Особенности организации и содержания трудового воспитания дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 21:24, контрольная работа

Описание работы

1. Дать определение понятию «трудовое воспитание».
2. Цель трудового воспитания дошкольников, задачи и средства, направления, содержание и педагогические условия трудового воспитания.
3. Проанализировать программу для ДОУ по трудовому воспитанию, составить сравнительную таблицу.
4. Проанализировать организацию трудового воспитания на примере конкретной группы детского сада (первая младшая группа).

Файлы: 1 файл

кр педагогика.docx

— 253.40 Кб (Скачать файл)

Педагог организует для родителей показ трудовой деятельности в дошкольном учреждении. Родители могут увидеть, каков уровень трудовых умений их ребенка, каково его отношение к труду, познакомиться с приемами руководства трудом детей.

3.  Проанализировать  программу для ДОУ по трудовому  воспитанию, составить сравнительную таблицу.

Программа воспитания в детском саду «Из детства - в отрочество» раскрывает объем трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы. Так, например, формируя у младших дошкольников навыки и умения хозяйственно-бытового труда, воспитатель учит их протирать игрушки влажной тряпкой, полоскать белье и т. п. В средней группе дети прополаскивают и отжимают тряпочку, которой протираются игрушки, намыливают кукольное белье, стирают его. Старшие дошкольники моют игрушки губкой с мылом, стирают мелкие вещи, готовят необходимое оборудование для занятий, труда, игры, приводят его затем в порядок.

Определяя содержание и последовательность обучения детей трудовым умениям, воспитатель должен учитывать особенности их возраста, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность, а также санитарно-гигиенические требования к его организации. По мере роста и развития детей усложняются требования к качеству их трудовой деятельности, уровню ее самоорганизации, увеличивается объем и ускоряется темп выполняемой работы.

В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. Поощрение любой попытки ребенка проявить самостоятельность помогает ему преодолеть трудности, наполняет чувством радости от собственной умелости, воспитывает начала трудолюбия.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание.

 

 

Самообслуживание

 

Группы

Задачи и содержание работы

1-я младшая

1. Формировать у детей  умения самостоятельно обслуживать  себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды).

2. Продолжать учить детей  под контролем взрослого, а потом  самостоятельно мыть руки по  мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки  личным полотенцем.

3. Учить приводить себя  в порядок с помощью взрослого.

4. Формировать навык пользования индивидуальными предметами {носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

5. Побуждать детей к  самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой  руке.

6. Обучать детей порядку  одевания и раздевания.

7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой  помощи взрослого.

8. Учить в определенном  порядке аккуратно складывать  снятую одежду.

9. Учить правильно надевать  одежду и обувь.

2-я младшая

1. Продолжать учить детей  самостоятельно одеваться и раздеваться  в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать одежду и т. п.).

2. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в  одежде и устранять его при  небольшой помощи взрослых.

3. Продолжать учить правильно  пользоваться мылом, аккуратно мыть  руки, лицо, уши, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком.

4. Учить правильно пользоваться  столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой.

Средняя

1. Совершенствовать умения  самостоятельно одеваться, раздеваться: приучать аккуратно складывать и вешать одежду с помощью взрослого, приводить ее в порядок — чистить, просушивать,

2. Воспитывать стремление  быть всегда аккуратными, опрятными.

3. Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

4. Закреплять умения пользоваться  расческой, носовым платком.

5. Приучать при кашле и чихании отворачиваться и прикрывать нос и рот платком.

6. Продолжать учить пользоваться  правильно столовыми приборами  — ложкой, вилкой, ножом).

7. Учить полоскать рот после еды.

Старшая

1. Формировать привычку ежедневно чистить зубы и умываться, по мере необходимости мыть руки.

2. Закреплять умение самостоятельно  одеваться и раздеваться, аккуратно  складывать в шкаф одежду своевременно  сушить мокрые вещи, ухаживать  за обувью (мыть, протирать, чистить, убирать на место).

3. Учить замечать и  самостоятельно устранять непорядок  в своем внешнем виде.

4. Формировать привычку  бережно относиться к личным  вещам.                            

5. Развивать желание помогать друг другу

6. Приучать самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей.

7. Соблюдать порядок  в своем шкафу, раскладывать одежду  в определенные места.

8. Учить опрятно убирать постель.

Подготовительная

1. Закреплять умение самостоятельно  одеваться и раздеваться в  определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).

