Особенности организации и содержания трудового воспитания дошкольников
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 21:24, контрольная работа
Описание работы
1. Дать определение понятию «трудовое воспитание». 2. Цель трудового воспитания дошкольников, задачи и средства, направления, содержание и педагогические условия трудового воспитания. 3. Проанализировать программу для ДОУ по трудовому воспитанию, составить сравнительную таблицу. 4. Проанализировать организацию трудового воспитания на примере конкретной группы детского сада (первая младшая группа).
В старшей группе индивидуальные
поручения организуются в тех видах труда,
в которых у детей недостаточно развиты
умения, или тогда, когда их обучают новым
умениям. Индивидуальные поручения даются
также детям, нуждающимся в дополнительном
обучении или особо тщательном контроле,
т. е. при необходимости индивидуализировать
методы воздействия.
Большинство поручений, уже
имевших место в средней группе, становятся
групповыми, объединяющими от 2 до 5—6 участников,
т. е. принимают коллективный характер.
Воспитатель поручает детям вместе убрать
полки с игрушками, подклеить коробки
для дидактических игр, вымыть строительный
материал и др. Дети выполняют общее для
всех задание, что ставит их перед необходимостью
самостоятельно распределить работу между
участниками, совместно ее выполнить,
убрать после работы. Это способствует
формированию начал коллективизма, учит
проявлять в процессе труда внимание друг
к другу, оказывать помощь при затруднениях.
Учитывая, что навыки самоорганизации
у детей старшей группы развиты еще недостаточно,
воспитателю следует уделять большое
внимание разъяснению способов расстановки
оборудования, размещения инвентаря, распределения
работы между ее участниками. В подготовительной
к школе группе при выполнении общих поручений
дети должны проявлять необходимые навыки
самоорганизации, и поэтому воспитатель
более требователен к ним, переходит от
разъяснения к контролю, напоминанию.
Дежурства - форма организации труда детей,
предполагающая обязательное выполнение
ребенком работы, направленной на обслуживание
коллектива. Дети поочередно включаются
в разные виды дежурств, что обеспечивает
систематичность их участия в труде. Назначение
и смена дежурных происходят ежедневно.
Дежурства имеют большое воспитательное
значение. Они ставят ребенка в условия
обязательного выполнения определенных
дел, нужны для коллектива. Это позволяет
воспитывать у детей ответственность
перед коллективом, заботливость, а также
понимание необходимости своей работы
для всех.
Дежурства вводятся постепенно.
В младшей группе в процессе выполнения
поручений дети приобрели навыки, необходимые
для накрывания на стол, стали более самостоятельны
при выполнении работы. Это позволяет
в средней группе в начале года ввести
дежурства по столовой. Ежедневно за каждым
столом работает один дежурный. Воспитатель
учит ребенка соблюдать последовательность
в работе, контролирует его, приходит на
помощь, учитывая его индивидуальные особенности.
Оценивая работу дежурных, он
подчеркивает их старательность, тщательность
выполнения обязанностей, заботу о товарищах,
помощь, оказанную взрослому.
Во второй половине года вводятся
дежурства по подготовке к занятиям. Воспитатель
назначает 2—3 дежурных (в зависимости
от объема работы) и сам распределяет между
ними работу, приходит им на помощь, учит
детей доводить дело до конца, убирать
использованное оборудование.
В старших группах вводится
дежурство по уголку природы. Дежурные
ежедневно сменяются, каждый из детей
систематически участвует во всех видах
дежурств. Как правило, дети дежурят вдвоем.
При подборе дежурных учитываются растущие
дружеские связи между детьми, удовлетворяется
их
желание работать с кем-либо из сверстников.
Если умения одного из дежурных более
совершенны, ему советуют быть внимательным
к товарищу, оказывать ему помощь, но не
лишать самостоятельности, не выражать
свое недовольство его медлительностью
или неумением. Воспитатель учит детей
согласовывать свои действия, определять,
что надо делать с учетом действий товарища,
договариваться о том, кто и какую часть
работы будет выполнять, приучает к самоконтролю,
экономным по времени и силам приемам
труда.
