Особенности преподавания физики в зависимости от способностей учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Проблема оказания помощи неуспевающим детям многие годы является актуальной в педагогике. Необходимость дифференциации и индивидуализации в процессе обучения давно занимает ведущее место в методических работах. Современная концепция среднего образования решительно отказывается от традиционной уравниловки, признавая многообразие форм обучения и получения среднего образования в зависимости от способностей и склонностей учащихся. Массовая школа сегодня не в состоянии одинаково хорошо научить всех школьников.
Значительное количество учеников теряет интерес к учебе, чувствуют себя в школе крайне неуютно.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
1 ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ОТ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ………………………………………………………………….
1.1 Проблема дифференциации в педагогической теории и практике….
1.2 Организационные психолого-педагогические основы дифференциации..
1.3 Психолого-педагогические особенности учащихся с задержкой психического развития…………………………………….…………….
2 ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В КЛАССАХ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ……………..
2.1 Методика преподавания физики в классах ИПК .…………………….
2.2 Основные требования к урокам физики в коррекционных классах.…
2.3 Уроки с использованием ИКТ в классах коррекции………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..…

Файлы: 1 файл

Особенности преподавания физики в зависимости от способностей учащихся.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

Очевидно, что  по особенностям учебной деятельности, характеру поведения, состоянию эмоционально-волевой сферы дети с ЗПР значительно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. Поэтому для специального обучения и воспитания этой категории детей специфична коррекционная направленность.

Учебно-коррекционная работа с детьми этой категории весьма обширна и разнообразна. Наиболее общие принципы и правила этой работы сводятся к следующему:

  • необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятии;
  • необходимо предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности и т.п.;
  • в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь, формировать необходимые навыки учебной деятельности;
  • в системе коррекционных мероприятий необходимо предусматривать проведение подготовительных (к усвоению того или иного раздела программы) занятий (пропедевтический период) и обеспечивать обогащение детей знаниями об окружающем мире; на уроках и во внеурочное время необходимо уделять внимание коррекции всех видов деятельности детей; во время работы с детьми учитель должен проявлять особый педагогический такт. Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.

Таким образом, учебная  деятельность в классах коррекции  организуется в форме дифференцированного  подхода к учащимся. Обучение в  таких классах с учётом сохранных  интеллектуальных возможностей детей  группы риска ведётся по действующим  в школе программам, с опорой на действующие учебники.

 

2  ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В КЛАССАХ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

 

 

2.1 Методика преподавания физики в классах ИПК

 

Усвоение учебного материала  по физике вызывает большие затруднения  у учащихся с ЗПР в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений, низкие общеучебные умения и навыки. Учет особенностей учащихся коррекционных классов требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь физики с жизнью; актуализация первичного жизненного опыта учащихся. Поэтому для эффективного усвоения учащимися с ЗПР учебного материала по физике в программу общеобразовательной школы внесены следующие изменения: добавлены часы на изучение тем и вопросов, имеющих практическую направленность; предусмотрены вводные уроки, резервные часы для повторения слабо усвоенных тем и решения задач; увеличено время на проведение лабораторных работ; часть материала изучается в ознакомительном плане, а некоторые, наиболее сложные вопросы исключены из рассмотрения.

Для того чтобы обеспечить базовую подготовку на доступном  уровне усвоения, а также способствовать удовлетворению интереса учащихся к предмету по их потребностям, необходима дидактическая обработка учебного материала в соответствии с особенностями детей, обучающихся в классах коррекции.

В настоящее время  существует большое количество различных печатных дидактических материалов, рабочих тетрадей, сборников тестов, задачников. Ни одно из пособий в полном объеме не подходит для классов коррекции, но отдельные задания и вопросы могут быть использованы при составлении, тестов, дидактических карточек; при проведении письменного и устного опроса.

Подбирая задачи для  обучения в классах коррекции, следует  помнить, что дети с ЗПР затрудняются в использовании нескольких алгоритмов одновременно, и, если решении требует, например, использования нескольких формул, их преобразования, то задача не должна включать сложных математических расчетов.

Для повышения интереса к учебе используются нетрадиционные методические приемы отработки умений и навыков, в т.ч. включающие игровые элементы.

