Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:05, курсовая работа
Актуальность исследования. Проблема оказания помощи неуспевающим детям многие годы является актуальной в педагогике. Необходимость дифференциации и индивидуализации в процессе обучения давно занимает ведущее место в методических работах. Современная концепция среднего образования решительно отказывается от традиционной уравниловки, признавая многообразие форм обучения и получения среднего образования в зависимости от способностей и склонностей учащихся. Массовая школа сегодня не в состоянии одинаково хорошо научить всех школьников.
Значительное количество учеников теряет интерес к учебе, чувствуют себя в школе крайне неуютно.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
1 ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ОТ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ………………………………………………………………….
1.1 Проблема дифференциации в педагогической теории и практике….
1.2 Организационные психолого-педагогические основы дифференциации..
1.3 Психолого-педагогические особенности учащихся с задержкой психического развития…………………………………….…………….
2 ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В КЛАССАХ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ……………..
2.1 Методика преподавания физики в классах ИПК .…………………….
2.2 Основные требования к урокам физики в коррекционных классах.…
2.3 Уроки с использованием ИКТ в классах коррекции………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..…
Учёт особенностей детей специальных коррекционных классов требует, чтобы при изучении нового материала проходило многократное его повторение:
- подробное объяснение нового материала с организацией эксперимента;
- беглое повторение с выделением главных определений и понятий;
- осуществление обратной связи – ответы учеников на вопросы, работа по плану и т.п.
Отметим некоторые
характерные особенности
Планируя учебную деятельность, учитель должен четко выделить элементы содержания учебного материала, усвоение которого всеми учащимися необходимо добиваться, определить различные виды учебной деятельности по отработке каждого элемента, как можно шире используя наглядность и деятельностный подход. При изложении материала желательно знакомить учащихся с возможно более широкою областью знаний, но требовать усвоения только выделенных элементов. При обучении должен осуществляться принцип обратной связи, требующий цикличной организации системы управления учебным процессом, и корректировкой учителем содержания обучения в соответствии с результатом обучения.
Основными методами обучения являются объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы. Для активизации мыслительной деятельности можно частично использовать метод проблемного изложения и некоторые элементы развивающего обучения.
Основная
форма организации учебных
При подготовке и разработке плана урока необходимо:
- отводить достаточное количество времени на рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь физики с жизнью, с теми явлениями, наблюдениями, которые хорошо известны ученикам из их жизненного опыта;
- максимально использовать межпредметные связи, ибо учащиеся данного вида классов, особенно нуждаются в преподнесении одного и того же учебного материала в различных аспектах, в его варьировании, в неоднократном повторении и закреплении полученных знаний и практических умений.
Урок любого типа включает повторение ранее изученного материала, отработку каждого элемента содержания учебного материала с использованием нескольких видов деятельности учащихся. При этом следует помнить, что для учащихся классов коррекции наиболее сложными видами деятельности на уроках физики являются: слушание, речь, особенно монологическая, выполнение математических операций при решении задач и выполнении лабораторных работ. Поэтому, для сохранения работоспособности учащихся на протяжении всего урока, эти действия следует чередовать с более простыми: наблюдением, чтением, списыванием текста; выполнением рисунков, несложными дидактическими играми с раздаточным материалом.
В связи с низкой переключаемостью внимания у учащихся классов ИПК демонстрацию опытов, просмотр видеофрагментов, дидактические игры-соревнования лучше проводить в заключительной части урока. Если же необходимо проведение демонстрации опыта в середине урока, то вслед за этим должно следовать письменное задание (запись выводов с доски, заданий по учебнику или карточкам и т.п.), чтобы облегчить переключение и концентрацию внимания на новую деятельность. Особенности учащихся требуют введения новых знаний на уроках "малыми дозами". В связи с этим основной тип урока в таких классах - это комбинированный урок.
Важное место в познавательной деятельности учащихся занимают работа с книгой и работа с тетрадью.
Для учащихся с ЗПР, имеющих малый объем памяти, умение работать с учебной и справочной литературой важно не только для успешного усвоения школьной программы, но и для последующего успешного обучения, подготовки к профессиональной деятельности.
Не менее важна работа с тетрадью - запись с доски или из учебника основных элементов изучаемого материала организует работу учащихся, концентрирует внимание; грамотно выполненные и оформленные записи в тетради являются опорой при повторении (припоминании) материала и, наконец, эти записи представляют для ребенка видимый результат его труда, способствуют созданию ситуации успеха.