В старшей группе появляется
больше возможностей для организации
коллективного труда детей: уборка групповой
комнаты или участка, разбивка огорода,
цветника, сбор урожая, семян, оформление
зала к празднику и т. д. Обычно коллективный
труд на участке организуется во время
прогулки, в групповой комнате - во вторую
половину дня.
Воспитатель разъясняет детям
значение предлагаемой работы, необходимость
разделения их на несколько групп и дает
каждой из них определенное задание. Намечая
содержание коллективного труда, он учитывает,
какие виды работ детям уже знакомы, а
какие нет, как распределить их и поясняет
детям: "Эта группа будет мыть строительный
материал. В прошлый раз она протирала
стеллажи, поэтому сегодня поменяется
заданиями со второй группой. Так будет
справедливо: все поработают и там, где
им особенно интересно, и там, где надо
поучиться другому делу".
В процессе коллективного труда
воспитатель уделяет большое внимание
характеру взаимоотношений, складывающихся
между детьми, способствует проявлению
заботы, дружбы, подсказывает, как надо
поступить, учитывая складывающиеся ситуации
("Посмотри, как Коле неудобно одному
нести стол, предложи свою помощь", "Наташа
очень хорошо стирает, но у нее оказалось
больше дела, чем у других. Пойди помоги
ей", "Посоветуй Грише, как удобнее
сгребать мусор из-под кустов, покажи"
и т, п.). По окончании работы педагог подчеркивает
преимущество коллективного труда ("Каждый
потрудился немножко, а вместе весь участок
убрали"), хвалит тех, кто трудился добросовестно.
Систематическое участие детей
в общем труде позволяет сформировать
у них умение дружно трудиться в коллективе,
приходить по собственной инициативе
на помощь товарищам. Для того чтобы дети
могли выполнять трудовые поручения, нести
обязанности дежурных, включаться в коллективный
труд, они должны овладеть необходимыми
умениями. Обучение дошкольников самым
разнообразным трудовым умениям, необходимым
для всех видов труда, начинается уже в
младших группах.
Воспитатель показывает, что
и как надо делать, сопровождая свои действия
разъяснением приемов работы и способов
ее организации: "Кубик сначала с этой
стороны протру, потом поверну и другую
сторону протру. Чтобы блестел, был чистый,
красивый, не буду спешить, проверю, со
всех ли сторон я его протерла, не осталось
ли где пыли... Теперь положу на поднос
аккуратно, ровно, чтобы не упал...",-
"Сначала приготовлю таз для стирки,
рядом поставлю маленький тазик для выстиранного
белья, чтобы не намочить стол. Теперь
принесу воды в ведре, аккуратно налью
в таз вот столько, чтобы не плескалась
вода через край, и буду стирать. Смочу
платье, отожму, на ладошке расстелю, намылю
мылом..."
С прямого показа начинается
обучение каждому новому умению: как подклеить
книгу, как полить растение, вычистить
клетку птички, разложить ложки на столе
и т. д. Обучая старших дошкольников, воспитатель
опирается на имеющийся у них опыт, на
их способность воспринимать словесную
инструкцию без прямого показа. Он не спешит
со своей помощью, побуждает ребенка припомнить,
попробовать самостоятельно найти способ
действия, быть более решительным, активным.
Важно с самого начала поддерживать
старания детей, не дать им почувствовать
свою неумелость, создавать положительное
отношение к труду. Для того чтобы обучение
трудовым умениям шло успешно, надо сформировать
у детей интерес к работе. Этому способствует
доброжелательный тон предложений и советов,
готовность прийти на помощь, умение убедить
нерешительных затрудняющихся детей в
том, что они обязательно смогут выполнить
предложенное дело. Не следует упрекать
ребенка за его неумелость, за оплошность.
