Особенности преподавания физики в зависимости от способностей учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Проблема оказания помощи неуспевающим детям многие годы является актуальной в педагогике. Необходимость дифференциации и индивидуализации в процессе обучения давно занимает ведущее место в методических работах. Современная концепция среднего образования решительно отказывается от традиционной уравниловки, признавая многообразие форм обучения и получения среднего образования в зависимости от способностей и склонностей учащихся. Массовая школа сегодня не в состоянии одинаково хорошо научить всех школьников.
Значительное количество учеников теряет интерес к учебе, чувствуют себя в школе крайне неуютно.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
1 ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ОТ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ………………………………………………………………….
1.1 Проблема дифференциации в педагогической теории и практике….
1.2 Организационные психолого-педагогические основы дифференциации..
1.3 Психолого-педагогические особенности учащихся с задержкой психического развития…………………………………….…………….
2 ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В КЛАССАХ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ……………..
2.1 Методика преподавания физики в классах ИПК .…………………….
2.2 Основные требования к урокам физики в коррекционных классах.…
2.3 Уроки с использованием ИКТ в классах коррекции………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..…

Файлы: 1 файл

Особенности преподавания физики в зависимости от способностей учащихся.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)
  • объяснение учителем последовательность выполнения домашних заданий
  • задание на дом
  • оценка работ учащихся.

 

2.3  Уроки с использованием ИКТ в классах коррекции

 

XXI век — век высоких  компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске. Такие уроки особенно актуальны в коррекционных классах.

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Последние годы на нас буквально обрушился технологический прогресс. Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельному, при котором ученик становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися и позволяют в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

  • принцип равенства позиций;
  • принцип доверительности;
  • принцип обратной связи;
  • принцип занятия исследовательской позиции.

Использование программных  педагогических средств (ППС) на определенном этапе обучения (на определенном уроке) признается целесообразным, если:

  • обеспечивается высшая, чем при использовании традиционных средств обучения, эффективность обучения;
  • невозможно реализовать определенные средства обучения в виде материальных объектов (оригиналов в естественных условиях, оригиналов в искусственных условиях, модельных эквивалентов оригиналов - физических моделей);
  • соответствующие графические изображения (статические и динамические), логически-математические модели имеют недостаточную наглядность и понятность или имеют чрезмерную сложность.

Компьютер является и  мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.  Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию

Достаточно широкое  распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить  наглядность за счет использования учителем в ходе урока мультимедиа презентации.

Педагогическая практика показывает, что большинство учителей предпочитает использовать на уроке  лишь один компьютер и мультимедийный проектор. Этот путь во многом является выигрышным: решается проблема здоровьесбережения (большой экран при рациональной организации учебного времени снимает необходимость ограничения работы ученика перед экраном монитора); использование мультимедийного проектора позволяет более эффективно управлять учебным процессом, влиять на его результат.

Одной из ошибок, которую  довольно часто допускают учителя, является использование презентации  на весь урок. У детей возникают  отрицательные эмоции к концу  урока, т. к. снижается внимание, интерес, они устают, начинают бездельничать, игнорировать новый материал и т.п.

Необходимо помнить, что  компьютер должен выполнять функцию  дополнения в общении учитель-ученик, а не доминировать, ведь это всего  лишь средство обучения.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В наше время год от года количество коррекционных классов, как и их учеников, к сожалению, увеличивается,  поскольку растет число детей, не справляющихся со школьной программой.

Психологические особенности детей с трудностями  в обучении обуславливают несколько  иной подход к отбору содержания изучаемого материала при обучении школьных предметов, выдвигая на первый план то содержание, которое обеспечивает формирование положительных мотиваций к учению, яркие эмоциональные проявления, расширение кругозора детей, знакомство ребёнка с явлениями природы. В процессе обучения таким детям на уроке необходимо предоставить возможность осуществления предметно-практической деятельности, усвоения теоретических знаний посредством обогащения чувственного опыта, организации наблюдений природных явлений, математических отношений и т.д.