2. Учить замечать и  самостоятельно устранять непорядок  в своем внешнем виде, тактично  говорить товарищу о неполадке  в его костюме, обуви, помогать  устранять его. Формировать такие  качества, как отзывчивость, взаимопомощь.

3. Учить самостоятельно готовить материалы и пособия к занятию.

4. Приучать чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном. К концу года дети могут: одеваться и раздеваться, следить за порядком в своей одежде, в случае необходимости приводить ее в порядок.


 

 

 

 

 

 

 

Алгоритмы навыков самообслуживания

 

Группы

Навыки и умения

Условия для формирования самообслуживания

1-я младшая

1. Самостоятельно мыть  руки, умываться, насухо вытирать  руки личным полотенцем (вначале  под контролем взрослого). 2. При  небольшой помощи взрослых правильно  надевать и снимать одежду, обувь, расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках. 3. Самостоятельно есть ложкой, пить из чашки, держать их в правой руке. 4. Самостоятельно пользоваться индивидуальными предметами — носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком 5. Усваивать порядок одевания и раздевания. 6. Аккуратно складывать снятую одежду и обувь.

1. Индивидуальные носовые  платки, полотенца, расчески.

2. Тарелки, ложки, чашки.

3. Шкафчики и стойки  для полотенец с индивидуальной  меткой ребенка.

4. Салфетки

2-я младшая

1. Самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности. 2. Складывать, вешать предметы одежды.

3. Мыть руки, лицо, уши аккуратно.

4. Насухо вытираться.

5. Вешать полотенце на  место.

6. Пользоваться носовым  платком (расческой).

7. Пользоваться правильно  столовой и чайной ложками, вилкой салфеткой.

1. Индивидуальные носовые  платки, полотенца, расчески

2. Тарелки, ложки (столовые, чайные), чашки, вилки.

3. Салфетки.

4. Шкафчики для одежды  и стойки для полотенец с  индивидуальной меткой ребенка.

5. Рисуночные алгоритмы  умывания, одевания и раздевания.

Средняя

1. Самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать  и вешать одежду.

2. С помощь взрослого  приводить в порядок одежду — чистить, просушивать.

 3. Самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

 4. Пользоваться носовым платком и расческой.

5. При кашле и чихании прикрывать нос и рот платком, отворачиваться.

6. Правильно пользоваться  столовыми приборами — ложкой, вилкой, ножом.

7. Полоскать рот после еды.

1. Индивидуальные носовые  платки, полотенца, расчески.

2. Тарелки, ложки (столовые и чайные), чашки, вилки, ножи.

3. Щетки для очистки  одежды, обуви.

4. Стакан для полоскания  рта после еды.

5. Рисуночные алгоритмы  умывания, одевания и раздевания,

6. Шкафы для одежды, стойки  для полотенец.

Старшая

1. Самостоятельно одеваться  и раздеваться.

2. Аккуратно складывать  свою одежду в шкаф.

3. Своевременно сушить  мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).

4. Самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед  едой, по мере загрязнения, после  пользования туалетом.

5. Ежедневно чистить зубы. 6. Следить за чистотой ногтей.

 7. Раскладывать в своем шкафу одежду в определенные места. 8. Опрятно убирать постель.

 9. Оказывать взаимную помощь в процессе одевания, раздевания.

10. Пользоваться носовым  платком, расческой, салфеткой.

11. Пользоваться правильно  столовыми приборами — ложкой, вилкой, ножом.

1. Щетки для чистки  одежды, обуви.

2. Мыло, индивидуальное полотенце.

3. Индивидуальная расческа  и носовой платок.

4. Столовые приборы: ложки, вилки, ножи, чашки, блюдца, салфетки.

5. Рисуночные алгоритмы  умывания, раздевания, одевания, чистки  зубов, уборки постели, сервировки  стола.

Подготовительная

1. Самостоятельно одеваться  и раздеваться в определенной  последовательности.

2. Аккуратно складывать  в шкаф одежду.

3. Ставить на место  обувь, мыть, протирать ее.

4. Своевременно сушить  мокрые вещи.

5. Замечать и самостоятельно  устранять непорядок в своем  внешнем виде.

6. Тактично напоминать товарищу о непорядке в его костюме, обуви, помогать устранять их.

7. Самостоятельно готовить материалы и пособия к занятию.

 8. Чистить зубы, полоскать рот после еды. 9. Мыть ноги перед сном.

1. Шкафы для одежды, стойки  для полотенец.

2. Тазики для мытья  ног.

3. Стаканы для полоскания  рта.