Необходимо глубоко вникать в причины
отказа от участия в труде, всякий раз
находя способы побуждения детей к включению
в выполнение разнообразных заданий.
Педагог формирует у детей умение
проявлять усилия, быть аккуратными, выполнять
задание до конца. Важно воспитать у них
положительное отношение к любой работе.
Этому способствует умение воспитателя
найти в каждом деле что-либо привлекательное.
Особую роль играет разъяснение его значимости
(вымыть игрушки, чтобы они были чистыми;
вырастить растения, чтобы украсить группу;
изготовить сувениры в подарок мамам и
т. п.).
Контроль и оценка педагогом
работы детей повышает у них чувство ответственности
за порученное дело, желание выполнить
его хорошо. Надо всегда отмечать проявление
ребенком старательности, умения работать
без
отвлечений, желания довести дело до конца.
Давая оценку работы дошкольников, следует
учитывать их силы и возможности. Так,
одобряя малыша, воспитатель поощряет
всякую его попытку принять участие в
труде, снисходительно относится к возможной
оплошности, медлительности, к низкому
качеству результата. С ростом умений
детей возрастают и требования, поэтому,
оценивая работу старшего дошкольника,
воспитатель подчеркивает его умение
действовать в хорошем темпе, ловко, уверенно,
поддерживает инициативу, смекалку, организационные
навыки.
В процессе обучения дети изготавливают
много различных предметов, которые могут
быть использованы ими в играх и на занятиях.
Так, они мастерят из коробок и катушек
вагончики для игры в железную дорогу;
из природного материала готовят пособия
для занятий по формированию математических
представлений или фигурки животных для
игры в зоопарк; распиливая и сколачивая
бруски дерева, могут изготовить ящики
для рассады, мостики и лесенки для построек
из песка и т. д. Все это помогает воспитывать
у них бережное отношение к результатам
труда, понимание его необходимости и
значения в жизни людей.
Каждая группа детского сада
обеспечивается оборудованием и материалами
для организации труда детей. Так, для
хозяйственно-бытового труда необходимы
фартучки, щетки, тазики, подносы; для труда
в природе - лопаты, грабли, лейки; в ручном
труде дети используют пилы, молотки и
другое оборудование. Необходимо наличие
и различных материалов: семян для посевов
и посадок, корма для птиц и рыб, шишек,
желудей, брусков дерева и т. д. Все оборудование
должно быть в достаточном количестве,
хорошего качества и соответствовать
возрасту детей, иметь привлекательный
вид: яркий цвет леек, приятная форма коробок
для хранения природного материала, нарядные
фартучки и др. - все это радует детей, способствует
формированию культуры труда, вызывает
эстетическое удовольствие.
Оборудование в групповой комнате
и на участке размещается таким образом,
чтобы им было удобно пользоваться. Так,
целесообразно объединять оборудование
по видам труда: в природном уголке - лейки,
пульверизаторы, корм для животных; в месте,
отведенном для ручного труда,- пилы, молотки;
принадлежности для хозяйственно-бытового
труда - щеточки и совки для уборки мусора
можно разместить на специальных полках
в умывальной комнате, а для дежурных по
столовой - ближе к буфетной и пр.
Труд всегда связан с затратой
физических сил, требует напряжения внимания,
поэтому необходимо дозировать его, учитывая
физические возможности и психологические
особенности детей данного возраста. Под
дозировкой труда имеется в виду его длительность,
объем, сложность, определение физических
нагрузок, вызывающих утомление. Дети
3-4 лет могут выполнять работу в течение
10-15 мин., 6-7 лет – 20-30 мин. Наиболее трудоемкие
виды труда - сгребание снега, вскапывание
земли - требуют особо тщательного контроля
за состоянием дошкольников. Наблюдая
за ними, воспитатель обращает внимание
на появление внешних признаков
утомления: учащенное дыхание, частые
остановки, покраснение лица, потливость.
