Особенности преподавания физики в зависимости от способностей учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Проблема оказания помощи неуспевающим детям многие годы является актуальной в педагогике. Необходимость дифференциации и индивидуализации в процессе обучения давно занимает ведущее место в методических работах. Современная концепция среднего образования решительно отказывается от традиционной уравниловки, признавая многообразие форм обучения и получения среднего образования в зависимости от способностей и склонностей учащихся. Массовая школа сегодня не в состоянии одинаково хорошо научить всех школьников.
Значительное количество учеников теряет интерес к учебе, чувствуют себя в школе крайне неуютно.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
1 ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ОТ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ………………………………………………………………….
1.1 Проблема дифференциации в педагогической теории и практике….
1.2 Организационные психолого-педагогические основы дифференциации..
1.3 Психолого-педагогические особенности учащихся с задержкой психического развития…………………………………….…………….
2 ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В КЛАССАХ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ……………..
2.1 Методика преподавания физики в классах ИПК .…………………….
2.2 Основные требования к урокам физики в коррекционных классах.…
2.3 Уроки с использованием ИКТ в классах коррекции………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..…

Файлы: 1 файл

Особенности преподавания физики в зависимости от способностей учащихся.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)
  • заключительное (в конце учебного года)

Учёт особенностей детей специальных коррекционных классов требует, чтобы при изучении  нового  материала проходило многократное  его  повторение:

- подробное  объяснение нового материала  с организацией  эксперимента;

- беглое  повторение  с  выделением  главных  определений  и  понятий;

- осуществление   обратной  связи – ответы  учеников  на  вопросы, работа  по  плану   и  т.п.

Отметим некоторые  характерные особенности процесса обучения в классах коррекции.

Планируя  учебную деятельность, учитель должен четко выделить элементы содержания учебного материала, усвоение которого всеми учащимися необходимо добиваться, определить различные виды учебной деятельности по отработке каждого элемента, как можно шире используя наглядность и деятельностный подход. При изложении материала желательно знакомить учащихся с возможно более широкою областью знаний, но требовать усвоения только выделенных элементов. При обучении должен осуществляться принцип обратной связи, требующий цикличной организации системы управления учебным процессом, и корректировкой учителем содержания обучения в соответствии с результатом обучения.

Основными методами обучения являются объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы. Для активизации  мыслительной деятельности можно частично использовать метод проблемного изложения и некоторые элементы развивающего обучения.

Основная  форма организации учебных занятий  по физике в школе - урок того или иного типа

При  подготовке  и   разработке   плана  урока  необходимо:

- отводить  достаточное  количество  времени  на  рассмотрение  тем  и  вопросов, раскрывающих связь физики с жизнью, с теми явлениями, наблюдениями, которые хорошо известны ученикам из их жизненного  опыта;

- максимально  использовать  межпредметные   связи, ибо  учащиеся  данного   вида классов, особенно нуждаются в преподнесении одного и того  же учебного материала в различных  аспектах, в его варьировании, в  неоднократном повторении и закреплении полученных знаний и  практических  умений.

Урок любого типа включает повторение ранее изученного материала, отработку каждого элемента содержания учебного материала с использованием нескольких видов деятельности учащихся. При этом следует помнить, что для учащихся классов коррекции наиболее сложными видами деятельности на уроках физики являются: слушание, речь, особенно монологическая, выполнение математических операций при решении задач и выполнении лабораторных работ. Поэтому, для сохранения работоспособности учащихся на протяжении всего урока, эти действия следует чередовать с более простыми: наблюдением, чтением, списыванием текста; выполнением рисунков, несложными дидактическими играми с раздаточным материалом.

В связи с  низкой переключаемостью внимания у  учащихся классов ИПК демонстрацию опытов, просмотр видеофрагментов, дидактические  игры-соревнования лучше проводить в заключительной части урока. Если же необходимо проведение демонстрации опыта в середине урока, то вслед за этим должно следовать письменное задание (запись выводов с доски, заданий по учебнику или карточкам и т.п.), чтобы облегчить переключение и концентрацию внимания на новую деятельность. Особенности учащихся требуют введения новых знаний на уроках "малыми дозами". В связи с этим основной тип урока в таких классах - это комбинированный урок.