4. Зубная щетка и паста (индивидуально для каждого).

5. Щетки для чистки  одежды, обуви.

6. Индивидуальные носовые  платки полотенца, расчески. 7. Губки  для мытья обуви.


 

 
Методические рекомендации

* Формирование навыков  самообслуживающегося труда тесно взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков и влияет на их совершенствование.

  * Алгоритм поможет  воспитателю в работе над перспективным  планом, в выборе конкретных форм  и методов работы для более  полного и своевременного формирования всех навыков самообслуживающегося труда у детей каждой возрастной группы

 

Хозяйственно-бытовой труд

 

Группы

Задачи и содержание работы

1-я младшая

1. Приучать детей поддерживать  порядок в игровой комнате, по  окончании игр расставлять игровой материал по местам.

2. Привлекать детей к  выполнению простейших трудовых  действий. Совместно с взрослым  и под его контролем, перед  едой ставить на стол хлебницы (без хлеба) и салфетницы.

2-я младшая

1. Побуждать детей к  самостоятельному выполнению элементарных  поручений — готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.); после игры убирать на место игрушки, строительный материал,

 2. Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.

3. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда. 4. Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой, помогать накрывать стол к обеду (раскладывать ложки и вилки, расставлять хлебницы, тарелки, чашки и т п.).                                                 

Средняя

1. Приучать детей поддерживать  порядок в группе и на участке  детского сада: убирать на место  строительный материал, помогать  воспитателю, подклеивать книги, коробки.

2. Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой, аккуратно расставлять хлебницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).

Старшая

1. Учить детей помогать  взрослым, поддерживать порядок  в группе: протирать игрушки и  учебные пособия, мыть игрушки и строительный материал, ремонтировать книги, игрушки.

 2. Формировать умение наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице.

3. Учить детей самостоятельно  и добросовестно выполнять обязанности  дежурных по столовой: сервировать  стол, убирать посуду после еды.

4. Учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.

Подготовительная

1. Продолжать учить детей  постоянно и своевременно поддерживать  порядок в группе и на участке: протирать игрушки и пособия, мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки.

2. Продолжать учить самостоятельно  наводить порядок на участке  детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице.

3. Учить самостоятельно убирать постель после сна.

4. Приучать детей самостоятельно  и добросовестно выполнять обязанности  дежурных по столовой: полностью сервировать стол, раздавать второе и третье (ягоды, фрукты) блюда, убирать посуду после еды, подметать пол.

5. Учить самостоятельно  раскладывать подготовленные воспитателем  материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, протирать столы.

К концу года дети могут: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании занятий.


 

 

Методические рекомендации

* Работа по формированию  у детей навыков хозяйственно-бытового  труда взаимосвязана с формированием  общей культуры ребенка: правильно сервировать, убирать стол, поддерживать чистоту, порядок в комнате, на участке.

* Овладение трудовыми  хозяйственно-бытовыми операциями делает   ребенка самостоятельным, готовым к взрослой жизни.

Алгоритмы ознакомления детей с хозяйственно-бытовым трудом

 

Группы

Трудовые операции и действия

Условия для хозяйственно-бытового труда

1-я младшая

1. Поднять игрушку поставить ее в шкафчик или другое определенное место. 2. Поставить на стол пустую хлебницу. 3. Поставить на стол салфетницу с салфетками.

1. Игрушки имеют постоянное  место в групповой комнате.

2. В группе небьющиеся  хлебницы и салфетницы.

2-я младшая

1. Подготовить материалы  к занятию: разложить на столе кисточки, дощечки для лепки и пр.

2. Убирать игрушки и  предметы на свое место после  игр и действий с ними.

3. Раскладывать ложки, вилки, тарелки, чашки, ставить сапфетницы, хлебницы (со 2-й половины года).

1. Все игрушки, предметы  имеют постоянное место.

2. Материалы для занятий  имеют определенное место, размещены удобно и доступно для детей.

3. Фартуки дежурных.

4. Ложки и вилки расположены  ручкой вверх в емкостях для  хранения.

5. Чашки с ручкой, блюдца.

Средняя

1. Убирать игрушки  и строительный материал в отведенное им в группе место.

2. Подклеивать книги, коробки.

3. Самостоятельно выполнять обязанности дежурных (полная сервировка стола).

1. Постоянное место в  группе для игрушек и строительного  материала.

2. Уголок дежурных (число  дежурных по количеству сервируемых столов).

