знания детей о трудовой деятельности взрослых

 
IV.Работа с родителями.

       1.Организация совместной деятельности (досуг, занятия, совместные акции и т д.).

       2.Педагогическое  просвещение родителей по трудовому воспитанию детей. 
Создание единого образовательного пространства семьи и детского сада.

       3.Семинары-практикумы  по обучению родителей навыкам совместной деятельности с детьми.

 

4.  Проанализировать организацию трудового воспитания на примере конкретной группы детского сада (первая младшая группа - дети второго года жизни).

Наш детский сад в течение каждого учебного года работает над проблемой создания условий для трудового развития дошкольников. Основой для планирования раздела "Трудовое воспитание" является комплексная образовательная программа Т.Н.Дороновой "Из детства- в отрочество".

Организация процесса по созданию условий для трудового воспитания дошкольников регламентируется нормативными документами:

· Уставом ДОУ.

·   Должностными инструкциями воспитателей и специалистов.

·   Договором с родителями.

·   Приказами по основной деятельности.

Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Трудовое воспитание входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляется последовательно и систематично. Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

В соответствии с программой трудовое воспитание, включая его основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе, систематически осуществляется с двух лет (с первой младшей группы).

Через основные формы организации труда детей - поручения, дежурства, коллективный труд решаются вопросы воспитания трудолюбия у детей.

Эти же задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. При этом особенно подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к людям труда.

В каждой группе определены виды и содержание трудовой деятельности детей, задачи, которые решаются в процессе детского труда. Постепенно от группы к группе задачи трудового воспитания усложняются и расширяются. Начиная со второй младшей группы, в разделе "Труд в природе" выделяется подраздел "Работа в уголке природы", а в старшей группе как самостоятельный вид труда вводится ручной труд.

Организуя трудовую деятельность, наши воспитатели обеспечивают всестороннее развитие детей, помогают им обрести уверенность в своих  
силах, формируют жизненно необходимые умения и навыки, воспитывают ответственность и самостоятельность. Наши педагоги стараются так организовывать труд детей, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, доставлял радость, позволял ощущать себя значимыми и компетентными.

Педагоги нашего детского сада учитывают основные аспекты руководства трудовой деятельностью детей, а именно:

- подчеркивают общественную значимость труда;

- следят за тем, чтобы все виды труда и их содержание соответствовали возрастным возможностям детей;

- строго соблюдают нормы нагрузки, выполняемой детьми, не допуская их перегрузки и переутомления;

- постепенно расширяют самостоятельность детей;

- создают благоприятную психологическую атмосферу, формируют у детей доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности, стремление помочь друг другу;

- направляют внимание и усилия детей на качественное выполнение трудовых действий;

В процессе любого вида труда нашими воспитателями решаются задачи разностороннего воспитания и развития ребенка: умственного, физического, нравственного и эстетического. В разных видах трудовой деятельности дети овладевают способами действий с разнообразными орудиями, что, по мнению психологов, способствует умственному и физическому развитию дошкольников. У них развивается мелкая мускулатура рук, формируются ручные умения, совершенствуется координация движения рук и глаз. Вырабатывается умение действовать точно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, проявлять терпение и настойчивость в достижении результата.

Информация о работе Особенности организации и содержания трудового воспитания дошкольников