Важными специфическими задачами курса физики в классах  индивидуальной педагогической коррекции (ИПК):

    • развитие  у  обучающихся  основных  мыслительных  операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
    • нормализация  взаимосвязи их  деятельности  с речью;
    • формирование  приёмов  умственной  работы (анализ  исходных  данных, планирование  материала, осуществление  поэтапного  и  итогового  самоконтроля);
    • развития  умения  рассказывать  о  выполненной  работе  с  правильным  употреблением  соответствующей  терминологии;
    • формирование умения к установлению  логических связей в  излагаемом  материале.

Особое внимание при изучении курса физики уделяется  постановке и организации эксперимента, проведению игровых форм подачи материала и контроля знаний, смене деятельности обучающихся во время  урока.

Для того чтобы  обеспечить базовую подготовку на доступном  уровне усвоения, а также способствовать удовлетворению интереса учащихся к  предмету по их потребностям, необходима дидактическая обработка учебного материала в соответствии с особенностями детей, обучающихся в классах коррекции.

В настоящее  время существует большое количество различных печатных дидактических  материалов, рабочих тетрадей, сборников  тестов, задачников. Ни одно из пособий в полном объеме не подходит для классов коррекции, но отдельные задания и вопросы могут быть использованы при составлении, тестов, дидактических карточек; при проведении письменного и устного опроса.

Подбирая  задачи для обучения в классах  коррекции, следует помнить, что дети с ЗПР затрудняются в использовании нескольких алгоритмов одновременно, и, если решении требует, например, использования нескольких формул, их преобразования, то задача не должна включать сложных математических расчетов.

Для повышения  интереса к учебе используются нетрадиционные методические приемы отработки умений и навыков, в т.ч. включающие игровые элементы.

Планируя  и осуществляя работу в специальных  коррекционных классах, учитель  должен в первую очередь решать коррекционно-развивающие задачи, а именно,

  • развитие социально-нравственных качеств детей
  • формирование устойчивой учебной мотивации;
  • развитие личностных компонентов познавательной деятельности;
  • развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность;
  • развитие учебных умений, как общедеятельностных, так и интеллектуально-перцептивных;
  • обогащение кругозора и развитие речи до уровня, позволяющего сознательно воспринимать учебный материал.

Только решение  этих задач позволяет реализовать  учебные цели преподавания любого предмета, сделать результативной воспитательную работу педагога.

С другой стороны, в связи с насыщенностью учебной  программы по физике (особенно в  старших, 8-х, 9-х классах среднего звена), решение коррекционных задач  необходимо строить на материале изучаемого предмета.

Индивидуализация  обучения – важнейшая особенность работы в классах коррекции. Индивидуальная работа предполагает изучение личности школьника, определение в соответствии с этим стратегии работы, выбор предлагаемых учащемуся заданий, осуществление обратной связи и соответствующая корректировка выбранной стратегии.

Взаимоотношения педагога и учащегося, а также  стиль преподавания играют немаловажную роль в эффективности процесса обучения. Для возникновения у школьников положительного самосознания желательно, чтобы учитель в своих отношениях руководствовался следующими правилами:

  • уделять внимание всем учащимся
  • находить время для личного контакта с каждым учеником
  • отмечать успехи учащихся и хвалить их справедливо
  • при общении учитывать индивидуальные особенности.

Учитель должен стараться не провоцировать конфликта, а если конфликт неизбежен, найти  пути для выхода из этого конфликта, помня о том, что сам ребенок  этого сделать не может.

Решающее  влияние на успех в усвоении знаний оказывает создание у ученика учебно-познавательной мотивации. Основным здесь могут стать так называемые престижные мотивы: стремление заслужить одобрение учителя, воспитателя, товарищей. Этот мотив наиболее характерен для детей, длительное время находящихся в детском доме. Социальные мотивы учащихся школ-интернатов сильно ограничены тем, что дети, воспитывающиеся вне семьи, живут сегодняшним днем, у них не развита перспектива будущего. Формированию социальных мотивов учения способствует групповая работа школьников, как на уроках, так и внеклассных мероприятиях.