3. Материал и оборудование  для подклеивания книг, коробок (кисточки  для клея, ножницы, салфетки, клей).

Старшая

1. Протирать игрушки и учебные пособия.

2. Мыть  игрушки, строительный материал.

3. Уметь наводить порядок на участке: подметать и убирать от мусора дорожки, очищать их от снега.

4. Поливать песок в песочнице.

5. Самостоятельно и добросовестно осуществлять полную сервировку стола.

6. убирать посуду после еды.

 7. Самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий.

 8. убирать после занятий, мыть кисточки, розетки для красок, палитру.

 9. Протирать столы.

1. Детские метлы, совки.

2. Деревянные лопатки  для снега.

3. Ведра, лейки для полива  песка в песочнице.

4. Тазики, тряпки (губки).

5. Уголок дежурных по  столовой (по занятиям).

6. Фартуки дежурных.

7. Щетки-сметки, совок.

8. Губки (тряпки) для протирания  столов.

9. Постоянное место для  хранения каждой игрушки, игрового  и строительного материала.

10. Бумага, ножницы, клеевые  кисти, картон (для подклеивания  книг, коробок).

Подготовительная

1. Поддерживать порядок  в группе и на участке (постоянно и своевременно).

2. Мыть игрушки, строительный  материал.

3. Подметать дорожки и  очищать их от снега.

4. Поливать песок в  песочнице.

5. Самостоятельно убирать постель после сна.

 6. Полностью сервировать стол.

7. Раздавать второе и третье блюда.

 8. Убирать посуду после еды

9. Подметать пол в группе.

10. Самостоятельно раскладывать  подготовленные воспитателем материалы  для занятий.

11. Убирать материалы после  занятия.

12. Мыть кисточки, розетки, палитру

13. Протирать столы.

1. Постоянное место для  игрушек, игрового и строительного  материала.

2. Тазики, тряпки (губки).

3. Детские метлы, совки.

4. Деревянные лопатки  для снега.

5. Ведра, лейки для полива  песка в песочнице.

6. Рисуночный алгоритм  уборки постели 

7. Раздаточный стол (для  вторых и третьих блюд, и пустой посуды).

8. Фартуки дежурных

9. Веник.

10. Определенное место  для хранения материалов для занятий.


 

 

 

Труд в природе

 

Группы

Задачи и содержание работы

1-я младшая

1. Приучать в помещении  и на участке помогать взрослым  ухаживать за растениями и  животными.

2-я младшая

  1. Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке.
  2. Приучать с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи.

3. Расчищать  дорожки от снега, счищать его  со скамеечек

Средняя

  1. Продолжать учить детей кормить рыб, поливать растения, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки (при участии воспитателя).
  2. Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время.
  3. Привлекать детей к подкормке зимующих птиц.

4. Приучать к работе  на огороде и в цветнике (посев семян, поливка, сбор урожая).

5. Помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место).

Старшая

  1. Учить выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями в уголке природы.
  2. Приучать выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить почву и т. д.
  3. Осенью привлекать детей к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы.
  4. Зимой учить детей сгребать снег к стволам деревьев и кустарников.
  5. Вместе со взрослыми выращивать зеленый корм для птиц и животных (обитателей уголка природы), сажать корнеплоды.
  6. Помогать взрослым делать фигуры и постройки из снега.
  7. Весной привлекать детей к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады.

8. Летом привлекать детей к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб.

Подготовительная

  1. Воспитывать любовь к растениям и животным.
  2. Продолжать учить самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы, поливать комнатные растения, рыхлить почву, мыть кормушки, готовить корм. 
  3. Приучать самостоятельно заботиться о животных и растениях в уголке природы. !
  4. Осенью привлекать детей к уборке овощей с огорода, сбору семян, выкапыванию луковиц, клубней цветов, к перекапыванию грядок, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы.
  5. Зимой сгребать снег к стволам деревьев и кустарников, выращивать зеленый корм для птиц и животных (обитателей уголка природы), сажать корнеплоды, с помощью воспитателя выращивать цветы, к праздникам. 
  6. Весной привлекать детей к перекапыванию земли на огороде и в цветнике, посеву семян (овощей, цветов), высадке рассады.

7. Летом привлекать детей  к рыхлению почвы, к прополке и окучиванию, поливу грядок и клумб. К концу года дети могут: осуществлять простые виды трудовой деятельности в природе, по уходу за: животными, растениями на участке в соответствии с сезонными и погодными условиями

Информация о работе Особенности организации и содержания трудового воспитания дошкольников