В таких случаях он переключает ребенка
на другую деятельность. Для того чтобы
не допустить перегрузки, можно рекомендовать
смену действий через 10-15 мин.: одни - вскапывают
землю, другие - рыхлят ее граблями или
одни сгребают снег, другие грузят его
в санки и отвозят в отведенное для будущего
строительства место.
Заботясь о создании гигиенических
условий для труда, воспитатель предупреждает
возможность его отрицательного влияния
на здоровье детей. Так, работа, требующая
напряжения зрения, должна проходить при
достаточном освещении. Педагог наблюдает
за тем, чтобы дети не работали длительное
время в одной позе. Следует обеспечить
регулярное проветривание помещения.
Особо ценным является труд на воздухе.
Воспитательный эффект труда повышается,
когда дети проявляют интерес к нему. Это
во многом определяется трудовой атмосферой
дошкольного учреждения и семьи.
Труд становится средством
воспитания тогда, когда он носит систематический
характер и в нем участвуют все дети. Каждый
ребенок должен достаточно часто выполнять
разные поручения, быть дежурным, принимать
участие в коллективном труде. Поэтому
необходимо планировать трудовую деятельность
детей, постепенно усложнять воспитательные
задачи в течение года и от возраста к
возрасту, учитывать, анализировать и
оценивать работу по трудовому воспитанию
дошкольников.
Трудовое воспитание детей
осуществляется успешно только при условии
совместной работы детского сада и семьи.
На родительских собраниях, в беседах,
при индивидуальных встречах с родителями
педагог рассказывает о требованиях "Программы
воспитания в детском саду" к трудовому
воспитанию детей, о той работе, которая
проводится в этой связи в
дошкольном учреждении. Он дает родителям
конкретные рекомендации и советы о том,
каким должно быть содержание труда детей
дома, как его организовать и методически
правильно им руководить: прежде чем требовать
от ребенка качественного выполнения
работы, следует показать и объяснить,
что и как он должен сделать; не наказывать
трудом; поощрять за старание; не перегружать,
создавать нормальные условия для труда.
Важно добиться того, чтобы
родители поняли необходимость совместной
с детским садом работы по трудовому воспитанию
детей, поддерживали и продолжали ее дома.
Воспитатель рекомендует родителям придерживаться
тех же требований при организации труда
детей, что и в дошкольном учреждении.
Учитывая возраст и возможности ребенка,
приучать его к самообслуживанию, не делать
за него то, что он должен и может сделать
сам. Педагог раскрывает полезность включения
ребенка в труд взрослых, разъясняет, что
старший дошкольник должен выполнять
определенные постоянные обязанности:
накрывать на стол, поливать растения,
помогать в уходе за младшими братьями
и сестрами, приводить в порядок свои игрушки,
приносить газеты из почтового ящика,
открывать дверь, подходить к телефону
и т. д. Педагог убеждает родителей в том,
что труд по самообслуживанию имеет большое
воспитательное значение, и объясняет
им методы формирования необходимых навыков,
умений и привычек. Он рекомендует давать
детям разнообразные поручения: отнести
на кухню посуду после обеда, подать нужный
предмет, постирать мелкие вещи, поиграть
с младшим братишкой, пока мама приготовит
ужин, сходить за хлебом и т. д. Воспитатель
использует разные формы работы с родителями:
фотовыставки, отражающие труд детей в
детском саду, с краткими текстами, раскрывающими
значение труда и методы руководства им;
выставки детских поделок; стенды на темы
"Трудовое воспитание надо начинать
с первых лет жизни", "Труд - средство
всестороннего развития", "Единство
детского сада и семьи в трудовом воспитании
дошкольника" и др. Для родителей подбирается
также научно-популярная литература с
краткими аннотациями, статьи воспитателей
о лучшем опыте трудового воспитания в
семьях.