Формирование  познавательных мотивов через учебную  деятельность происходит в том случае, когда эта деятельность приносит положительные чувства. И здесь  хочется выделить два основных пути:

  • создание ситуации успеха (например: предложение ребенку посильных заданий, выполнение которых приносит удовлетворение, похвала учителя)
  • использование игровых методик, т.к. игровая деятельность для ребенка с ЗПР остается предпочтительной и в подростковом возрасте.

Основным  резервом формирования всех видов учебно-познавательных мотивов является активизация учебной деятельности школьников. Активизация может осуществляться в различных формах учебной работы. Наиболее приемлемой для классов ИПК является учебная деятельность под руководством учителя, когда компоненты учебной деятельности выполняются и осознаются с помощью учителя. Для этого учитель использует в течение урока упражнения и вопросы на анализ и преобразование учебной деятельности. Например, при решении задачи, учитель спрашивает о плане решения: как ученик собирается сделать запись условий, выбрать формулы, выполнить расчеты, каким должен быть результат. При проведении наблюдения: что увидели, какой вывод можно сделать.

Сюда же могут  быть отнесены элементы самостоятельной  работы с учебником, тетрадью, например, найти объяснение поставленного опыта в тексте учебника, найти по тетради задачу, аналогичную решаемой; при обобщающем повторении материала, используя предметный указатель, вспомнить основные понятия, законы, темы.

Следует заметить, однако, что сформировать в полной мере приемы самостоятельной работы у всех учащихся не представляется возможным. В этом случае также требуется индивидуальный подход. Предлагая самостоятельную работу, учитель наблюдает за ходом ее выполнения и осуществляет руководство в той степени, которая необходима, чтобы поддержать деятельность ученика.

Для того чтобы  обеспечить усвоение учащимися классов  ИПК необходимого минимума знаний и  умений по предмету (уровня функциональной грамотности), обучение должно быть направленно на развитие познавательной сферы личности (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения).

Создание  сенсорно насыщенной внешней сферы  на уроке способствует решению учебных  и развивающих задач. Это использование наглядных материалов, технических средств обучения, проведение несложных практических работ, позволяющих "пощупать", "подвигать" изучаемый объект. Используемые пособия должны быть разнообразны по характеру, форме, цвету, размеру. Однако следует избегать сенсорной перегрузки. Поэтому в оформлении кабинетов следует избегать большого числа плакатов, стендов и т.д. Но это оформление периодически, например, при переходе от изучения одной темы к другой, должно меняться.

У большинства  учащихся коррекционных классов  восприятие слабо развито (особенно такие свойства, как осмысленность, обобщенность, целостность; специальные виды восприятия: пространства, движения, времени). Развитие восприятия может осуществляться через формирование умения наблюдать. Условиями успешного овладения методом наблюдения являются постановка цели, выработка и следование плану конкретного наблюдения. Развитию целостного восприятия соответствуют задания на узнавание предмета по совокупности частей и элементов его; узнаванию предмета по немногим характерным признакам; выделение существенных признаков изображения; развитие умения образно сравнивать.

Для учащихся с ЗПР характерны различные нарушения  памяти, в первую очередь малый  объем и прочность. Работа по воспитанию памяти школьника, включающая три момента: запоминание, сохранение и воспроизведение запомненного, осуществима в рамках учебного процесса.

Для улучшения  запоминания нужно акцентировать  внимания учащихся на материале, который  необходимо запомнить; использовать "включение" различных видов памяти через различные виды учебной деятельности: слушание, чтение, запись, наблюдение. Можно применять элементы мнемотехники: так при запоминании формул использовать так называемые мнемонические треугольники.

Для сохранения запомненного необходима организация  многократного повторения материала. При работе в коррекционных классах необходимо использовать все виды повторения:

  • вводное (в начале года с целью восстановления знаний в памяти учащихся после длительного перерыва)
  • текущее повторение (повторение на каждом уроке основных элементов материала предыдущего для того, чтобы зафиксировать их в долговременной памяти, а также ранее изученного материала, необходимого для восприятия нового)
  • периодическое повторение (повторение, проводимое на определенных этапах изучения курса - это обобщающее повторение, организуемое после изучения определенной темы, повторение в начале каждой новой четверти, а также повторение, проводимое на заключительном этапе изучения материала раздела курса)

Информация о работе Особенности преподавания физики в зависимости от способностей учащихся