Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:05, курсовая работа
Актуальность исследования. Проблема оказания помощи неуспевающим детям многие годы является актуальной в педагогике. Необходимость дифференциации и индивидуализации в процессе обучения давно занимает ведущее место в методических работах. Современная концепция среднего образования решительно отказывается от традиционной уравниловки, признавая многообразие форм обучения и получения среднего образования в зависимости от способностей и склонностей учащихся. Массовая школа сегодня не в состоянии одинаково хорошо научить всех школьников.
Значительное количество учеников теряет интерес к учебе, чувствуют себя в школе крайне неуютно.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
1 ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ОТ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ………………………………………………………………….
1.1 Проблема дифференциации в педагогической теории и практике….
1.2 Организационные психолого-педагогические основы дифференциации..
1.3 Психолого-педагогические особенности учащихся с задержкой психического развития…………………………………….…………….
2 ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В КЛАССАХ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ……………..
2.1 Методика преподавания физики в классах ИПК .…………………….
2.2 Основные требования к урокам физики в коррекционных классах.…
2.3 Уроки с использованием ИКТ в классах коррекции………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..…
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
1 ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЦЕССА
ОБУЧЕНИЯ ОТ СПОСОБНОСТЕЙ |
7 |
1.1 Проблема дифференциации в педагогической теории и практике…. |
7 |
1.2 Организационные психолого-педагогические основы дифференциации.. |
11 |
1.3 Психолого-педагогические
особенности учащихся с |
13 |
2 ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В КЛАССАХ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ…………….. |
17 |
2.1 Методика преподавания физики в классах ИПК .……………………. |
17 |
2.2 Основные требования к урокам физики в коррекционных классах.… |
25 |
2.3 Уроки с использованием
ИКТ в классах коррекции………………… |
29 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
32 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..… |
34 |
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………… |
36 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема оказания помощи неуспевающим детям многие годы является актуальной в педагогике. Необходимость дифференциации и индивидуализации в процессе обучения давно занимает ведущее место в методических работах. Современная концепция среднего образования решительно отказывается от традиционной уравниловки, признавая многообразие форм обучения и получения среднего образования в зависимости от способностей и склонностей учащихся. Массовая школа сегодня не в состоянии одинаково хорошо научить всех школьников.
Значительное количество учеников теряет интерес к учебе, чувствуют себя в школе крайне неуютно. Для них неприемлемы условия, методы и приёмы, существующие в общеобразовательных школах. Каждый ученик учится по-разному за счет различных психических качеств – усидчивости, старательности, памяти, быстроты и гибкости мышления, творческого воображения и достигает различных результатов в овладении знаниями. Развитие способностей, которые плохо развиты в силу психологических и индивидуальных особенностей детей, возможно в классах индивидуальной педагогической коррекции.
В последнее время отмечается увеличение числа школьников, не готовых к обучению (т. е. не готовых усваивать определенный объем знаний, умений и навыков в определенные сроки) на последовательно меняющихся этапах образования. В общеобразовательных школах повсеместно открываются специальные коррекционные классы. Основное внимание в психолого-педагогических и философско-социальных работах привлечено к проблемам обучающихся, испытывающих стойкие трудности в усвоении традиционных школьных программ.
Исследования некоторых аспектов этой проблемы в трудах Н. Богоявленского, В.А. Крутецкого, В.А. Липы, Н.А. Менчинской, Г.К. Селевко и других обосновывают большой разрыв в возможностях восприятия школьниками учебного материала, в осуществлении анализа и синтеза и неразрывно связанных с ними обобщения и абстрагирования. При значительном разрыве индивидуальных особенностей учеников учитель не может учесть в достаточной мере особенности каждого, и учебный процесс будет строиться в расчете на среднего ученика, который и будет чувствовать себя более или менее комфортно при таком обучении. Тот, кто выходит за рамки среднего, ощущает дискомфорт. В результате этого возникает противоречие между единым образовательным процессом, единым содержанием образования и разным уровнем развития учеников, различием их индивидуальных возможностей, способностей и желаний. Это противоречие потребовало активного поиска новых путей и моделей обучения.
Современные психолого-педагогические, дидактические и методические исследования направлены на создание личностно-ориентированных моделей обучения, предусматривающих максимальное развитие индивидуальных особенностей и развитие умственных способностей учащихся. Основной вектор перестройки современной общеобразовательной школы связан с ориентацией на развитие индивидуальных психологических ресурсов ученика. Каждый ребенок должен иметь гарантии того, что он займет достойное, с точки зрения своих личностных прав, место в процессе школьного образования.
Особую категорию представляют собой учащиеся с задержкой психического развития.
К началу 1990-х годов было установлено, что даже при органической природе задержки психического развития школьники, обучающиеся в специальных коррекционных школах для детей с ЗПР или в классах ИПК в общеобразовательной школе, могут успешно освоить образовательный стандарт (нижнюю границу требований к знаниям, учениям и навыкам учащихся) в объеме неполной средней школы и продолжить обучение после 9-го класса в техникумах, училищах, других учреждениях, дающих среднее профессиональное образование.
Коррекционно-развивающее обучение в условиях общеобразовательных учреждений является педагогической системой, реализующей принципы единства диагностики и коррекции недостатков развития, развития общих способностей к учению на основе личностно-ориентированного подхода, обеспечивающего индивидуализацию обучения детей с трудностями в обучении.
Постановка перед школой новых задач привела к поискам новых форм методов обучения как сотрудничества. Сочетание разнообразных форм, организации учебных занятий наиболее полно отвечаем задачам всестороннего развития личности учащихся, выявления их интересов, формирование творческих способностей.