Важное место  в познавательной деятельности учащихся занимают работа с книгой и работа с тетрадью.

Для учащихся с ЗПР, имеющих малый объем  памяти, умение работать с учебной  и справочной литературой важно  не только для успешного усвоения школьной программы, но и для последующего успешного обучения, подготовки к профессиональной деятельности.

Не менее  важна работа с тетрадью - запись с доски или из учебника основных элементов изучаемого материала  организует работу учащихся, концентрирует  внимание; грамотно выполненные и  оформленные записи в тетради  являются опорой при повторении (припоминании) материала и, наконец, эти записи представляют для ребенка видимый результат его труда, способствуют созданию ситуации успеха.

Планируя  урок, учитель должен предусмотреть  несколько вариантов его проведения, т.к. готовность учащихся к уроку, их работоспособно работоспособность сильно зависит от внешних факторов. Очень важен организационный момент. Урок начинается с привычной механической работы, выполняемой по "инструкциям учителя": открыли тетради, записали число, тему урока (тема должна быть записана на доске) и т.п. В это время учителем должен определить готовность учеников к уроку и, в соответствии с этим, строить дальнейшую работу.

Домашние  задания к каждому уроку должны быть небольшими по объему и не требующими усиленной мыслительной работы: заучить формулировку закона, определение; выписать из учебника образец решения задачи, зарисовать схему прибора с пояснениями, закончить решение задачи, заполнение таблицы и т.д. По желанию, учащимся можно предложить задания творческого характера - написание рефератов на темы, связанные с историей науки, практического применения ее достижений (т.е. описательного характера), составление кроссвордов и т.д.

Повышению интереса к физике, повторению материала способствуют игры с физическим содержанием, проводимые на внеклассных мероприятиях.  Особенно популярны игры, аналогичные телевизионным: "Что? Где? Когда?", "Кто хочет стать миллионером?", "Поле чудес", "Ключи от форта Байярд  и др".

 

2.2 Основные требования  к урокам физики в коррекционных классах

 

Урок физики следует  рассматривать как определенное звено взаимной цели уроков. Содержание этого отдельно взятого урока  и метода работы связаны с содержанием  предыдущих уроков и методами, применяемыми на них. Урок должен носить законченный характер и решать определенный круг учебных и воспитательных задач. Учащиеся с мотивацией должны самостоятельно с учебниками и другой литературой. Чтобы выработать ориентиры обучения нового урока, следует начать с повторения пройденного.

Эффективность урока определяется:

  • по глубине и прочности знаний, умений и навыка;
  • по времени;
  • по содействию урока на решение воспитательных задач, на формирование научного мировоззрения;
  • по эффективности методов изменения методов учебного материала и форм организации учебной деятельности учащихся.

Задачи уроков:

  • сообщение учащимся новых знаний;
  • развитие мышления учащихся и их познавательных способностей;
  • формирование научного мировоззрения;
  • привитие практических знаний и умений;
  • повторение пройденного;
  • проверка успеваемости учащихся.

Виды уроков:

  • уроки изучения нового материала;
  • уроки привития практических умений и навыков (решение задач, лабораторных работ);
  • уроки повторения и обобщения пройденного;
  • уроки проверки знаний, умений и навыков учащихся (тесты, самостоятельные работы, контрольные работы).

Коллективная форма  обучения считается ведущей, и она хорошо сочетается с индивидуально-фронтальной работой учащихся.

В течение урока ученик, имеющий мотивы, занимается несколькими  видами учебной деятельности:

  • слушает объяснение учителей или ответы учащихся;
  • наблюдает за опытами;
  • отвечает на вопросы учителя;
  • работает с приборами;
  • выполняет графические, письменные работы;
  • конспектирует, отвечает на вопросы после параграфа;
  • делает обобщение, выводы урока;
  • анализирует эксперимент.