Только в условиях класса индивидуальной педагогической коррекции появляется возможность  индивидуального подхода, учитываются  характерные для каждого ребёнка  затруднения. Это позволяет систематически восполнять пробелы в элементарных знаниях и практическом опыте учащихся, а значит повышать уровень общего развития.

Усвоение программного материала по физике вызывает большие  затруднения у учащихся с ЗПР  в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность  абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений, в каждом классе имеются дети с разными возможностями усвоения материала, необходим дифференцированный подход к учащимся.

Дифференциация осуществляется путем варьирования методов и форм организации обучения, исходя из необходимости создания каждому учащемуся удобной познавательной среды, развивающей присущие ему качества личности.

Изучив состояние проблемы в психолого-педагогической литературе, опыт педагогов, построив свою систему  работы, можно с уверенностью утверждать: использование на уроках физики дифференцированного подхода позволяет раскрыть и развить способности учащихся, удовлетворить образовательные потребности каждого ученика в полной мере, адаптировать весь учебный процесс к особенностям школьников, стимулировать процессы самопознания и самоопределения личности. В процессе постижения предмета каждый ученик должен видеть перспективу, оценивать собственные успехи, понимать, что лежит в основе выставления оценки.

Задача учителя –  не погасить в учениках огонёк интереса, развить в них способность мыслить, обобщать, анализировать, сформировать цельное представление об окружающем мире.

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Авербух С. Б. Программно-методическое обеспечение и тематическое планирование уроков физики в школе для детей с ЗПР /С.Б.Авербух. – М.: Владос, 2010. – 94 с.
  2. Беленко Е.А. Методика преподавания физики учащимся с задержкой психического развития / Е.А. Беленко. – Режим доступа: http://festival. 
    1september.ru/articles/500983/
  3. Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психического развития /О.В.Защиринская. - СПб.: Речь, 2007. — 176 с.
  4. Кулешова М. В. Использование технологии уровневой дифференциации обучения на уроках физики /М.В. Кулешова. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/100603/.
  5. Липа В.А. Основы коррекционной педагогики /В.А.Липа. - Донецк: Лебіь, 2002. - 327 с.
  6. Мыреева Л.С.Урок физики в коррекционных классах /Л.С.Мыреева. – Режим доступа : http://rudocs.exdat.com/docs/index-26837.html.
  7. Осмоловская И. М.  Как организовать дифференцированное обучение /И.М.Осмоловская. - М.; Сентябрь, 2002 -160 с.
  8. Пеункова О.Г. Общие вопросы планирования учебного процесса по физике в специальных коррекционных классах /О.Г.Пеункова. – Режим доступа: http://internat-9-yar.narod.ru/mat/prog_fizika-7-9.doc.
  9. Потапов A.C. Педагогические условия дифференциации обучения школьников в зависимости от особенностей восприятия учебной информации / А.С. Потапов. – М., 1999. - 196 с.
  10. Пурышева Н.С. Дифференциация обучения физике в средней школе /И.С.Пурышева. –  М.: Прометей, 1993. – 161 с.
  11. Селевко Г.К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей /Г.К.Селевко. – М.: Педагогика, 1996.
  12. Стукалова И.Н. Уровневая дифференциация обучения /И.Н.Стукалова. – Б.: АКИПКРО, 1996.
  13. Теория и методика обучения физике в школе: общие вопросы / под ред. С.Е.Каменецкого, Н.С. Пурышевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 368 с.
  14. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения /И.Э.Унт. – М.: Педагогика, 1990.-192 с.
  15. Усова А.В. Воспитание учащихся в процессе обучения физике /А.В.Усова, В.В.Завьялов. – М. Просвещение, 1984. – 143 с.
  16. Шахмаев Н.М. Дифференциация обучения в средней общеобразовательной школе /Н.М.Шахмаев // Дидактика средней школы / под ред. М.Н. Скаткина. - М.: Педагогика, 1985.
  17. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Просвещение, 1996. – 96 с.

Информация о работе Особенности преподавания физики в зависимости от способностей учащихся