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.
Уроки физики, как и все другие предметы, требуют специальной подготовительной работы, без которой невозможно рационально распределить учебный процесс. Только учет учителем потенциального уровня развития ребенка позволяет прогнозировать зоны дальнейшего развития. Следующее за процессом обучения эти зоны указывают на динамику роста ребенка, дают возможность предвидеть ближайшие его достижения.
Важными коррекционными задачами курса физики в классах для детей с ЗПР являются развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), нормализация взаимосвязи их деятельности с речью, формирование приемов умственной работы: анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля. Большое значение придается умению рассказывать о выполненной работе с правильным употреблением соответствующей терминологии и установлением логических связей в излагаемом материале.
Объект исследования: процесс обучения физике в общеобразовательной школе как средство развития и формирования личности учащегося.
Предмет исследования: особенности преподавания физики в зависимости от способностей учащихся (на примере учащихся классов индивидуальной педагогической коррекции).
Цель исследования: определить формы организации учебного процесса и методы обучения физике как средства дифференциации на основе учета способностей учащихся коррекционных классов.
Задачи исследования. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
Гипотеза исследования. В обучении физике главное значение имеет уровень усвоения важнейших понятий и законов, владение которыми возможно лишь при усвоении понятийного окружения и генезиса самих понятий. Наблюдаемое различие в успешности обучения учащихся объясняется недостаточным вниманием учителя при не дифференцированном учебном процессе к особенностям их познавательной деятельности, что приводит к формальному усвоению понятий и законов. Если дифференцировать процесс обучения с учетом способностей и специфики познавательной деятельности каждого учащегося, то разница в уровне усвоения обязательного учебного материала будет сглажена, поскольку каждый учащийся при усвоении понятий и законов будет работать в такой последовательности учебных действий, которая обеспечит их эффективное присвоение и будет одновременно комфортна для него.
Методы исследования: теоретический анализ общей и специальной педагогической и методической литературы; обобщение собственного педагогического опыта работы; наблюдение и анализ учебного процесса по физике.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка 17 использованных источников, приложения; содержит 36 страниц компьютерного набора.
Едва ли не с самых давних времен, говоря об образовании, стремятся подчеркнуть желание учитывать интересы учащихся, строить процесс обучения с опорой на разную группу усвоения изучаемого материала, так, чтобы цели обучения соответствовали возможностям и желаниям обучаемых, а также социальному заказу общества. Все это выражается в различных концепциях дифференциации обучения.
В литературе под дифференциацией понимают такую систему обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно изменяющихся жизненных условиях, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям.
В современной педагогической литературе широкое распространение по отношению к "дифференциации" получили термины: "дифференцированное обучение", "дифференцированный подход", "уровневая дифференциация", "индивидуализация обучения", "индивидуальный подход".
Несмотря на наличие сравнительно обширной литературы, посвященной проблеме дифференциации и индивидуализации обучения, и богатого многолетнего опыта исследовательской и практической работы по этим проблемам, нельзя не отметить отсутствия единства и ясности даже в толковании этих терминов. "Педагогическая энциклопедия" различает понятия "дифференцированное обучение" и "индивидуализация обучения". Дифференцированное обучение, согласно энциклопедии, - это "разделение учебных планов и программ", а индивидуализация обучения - это "организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению".
Дифференциация (от лат. differentia – различие) означает расчленение, разделение, расслоение целого на части, формы, ступени. Применительно к процессу обучения мы понимаем дифференциацию как действие, задача которого - разделение учеников в процессе обучения для достижения главной цели обучения и учета особенностей каждого учащегося.
Попытки дать толкования понятию "дифференциация обучения" предпринимаются учеными давно.
Калмыкова З.И.: "Дифференциация обучения – это создание специализированных классов и школ, рассчитанных на учет психологических особенностей школьников".
Унт И.Э.: "Это учет индивидуальных особенностей учащихся в той или иной форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для раздельного обучения".
Дорофеев Г.Ф,.Суворова С.Б,.Фирсов В.В,.Кузнецов П.В: "Эта такая система обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно меняющихся жизненных условиях, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям".
Последнее определение наиболее емко, из него следует, что дифференциация обучения на современном этапе является определяющим фактором демократизации и гуманизации образования.
Опираясь на указанное определение, сформулируем цели дифференциации обучения с дидактической и психолого-педагогической точек зрения.
С дидактической точки зрения целью дифференциации является решение назревших проблем школы путем создания новой дидактической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально новой мотивационной основе.
С психолого-педагогической точки зрения конечной целью дифференциации является его индивидуализация, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого ученика.
Возрастное развитие школьников происходит путем последовательных переходов от одной его ступеньки к качественно другой. В процессе возрастного развития важно обнаружить те или иные способности ученика (рис. 1.1). Эти качества, выявляющие способных учеников, являются возрастными и в какой-то мере временными. Их нужно вовремя и в полной мере использовать для подъема развития способностей.
Рис. 1. 1 – Возрастное развитие школьников
В педагогической литературе часто рассуждение о дифференцированном подходе ассоциируется с дифференциацией обучения. Различия в этих терминах в следующем. Дифференцированный подход определяется педагогической интуицией учителя в связи с реализацией принципа индивидуализации обучения, он является конкретным показателем его педагогического мастерства. Приведу понимание рядом исследователей сущности понятия "дифференцированный подход".
Информация о работе Особенности преподавания физики в зависимости от способностей учащихся