Планируя
урок, учитель должен предусмотреть
несколько вариантов его
Домашние задания к каждому уроку должны быть небольшими по объему и не требующими усиленной мыслительной работы: заучить формулировку закона, определение; выписать из учебника образец решения задачи, зарисовать схему прибора с пояснениями, закончить решение задачи, заполнение таблицы и т.д. По желанию, учащимся можно предложить задания творческого характера - написание рефератов на темы, связанные с историей науки, практического применения ее достижений (т.е. описательного характера), составление кроссвордов и т.д.
Повышению интереса к физике, повторению материала способствуют игры с физическим содержанием, проводимые на внеклассных мероприятиях. Особенно популярны игры, аналогичные телевизионным: "Что? Где? Когда?", "Кто хочет стать миллионером?", "Поле чудес", "Ключи от форта Байярд и др".
2.2 Основные требования к урокам физики в коррекционных классах
Урок физики следует рассматривать как определенное звено взаимной цели уроков. Содержание этого отдельно взятого урока и метода работы связаны с содержанием предыдущих уроков и методами, применяемыми на них. Урок должен носить законченный характер и решать определенный круг учебных и воспитательных задач. Учащиеся с мотивацией должны самостоятельно с учебниками и другой литературой. Чтобы выработать ориентиры обучения нового урока, следует начать с повторения пройденного.
Эффективность урока определяется:
Задачи уроков:
Виды уроков:
Коллективная форма обучения считается ведущей, и она хорошо сочетается с индивидуально-фронтальной работой учащихся.
В течение урока ученик, имеющий мотивы, занимается несколькими видами учебной деятельности:
Все виды учебной деятельности учащихся должны сочетаться и следовать друг за другом с учетом работоспособности ученика:
Через 15-20 минут работоспособность активность 7-9 классов определенно снижается. Особенно у тех детей, которые страдают хроническими болезнями. Структура уроков должна быть гибкой, с учетом снижения активности детей. Поэтому нужны разнообразные схемы уроков, в зависимости от их целей и содержания. Чтобы не потерять драгоценные минуты активности, необходимо учителю вынуть из темы самое рациональное зерно умений, навыков.
При построении уроков учитывают учебно-воспитательные задачи в содержании изучаемого материала, особенности используемых методов обучения, возрастные особенности учащихся, бытовые условия для умственного труда учащихся.
Рассказ учителя – это последовательное, образное изложение материала, не прерываемое диалогом, применяемое с целью ознакомления учащихся с историей изобретений и открытий физических законов, биографии выдающихся ученых и изобретателей. Образный рассказ учителя вызывает у учащихся стремление реализоваться как личность.
Объяснение – это последовательное строгое изложение учителем наиболее тупиковых вопросов курса физики.
Беседы – метод обучения, при котором учитель, опираясь на багаж знаний учащихся при помощи практических опытов, вопросов демонстраций и диалоги, подводит учащихся к пониманию и усвоению новых знаний.
Лекция рассчитана на целый урок. Научная строгость изложения с продолжительностью для учащихся утомительна.
Доктор педагогических наук профессор И.А. Грошенков предлагает для педагогов коррекционных школ следующую структуру уроков.
Подготовительная часть:
Основная часть:
Заключительная часть:
Рассмотрим структуру урока поэтапно.
Организационный этап - самая короткая часть времени урока может использована в воспитательных целях.
Цель беседы или рассказа состоит в том, чтобы мобилизовать внимание, интерес учащихся, вызвать в них живое отношение к учебному процессу. Надо помнить что заинтересованность, оценка их деятельности вызывает не только эмоциональный подъем, но и снимает утомление. Основная часть, исследование темы урока начинается с анализа, где сначала выделяются основные части изучаемого. Затем идет повторение содержания параграфа: физическое понятие, приемы решения задач, формул, пересказ ученикам содержания таблиц, схем, лабораторных экспериментов.
Чтобы сделать содержание урока доступным, постоянно приходиться фиксировать внимание детей на значимых моментах. В ходе объяснения учитель должен стремиться к тому, чтобы дети активно участвовали в анализе темы. Для того чтобы деятельность стала целенаправленной, учителю приходится весь процесс урока делить на этапы, которые сопровождаются объяснениями.
1 этап – подробное объяснение учителя на доске по ходу изучения темы;
2 этап – совместное
с учениками последовательное
решение наиболее сложных задач
3 этап – заключительный этап:
Информация о работе Особенности преподавания физики в зависимости от способностей учащихся