Все виды учебной деятельности учащихся должны сочетаться и следовать  друг за другом с учетом работоспособности  ученика:

  • изучение новых материалов на уроках физики четырехэлементная структура:
  • проверка выполнения домашнего задания, повторение пройденного материала, знание которого необходимо для усвоения нового;
  • изучение нового материала, постановка очередной проблемы, установление способов решения поставленной проблемы,
  • разрешение выдвинутой проблемы,
  • анализ результатов и их обобщения;
  • упражнение и проверка усвоения нового материала;
  • домашнее задание.

Через 15-20 минут работоспособность  активность 7-9 классов определенно  снижается. Особенно у тех детей, которые страдают хроническими болезнями. Структура уроков должна быть гибкой, с учетом снижения активности детей. Поэтому нужны разнообразные схемы уроков, в зависимости от их целей и содержания. Чтобы не потерять драгоценные минуты активности, необходимо учителю вынуть из темы самое рациональное зерно умений, навыков.

При построении уроков учитывают учебно-воспитательные задачи в содержании изучаемого материала, особенности используемых методов обучения, возрастные особенности учащихся, бытовые условия для умственного труда учащихся.

Рассказ учителя –  это последовательное, образное изложение материала, не прерываемое диалогом, применяемое с целью ознакомления учащихся с историей изобретений и открытий физических законов, биографии выдающихся ученых и изобретателей. Образный рассказ учителя вызывает у учащихся стремление реализоваться как личность.

Объяснение – это  последовательное строгое изложение  учителем наиболее тупиковых вопросов курса физики.

Беседы – метод  обучения, при котором учитель, опираясь на багаж знаний учащихся при помощи практических опытов, вопросов демонстраций и диалоги, подводит учащихся к пониманию и усвоению новых знаний.

Лекция рассчитана на целый урок. Научная строгость  изложения с продолжительностью для учащихся утомительна.

Доктор педагогических наук профессор И.А. Грошенков предлагает для педагогов коррекционных школ следующую структуру уроков.

Подготовительная часть:

  • организационный этап (общая организация детей, подготовка необходимых учебных принадлежностей);
  • вводная беседа (мобилизация внимания, создание эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации предметной деятельности школьников).

Основная часть:

  • анализ урока;
  • определение последовательности деятельности (планирование темы урока);
  • указание к началу работы (реализации приемов решений, выполнений);
  • работы учащихся над вопросами темы;
  • осуществление фронтального, дифференцированного и индивидуального руководства, повторное привлечение внимания детей к вопросам темы, актуализация законов, понятий, теорий, активизация и стимуляция деятельности учащихся.

Заключительная часть:

  • подведение итогов урока (обобщение деятельности учащихся, просмотр выполнения анализ поставленных задач, фиксирование внимания детей на ошибках и достоинствах, выставление оценок.
  • задание на дом
  • организационное окончание урока.

Рассмотрим структуру  урока поэтапно.

Организационный этап - самая  короткая часть времени урока  может использована в воспитательных целях.

Цель беседы или рассказа состоит в том, чтобы мобилизовать внимание, интерес учащихся, вызвать  в них живое отношение к  учебному процессу. Надо помнить что заинтересованность, оценка их деятельности вызывает не только эмоциональный подъем, но и снимает утомление. Основная часть, исследование темы урока начинается с анализа, где сначала выделяются основные части изучаемого. Затем идет повторение содержания параграфа: физическое понятие, приемы решения задач, формул, пересказ ученикам содержания таблиц, схем, лабораторных экспериментов.

Чтобы сделать содержание урока доступным, постоянно приходиться  фиксировать внимание детей на значимых моментах. В ходе объяснения учитель должен стремиться к тому, чтобы дети активно участвовали в анализе темы. Для того чтобы деятельность стала целенаправленной, учителю приходится весь процесс урока делить на этапы, которые сопровождаются объяснениями.

1 этап – подробное объяснение учителя на доске по ходу изучения темы;

  • поэтапная проработка (устное повторное, осмысление, запоминание);
  • работа учащихся с раздаточными материалами;
  • решение задач.

2 этап – совместное  с учениками последовательное  решение наиболее сложных задач, разборка схем.

3 этап – заключительный  этап:

Информация о работе Особенности преподавания физики в зависимости от способностей учащихся