Особенности организации и содержания трудового воспитания дошкольников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 21:24, контрольная работа
Описание работы
1. Дать определение понятию «трудовое воспитание». 2. Цель трудового воспитания дошкольников, задачи и средства, направления, содержание и педагогические условия трудового воспитания. 3. Проанализировать программу для ДОУ по трудовому воспитанию, составить сравнительную таблицу. 4. Проанализировать организацию трудового воспитания на примере конкретной группы детского сада (первая младшая группа).
Хорошо выполненная работа
вызывает у детей ощущение удовлетворенности
от того, что, они сами могут сделать что-то
нужное, полезное.
Наиболее эффективными методами
трудового воспитания являются - объяснение
и показ. Не менее важными методами являются
и игровые ситуации, игровые приемы, поощрение,
использование поэтических текстов, песен,
потешек.
Для решения программных задач
по трудовому воспитанию используются
разные формы методической работы: семинары,
консультации, смотры, конкурсы, мастер-классы,
открытые просмотры, обобщение передового
педагогического опыта.
Все групповое пространство
доступно детям, что способствует формированию
устойчивого интереса к трудовой и самостоятельной
деятельности, развитию продуктивно- творческих
способностей дошкольника, формированию
трудовых навыков и воспитанию трудолюбия.
Осуществляемый администрацией
систематический контроль по созданию
условий для трудового воспитания в разных
возрастных группах (оперативный, итоговый,
обобщающий, тематический) значительно
способствует достижению более высоких
результатов в организации этой деятельности.
Особое внимание в вопросах
трудового воспитания детей наши педагоги
уделяют взаимодействию с родителями.
Воспитатели обмениваются с
родителями рекомендациями, советами,
мнениями по созданию условий для организации
трудовой и самостоятельной деятельности
детей дома и в детском саду (родительские
собрания, консультации, беседы, информационные
стенды, папки-передвижки, анкетирование).
Родители принимают активное участие
в педагогическом процессе детского сада,
практикуется совместная подготовка и
проведение праздников, изготовление
атрибутов, костюмов, декораций к ним,
изготовлении сюжетно-ролевых игр и игрового
оборудования, дидактических и развивающих
игр, пособий для занятий, инвентаря для
организации трудовой деятельности (лопаты,
грабли, палочки для рыхления почвы), совместных
творческих выставок детей и родителей
("Творческая мастерская" - поделки
в технике оригами, бумажная пластика,
аппликация; "Руки папы, руки мамы и
мои ручонки" - работы из дерева, ниток,
бисера, соломки, ткани и поролона; "Народная
игрушка" - игрушки из разного материала),
фотовыставок " Радуга профессий",
" Не мешайте мне трудиться!".
Однако для создания более оптимальных
условий по трудовому воспитанию дошкольников
нами намечено:
1) продолжить работу по
обогащению предметно-развивающей
среды;
2) оптимизировать методы
и приемы, формы методической
работы по трудовому воспитанию;
3) обобщить и представить
педагогический опыт (мастер-класс,
публикации).
Самообслуживание является
основным видом труда маленького ребенка.
Приучение детей самим одеваться, умываться,
есть, убирать за собой игрушки на место
формирует у них самостоятельность, меньшую
зависимость от взрослого, уверенность
в своих силах, желание и умение преодолевать
препятствия. Являясь главным содержанием
трудового воспитания детей младшего
дошкольного возраста, самообслуживание
постепенно уступает свое место другим
видам труда, однако значение его велико
и на ступени старшего дошкольного возраста.
Таким образом, трудовая деятельность
является одним из важных факторов воспитания
личности. Включаясь в трудовой процесс,
ребенок коренным образом меняет все представление
о себе и об окружающем мире.
Радикальным образом меняется
самооценка. Она изменяется под влиянием
успехов в трудовой деятельности, что
в свою очередь меняет авторитет ребенка
в детском саду. Главная развивающая функция
труда – это переход от самооценки к самопознанию.
Кроме этого в процессе труда развиваются
способности, умения и навыки. В трудовой
деятельности формируются новые виды
мышления. Вследствие коллективного труда
ребенок получает навыки работы, общения,
сотрудничества, что улучшает адаптацию
ребенка в обществе. Труд является равнозначным
предметом программы обучения.
Трудолюбие – это качество
личности, которое проявляется у детей
в младшем школьном возрасте в ценностном
отношении к труду и характеризуется осознанием
личной и общественной значимости трудовой
деятельности, достаточной осведомлённостью
о разных видах труда и осмысленностью
собственных действий; выявлены особенности
формирования трудолюбия у младших школьников,
которые предполагают осознание учениками
нравственной пользы труда и освоения
позиции субъекта трудовой деятельности.
Педагогическая диагностика
усвоения детьми Программы трудового
воспитания.
Диагностика, как количественная
оценка и качественный анализ всех педагогических
процессов, позволит в осуществлении трудового
воспитания детей соблюдать принцип индивидуальности
в подборе форм и методов конкретных трудовых
поручений для каждого ребенка.
С целью выявления уровня трудовых
навыков и умений детей может быть осуществлена
педагогическая диагностика по каждому
виду трудовой деятельности детей: самообслуживание,
хозяйственно-бытовой ручной труд и труд
в природе.
В основу методики этой педагогической
диагностики может быть положено два основных
критерия:
1.Отношение ребенка к
данному виду труда (активен или неактивен).
2.Результат усвоения ребенком
способов выполнения трудового действия,
навыка (успешен или неуспешен).
Результаты:
Активен — неуспешен — говорит о том, что у ребенка
есть интерес к трудовой деятельности,
но он не освоил способы выполнения определенного
трудового действия.
Неактивен — неуспешен — у ребенка не только не сформированы
навыки определенного трудового действия,
но и отсутствует интерес к определенному
виду трудовой деятельности.
Неактивен — успешен — ребенок не проявляет интереса
и желания участвовать в доступной ему
трудовой деятельности, но при побуждении
его к ней со стороны взрослого справляется
с трудовым поручением, так как освоил
определенные трудовые действия, владеет
навыками данного вида труда.
Активен — успешен — это самый высокий результат
и говорит о полном усвоении ребенком
Программы трудового воспитания, так как
у него сформированы интерес и навыки,
необходимые для определенной трудовой
деятельности.
В результате таблица педагогической
диагностики усвоения детьми Программы
трудового воспитания может выглядеть
следующим образом.
Диагностика усвоения
детьми Программы трудового воспитания
Литература:
1. Виноградова А.М., Година
Г.Н., Козлова С.А. Нравственно- трудовое
воспитание детей в детском
саду. - М.: Просвещение, 1987.
2. Воспитание дошкольника
в труде. Под ред. Нечаевой В.Г.
(сост. Буре Р.С.). М.: Просвещение, 1974.
3. Воспитание и обучение
детей младшего дошкольного возраста:
Книга для воспитателя детсада. Под ред.
Годиной Г.Н., Пилюгиной Э.Г.- М.: Просвещение,
1987.
4. Воспитание и развитие детей
от 1 года до 2 лет: метод. Пособие для педагогов
дошкольных образовательных учреждений.
- М.: Просвещение, 2007.